Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

СТАРТ ПРОГРАММЫ

IMG 20210429 170214 446

Объявлен старт программы подготовки управленческих команд, обеспечивающих реализацию мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы».

7 июня 2021 г. стартует программа повышения квалификации управленческих команд для руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, курирующих вопросы среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

Федеральный оператор программы – ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования".

Цель программы обучения – создание организационно-деятельностных механизмов для региональных управленческих команд, содействующих достижению целей и задач национального проекта «Образование» в части реализации мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы».

Задачи программы – реализация в каждом субъекте Российской Федерации мер для трансляции информационно-организационных и контрольных установок при реализации мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы».

В прошлом году обучение прошли представители региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования и курирующие вопросы среднего профессионального образования - 118 человек из 59 субъектов Российской Федерации.

В этом году мероприятия программы будут проходить с 7 июня 2021 г. по 20 октября 2021 г. в очно-заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

В рамках программы будут рассмотрены вопросы:

- интеграция содержательных направлений Федерального проекта «Молодые профессионалы» в региональную систему профессионального образования; 

- синхронизация подготовки кадров с учетом потребностей региональной системы экономики;

- эффективное взаимодействие РОИВ с предприятиями-работодателями;

- управление изменениями региональной системы профессионального образования;

- эффективное использование ресурсов профессионального образования в рамках реализации Федерального проекта «Молодые профессионалы» и программ грантовой поддержки;

- управление проектами в системе среднего профессионального образования.

  Заявки для участия региональных управленческих команд необходимо направить на электронную почту  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  в срок до 4 июня 2021 г. Общее количество мест ограничено (квота – 2 представителя от субъекта Российской Федерации).

В 2021 году также планируется обучение руководителей и заместителей руководителей профессиональных образовательных организаций, региональных институтов развития образования, Центров опережающего развития.

«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»-2021

Подведены итоги Всероссийского интернет-конкурса педагогических работников профессионального образования на лучшую методическую разработку-2021, который проводился с участием журнала "Среднее профессиональное образование".

Итоги этого конкурса читайте здесь.

 

 

 

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕДОСТАТКИ

Генезис мирового опыта дистанционного образования показывает, что еще в XVIII в. слушатели получали учебный материал, общаясь с педагогами и сдавая экзамены при помощи почтовой связи. А в 70-е гг. XIX столетия уже была создана целая система обучения по почте – заочное образование. Конец 1980-х гг. ознаменовался началом эры персональных компьютеров в образовании, которыми заменили почтовую переписку, внедрив их в систему обучения на расстоянии. В России ДО появилось относительно недавно – с момента развития интернета и ИКТ, предоставивших возможность удаленного освоения образовательных программ в удобных для обучающегося темпе и времени. В 1997 г. Министерство образования РФ нормативно закрепило возможность проведения дистанционного обучения в экспериментальном режиме.

В рамках эксперимента стали очевидны положительные стороны и недостатки ДО. Так, к плюсам относится его гибкость, при которой обучающийся занимается в удобное для себя время, совмещая обучение с профессиональной деятельностью или основной учебой. ДО нивелирует пространственные проблемы взаимодействия обучающихся с образовательной организацией, предоставляя возможность онлайн-общения с субъектами образования посредством телекоммуникационных сетей и специальных приложений (сайт учебного заведения, личный кабинет студента, электронная почта, скайп, видеосвязь и пр.). Таким образом, в равных условиях находятся все обучающиеся, независимо от места их нахождения на момент проведения занятий. Поэтому можно говорить, что ДО выступает неким инструментом, с одной стороны, снятия социальной напряженности, с другой – эффективного экспорта и импорта образовательных услуг.

В условиях эпидемической обстановки, создавшейся в 2020 г., благодаря ДО стало возможным осуществление учебного процесса и выполнение образовательными организациями учебного плана. Обучающиеся смогли посещать онлайн-занятия согласно расписанию, общаться с преподавателями через специальные платформы в домашней обстановке, подготовив необходимые принадлежности и создав соответствующие технические условия. 

Пока еще не очень обширная практика ДО показала, что эта форма обучения просто незаменима в инклюзивном образовании, в обучении детей-инвалидов и других категорий лиц, не имеющих возможности обучаться очно [6, с. 86–94].

Еще одна положительная сторона ДО заключается в том, что данная форма организации обучения дает обучающимся возможность ликвидировать выявленные пробелы в знаниях, связанные с пропуском занятий по состоянию здоровья или недостаточным пониманием учебного материала.

К основным минусам ДО относят отсутствие неформального, непосредственного общения (офлайн-общения) как между обучающимся, так и с преподавателем, методистом. наставником. Как отмечает Ж.А. Маслова, живое общение между одногруппниками сводится почти к нулю [7]. Такое положение со временем может приводить к апатии, снижению и нарушению концентрации внимания, депрессивным состояниям, что не замедлит сказаться и на здоровье обучающегося. Весьма существенным недостатком ДО является сложность, а в некоторых случаях и невозможность организации лабораторно-практического обучения и освоения конкретных практических навыков. Поэтому дистанционно предпочитают обучаться люди, уже работающие в той или иной производственной сфере, желающие обогатить багаж теоретических знаний.

В период пандемии Covid-19 были выявлены проблемы организации обучения в условиях самоизоляции, когда основная ответственность и за сам учебный процесс, и за его результаты легла на плечи семьи. Согласно исследованиям Р.В. Гарифуллиной и Е.М. Юсуповой, многие родители столкнулись с тем, что детям необходим особый контроль в период обучения, так как они отвлекаются на другие дела [2, с. 82]. Сложнее всего было многодетным семьям, в которых не было достаточно гаджетов для одновременной работы всех детей.

Одной из сложнейших проблем стало то, что высокоскоростной интернет имеется далеко не во всех населенных пунктах РФ. Кроме того, сами образовательные платформы оказались не готовы к такому количеству пользователей, что нередко приводило к срывам учебных занятий.

Также не были готовы к новому формату обучения и педагогические работники, о чем свидетельствует исследование, проведенное коллективом авторов ФИРО РАНХиГС [5].

Тем не менее, хотя практически во всех исследованиях, проведенных за последние полгода, были отмечены явные недостатки ДО, часть экспертов считает, что в будущем все обучение будет дистанционным. Многие эксперты менее радикальны и чаще всего ссылаются на то, что ДО целесообразно вводить при необходимости (например, при ухудшении эпидемиологической обстановки) в стране или отдельном регионе. В любом случае отказываться от ДО российская система образования не намерена [1, с. 83–85].

Анализ практики ДО показывает, что основными видами занятий в рамках этой формы обучения являются: вебинар, чат-занятие, онлайн-урок, видеолекция, телеконференция и пр. В связи с этим рассмотрим, какие системы ДО и видеосервисы могут прийти на помощь в проведении таких учебных занятий, как лекции (видеолекции, мультимедиалекции, лекции-визуализации) [8, с. 632–640]; практические занятия (практические занятия по решению задач, лабораторные работы), семинарские занятия (сетевые онлайн-семинары, семинары в режиме распределенного времени, web-семинар, эксперт-семинар), консультации (онлайн-консультации, консультации в режиме распределенного времени, очные консультации с педагогом), контроль качества знаний (формальный, в том числе тестовый контроль, самоконтроль, взаимоконтроль), научно-исследовательская работа обучающегося (учебные и научные проекты, творческие проекты, участие в заочных, дистанционных НОУ, конференциях и т.п.).

К системе дистанционного обучения относится Learning Management System (LMS) – виртуальная обучающая среда, обеспечивающая дистанционное обучение и тестирование учащихся.

Обозначим возможные элементы системы:

  • Diskursбесплатная российская платформа для ДО;

  • Docebo – платформа для разных видов обучения, как формального, так и экспериментального; входит в двадцатку лучших СДО;

  • TalentLMSоблачная система, подстраивается под нужды пользователя, поэтому в системе доступны расширенные профили;

  • iSpring Learn LMSсистема в большей степени направлена на обучение с помощью смартфона; является одним из лидеров электронного обучения во всем мире;

  • Moodleконечно же, нельзя не упомянуть о данной платформе. Расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Гибкая и настраиваемая система LMS Moodle с открытым исходным кодом и возможностью добавления плагинов является одной из самых популярных СДО в России. Система имеет мобильную версию, но также можно пользоваться и web-версией или приложением для компьютера. Платформа дает возможность максимально сохранить все ценности очного обучения, поскольку обучающийся может самостоятельно настраивать ее и вносить свои дополнения ( https://lmslist.ru/sdo/obzor-docebo/).

В тех системах, которыми часто пользуются обучающиеся, есть возможность выявить недочеты платформы и устранить их. Платформа подходит для самостоятельного обучения и для онлайн-взаимодействия с преподавателем: лекции в режиме реального времени, форумы, блоги, почтовый сервис, видеочаты. Возможно прикрепление ссылки на литературу в электронной библиотеке. Обучающиеся могут выбрать время освоения материала. Система предоставляет им круглосуточный доступ к учебным материалам, оперативную обратную связь с преподавателем и интерактивные прогрессивные методы закрепления материала. Ранее пройденный материал, оценки за домашнее задание и комментарии к ним сохраняются на платформе, к ним можно вернуться и вновь просмотреть. Эта система дает возможность организовать качественное дистанционное обучение. Но если обучающийся не имеет мотивации к обучению и не желает учить предложенный материал, хорошего результата практически не достичь.

К видеосервисам относятся:

  • Skype, плюсы которого заключаются в собственном облачном хранилище до 30 дней и отсутствии ограничений. В конференции могут участвовать до 50 человек, время не ограничено. Минусы – слабая оптимизация. 

  • Zoom, который обладает такими достоинствами, как самое большое число возможных участников (до 100 человек в одной конференции); простота использования и демонстрация экрана [8, с. 632–640]. Преподаватель может наглядно показать какие-то презентации, графики или видеоролики по теме. Через чат есть возможность общаться со всеми участниками одновременно. Чат удобно использовать для обмена файлами, отправляя обучающемуся домашнее задание и получая обратно уже выполненное. Для отсутствующих на занятиях в приложении Zoom имеется функция записи проведенных видеоконференций, которые можно просмотреть [3]. Во время урока можно запустить демонстрацию экрана и писать сообщения в чат. К минусам относятся ограничения в бесплатной версии до 40 минут, администратором созданной видеоконференции может быть только тот, кто ее назначил, а также зависимость от других сервисов, так как нет своего облачного хранилища [4]. По данным оператора Yota, популярность этого сервиса за последний год выросла в восемь раз, но, как показывает практика, чем популярнее сервис, тем выше вероятность, что он даст сбой. 

  • Hangouts Cisco WebEx – здесь веб-версия полноценная и единственная. Нужны только интернет-браузер и стабильное подключение к сети. Но этот сервис платный.

  • FaceTime обладает полной синхронизацией с технологиями Apple и не имеет ограничений во времени общения и набору инструментов. Однако этим видеосервисом могутпользоваться только владельцы устройств компании – Mac, iPhone, iPad. Facebook Messenger. Сервис доступный, бесплатный, но максимальное количество участников  50 человек. Из минусов отмечено отсутствие записи беседы и ограничение видеосвязи.

  • WhatsApp – супердоступный, самый популярный мессенджер в России.Но, к сожалению, количество участников – четыре человека. 

Система дистанционного образования – это актуальный и высокоэффективный инструмент в руках опытного преподавателя. Можно сказать, что сегодня есть возможность более широко использовать его, но для этого педагогам необходимо оперативно осваивать новые форматы обучения. К занятиям нужно готовиться по-другому, так как нарушились привычные способы их проведения, а также формы взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями. Далеко не все педагоги ранее пользовались теми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы. Многие не знали, что через образовательную платформу можно давать домашнее задание и никогда не проводили видеоуроки.

Используя интернет, видеотелеконференции и другие системы передачи информации, преподаватели и студенты, находящиеся далеко друг от друга, приблизят дистанционное образование к традиционному, получив возможность непосредственного общения всех субъектов образования, а также проведения групповых семинарских занятий, апробированных педагогической практикой. Можно, видимо, согласиться с тем, что дистанционное обучение имеет перспективы для внедрения и дальнейшего развития.

Литература

  1. Валгуцкова Д.А. Перспективы дистанционного образования в России // Профессиональная ориентация. 2019. № 1.

  2. Гарифуллина Р.В., Юсупова Е.М. Возможности мобильного приложения whatsapp в работе классного руководителя с родителями // NovaInfo.Ru. 2019. № 103.

  3. Глушонкова С.Н. Онлайн-урок на платформе zoom // Учебный год. 2020. № 2 (60).

  4. Демцура С.С., Якупов В.Р. Возможности использования программы zoom для ДО студентов // Наукосфера. 2020. № 7. 

  5. Дистанционный режим обучения: проблемы и уроки педагогической деятельности / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.М. Пестрикова [и др.] // Среднее профессиональное образование. 2020. № 7.

  6. Леонтьева Л.Б. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2019. № 4-2.

  7. Маслова Ж.А. Дистанционное образование школьников: проблемы и перспективы // Сибирский учитель. 2020. № 5 (132).

  8. Усмонова М.Р. Методика создания лекций для дистанционного обучения // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. под общ. ред. А.И. Вострецова. 2018.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СТАРТ В БУДУЩЕЕ

Дорогие коллеги, друзья!

Журнал «Среднее профессиональное образование» остается верен своим традициям и объявляет новый конкурс. Приглашаем вас, уважаемые читатели, принять в нем участие, поделиться своим уникальным опытом, новаторскими идеями развития российской системы среднего профессионального образования на основе лучших отечественных и мировых стандартов. Ждем ваших статей и желаем успехов!

ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе научно-методических, учебно-методических и теоретических материалов «Среднее профессиональное образование – старт в будущее»

1. Общие положения.

Учредителем Конкурса «Среднее профессиональное образование – старт в будущее» (далее – Конкурс) является редакция теоретического и научно-методического журнала «Среднее профессиональное образование» (далее – Редакция).

2. Цель Конкурса.

Конкурс организован с целью привлечения внимания образовательного сообщества к реализации национального проекта «Образование», выявления потенциальных лидеров проекта среди образовательных организаций профессионального образования, а также лучших практик, обеспечивающих качество российского профессионального образования.

3. Номинации и направления Конкурса.

3.1. Конкурс проводится по двум номинациям:

– научно-методические и теоретические статьи для журнала «Среднее профессиональное образование»;
– учебно-методические и научно-методические материалы для Приложения к журналу «Среднее профессиональное образование».

3.2. На Конкурс представляются научно-методические, учебно-методические, теоретические материалы по следующим направлениям:

  • СПО в системе непрерывного образования (школа – колледж – вуз – дополнительное профессиональное образование).

  • WorldSkills: повышение стандартов качества подготовки кадров.
  • Воспитательная работа и наставничество в системе профессионального образования: лучшие практики и новые направления.
  • Технологии обучения и контроля качества подготовки специалистов в условиях цифровизации профессионального образования.
  • Социальное и международное партнерство в профессиональном образовании.
  • Педагогические кадры профессионального образования: проблемы подготовки и повышения квалификации.

4. Участники Конкурса.

4.1. В Конкурсе могут принимать участие как отдельные авторы, так и авторские коллективы, представляющие государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации всех уровней образования, а также связанные по роду деятельности с системой образования, действующие на территории России.
4.2. Участник гарантирует достоверность, полномочность информации о себе и организации, которую он представляет.
4.3. Участие в Конкурсе подтверждает согласие автора на обработку персональных данных, а также представленных конкурсных материалов для достижения целей Конкурса без получения дополнительного согласия и выплаты участникам какого-либо вознаграждения.
4.4. При подготовке конкурсных материалов участники обязаны соблюдать законодательство РФ об авторском праве. Статья должна содержать оригинальный материал, ранее нигде не опубликованный.

5. Оргкомитет Конкурса.

5.1. Организационный комитет Конкурса создается из числа специалистов, которых определяет Учредитель Конкурса.
5.2. Организационный комитет Конкурса формирует состав жюри.

6. Сроки и порядок проведения Конкурса.

6.1. Конкурс проводится с 1 июня 2021 года по 31 октября 2021 года.
6.2. Подведение результатов Конкурса проходит до 30 ноября 2021 года.
6.3. Объявление о результатах Конкурса будет размещено на официальном ресурсе Редакции в сети Интернет: http://www.portalspo.ru (до 30 декабря 2021 года) и опубликовано в журнале «Среднее профессиональное образование», Приложении к журналу и газете «Вестник СПО» за январь (№ 1) 2022 года.
6.4. Публикация конкурсных материалов будет происходить, начиная с № 1 журнала «Среднее профессиональное образование» и Приложения к журналу за 2022 год.
6.5. Участие в конкурсе бесплатное.

7. Требования к оформлению и представлению конкурсных материалов.

7.1. Конкурсные материалы представляются вместе с заявкой и аннотацией по форме (см. Приложение) на адрес оргкомитета: E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
7.2. Каждый участник может подать заявки в обе номинации – по одному конкурсному материалу в каждой номинации.
7.3. Требования к оформлению конкурсных материалов: объем статей – до 12 страниц через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, кегль 14.
7.4. Критерии отбора конкурсных работ:

1) Актуальность темы.
2) Научно-теоретическая обоснованность проблемы.
3) Конкретность в изложении.
4) Объективность и логичность суждений.
5) Практическая направленность, описание имеющегося опыта.
6) Обоснованность выводов.
7) Ссылки на литературу.
8) Оригинальность текста не менее 80% (только для номинации «Научно-методические и теоретические статьи для журнала «СПО»).

7.5. Редакция оставляет за собой право при редактировании материалов делать некоторые сокращения.

8. Поощрение участников Конкурса.

8.1. Победители в номинации, предназначенной для журнала «Среднее профессиональное образование», получают возможность бесплатной публикации.
8.2. Авторы работ, занявшие 2-е место в номинации, предназначенной для журнала «Среднее профессиональное образование», получают возможность публикации на льготных условиях со скидкой 40%.
8.3. Авторы работ, занявшие 3-е место в номинации, предназначенной для журнала «Среднее профессиональное образование», получают возможность публикации на льготных условиях со скидкой 30%.
8.4. Победители в номинации, предназначенной для Приложения к журналу «Среднее профессиональное образование», получают возможность первоочередной публикации в Приложении.
8.5. Победители во всех номинациях получают дипломы соответствующей степени (в электронном виде).
8.6. Все участники Конкурса получают сертификаты об участии (в электронном виде).

9. Сведения об изданиях, в которых будут опубликованы работы победителей и номинантов.

Журнал «Среднее профессиональное образование» включен в перечень рецензируемых научных изданий, который вступил в силу с 01.12.2015 г. (письмо Минобрнауки РФ от 01.12.2015 № 13-6518 «О перечне рецензируемых изданий», Решение ВАК Минобрнауки РФ от 25.10.2017 № 2-пл/2 «О дальнейшей оптимизации перечня рецензируемых научных изданий...», сайт ВАК: http://www.vak.ed.gov.ru/). Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, регистрационный номер ФС 77–22276.

Приложение к журналу «СПО» предназначено для преподавателей и руководителей учреждений среднего профессионального образования, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами ссузов. Не является изданием ВАК. Регистрационный номер ФС 77-22277.

Сайт: http://www.portalspo.ru

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ЗАЯВКА

на участие в Конкурсе научно-методических,
учебно-методических и теоретических материалов
«Среднее профессиональное образование – старт в будущее»

Для участия в конкурсе необходимо вместе с конкурсным материалом отправить электронным письмом с обязательной пометкой «На конкурс» заявку на адрес оргкомитета. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Не полностью или неверно заполненные заявки рассматриваться не будут.

 

 1

 Фамилия, имя, отчество

 

 2

 Электронный адрес

 

 3

 Контактный телефон

 

 4

 Почтовый адрес с индексом

 

 5

 Место работы (учебы)

 

 6

 Должность, научное звание, ученая степень

 

 7

 Конкурсная номинация

 

 8

 Направление в рамках номинации

 

 9

 Название конкурсной работы

 

 10

 Аннотация конкурсной работы (объем до 500 знаков с пробелами), ключевые слова

 

 

 

уке

уке