Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ВСЕРОССИЙСКАЯ ШКОЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ

 

Cernez 3 

В. Р. Чернец,
PR-директор Издательского дома
«Живая классика»
(г. Электросталь, Московская обл.)
 

Всероссийская школьная летопись (ВШЛ) – это инновационный воспитательный и образовательный проект для организаций инфраструктуры общего и среднего профессионального образования. Проект реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Агентства стратегических инициатив, Федерального института развития образования РАНХиГС.

В рамках проекта, при поддержке учителей, обучающиеся работают над созданием книги своего класса или учебной группы – пишут и публикуют рассказы о себе, своих друзьях и педагогах, размышления о том, что их волнует в жизни, воспоминания о самых ярких событиях обучения. В работе над книгой формируется творческий коллектив соавторов – учащихся (студентов) и учителей (преподавателей). Но главное – каждый из них может использовать книгу класса как трибуну для выступления и способ самовыражения, проявления свей индивидуальности.

Книга класса (студенческой группы) как процесс и культурный продукт образовательного творчества отражает личностные, предметные и метапредметные характеристики общего образования, общие и профессиональные компетенции среднего профессионального образования, которые сформулированы во ФГОС ОО и ФГОС СПО, и достигнуты обучающимися. В процессе работы над книгой выстраиваются гармоничные межличностные отношения как между школьниками (студентами), так и между обучающимися и педагогами, приобретаются навыки и компетенции 21 века.

В проекте «Всероссийская школьная летопись» ученики при поддержке учителей могут создавать книги по результатам своей проектно-исследовательской работы.

Как школьники работают над своими проектно-исследовательскими проектами? Как рождаются их идеи? Как они готовятся? О чем они при этом думают, и какие события сопровождают их творческую работу? Что помогает, и что им мешает? Что меняется в творческом коллективе проектной группы? Как меняются их «производственные» отношения? Как они переживают трудности и успехи? Что они хотели бы порекомендовать другим ученикам (студентам), которые будут, также как и они, учиться создавать и реализовывать проекты, важные для понимания будущей профессии? Что они извлекают из учебников и учебных пособий? Что для них ценно в педагогической деятельности их учителей?

Обычно эти вопросы остаются за рамками проектной работы школьников и студентов. А между тем, именно они лежат в основе того живого механизма, который вовлекает ребят в коллективное творчество и определяет атмосферу в коллективе. Ответы на них могут стать содержанием книги и помочь их соавторам лучше понимать себя и своих друзей. Более того, такая информация из книги проектной группы – их исключительный опыт, который они не смогут передать ни своим учителям, ни школьникам-последователям никакими другими способами.

Содержание книги о проекте и его создателях

Содержанием книги творческого коллектива может быть любая информация от авторов, в которой они рассказывает о задаче или проблеме, которую они решают или хотят решить в рамках своей проектной работы, о трудностях, которые им надо преодолеть или о событиях, которые сдружили команду проекта. Это может быть любая информация о жизни, которая прямо или косвенно помогает или может помочь хорошо учиться и нарабатывать практический или профессиональный опыт, добиваться результатов. Книга творческой группы, занятой исследовательским проектом, может показать проект во всех красках его созидания – и технологических, и эмоциональных, которые, напрямую могут быть и не связаны с проектом, но связаны с характером и личностными особенностями участников, которые лежат в основе успешной учебы и работы. Содержание такой книги можно сравнить, например, с мемуарами, в которых люди вспоминают, как они учились и работали, дружили и ссорились, защищали свое творчество и отстаивали свое мнение, переживали свои ошибки.

Учитель-наставник или куратор проекта может помочь им определиться с названием книги и будущих ее глав, написать предисловие к книге, предложить другим педагогам выразить свое экспертное мнение на тему книги, рассказать о своем знакомстве с учебным коллективом, о памятных уроках, внеурочных занятиях и успехах обучающихся, написать свои пожелания и напутствия. В роли наставника также могут выступить и эксперты – ученые, преподаватели вузов, специалисты по тем или иным темам проектной работы.

Участие в проекте ВШЛ – бесплатное. Для создания книги класса (учебной группы) или творческого коллектива не требуется никаких финансовых вложений. Издательство «Живая классика» поможет издать книгу и напечатать экземпляр для школьной библиотеки бесплатно. Если авторы книги захотят напечатать тираж своей книги для себя, своих родственников и друзей, то им придется оплатить услуги цифровой печати.

Как создается книга творческой группы

Создание книги состоит из следующих основных этапов:

      • Определение замысла издания: названия книги, ее тематических глав.
      • Распределение обязанностей в книжном проекте: кто, какие темы книги будет освещать, о чем писать, какие иллюстрации готовить.
      • Работа над книгой, демонстрация и обсуждение подготовленных материалов. 
      • Передача рукописи и иллюстраций в издательство. 
      • Получение книги и ее презентация.

О ВШЛ говорят эксперты и участники этого проекта:

Академик Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова: «Когда рождается такой проект и становится масштабным, вовлекая все новые и новые школьные сообщества, – это невероятно интересно! И интересно потому, что вы предлагаете школам то, что сегодня является дефицитом. Да, в школах сегодня совместная деятельность детей, в которых дети являются коллективными соавторами совместных действий, – это дефицит! Потому что это выходит за рамки конвейерных классно-урочных технологий. В проекте Всероссийская школьная летопись реализуется мечта о классе, как пространстве совместных действий, где сами дети являются авторами совместных действий при поддержке учителей... Есть огромное количество инновационных проектов: Школа диалога культур, Школа развивающего образования, Системно-деятельностная педагогика Алексея Алексеевича Леонтьева, проект «Эврика» Адамского, проект развития школьного эмоционального интеллекта, проект «Универсальные учебные действия», проект Троицкого «Школа понимания» и мн. другие. И предложить им такие издания – это очень хорошая идея. Издать книги о своих инновациях. Всероссийская школьная летопись как летопись инноваций…»

Е.Бунимович, Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, заслуженный учитель РФ: Во-первых, я хочу сказать, что мне понравилось в этой истории. Первое – это то, что сейчас называют интерактивностью. Очевидная особенность нынешнего поколения – это необходимость диалога, необходимость быть услышанным. Уроки-монологи сегодня не проходят. Не получается сегодня прийти учителю и вещать с трибуны. Когда-то это было нормальной формой. Сегодня это обязательно должен быть диалог детей и учителя. Причем, ребята должны быть равноправными собеседниками. И мне нравится ваш проект именно этим. В условия этого проекта заложено именно это -- возможность высказаться самим и быть услышанными. И не хотелось, чтобы его исполнение было формальным. Не хотелось бы, чтобы классный руководитель или учитель, даже если он авторитетный и уважаемый в классе, предлагал детям модель их самовыражения, указывал, о чем им надо рассказать в своей книге, а о чем - нет…

И. Доманова, МБОУ "Санниковская СОШ": «Класс, с которым я работала, в целом, творческим не назовешь, кое-кто чем-то увлекается в сфере музыки, танцев. Писать никто не любит. Коллектив тоже очень разношерстный. Некоторые ученики пришли в 7, 9 классе в нашу школу. Дети вовлекались в работу по-разному, поэтому я начала с выявления помощников, хороших, ответственных девчонок и мальчишек. У меня таких из 13 получилось 5 (4 девочки и один мальчик), именно их работы становились хорошим способом мотивации для других. Одни, замечая, что кто-то уже пишет, понимали - не боги горшки обжигают, и садились сами за дело; другие ждали поддержки или попросту толчка, тогда в дело также включались члены инициативной группы. За каждым из моих "передовиков" был закреплен кто-то из не особо включающихся в работу. Вместе нам удалось вытащить "репку"" из всех учащихся класса. Попутно ребята начинали осваивать какие-то новые роли: фотографа, карикатуриста, оформителя».

О. Сазонова, МБОУ СОШ № 2 им. А.Г. Малышкина: «Детское ощущение «я-писатель и создатель» книги просто неповторимо! Всего в нашей школе в прошлом учебном году вышло три книги, а в Пензенской области- пять. Все классы с удовольствием работали над этим интересным проектом, с гордостью держали выпущенные книги в своих руках. Работу планируем продолжить и в этом учебном году, это знаковое событие как для каждого ребёнка и родителя, так и для школы в целом».

А. Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего», Большое Исаково Калининградской области: «Самое главное в этом проекте - детское творчество. Ученик, который является объектом нашей системы образования, становиться субъектом, который что-то сам творит. Через творчество проявляется человек. Пусть дети творят и видят результаты своего труда. Попробовать себя в настоящем деле. Написать текст и увидеть его опубликованным в книге. Одно только его осознание, что его книга класса будет стоять на полке школьной библиотеки рядом с книгами Толстого, Пушкина, Тургенева дорогого стоит. Это большой шаг в сотворении его, детского мира. Так, еще не став взрослыми, они уже меняют этот мир».

Ксения Шутова, 10 Б, г. Саров: « Над нашей школьной летописью мы работали достаточно долго. Это было очень занимательно и интересно. Мы часто собирались все вместе после уроков: спорили и обсуждали, что будет составлять основу нашего «шедевра». Дома писали сочинения, потом снова размышляли о том, как лучше выстроить последовательность глав, искали фотографии, советовались с классным руководителем, которая была для нас «мозговым центром», вдохновителем и главным критиком. После создания этой книги мы ещё больше сблизились, ведь в процессе мы вспомнили с одноклассниками все прошедшие года школьной жизни и поняли, что через много-много лет мы ещё не раз откроем эту книгу и будем снова её читать со слезами счастья и бесконечной радости, что мы есть и мы были вместе. Проект замечательный! «Всероссийская школьная летопись» учит работать в команде, находить со всеми общий язык и принимать важные решения. Мы старались поделиться не только мыслями, проблемами, интересными событиями, дорогими нам именами, но и выразить свои самые яркие эмоции. Мы в очередной раз убедились, как мы нужны, важны и дороги друг другу. А ещё мы будем искренне рады, если кто-то возьмёт и прочтёт нашу книгу. Может быть, после прочтения они станут чуточку счастливее?».

Подробности проекта представлены на его официальном сайте https://school-letopis.ru/

 

Cernez 1   Cernez 2   Cernez 4