Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИИ «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  

Л.Ю. Козлова, воспитатель
детского сада № 78
(г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)
 

 

Проблема познавательной активности - одна из самых значимых в современном обществе. К сожалению, в настоящее время всё большее количество детей ориентированы на цифровые технологии, почти у каждого ребёнка есть свой телефон, планшет, гаджеты. Это неплохо для человека XXIвека, но всё должно быть в меру. Ребёнка не должна интересовать компьютерная игра больше, чем игра со сверстниками или наблюдения за окружающим миром. Поэтому, я считаю, что одной из главных задач педагога дошкольного образования является повышение познавательной активности детей через применение различных инновационных педагогических технологий.

Одним из главных документов, регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций, является ФГОС ДО, согласно которому познавательное развитие трактуется как образовательная область, включающая развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности и др. В рамках непрерывности и преемственности дошкольной и школьной ступенями образования, я бы акцентировала внимание педагогического сообщества на важность и значимость формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к универсальным учебным действиям. Разделяю взгляд на миссию дошкольного образования - «Научить учиться».

Кольца Луллия – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей и формирования познавательной активности дошкольников, их творческого мышления и воображения.

Цель использования пособия:формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений.

Задачи:

- расширять познавательные способности ребенка;

- развивать креативные способности дошкольников;

- развивать навыки фантастического преобразования объектов;

- формировать потребность к активной умственной деятельности.

 

1. Описание пособия

 

Пособие (Рис 1.) представляет собой круги диаметром 70, 50 и 30 см, нанизанные на стержень с возможностью свободного вращения. Сверху конструкции устанавливается стрелка. Особенностью моего дидактического пособия является металлическое покрытие колец, что позволяет с помощью магнитной ленты, закреплённой на разделителях, менять количество секторов на кольцах в зависимости от возрастных особенностей детей и выбранной тематики игры.

 

Ric 0 Kozlova

 

Рис 1. Дидактическое пособие Кольца Луллия

Работать с данным пособием можно с детьми от 4-го года жизни. Рекомендуемое количество кругов и секторов показано в Таблице 1.

Таблица 1

 

Возраст детей

Количество кругов

Максимальное количество секторов на одном круге

4-5 лет (средняя группа)

2

4

5-6 лет (старшая группа)

3

8

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

3

10

Примечание. Количество кругов и секторов на Кольцах Луллия зависит от возрастных особенностей детей.

2. Методические рекомендации по построению системы игр

Условно игры с Кольцами Луллия можно разделить на два типа:

1. Игры на подбор соответствия.

2. Игры на развитие творческого воображения с элементом случайности в установке кругов.

Причём одну и ту же игру можно проиграть с детьми по двум типам. Например, игры «Волшебная сказка», «Времена года», «Кто, где живёт и чем питается», «Обозначь цифрой» (смотри Таблицу 2. Комплект дидактических игр для Колец Луллия).

Ric 1 Kozlova       Рис. 2. Обучение счету ъ

 Ric 2 Kozlova     Рис. 3. Такие нужные профессии

Данное дидактическое пособие можно использовать в совместной с детьми организованной и свободной деятельности, в том числе как игровые упражнения (индивидуально или с подгруппой детей) по образовательным областям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие.

Технологическая цепочка проведения игры:

1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам.

2. Постановка задачи.

3. Раскручивание кругов.

4. Познавательная деятельность детей.

4.1. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа.

4.2. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям.

5. Рефлексия и подведение итогов.

Также дидактическое пособие Кольца Луллия можно использовать как рабочее поле для самостоятельного выбора ребёнком («Доложи…», «Подбери…», «Обозначь…») требуемого изображения из предложенного множества. Дети более старшего возраста сами комбинируют задания, определяют цели и правила, предлагают новые варианты развития игры.

        3. Комплект дидактических игр для Колец Луллия

Таблица 2

 

№ п/п

Название

игры

Цель игры

Количество секторов

Организация игры

Варианты заданий

1

Обозначь цифрой

Закреплять умение соотносить цифру и количество предметов

10 секторов

1 круг – цифры

2 круг – карточки с разным количеством точек

3 круг – карточки с разным количеством предметов

     1.    Подобрать количество предметов и точек к заданной цифре.

     2.    Подобрать количество предметов и цифру к определённому количеству точек.

     3.    Подобрать количество точек и цифру к определённому количеству предметов.

     4.    Подбери к цифре карточку с таким же количеством точек, а карточку с предметами на 1 больше (меньше).

    5.    Второй круг оставить свободным.

Выложить из счётного материала столько кружков, сколько обозначено цифрой и подобрать карточку с таким же количеством предметов.

     6.    Используется 2 круга: 1 круг – цифры, 2 круг – карточки с разным количеством предметов.

Соедини любые цифры и предметы и объясни необычное сочетание (Например: цифра 8 и картинка слона. «У слона 8частей тела – 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост»).

     7.    Заменить карточки с точками на втором круге на места обитания из игры «Кто, где живёт и чем питается». Выбирается случайное сочетание всех трёх кругов.

Придумай фантастическую историю или сказку (Например: цифра 4, поле, слон. «Семья из четырёх слонов пошла гулять в поле»)

2

Соседние числа

Закреплять умение определять последующее и предыдущее число

10 секторов

1 круг – цифры в случайном порядке

2 круг – цифры в случайном порядке

3 круг – цифры в случайном порядке

     1.    Подбери младшего и старшего соседа (предыдущее и последующее число) для заданной на среднем круге цифры.

     2.    Подбери два предыдущих числа для заданной на большом круге цифры.

     3.    Подбери два последующих числа для заданной на малом круге цифре.

3

Составь число

Закреплять навык определения состава числа

Количество секторов можно увеличивать по мере изучения темы

1 круг – цифры в случайном порядке

2 круг – цифры в случайном порядке

3 круг – цифры в случайном порядке

    1.    Определи состав числа для заданной на большом круге цифры (Например: для цифры «3» - состав числа включает три варианта, поэтому цифра «3» задана на большом круге три раза).

4

Найди геометрические фигуры

Закреплять навык счёта и умение определять геометрические фигуры

8 секторов

1 круг – цифры в случайном порядке

2 круг – карточки с геометрическими фигурами (в сочетании)

3 круг – сюжетные картинки из геометрических фигур

     1.    Определи, из каких геометрических фигур составлена сюжетная картинка и подсчитай их количество

     2.    На втором круге заменить карточки на отдельные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, полукруг, овал, треугольник).

Определить количество кругов (овалов, треугольников…) на сюжетной картинке и обозначить их количество цифрой.

    3.    Эту игру можно использовать для определения варианта изготовления аппликаций.

5

Кто, где живёт и чем питается

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Млекопитающие»); закреплять навык составления рассказа по картинкам.

10 секторов

1 круг – карточки с изображением животными

2 круг – карточки с изображением мест обитания

3 круг – карточки с изображением рациона питания животных

     1.    Установить соответствие животного, его места обитания и рациона питания. Составить правдивый рассказ о животном.

      2.    Устанавливается случайное сочетание всех трёх кругов.

Составь фантастический рассказ о животном.

6

Составь дерево

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Деревья»).

10 секторов

1 круг – карточки с изображением деревьев

2 круг – карточки с изображением плодов деревьев

3 круг – карточки с изображением листьев деревьев

     1.    Установить соответствие дерева, характерных для него плодов и листьев. Назвать дерево.

7

Такие нужные профессии

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Профессии»); закреплять навык составления рассказа по картинкам.

8 секторов

1 круг – карточки с изображением людей на рабочем месте

2 круг – карточки с изображением назначения профессии (предмет труда)

3 круг – карточки с изображением материалов и оборудования

      1.    Установить соответствие профессии, предмета труда, материалов, инструментов и оборудования.

Составить рассказ о профессии.

8

Времена года

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Времена года»); закреплять навык составления рассказа по картинкам.

4 сектора

1 круг – карточки с изображением пейзажа, характерного для определённого времени года

2 круг – карточки с изображением занятий людей

3 круг – карточки с изображением признаков времён года

     1.    Установить соответствие времени года, признаков и занятий людей, характерных для этого времени года.

Составь рассказ о времени года.

     2.    Устанавливается случайное сочетание всех трёх кругов.

Составь фантастическую историю о событии, происшедшем летом (зимой, весной…).

9

Где спрятался звук

Закреплять умение определять местоположение звука в слове (начале, конце, середине)

8 секторов

1 круг – буквы

2 круг – карточки с изображением предметов

3 круг – карточки с изображением схем расположения звука (начало, середина, конец слова)

    1.    Установить соответствие предмета, буквы и её местоположения в слове.

     2.    Определить по заданной схеме и предмету звук в слове и обозначить его буквой.

    3.    Определить местоположение звука по заданным предмету и букве.

10

Волшебная сказка

закреплять навык составления пересказа известных сказок и фантастических историй по картинкам

8 секторов

1 круг – карточки с изображением сказочных героев

2 круг – карточки с изображением места, где происходят сказочные события

3 круг – карточки с изображением сказочных предметов

     1.    Соедини картинки. Отгадай сказку. Расскажи о главных героях. Какие события происходят в сказке? Чем закончилась сказка?..

      2.    Устанавливается случайное сочетание всех трёх кругов.

Составь новую сказку с «выпавшими» героем, предметом и местом событий.


Список литературы

1. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова //Дошкольная педагогика. - 2011. - № 2.

2. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 c.

3. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - С.22.

4. Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. - №5.-56-60 с.

5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.

6. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2009.- С.32.

7. Сидорчук, Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017. – 40 с.

8. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. - 2010. - № 2. - 234 с. 

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

И.А. Шакарянц,
директор,
Г.В. Еремина,
зам директора по УПР,
С.В. Ерлыкова,
зав. отделением
(Балашихинский техникум,
Московская обл.)

  Основной задачей профессиональных образовательных организаций является подготовка квалифицированных кадров. Кадры необходимо готовить под запросы рынка труда, а чтобы понимать эти запросы необходимо выстраивать коммуникации между образовательными учреждениями и работодателями. При отсутствии в образовательной организации четких ориентиров на запросы работодателей увеличивается риск подготовки так называемых обезличенных специалистов. Дуальное обучение позволяет образовательным учреждениям избежать таких проблем. Организация учебного процесса с использованием дуального образования дает возможность осуществлять подготовку кадров непосредственно "под заказ", обеспечив их максимальное соответствие требованиям работодателя.

  Дуальное обучение является основой практико-ориентированной модели профессионального образования. Практико-ориентированное обучение представляет собой процесс в результате которого происходит освоение обучающимися образовательных программ с целью формирования навыков практической деятельности за счет выполнения реальных практических задач.

  Основной целью практико-ориентированного обучения в профессиональном образовании является подготовка студентов к выполнению конкретных трудовых функций, основанных на использовании полученных ими практических умениях и знаниях.

 Преимуществами дуального образования, как основы практико-ориентированного обучения, являются заинтересованность заказчиков как потребителей кадров, привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных сотрудников предприятий, возможность использования в образовательном  процессе современного оборудования в условиях реальных производств, учет образовательными учреждениями требований работодателей, предъявляемых к будущим специалистам.

   ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» более шести десятилетий обеспечивает ракетную и авиационную технику агрегатами взлетно посадочных устройств и гидравлических систем. Решению вопросов кадровой политики руководство завода уделяет особое внимание. Предприятие активно сотрудничает с ГБПОУ МО «Балашихинский техникум», понимая необходимость усиления производства молодыми кадрами.

  В ГБПОУ МО «Балашихинский техникум» совместно с ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» реализуется проект подготовки кадров по укрупненной группе специальностей 15.00.00 "Машиностроение" с использованием элементов дуального обучения. Данный проект взаимодействия предприятия и образовательной организации - это проект адресной подготовки специалистов.

  Техникум сотрудничает с ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» длительное время, но в прошлом выпускники техникума тяжело адаптировались на производстве, демонстрировали низкую степень самостоятельности в работе и, к сожалению, недолго оставались работать на заводе. В результате перехода на дуальную систему образования данная проблема была решена. Плавное вхождение в трудовую деятельность позволило студентам безболезненно адаптироваться к условиям реального производства.

   С целью повышения эффективности подготовки кадров в 2014 году на базе ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» был создан учебный центр подготовки рабочих кадров. Создание подобного центра позволило решить две основные задачи: подготовка и переподготовка сотрудников предприятия и профессиональная подготовка студентов техникума с элементами дуальной системы образования.

   Механизм реализации организационной модели взаимодействия техникума и предприятия по дуальной системе образования постоянно совершенствуется. Организационная модель взаимодействия ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" и ПАО АК "Рубин представляет собой следующую структуру: (см. рис.1).

               1      

Рис.1

    Для реализации проекта была разработана нормативно-правовая база по дуальному обучению, которая отвечает интересам интеграции образования и производства и учитывает нормативно-правовые, организационные, кадровые, программно-методические и материально-технические условия обучения.

 Весь учебный процесс основан на технологии концентрированного обучения. Первоначально обучающиеся сосредотачиваются на более глубоком изучении каждого предмета общепрофессионального и профессионального циклов и после этого направляются на учебную практику. Практика проводится концентрировано на всех этапах обучения с учетом требований работодателя. Учебный процесс выстраивается таким образом, что на 1 курсе идет освоение основ профессии на базе учебной токарной мастерской под руководством мастеров производственного обучения. Со 2 курса реализация учебной программы происходит через сочетание работы на оборудовании учебно-производственного участка учебного центра ПАО АК «Рубин» под руководством мастеров-наставников и изучения теоретических вопросов в техникуме с постепенным усложнением учебных и практических задач. Учебная практика студентов 3 курса основана на индивидуальном подходе. Практика максимально приближена к реальным условиям предприятия, проходит в производственных подразделениях ПАО АК «Рубин» под руководством наставников предприятия.

 Ric 2. Shicaranz.

Фото 1. Теоретические занятия в техникуме

  На базе учебного центра ПАО АК «Рубин» идет формирование профессиональных компетенций по специальности «Технология машиностроения» по профессиональному модулю "Выполнение работ по профессии «Оператор станков с ЧПУ», согласование с ПАО АК «Рубин» тем выпускных квалификационных работ, программ государственной итоговой аттестации и проведение выпускных практических и выпускных квалификационных работ по профессии «Токарь -универсал».

       Ric3. Shicaranz.

   Фото 2. Производственная практика на ПАО АК "Рубин"

  Осуществляется наставничество - назначение специалистов (наставников) ПАО АК «Рубин» для проведения учебной практики с обучающимися 1-2 курсов и производственной практики с обучающимися 3 курса обучения и привлечение к образовательному процессу в качестве педагогов профессионального обучения высококвалифицированных сотрудников предприятия, достигших вершин профессионального мастерства.

Ric 4. Shicaranz.

Фото 3. Наставник П.С. Прохоров со своим учеником

    В рамках этого проекта для студентов появилась возможность получения полного представления о своей профессии и условиях труда, а у работодателя - получение специалиста, обладающего всеми необходимыми умениями, навыками и уже с опытом работы на конкретном оборудовании предприятия в конкретных условиях производства.

   Привлечение в образовательный процесс представителей реального сектора экономики способствовало повышению качества обучения и эффективности профессиональной подготовки. В рамках реализации данного проекта работодатель перестал быть пассивным потребителем готовых кадров, а стал активным участником самого процесса подготовки этих кадров от начала и до конца.

  Работодатель включается в образовательный процесс уже на этапе формирования учебного плана, графика учебного процесса, согласования рабочих программ, разработки фонда оценочных средств. К образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения привлекается высокопрофессиональный персонал предприятия, развивается институт наставничества. В учебном процессе используется современное оборудование в условиях реальных производственных площадок. Предприятие оказывает социальную поддержку обучающимся, поощряет успевающих обучающихся, выплачивая корпоративную стипендию.

  Для образовательной организации переход на данную систему образования позволил решить такие проблемы, как устаревшая материально-техническая база, отсутствие квалифицированных преподавателей профессиональных дисциплин, низкая мотивация к обучению у студентов.

 Таким образом, стали очевидны преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционными формами образования (см. табл. 1)

                      Таблица 1

ПРЕИМУЩЕСТВА ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЕ

СТУДЕНТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Снижение финансовых затрат на обучение персонала

Экономия времени на поиск сотрудников

Развитие института наставничества

Повышение мотивации к обучению

Социальная адаптация к условиям реального производства

Экономия времени на поиск работы

Модернизация материально-технической базы

Привлечение к образовательному процессу квалифицированных сотрудников предприятий

Повышение квалификации педагогов путем проведения стажировок на предприятии

  Опыт дуального образования привлекателен своей конкретностью. В процессе дуального обучения теория сразу же подкрепляется практикой, практика проходит непосредственно на будущем рабочем месте и специалиста готовят к конкретной должности. У предприятий появляется возможность снизить финансовые затраты на переобучение персонала, сэкономить время на подбор кадров. У студентов повышается мотивация к качественному обучению, они чувствуют заинтересованность будущего работодателя и собственную ответственность перед предприятием. После выпуска из образовательного учреждения у обучающихся не возникает необходимости в поиске работы, ряды безработных или работающих не по профессии молодых специалистов не пополняются. Образовательные учреждения имеют возможность укомплектоваться профессиональными кадрами за счет привлечения к педагогической деятельности сотрудников предприятия и развития института наставничества, повысить квалификацию своих педагогов путем проведения стажировок на предприятии, а также использовать материальные ресурсы предприятия, организовывая учебные мастерские, лаборатории, образовательные центры.

   За время реализации данного проекта удалось достичь следующих результатов:

– ориентация профессионального образования на реальное производство;

– укрепление материально-технической базы;

– развитие системы независимой оценки качества;

– развитие системы прогнозирования кадровых потребностей;

– рост количества студентов, обучающихся по договорам о контрактно-целевой подготовке (175 договоров в 2018-2019 учебном году);

– гарантия трудоустройства выпускников;

– повышение престижа рабочих профессий.

  Применение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели образования – это одно из эффективных средств повышения качества профессионального образования.

   Список информационных источников

1.  Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64.

2.  Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С.112-123.

3. Югфельд Е. А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр. 49-62.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ООО

 

Н.Н. Сивакова,
зам. директора по УВР,
канд. биол. наук, доцент
(СОШ № 43 им. Героя РФ В.Д. Нужного, г. Ставрополь)

Приоритеты и направления развития системы образования на современном этапе и до 2025 года определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г № 1642. Одной из целей этой программы является создание на всех ступенях образования условий, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим научный и практический интерес исследователей и педагогических работников лежит в плоскости изучения, обоснования и оценки эффективности этих условий, включая нормативно-правовые, управленческие, организационно-педагогические, социальные, психологические, информационные, финансовые и иные. [4]

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Важнейшим условием обеспечения формирования социально активной личности является непрерывность образования, которая обеспечивается преемственными связями на всех этапах обучения. Важнейшей характеристикой качества преемственности связей является технологическая преемственность.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий.

 Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. И выпускник школы - это результат педагогического труда учителей и внимания родителей. [3,5]

Очевидно, что внедрение и реализация ФГОС в образовательную практику не может осуществляться только на основе простого знакомства с ними. Руководители и педагогические работники должны совершить значительный шаг в своем профессиональном развитии, теоретически и практически подготовиться к реализации структурных, содержательных, процессуальных и технологических компонентов стандартов.

В Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года физическая культура и спорт – наряду с развитием здравоохранения, образования, повышением экологической безопасности – рассматриваются как фактор развития человеческого потенциала. Именно здоровье нации выступает мерилом качества жизни. Здоровье подрастающего поколения – один из важнейших показателей, определяющий потенциал страны, её национальную безопасность. К счастью, сегодня кардинально меняется отношение к самому образу жизни у детей и взрослых через пропаганду физкультуры и спорта в средствах массовой информации; популяризацию семейного активного отдыха; мотивацию к занятиям различными видами спорта и подготовке к сдаче нормативов ГТО в школе.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др. В качестве условия освоения педагогами нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных путей обучения и воспитания, реализации гуманистической парадигмы рассматривается непрерывное развитие профессиональной компетентности руководителя и учителя, под которой понимается интегративная характеристика, включающая в себя не только научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, профессиональные умения, но также умения творческой и исследовательской деятельности. Актуальным становится сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий как качественной характеристики образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных   качеств,       способствующих его сохранению и        укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. [7]

Согласно ФГОС система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

На протяжении 10 лет особого внимания заслуживает работа с дневниками и паспортами здоровья школьника в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края.

Разработанный авторами Сиваковой Н.Н., Поштаревой Т.В. (2008г.), Жуковской Г.В. с соавт, (2011г.) «Паспорт здоровья школьника» для учащихся 1-4, 5-9 классов - это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирование мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Содержание материала для каждого класса носит преемственный характер с учетом возрастных особенностей школьника.

Особую значимость проблема здорового образа жизни приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в примерной основной образовательной программе начального общего образования выделен 6 раздел – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся начальной школы, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Разработанный в 2011 году Жуковской Г.В. с соавторами «Дневник здоровья учащихся 1-4 классов» предусматривает:

-  получение учащимся начальной школы знаний, в области физической культуры, гигиены, культуры здоровья, гармоничного развития детского организма;

-  воспитание осознанной необходимости в занятиях физической культурой,

- соблюдение режима дня, правил здорового питания и здорового образа жизни.

Технология  дифференцированного физкультурного образования  с помощью «Дневника здоровья учащихся 1-4 классов» предполагала следующие виды деятельности:

• чтение стихов, сказок, рассказов;

• разучивание и исполнение песен, и стихов;

• развитие творческих способностей: рисование и раскрашивание рисунков, составление и решение кроссвордов, придумывание загадок, составление пословиц о здоровом образе жизни, составление режима дня и правила здорового питания (табл.1, 2);

• выполнение утренней гигиенической гимнастики, физических упражнений в течение учебного дня на расслабление, концентрацию внимания;

• доброжелательные отношения со сверстниками «Советы доброты» (табл. 3).

Дневник здоровья является личным документом ученика. Заполняя и регулярно просматривая этот документ под руководством классного руководителя и родителей, ребёнок приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, учится анализировать свое состояние здоровья, выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих  образа жизни.

Таблица 1

Режим дня младшего школьника

 

  

   Режим дня

Время (начало и окончание), дни недели

Замечания по выполнению режима дня

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Подъём

               

Зарядка

               

Утренний туалет

               

Завтрак / (1, 2)

               

Занятия в школе

               

Прогулка

               

Обед /( Полдник)

               

Прогулка

               

Занятия спортом

               

Отдых

               

Подготовка уроков

               

Ужин

               

Отдых

               

Сон

               

Таблица 2

Правила здорового питания

 

Советы

Дата

   

Мою перед едой руки

   

Не говорю с полным ртом

   

Хорошо пережёвываю пищу

   

Пользуюсь салфеткой

   

Пользуюсь столовыми приборами

   

Не объедаюсь

   

Не ем на ходу, стоя

   

Не тороплюсь во время еды

   

Мою фрукты и овощи перед едой

   

Ем не реже 4 раз в день

   

Ем только полезные продукты

   

Таблица 3

«Советы доброты»

 

Советы

Дата

   

Я никогда не повышаю голос на других

   

Я всегда здороваюсь

   

Я говорю добрые слова

   

Я никогда не дерусь

   

Я помогаю старшим

   

Я вежлив

   

 

Согласно требованиям ФГОС ОО у учащихся необходимо сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, о правильном (здоровом) питании, о вредных привычках и их пагубном влиянии на здоровье.

Технология  дифференцированного физкультурного образования  с помощью  «Паспорта здоровья учащихся 5-9 классов» была направлена на решение следующих задач в соответствии с ФГОС ОО:

- научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; физическое развитие, уровень физической подготовленности;

- выполнять правила личной гигиены; здорового питания;

- формировать элементарные навыки физической и эмоциональной разгрузки (релаксации);

- планировать и организовывать свой досуг;

- формировать потребность ученика безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В «Паспорт здоровья» учащихся 5-9 классов вносят показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, полученные в ходе мониторинга, проводимого учителем физической культуры и  медицинским работником школы. Результаты тестирования учащийся анализирует в соответствии со шкалой контрольных нормативов и определяет свой уровень физической подготовленности.  

 Ric. 3 Civakova          Ric. 2 Civakova

 Рис. 1. Паспорт здоровья                Рис. 2. Дневник здоровья

 В «Паспорте здоровья учащихся 5-9 классов» также представлены задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, фиксируется участие школьника в физкультурно-оздоровительных мероприятиях класса, школы.

 По результатам этапной диагностики классные руководители, учителя физической культуры, педагоги-психологи дают рекомендации для учащихся и родителей. Появляется возможность разработки оздоровительных программ, организации профилактической работы с учащимися и контроля со стороны взрослых по выполнению ребенком конкретных рекомендаций. [6]

         Логическим продолжением дифференцированного физкультурного образования учащихся является «Паспорт здоровья класса» - электронный банк классного руководителя об уровне здоровья класса (медицинская группа, результаты тестирования физической подготовленности, занятости учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивных секциях, спортивные достижения класса), который готовит классный руководитель и представляет информацию администрации школы для оформления «Паспорта здоровья школы». [1]

«Паспорт здоровья школы» представляет собой модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении и включает следующие блоки: здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; рациональная организация учебного процесса; организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;  профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

Для осуществления мониторинга в школе директор своим распоряжением создает группу мониторинга из состава педагогов, работников медицинских, психологических, социальных служб, обслуживающих школу.

Системный подход к оценке здоровьеформирующего образовательного пространства предполагает взаимосвязь всех компонентов, логически выстроенных в определенной последовательности: паспорт здоровья школьника – паспорт здоровья класса – паспорт здоровья школы. Логически выстроенная последовательность мониторинга и его многогранность позволяют более широко увидеть весь спектр образовательной деятельности школы, внести своевременные коррективы, прогнозировать результат работы всего педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература:

 

1.   Безруких М.М., Сонькин В. Д. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений».- М. -2004.

2.   Жуковская Г.В. с соавт. Дневник здоровья школьника - организация здоровьесберегающей деятельности школьника: методическое пособие.- Невинномысск.- 2011.- 60 с.

3.     Обеспечение технологической преемственности на ступени дошкольное образование – начальная школа как условие развития личности.- Педагогическое обозрение № 9.- 2011 (117)

4.   Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

5.         Преемственность в образовании.-Педагогическое обозрение № 9.- 2011 (117)

6.      Сивакова Н.Н., Поштарева Т.В., Первова Е.А., Загинайло И.Н. «Паспорт здоровья школьника - организация здоровьесберегающей деятельности школьника»: методическое издание.- Ставрополь.- 2008.- 65 С.

7.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ (Практико-ориентированный проект)

Л.С. Мельник, директор,
С.В. Мурашова,
зам. директора по УВР,
О.А. Зенич, педагог-психолог
(Гимназия № 1, г. Кемерово
) 

 Развитие психолого-педагогических компетентностей педагогов – одно из условий эффективной деятельности современного учителя и напрямую связано с ожидаемыми результатами ФГОС НОО и ООО. Вопросам роли учителя в системе образования, смысла и содержания его деятельности посвящены работы ряда ученых П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, Б.Д. Эльконина, А.Р. Лурия и др. 

 Понятие «психолого-педагогическая компетентность» определяется чаще всего как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных и личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучаемых. К психологическим компетентностям учителя можно отнести: компетентность в общении, интеллектуальную компетентность и социально-психологическую компетентность [2, с. 3] . 

Также следует отметить проблему нарастающего профессионального выгорания среди педагогов, решение которой, возможно через психологические тренинги. Л.М. Митина в своей модели профессионального развития учителя отмечала, что движущей силой в этом является процесс саморазвития, понимаемого как внутренняя активность учителя по качественному преобразованию себя самого [3, с.13]. 

В связи со всем вышеизложенным был и задуман проект развития психолого-педагогических компетентностей педагогов МБОУ «Гимназия №1». 

Цели проекта: развитие готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС посредством формирования у них рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков 

Данный проект помогает решить следующие задачи: сформировать у членов педагогического коллектива гимназии личностную потребность в здоровом образе жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью; дать необходимые в этой области знания, умения и навыки; научить педагогов применять знания ЗОЖ в профессиональной деятельности и личной повседневной жизни; повысить культуру самосохранения здоровья на личностном уровне. 

Участники проекта – коллектив педагогов МБОУ « Гимназия №1», г. Кемерово. 

Ожидаемые потенциальные результаты от реализации данного проекта: повышение индивидуальной «жизнестойкости» каждого участника, повышение мотивации к самопознанию, активизация профессионального и человеческого потенциала, улучшение психологического климата в учреждении, прояснение или решение индивидуальных психологических проблем, наработка коммуникативной профессиональной компетенции, применение здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности. 

Результативность психологической работы отслеживалась посредством следующих приемов и методов: наблюдение, анализ групповой динамики и индивидуальное тестирование в рамках тренинговых занятий, обратная связь от участников проекта, отслеживание опосредованных изменений через профессиональную деятельность педагогов (анализ педагогических достижений), рефлексия личностных изменений в жизни педагогов через консультативное взаимодействие, опрос по завершению проекта, коллективное обсуждение итогов реализации проекта и совместное перспективное планирование дальнейшей работы психолога с педагогами. 

Инновация проекта заключается в использовании психологического коучинга как формы и метода, нацеленного на укрепление соматических и психических составляющих здоровья педагогов и поиск резервов для более эффективной работы. В практике используются апробированные методики, техники, оптимальные практические решения; их мягкая компиляция позволяет комфортно и эффективно взаимодействовать с коллективом, эффективно структурировать групповую и индивидуальную психологическую деятельность. 

Практичность и эффективность данного проекта в том, что задействованы все уровни взаимодействия психолога и педагогов: групповой и личностный. При этом использован индивидуальный подход, соблюдена личностная экология, реализуется разнообразие форм обучения, полученные теоретические знания применяются на практике в групповой и индивидуальной работе, каждому участнику предоставляется возможность прояснить, уточнить и скорректировать свою позицию в любом заявленном вопросе, разрешить свои психологические проблемы, пополнить свой профессиональный арсенал знаний, навыков, приемов. 

Проект достаточно технологичен, так как руководители ОО, психологи системы (дополнительного, дошкольного, школьного) образования могут воспользоваться предоставляемыми материалами в полном объеме или модульно, взять за основу идею такой разноплановой работы с педагогическим коллективом, добавив свои наработки. 

В современной программе модернизации образования приоритетными являются задачи оздоровления и культивирование у педагогов, учащихся здорового образа жизни. Сохранение здоровья непосредственно самого педагога – есть залог выполнения поставленных перед образованием задач по воспитанию и обучению детей, сохранению физического, психического и социального благополучия каждого ребенка. 

Концептуальной основой проекта является системно-деятельностный, личностно-ориентированный подход. 

Методической основой проекта являются труды: Л.С. Выготского,А.Н., Леонтьева, Д.Б. Эльконина, К. Рудестама, К. Роджерса, В.П.Захарова, Ю.В. Макарова, И.В. Вачкова , А.Г. Асмолов, Амонашвили, Ж. Годфруа, А.А. Александрова, Л.А. Петровской, В. Ясвина, А.Б. Орлова, А.З. Шапиро и др.

 

Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения педагогов по формированию психолого-педагогических компетентностей педагогов:

 Одним из условий построения личностно-деятельностного образования в школе является развитие психолого-педагогических компетентностей (ППК) педагогов в следующих областях:

1. Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся, умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности: компетентность в предмете и методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

5. Компетентность в области организации учебной деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, умение организовать учебную деятельность обучающихся, умение реализовать педагогическое оценивание.

Реализация проекта проходит в четыре этапа: 1 этап - диагностический этап: подготовка диагностического материала, тестирование педагогов, определение профессиональных потребностей, запросов, анализ уровня ППК педагогов; 2 этап - организационный этап: сбор информации, планирование, индивидуальная работа с педагогами, формирование групп; 3 этап - практический:проведение тренинговых занятий, повышение психологической грамотности педагогов в рамках семинаров, педагогических советов, методических объединений, проведение практико-ориентированных занятий с педагогами в рамках «Школы администратора», «Школы молодого специалиста», консультации педагогов о причинах и признаках выгорания, выработка индивидуальной стратегии профилактики синдрома профессионального выгорания; 4 этап - обобщающий этап:анкетирование педагогов, планирование. 

 

В рамках заявленного проекта в МБОУ «Гимназия №1» реализуется программа развития психолого-педагогических компетентностей педагогов в форме психологического коучинга «Успешный учитель». Данная программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели. Цель: осознание своей индивидуальной педагогической деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. 

 Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг предполагает движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. [1, с.12] 

 Ожидаемые результаты реализации программы: мониторинг личностного развития должен показать динамику эмоционально-волевых качеств (развитие самоконтроля, саморегуляции, эмпатии), ориентационных качеств (развитие самоорганизации, повышение интереса к результатам профессиональной деятельности), поведенческих качеств (снижение уровня конфликтности, формирование конитивной модели - тип сотрудничества), личностных качеств (повышение самосознания и понимания других). 

 Программа коучинга рассчитана на 25 часов. Тренинговые встречи проводятся в каникулярное время. В работе используются различные методы: дискуссионные методы, ролевые игры, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции, метод направленного воображения. 

Частота проведения: один раз в четверть в каникулярное время. Продолжительность: 3-4 часа. Количественный состав групп: 10-12 человек. 

Содержание программы 

$1

1.    Коммуникативный тренинг 

Цель: создание условий для знакомства участников друг с другом, принятие групповых правил, выяснение ожиданий и опасений педагогов, конкретизация и прояснение личных и групповых целей. 

Методы: игровые, дискуссионные, методы саморегуляции 

Структура тренинга: 

1. Принятие правил работы в группе; 2. Упражнение «Знакомство»; 3. Игра - активатор «Друг к дружке»; 4. Игра на взаимодействие « Поймай мяч»; 5. Упражнение «Мой правый стульчик опустел»; 6. Упражнение «Узнай своего коллегу»; 7. Рефлексия. 

2. Тренинг сензитивности 

Цель: содействие осознанию участников группы своих жизненных целей, поиску внутренних ресурсов и изменению отношения к проблемной ситуации. 

Методы: игровые, дискуссионные. 

Структура занятия: 

1. Упражнение-активатор «Ритм жизни»; 2. Упражнение «Социальные роли»; 3. Упражнение «Мне 80 лет»; 4. Рефлексия. 

3. Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния" 

Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов, выявление степени стрессогенного состояния, освоение способов управления эмоциональным состоянием, способов улучшения настроения. 

Методы: игровые, дискуссионные, арт-методы. 

Структура занятия 

1. Упражнение на коммуникацию: «Я и мое имя»; 2. Упражнение-разминка “Карандаши”; 3.Самодиагностика «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?»; 4.Упражнение “Похвали себя и других”;5. Упражнение «Я – дома, я – на работе»; 6.Упражнение: «8 ассоциаций»;7. Упражнение “Путешествие” (медитация); 9. Упражнение «Звуковая гимнастика»; 10. Упражнение «Дружественная ладошка»; 11. Упражнение Сюжетная сказка « Разноцветные звезды»; 12. Рефлексия: упражнение «Чему я научился?». 

4. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" 

Цели: 

1.    Создание диссоциированного взгляда на жизненные проблемы, изменение их восприятия; 

2.    Расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях; 

3.    Повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга. 

Методы: метод направленного воображения, дискуссионные, арт-методы. 

Структура занятия: 

1. Обозначение актуальности занятия. 2. Упражнение «Говорю, что вижу»; 3. Проведение экспресс диагностики кризисных состояний (З. Королева); 4. Медиативное упражнение « Капля на стекле»; 5. Работа с рисунком-схемой своей проблемы; 6. Раздача памяток; 7. Рефлексия. 

 Ric.1 Melnik Ric.2  Melnik

5. Психологическая игра «Распределение сердец» 

Цель: развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий. 

Структура занятия: 

1. Обозначение необходимости освоения приемов эффективного общения для педагогов; 2. Инструкция к психологической игре; 3. Ход игры; 4. Обсуждение итогов игры; 5. Знакомство с приемами эффективного общения; 6. Обсуждение видеозаписи игры. 

6. Психологическая игра «Судьба» 

Цель: создание условий для осознания участниками группы степени притязаний каждого члена группы на лидерство, распределения ролей внутри группы, уровня допустимой агрессии, возможности выражения своих желаний и намерений в группе.
Методы: игровые, дискуссионные, арт-методы. 

Структура занятия

1. Упражнение «Граница». Цель: прочувствовать каждого участника группы. Определить психотип участника (основываясь на психогеометрический тест); 2. Упражнение «Распределение ролей»; 3. Ход игры: 3 этапа; 4. Рефлексия: «Связующая нить». 

В ходе реализации программы тренинга педагогической осознанности мы планировали получить: положительную динамику развития эмоционально-волевых качеств (развитие самоконтроля, саморегуляции, эмпатии), ориентационных качеств (развитие самоорганизации, повышение интереса к результатам профессиональной деятельности), поведенческих качеств (снижение уровня конфликтности, формирование конитивной модели - тип сотрудничества), личностных качеств (повышение самосознания и понимания других). 

В целях изучения уровня развития личностных и коммуникативных педагогических компетентностей педагогов МБОУ "Гимназия №1" психологической службой гимназии было проведено анкетирование, основанное на самооценке педагогов своей профессиональной деятельности, а также оценке администрацией педагогических компетенций работников гимназии. 

Диагностика развития ППК учителей гимназии в 2015 г. показала, что в области личностных качеств у них наименее сформировано умение самоорганизовываться, а в области коммуникативных качеств наименее развито умение устанавливать субъект-субъектные отношения, что порой приводит к деструктивным конфликтам. 

Исходя из результатов диагностики, намечены цели по развитию следующих педагогических компетентностей: 

1. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений: умение принимать решения в педагогических ситуациях; 

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач; 

3. Развитие коммуникативных компетентностей: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, формирование модели поведения в конфликтной ситуации – сотрудничество. 

 Повторная диагностика, проведенная в 2018 г., по результатам реализации тренинговой программы с педагогами, показала рост психолого-педагогических компетентностей в области личностных качеств учителей. Эмпатийность выросла на 1,1 балл (с 3,4 до 4,5 балла), самоорганизаванность возросла на 1,7 балла (с 2,6 до 4,3 баллов). Повысилась и общая культура педагогов на 1,2 балла (с 3,2 до 4,5 баллов) [См. приложение, диаграмма 1]. 

 Значительно возрос уровень развития компетентности педагогов в области организации учебной деятельности: учителя развили в себе умение устанавливать субъект-субъектные отношения. Уровень данной компетентности возрос на 1,4 балла (с 3.2 до 4,6 баллов). 

 В целом, мы наблюдаем положительную динамику развития психолого-педагогических компетентностей учителей гимназии (ППК). Общий уровень ППК возрос на 1,3 балла (с 3,2 до 4,5 баллов). [См. приложение, диаграмма 2]. 

 Для успешного развития психолого-педагогических компетентностей учителей огромное значение имеет их психо-эмоциональное состояние. Программа коученговых встреч была нацелена на профилактику профессионального выгорания - синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Психологические занятия призваны были снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения. 

 Результаты повторной диагностики ПВ по методике Бойко показали положительную динамику: фаза эмоционального выгорания «Напряжение» в 2018г. не сформировалась у 88% респондентов. Динамика составила по сравнению с 2015 г. – 56%. Если в 2015 г. у 52% педагогов фаза «Напряжение» была в стадии формирования, то в 2018 г. таких педагогов только 8%. Cформировавшаяся фаза «Напряжения» в 2015г. лишь у 4% (в 2015г. -16%). 

Сформировавшаяся фаза «Резистенции» в 2018 г. составила лишь 4% (в 2015 г. -50%). Наблюдается значительная положительная динамика в формировании фазы «Истощения». Сформировавшаяся фаза выявлена лишь у 1% респондентов (в 2015 г. - 9%). [См. приложение, таблица 1]. 

Занятия с педагогами в форме психологического коучинга способствовали развитию у них навыков эффективного общения, умения осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, способности к рефлексии. Результаты экспертной оценки субъектов образовательной деятельности указывают на то, что большинство педагогов гимназии способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Им свойственно позитивное самовоспитание, творческое недогматичное мышление, способны создавать на уроке атмосферу живого общения. 

В заключение хочется пожелать, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно–педагогической деятельности. 

Список литературы 

1. Аткинсон М, Чойс Р. Т. Наука и Искусство коучинга : Внутренняя динамика коучинга... Компас для коучей. [Текст] / М. Аткинсон, Р. Т. Чойс. — М. : Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства, 2008. — 278 с. 

2. Болотов В.А, Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков – Педагогика, №10, 2003. - С. 8-14. 

 3. Битянова, М. Наши учителя [Текст] / М. Битянова //Школьный психолог. 2002.- №6. 

4. Дауни М. Эффективный коучинг: уроки для коучей. – М.: Добрая книга, 2008. – 288 с. 

5. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки [Текст] / Т. Казарницкая, И. Головина, Л. Каплич, И. Уварова, Т. Цветкова – Директор, 2002, №6. - С. 16-25. 

6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев - Школьные технологии. 2004, №5. - С.  3-9.

Приложение 

1.    Результаты диагностики педагогического коллектива МБОУ «Гимназия №1».

 

 Таблица 1 Стадии формирования фаз эмоционального выгорания (методика Бойко)

 

ФАЗЫ

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Не сформировавшаяся фаза

Фаза в стадии формирования

Сформировавшаяся фаза

2015

2018

2015

2018

2015

2018

 Напряжение

31,8 %

88 %

52,3 %

8 %

15,9 %

4 %

Резистенция

9,1 %

76 %

40,9 %

16 %

50 %

4 %

Истощение

40,9 %

87 %

50 %

10 %

9,1 %

1 %

 

Таблица 2. Симптомы фазы «Напряжение» (методика Бойко)

 

 

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2015

18,2 %

29,5 %

15,9 %

36,4 %

2018

71 %

17 %

8 %

4 %

Неудовлетворенность собой

2015

56,8 %

31,8 %

2,3 %

9,1 %

2018

91 %

8 %

1 %

0 %

«Загнанность

в клетку»

2015

75 %

15,9 %

0 %

9,1 %

2018

92 %

8 %

0 %

0 %

Тревога и депрессия

2015

43,2 %

29,5 %

13,6 %

13,6 %

2018

98%

2 %

0 %

0 %

 

 Таблица 3. Симптомы фазы «Резистенция» (методика Бойко)

 

 

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

2015

4,5 %

34,1 %

15,9 %

45,5 %

2018

76 %

15%

8 %

1 %

Эмоционально-нравственная дезориентация

2015

43,2 %

25 %

15,9 %

15,9 %

2018

85 %

15 %

0 %

0 %

Расширение сферы экономии эмоций

2015

31,8 %

31,8 %

6,8 %

29,5 %

2018

67 %

20 %

4 %

8,3 %

Редукция профессиональных обязанностей

2015

20,5 %

18,2 %

25 %

36,4 %

2018

77 %

15 %

4 %

4 %

 

Таблица 4. Симптомы фазы «Истощение» (методика Бойко)

 

 

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Эмоциональный дефицит

2015

61,4 %

25 %

4,5 %

9,1 %

2018

84 %

15 %

1 %

0 %

Эмоциональная отстраненность

2015

59,1 %

27,3 %

6,8 %

6,8 %

2018

86 %

10 %

2 %

2 %

Личностная отстраненность

2015

56 %

18,2 %

11,4 %

13 %

2018

90 %

8 %

2 %

0 %

Психосоматические и психовегетативные нарушения

2015

31 %

22 %

27 %

18,2 %

2018

86 %

8 %

4 %

2 %

 

Диаграмма 1. Уровень педагогической компетенции учителей гимназии №1 в области личностных качеств

 

 Melnik 1

Диаграмма 2. Уровень педагогической компетенции учителей гимназии №1 в области организации учебной деятельности

 

Melnik 2 

 

ЭСТАФЕТА ЗДОРОВЬЯ: «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЖИТЬ АКТИВНО – ЭТО СТИЛЬНО, ПОЗИТИВНО»

По данным проведенной диспансеризации, в нашей школе очень высок процент детей с нарушениями осанки: 20-30% от числа обследованных ортопедом. Остается высоким процент детей с пониженной остротой зрения, причем с тенденцией к увеличению. По результату «Диспансеризации» среди детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации распределение по группам здоровья следующее: в 2017 г. количество учащихся со 2 группой здоровья, с 3 группой – возросло, 3 детей имеют 1 группу здоровья.

Результаты научных исследований показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта "Школа за здоровый образ жизни!"

Продолжительность проекта – 8 месяцев. Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.

Подготовительный этап  (сентябрь).

В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы. Указываются мероприятия на каждую неделю, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций, к теоретическим конкурсам. Проводится анализ существующей ситуации.

Организационный этап  (сентябрь - октябрь).

Формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся.

Практический этап  (октябрь - март).

Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.

Заключительный этап  (апрель).

На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся и публичная презентация полученных результатов.

Оценка проекта

Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование) которое проводится в конце года.

Основные результаты проекта представлены в следующих материалах

Что такое ЗОЖ? 

· Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

· Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

·  В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Что способствует сохранению и укреплению здоровья:

·    Правильное питание

·    Закаливание

·    Соблюдение режима труда и отдыха

·  Психическая и эмоциональная устойчивость

·    Личная гигиена

·    Оптимальный уровень двигательной активности

·   Безопасное поведение дома, на улице, на работе

·   Отказ от саморазрушающего поведения.

Здоровое питание

·Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.

Правильное питание

·  Строгое соблюдение ритма приема пищи. Отучаться насыщаться пищей до предела. Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевывать и почувствовать вкус.

Закаливание

· Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи,

Всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет,

А может быть, и более.

Микстуры, порошки

К здоровью ложный путь.

Природою лечись                                                              

В саду и чистом поле

· На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

- интеллектуальное самочувствие : способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

- духовное самочувствие : способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

- Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

·    социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

·   личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

 «Здоровье — залог успеха»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, отчего зависит здоровье. Физическая культура- составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Заниматься физкультурой - это значит систематически выполнять физические упражнения, соблюдать режим жизни и правила гигиены, закаливать организм, умело пользуясь солнцем, воздухом и водой. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья – употребление алкоголя, курение, наркомания.

Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни . Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни .

 1. Вставай всегда в одно и то же время!

 2. Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

 3. Утром и вечером тщательно чисти зубы!

 4. Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!

 5.Одевайся по погоде!

 6. Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

 7. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

 8. Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, и развитие у них самостоятельности и ответственности.

«Здоровье-это вершина, на которую человек должен подняться сам». (И. Брехман)

 

Ric. 3 Terenteva

 

 

Правила составления комплекса закаливания

Что же такое закаливание? Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Закаливание является довольно сильным оздоровительным средством. В школах предусмотрена работа отделений закаливания, оздоровительного бега, лечебной физкультуры.

Структура уроков сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с резиновыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500—800 м до 2 км.

Контрольные упражнения этого периода: кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу). В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке. В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу. В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены соревнования и спортивные праздники.

 

Ric. 1 Terenteva       Ric. 2 Terenteva 1

 

Упражнения

1. «Знаю — не знаю». Из положения стоя. Положите руки на пояс, поднимите плечи — вдох, опустите — выдох. 
       2. «Самолет». Из положения стоя. Руки разведите в стороны — вдох, поверните корпус влево — выдох, вернитесь в исходное положение, не опуская рук, — вдох, затем поворот вправо — выдох.
       3. «Дерево под ветром». Из положения стоя. Поднимите руки вверх — вдох, потянитесь и наклонитесь влево — выдох, выпрямитесь — вдох, наклонитесь вправо — выдох.
       4. «Дровосек». В положении стоя с разведенными на ширину плеч ногами. Поднимите руки вверх и сцепите их в замок — вдох, наклонитесь и опустите сцепленные руки между ногами — выдох.
     5. «Надеваем шляпу». Для этого упражнения вам понадобятся либо шляпа, либо — небольшой гимнастический обруч. Поднимите руки с обручем или шляпой над головой — вдох, согните руки в локтях — выдох.
        6. «Лев». Сядьте на стул, выпрямите спину, руки положите на колени. Сделайте глубокий вдох и при выдохе откройте рот — как можно шире, а также очень сильно вытяните пальцы вперед. При выдохе можно порычать, как настоящие львы!
        7. «Аленушка». Сидя на стуле, разведите руки в стороны — вдох, подтяните согнутую в колене левую ногу к груди и обнимите ее руками — выдох, опустите ногу, разведите руки в стороны — вдох. Повторите то же самое с правой ногой.
       8. «Мишка». В положении стоя на коленях поднимите руки вверх — вдох, опустите руки на пол — выдох, походите на четвереньках, остановитесь, поднимите вверх левую руку и разверните ее ладонью наружу — вдох, поверните голову и корпус в ту же сторону (влево) — выдох. Выполните то же самое с правой рукой.  
        9. «Качалка». Встаньте на четвереньки, сделайте вдох, находясь в этом же положении, согните руки в локтях — резко выдохните.

     10. «Рыбка». Лежа на животе, вытяните руки в стороны и назад — вдох. Слегка приподнимите верхнюю часть тела — выдох.
       11. «Кобра». Лежа на животе, подбородок на полу, ладони уприте в пол около плеч, согните локти. Вдохните, выпрямите локти, выгните спину и медленно поднимите голову. Выдохните, вернитесь в исходное положение.    
      12. «Обними себя». Сядьте на пол, руки резко разведите в стороны — вдох, затем перекрестным движением рук (левая сверху) обнимите грудную клетку — выдох, разведите руки в стороны — вдох, обнимите грудную клетку (правая сверху) — выдох.
      13. «Хлоп-хлоп». Из положения стоя поднимите руки над головой, хлопните в ладоши — вдох, опустите руки вниз. Потрясите кистями — выдох.

Правильное питание

Правильное питание детей является определяющим фактором в их полноценном развитии, хорошем самочувствии, высоких умственных и физических способностях. Правильное питание для школьников заключается в соблюдении правил здорового питания, повышая умственную деятельность, физическую активность и снижая утомляемость.

Многие родители часто сталкиваются с проблемой составления правильного рациона питания школьника, не зная, какие именно продукты принесут их ребенку максимальную пользу.

Принципы правильного питания для школьников:

1. Детям школьного возраста нужно обеспечить сбалансированное питание. Детское здоровье, главным образом, зависит от соотношения питательных веществ. Ребенок должен получать не только белки, жиры и углеводы, но также витамины, аминокислоты, минералы и микроэлементы.

2. Питание должно быть оптимальным. При выборе меню для ребенка нужно учитывать потребности его организма.

 3. Продукты, употребляемые ребенком, должны быть натуральными и полезными.

4. В меню школьника должно присутствовать горячее питание, оказывающее благоприятное воздействие на органы пищеварительной системы.

Не рекомендовано перекармливать школьника, поскольку детский организм также имеет свойство не расходуемые калории превращать в жировые отложения. А лишний вес в детском возрасте может стать причиной многих заболеваний.

Правильное питание для школьников, основанное на соблюдении основных принципов и правил гигиены питания, позволит ребенку вырасти здоровым и хорошо развитым.

Правильное питание детей-школьников целиком зависит от родителей. Приучить ребенка к здоровой пище можно только личным примером. Исключите из рациона все продукты с искусственными добавками и красителями, разнообразьте меню мясными и рыбными блюдами, добавьте овощей. Здоровое питание является залогом успешной учебы в школе.

Анкета «Едим ли мы то, что следует есть?»

Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты.

Анкета для учащихся

Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас.

1. Сколько раз в день Вы едите?

1) 3-5 раз,

2) 1-2 раза,

3) 7-8 раз, сколько захочу.

2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1) да, каждый день,

2) иногда не успеваю,

3) не завтракаю.

3. Что Вы выберите себе для быстрого завтрака на перемене?

1) булочку с компотом,

2) сосиску, запеченную в тесте,

3) кириешки или чипсы.

4. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1) всегда, постоянно,

2) редко, во вкусных салатах,

3) не употребляю.

5. Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1) каждый день,

2) 2 – 3 раза в неделю,

3) редко.

6. Какие напитки вы предпочитаете?

1) сок, компот, кисель;

2) чай, кофе;

3) газированные.

7. Любите ли сладости?

1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

8. Нравится ли Вам питание в школе?

а) да

б) иногда

в) нет

Результаты анкетирования позволили сделать нам выводы:

1.      Среди ½ части опрошенных популярность принадлежит  фаст-фуду;

2.   Если учащимся захотелось перекусить, то большинство из них выберут далеко не продукты правильного питания;

 3.     Употребляемая пища в рационе сбалансирована, но в большей степени за счет употребляемой еды дома, а не в учебном заведении;

4.   На вопрос нравится ли вам питание в школе, многие ответили что да. Но если попросить конкретику, то многие выделяют пиццу, выпечку и соки, хотя ассортимент столовой очень разнообразен и представлен разными блюдами.

Но на полученных результатах мы не останавливаемся. Нам очень интересна данная тематика в свете современных тенденций перехода к здоровому образу жизни и правильному питанию.