ВИРТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕДОСТАТКИ

Генезис мирового опыта дистанционного образования показывает, что еще в XVIII в. слушатели получали учебный материал, общаясь с педагогами и сдавая экзамены при помощи почтовой связи. А в 70-е гг. XIX столетия уже была создана целая система обучения по почте – заочное образование. Конец 1980-х гг. ознаменовался началом эры персональных компьютеров в образовании, которыми заменили почтовую переписку, внедрив их в систему обучения на расстоянии. В России ДО появилось относительно недавно – с момента развития интернета и ИКТ, предоставивших возможность удаленного освоения образовательных программ в удобных для обучающегося темпе и времени. В 1997 г. Министерство образования РФ нормативно закрепило возможность проведения дистанционного обучения в экспериментальном режиме.

В рамках эксперимента стали очевидны положительные стороны и недостатки ДО. Так, к плюсам относится его гибкость, при которой обучающийся занимается в удобное для себя время, совмещая обучение с профессиональной деятельностью или основной учебой. ДО нивелирует пространственные проблемы взаимодействия обучающихся с образовательной организацией, предоставляя возможность онлайн-общения с субъектами образования посредством телекоммуникационных сетей и специальных приложений (сайт учебного заведения, личный кабинет студента, электронная почта, скайп, видеосвязь и пр.). Таким образом, в равных условиях находятся все обучающиеся, независимо от места их нахождения на момент проведения занятий. Поэтому можно говорить, что ДО выступает неким инструментом, с одной стороны, снятия социальной напряженности, с другой – эффективного экспорта и импорта образовательных услуг.

В условиях эпидемической обстановки, создавшейся в 2020 г., благодаря ДО стало возможным осуществление учебного процесса и выполнение образовательными организациями учебного плана. Обучающиеся смогли посещать онлайн-занятия согласно расписанию, общаться с преподавателями через специальные платформы в домашней обстановке, подготовив необходимые принадлежности и создав соответствующие технические условия. 

Пока еще не очень обширная практика ДО показала, что эта форма обучения просто незаменима в инклюзивном образовании, в обучении детей-инвалидов и других категорий лиц, не имеющих возможности обучаться очно [6, с. 86–94].

Еще одна положительная сторона ДО заключается в том, что данная форма организации обучения дает обучающимся возможность ликвидировать выявленные пробелы в знаниях, связанные с пропуском занятий по состоянию здоровья или недостаточным пониманием учебного материала.

К основным минусам ДО относят отсутствие неформального, непосредственного общения (офлайн-общения) как между обучающимся, так и с преподавателем, методистом. наставником. Как отмечает Ж.А. Маслова, живое общение между одногруппниками сводится почти к нулю [7]. Такое положение со временем может приводить к апатии, снижению и нарушению концентрации внимания, депрессивным состояниям, что не замедлит сказаться и на здоровье обучающегося. Весьма существенным недостатком ДО является сложность, а в некоторых случаях и невозможность организации лабораторно-практического обучения и освоения конкретных практических навыков. Поэтому дистанционно предпочитают обучаться люди, уже работающие в той или иной производственной сфере, желающие обогатить багаж теоретических знаний.

В период пандемии Covid-19 были выявлены проблемы организации обучения в условиях самоизоляции, когда основная ответственность и за сам учебный процесс, и за его результаты легла на плечи семьи. Согласно исследованиям Р.В. Гарифуллиной и Е.М. Юсуповой, многие родители столкнулись с тем, что детям необходим особый контроль в период обучения, так как они отвлекаются на другие дела [2, с. 82]. Сложнее всего было многодетным семьям, в которых не было достаточно гаджетов для одновременной работы всех детей.

Одной из сложнейших проблем стало то, что высокоскоростной интернет имеется далеко не во всех населенных пунктах РФ. Кроме того, сами образовательные платформы оказались не готовы к такому количеству пользователей, что нередко приводило к срывам учебных занятий.

Также не были готовы к новому формату обучения и педагогические работники, о чем свидетельствует исследование, проведенное коллективом авторов ФИРО РАНХиГС [5].

Тем не менее, хотя практически во всех исследованиях, проведенных за последние полгода, были отмечены явные недостатки ДО, часть экспертов считает, что в будущем все обучение будет дистанционным. Многие эксперты менее радикальны и чаще всего ссылаются на то, что ДО целесообразно вводить при необходимости (например, при ухудшении эпидемиологической обстановки) в стране или отдельном регионе. В любом случае отказываться от ДО российская система образования не намерена [1, с. 83–85].

Анализ практики ДО показывает, что основными видами занятий в рамках этой формы обучения являются: вебинар, чат-занятие, онлайн-урок, видеолекция, телеконференция и пр. В связи с этим рассмотрим, какие системы ДО и видеосервисы могут прийти на помощь в проведении таких учебных занятий, как лекции (видеолекции, мультимедиалекции, лекции-визуализации) [8, с. 632–640]; практические занятия (практические занятия по решению задач, лабораторные работы), семинарские занятия (сетевые онлайн-семинары, семинары в режиме распределенного времени, web-семинар, эксперт-семинар), консультации (онлайн-консультации, консультации в режиме распределенного времени, очные консультации с педагогом), контроль качества знаний (формальный, в том числе тестовый контроль, самоконтроль, взаимоконтроль), научно-исследовательская работа обучающегося (учебные и научные проекты, творческие проекты, участие в заочных, дистанционных НОУ, конференциях и т.п.).

К системе дистанционного обучения относится Learning Management System (LMS) – виртуальная обучающая среда, обеспечивающая дистанционное обучение и тестирование учащихся.

Обозначим возможные элементы системы:

  • Diskursбесплатная российская платформа для ДО;

  • Docebo – платформа для разных видов обучения, как формального, так и экспериментального; входит в двадцатку лучших СДО;

  • TalentLMSоблачная система, подстраивается под нужды пользователя, поэтому в системе доступны расширенные профили;

  • iSpring Learn LMSсистема в большей степени направлена на обучение с помощью смартфона; является одним из лидеров электронного обучения во всем мире;

  • Moodleконечно же, нельзя не упомянуть о данной платформе. Расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Гибкая и настраиваемая система LMS Moodle с открытым исходным кодом и возможностью добавления плагинов является одной из самых популярных СДО в России. Система имеет мобильную версию, но также можно пользоваться и web-версией или приложением для компьютера. Платформа дает возможность максимально сохранить все ценности очного обучения, поскольку обучающийся может самостоятельно настраивать ее и вносить свои дополнения ( https://lmslist.ru/sdo/obzor-docebo/).

В тех системах, которыми часто пользуются обучающиеся, есть возможность выявить недочеты платформы и устранить их. Платформа подходит для самостоятельного обучения и для онлайн-взаимодействия с преподавателем: лекции в режиме реального времени, форумы, блоги, почтовый сервис, видеочаты. Возможно прикрепление ссылки на литературу в электронной библиотеке. Обучающиеся могут выбрать время освоения материала. Система предоставляет им круглосуточный доступ к учебным материалам, оперативную обратную связь с преподавателем и интерактивные прогрессивные методы закрепления материала. Ранее пройденный материал, оценки за домашнее задание и комментарии к ним сохраняются на платформе, к ним можно вернуться и вновь просмотреть. Эта система дает возможность организовать качественное дистанционное обучение. Но если обучающийся не имеет мотивации к обучению и не желает учить предложенный материал, хорошего результата практически не достичь.

К видеосервисам относятся:

  • Skype, плюсы которого заключаются в собственном облачном хранилище до 30 дней и отсутствии ограничений. В конференции могут участвовать до 50 человек, время не ограничено. Минусы – слабая оптимизация. 

  • Zoom, который обладает такими достоинствами, как самое большое число возможных участников (до 100 человек в одной конференции); простота использования и демонстрация экрана [8, с. 632–640]. Преподаватель может наглядно показать какие-то презентации, графики или видеоролики по теме. Через чат есть возможность общаться со всеми участниками одновременно. Чат удобно использовать для обмена файлами, отправляя обучающемуся домашнее задание и получая обратно уже выполненное. Для отсутствующих на занятиях в приложении Zoom имеется функция записи проведенных видеоконференций, которые можно просмотреть [3]. Во время урока можно запустить демонстрацию экрана и писать сообщения в чат. К минусам относятся ограничения в бесплатной версии до 40 минут, администратором созданной видеоконференции может быть только тот, кто ее назначил, а также зависимость от других сервисов, так как нет своего облачного хранилища [4]. По данным оператора Yota, популярность этого сервиса за последний год выросла в восемь раз, но, как показывает практика, чем популярнее сервис, тем выше вероятность, что он даст сбой. 

  • Hangouts Cisco WebEx – здесь веб-версия полноценная и единственная. Нужны только интернет-браузер и стабильное подключение к сети. Но этот сервис платный.

  • FaceTime обладает полной синхронизацией с технологиями Apple и не имеет ограничений во времени общения и набору инструментов. Однако этим видеосервисом могутпользоваться только владельцы устройств компании – Mac, iPhone, iPad. Facebook Messenger. Сервис доступный, бесплатный, но максимальное количество участников  50 человек. Из минусов отмечено отсутствие записи беседы и ограничение видеосвязи.

  • WhatsApp – супердоступный, самый популярный мессенджер в России.Но, к сожалению, количество участников – четыре человека. 

Система дистанционного образования – это актуальный и высокоэффективный инструмент в руках опытного преподавателя. Можно сказать, что сегодня есть возможность более широко использовать его, но для этого педагогам необходимо оперативно осваивать новые форматы обучения. К занятиям нужно готовиться по-другому, так как нарушились привычные способы их проведения, а также формы взаимодействия с коллегами, обучающимися и родителями. Далеко не все педагоги ранее пользовались теми возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и различные цифровые сервисы. Многие не знали, что через образовательную платформу можно давать домашнее задание и никогда не проводили видеоуроки.

Используя интернет, видеотелеконференции и другие системы передачи информации, преподаватели и студенты, находящиеся далеко друг от друга, приблизят дистанционное образование к традиционному, получив возможность непосредственного общения всех субъектов образования, а также проведения групповых семинарских занятий, апробированных педагогической практикой. Можно, видимо, согласиться с тем, что дистанционное обучение имеет перспективы для внедрения и дальнейшего развития.

Литература

  1. Валгуцкова Д.А. Перспективы дистанционного образования в России // Профессиональная ориентация. 2019. № 1.

  2. Гарифуллина Р.В., Юсупова Е.М. Возможности мобильного приложения whatsapp в работе классного руководителя с родителями // NovaInfo.Ru. 2019. № 103.

  3. Глушонкова С.Н. Онлайн-урок на платформе zoom // Учебный год. 2020. № 2 (60).

  4. Демцура С.С., Якупов В.Р. Возможности использования программы zoom для ДО студентов // Наукосфера. 2020. № 7. 

  5. Дистанционный режим обучения: проблемы и уроки педагогической деятельности / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.М. Пестрикова [и др.] // Среднее профессиональное образование. 2020. № 7.

  6. Леонтьева Л.Б. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2019. № 4-2.

  7. Маслова Ж.А. Дистанционное образование школьников: проблемы и перспективы // Сибирский учитель. 2020. № 5 (132).

  8. Усмонова М.Р. Методика создания лекций для дистанционного обучения // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований: материалы Междунар. (заоч.) науч.-практ. конф. под общ. ред. А.И. Вострецова. 2018.