ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСПЫТАНИЕ ЦИФРОВОЙ СРЕДОЙ

Педагоги оказались в сложной профессиональной ситуации: создание цифровой образовательной среды, полная трансформация учебно-методического обеспечения, меры, направленные на сохранение качества обучения на высоком уровне... И это на фоне несовершенной материально-технической базы всех участников образовательного процесса.

Дистанционное обучение – понятие не новое, однако для среднего медицинского образования необходимость его внедрения на постоянной основе не была актуальной, так как даже заочной формы обучения в нашем профиле никогда не предусматривалось. Но… Есть реальность – пандемия, есть задача – обучать. Соответственно, каждому педагогу пришлось оперативно перестроить свою профессиональную деятельность и найти максимально эффективные формы и методы электронного обучения.

Считаем важным поделиться с коллегами нашим опытом работы в дистанционном формате.

Мы являемся преподавателями ПМ 4, ПМ 07 дисциплин «Здоровый человек и его окружение», «Фармакология» и «Основы латинского языка с медицинской терминологией». Размещение нами в течение уже нескольких лет учебно-методических материалов к преподаваемым дисциплинам на личных сайтах в социальной сети работников образования позволяет нам «играть на опережение». Обучающиеся самостоятельно изучают теоретические основы, а во время аудиторных занятий мы совместно разбираем сложные вопросы, акцентируем внимание на связи теории и практики. Именно поэтому при введении дистанта у нас и наших студентов не возникло трудностей в освоении теоретического курса.

Особое место в совершенствовании методического обеспечения учебного процесса в филиале занимает издательская деятельность. На протяжении пяти лет при активном сотрудничестве с типографией университета подготовлены и выпущены необходимым тиражом рабочие тетради для самостоятельной подготовки, сборники тестовых заданий, учебно-методические пособия. В условиях удаленного обучения эти разработки стали важным подспорьем в организации контроля знаний и умений обучающихся, а также экономии времени при освоении теоретического курса дисциплин и профессиональных модулей.

Зато практическое обучение действительно пришлось кардинально перестроить, ведь «поставить руки» удаленно – миссия невыполнимая. Однако, раз уж мы неожиданно оказались в ранее невероятной ситуации, невозможное возможно, и мы вместе с нашими коллегами срочно искали пути оперативного решения проблемы, методом проб и ошибок выстраивали новую форму обучения.

И вот тут на помощь пришли все возможные инструменты глобальной сети Интернет, доступные для организации качественного учебного процесса. Теоретические и практические занятия проходили на платформе ZOOM, которая позволяет подключать большое количество участников, показывать учебные фильмы и мультимедийные презентации, пользоваться «виртуальной доской» и «демонстрационными залами», в этом ее несомненный плюс. Для контроля знаний мы использовали сайт «Мастер-тест», функционал которого позволяет сохранять результаты не только у преподавателя, но и у студентов, что дает возможность проработать ошибки.

При очном обучении студенты выполняют манипуляции по алгоритмам под контролем преподавателя, чем нивелируется ошибочное исполнение. Именно этот компонент полностью отсутствует при удаленном обучении. Чтобы избежать снижения качества обучения и сохранить объективность оценивания уровня практической подготовки, мы предложили студентам нестандартный подход – видеозапись выполнения манипуляции. 

Для проверки видеоответов была использована социальная сеть «ВКонтакте», так как она позволяет без скачивания и сохранения на собственный носитель просматривать видеоответы, не требует структурирования и не занимает память, что значительно облегчает работу и экономит время.

Проверка видеоответов проводилась с фиксацией ошибок по времени, с их последующим разбором в индивидуальном порядке в Skype. После этого манипуляция выполнялась повторно с учетом замечаний. Благодаря такой форме и преподаватель, и студент могли наблюдать динамику освоения практического умения.

Отсутствие необходимого оборудования и оснащения стало серьезной проблемой при выполнении манипуляций. Нами был применен творческий подход для ее решения: обучающиеся и их родственники активно включились в учебный процесс, участвуя в конкурсе «Лучшее домашнее оснащение».

Такой формат проведения практических занятий позволил студентам не просто овладеть необходимыми умениями, но и использовать свои видеоролики при подготовке к аттестации по профессиональным модулям и первичной аккредитации.

Перестройка обучения – непростой этап, который требует полной отдачи сил и от преподавателей, и от студентов. Но при всей сложности адаптации к новым образовательным условиям обучающиеся филиала не утратили интереса к учебно-исследовательской деятельности. Они принимали участие в различных дистанционных научных мероприятиях, демонстрируя высокий уровень подготовки и развития коммуникационных навыков.

Безусловно, онлайн-обучение во многом удобно для студентов: можно слушать лекции, записывать их в видеоформате, смотреть и выполнять задания, вести чат с преподавателем. И несомненно, самым большим плюсом дистанционного обучения является мобильность. Студент может находиться на связи с преподавателем из любой точки страны и мира. Главное, чтобы был достаточно уверенный сигнал Интернета.

Но у такой формы обучения есть и явные, порой опасные минусы.

В первую очередь, к ним можно отнести отсутствие личностного контакта. Когда проводишь «живое» занятие, то обмениваешься эмоциями, взглядами, спонтанными репликами со студентами, и опытный педагог без лишних слов может оценить, насколько он услышан и понят. Видя вместо обучающихся «квадратики» на мониторе компьютера, это сделать невозможно. 

Многие коллеги с нами согласятся, что 90 минут онлайн-занятия забирают гораздо больше сил, чем целый день работы в очном формате. У наших преподавателей онлайн-занятия иногда длились по 68 часов в день! При этом информацию, разработанную и апробированную для очного курса, необходимо перенести в дистанционный формат, а это совсем другой подход и другая подача одного и того же материала. Сделать качественный дистанционный курс в короткие сроки невозможно, так как всё, что преподаватель передает во время коммуникации, необходимо заменить какими-то картинками, анимацией, видеороликами, демонстрационными экспериментами и т. д.

Не меньше нагрузка оказалась и у студентов: 45 пар, проходивших в онлайн-формате, реально превращались в неинтересное и утомительное прослушивание несколько часов подряд «говорящей головы». Отсюда и сложности с усвоением нового материала. Самостоятельной работе в образовательных стандартах отведено достаточно много часов, все преподаватели многое делали в части ее методического обеспечения, однако студентам нелегко самоорганизовываться, планировать время на самоподготовку. А в условиях дистанта, когда они практически лишены тотального преподавательского контроля и надзора, самостоятельная работа теряет эффективность.

Что же в итоге? Большая часть обучающего материала представлена в электронном виде. Студенты сутками напролет в сети, контроль тоже через гаджеты. Здесь необходимо сказать о том, что преподавателю сложно объективно оценить знания студентов, ведь списать из Интернета, решая тесты и отвечая письменно на вопросы, в таких условиях очень легко. Некоторые студенты во время опроса нагло пользуются поисковыми системами, а особо «продвинутые» с легкостью выводят подсказки на экран монитора и «честно» глаза в глаза отвечают. Но так уж устроена система, вернее нет никакой системы: преподаватели и студенты, как стеклышки в калейдоскопе, хаотично пересыпаются и пытаются сложить более или менее логичный орнамент. И так день за днем.

Неожиданно резкий переход на дистанционное обучение привел к изменению образа жизни, когда молодежь целыми днями не выходила из дома и мало общалась со сверстниками, а ведь это тот возраст, когда они ищут себя и свой круг друзей. Вместо живых друзей – виртуальные; вместо прогулок – путешествие по сети. Студенты жаловались на головные боли, которых у них не было никогда, начались серьезные проблемы с осанкой, которых тоже не было. Они стали раздражительными, часто срывались: налицо симптомы нервного перенапряжения и стресса.

Нужно признать, что к онлайн-обучению многие оказались не готовы. Как морально, так и технически. Это и отсутствие качественного Интернета, и периодически возникающие проблемы с устройствами, зависание электронных систем. Не у всех студентов, да и у педагогов, оказалось в наличии необходимое оборудование. Большинство обучающихся выходила на связь посредством мобильного телефона, соответственно, изображение и связь не всегда отличались хорошим качеством. Это не позволяло студентам полноценно воспринимать картинку, и им приходилось постоянно напрягать зрение. Многие жаловались на резь в глазах, ощущение сухости и даже снижение зрения. Звук тоже не всегда был на высоте. Приходилось использовать наушники, о пагубном влиянии которых уже не раз говорилось, однако выхода не было. Так что риски снижения слуха у студентов тоже зачислим в список минусов удаленного обучения..

Но если технические проблемы рано или поздно удастся устранить, то подход к основным вопросам организации онлайн-обучения необходимо пересмотреть. Сейчас стало очевидным, что нельзя просто взять и занятие очного формата перенести в онлайн. Надо обязательно полностью изменить подход к составлению учебного плана, распределению учебной нагрузки, способам подачи материала. На сегодняшний день дистанционное обучение, уже прочно обосновавшееся в нашей жизни, – это неизбежная реальность, но допустить его внедрение как альтернативы очному обучению тоже нельзя.

Всем участникам образовательного процесса пришлось пройти испытание цифровой средой. Еще рано делать окончательные выводы. Но, откровенно говоря, то, что мы имеем сейчас, спустя год дистанта, совсем не радует. Да, обстоятельства вынуждают искать альтернативные пути обучения, и мы это прекрасно понимаем. Однако понимаем и другое: следует использовать индивидуальный подход и отдавать себе отчет, что мы можем обучить будущего медицинского работника онлайн, а вот он выполнять свои профессиональные обязанности онлайн не сможет.