Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Хочу поделиться с читателями своими наблюдениями. Прежде всего замечу, что наиболее плавно перешли на онлайн-обучение учебные заведения, которые уже подключились к электронным платформам и имели учебно-методический комплекс в формате цифровых образовательных ресурсов. Конечно, у всех сохранялись свои внутренние проблемы, но в целом была возможность их устранить в течение подготовительного периода до 16 марта 2020 года.

С большими трудностями столкнулись те, кому в кратчайшие сроки пришлось создавать электронную базу данных обучающихся и преподавателей, готовить материалы для контента на образовательных платформах. Особенно сложна была первая неделя, когда в условиях полной неопределенности мы активно отрабатывали новый формат обучения со студентами, родителями, педагогическим коллективом. Никак не удавалось достичь взаимопонимания с контролирующими органами по поводу форм отчетов, которые зачастую дублировали друг друга, что вызывало негативную реакцию со стороны педагогов. Они расценивали это как некое недоверие со стороны администрации учебных заведений.

От такого бюрократического вала нас спасло очень необходимое решение МОН РК об отмене многочисленных отчетов, что не замедлило самым позитивным образом сказаться на эффективности дистанционного обучения. У педагогов стало больше времени для подготовки качественного контента, администрация сосредоточила усилия на обеспечении студентов оргтехникой и доступом к Интернету. Это одна из ключевых проблем «удаленки», и ее удалось решить благодаря разработанным руководством сферы образования мерам, которые предусматривали выдачу компьютеров обучающимся на временное пользование в условиях пандемии.

Сегодня можно отметить следующие минусы и плюсы дистанционного обучения.

  1. Методы, используемые в производственном модуле и некоторых предметах (физика, математика), где требуется выполнение практической работы непосредственно обучающимся, выработка профессиональных навыков, при дистанционном обучении оказываются неэффективными. Давайте констатируем, что в ряде случаев нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Дистанционно удобно  изучать историю или литературу, дизайн или программирование. Но, к сожалению, выучиться в онлайн-формате на металлурга или хирурга невозможно.

  2. Очное обучение ценно не только набором знаний и навыков, его важнейшая составляющая  личное общение. Получая традиционное образование, молодежь несколько лет варится в бурлящем котле студенческой жизни. Она взаимодействует с преподавателями и одногруппниками в неформальной обстановке. Такое общение может порождать удивительные идеи и кардинально менять судьбы людей.

  3. Ввиду недостаточного опыта, связанного с дистанционным обучением и освоением программ для создания видеоуроков, много времени приходится тратить на техническую организацию онлайн-занятия. Поэтому на сегодняшний день его качество ниже и объем материала меньше по сравнению с обычным уроком, проведенным в аудитории. Не хватает качественных видео- и аудиоматериалов, ведь преподаватели были вынуждены в домашних условиях, без специальной техники создавать электронный контент.

  4. Многодетные семьи и семьи, где родители сами являются педагогами, оказались в неравных условиях: физически крайне сложно, а иногда и невыполнимо организовать дистанционное обучение сразу всем студентам и при этом выкроить время для своих детей.

  5. В онлайн-занятии трудно включить всех обучающихся в общее обсуждение, даже организация диалога порой становится трудноразрешимой задачей. Групповая работв необходима для деятельностного образования, но дистанционный формат чаще всего не дает такой возможности.

  6. Отсутствие у большинства педагогов реальной практики и умения профессионально выстраивать онлайн-обучение является одним из главных барьеров на пути повышения качества дистанционного образования.

  7. Онлайн-обучение труднее дается студентам, которые требуют особого внимания (слабоуспевающие) и, как ни странно, гиперактивным студентам, которые не могут долго сидеть на месте и  лучше, комфортнее себя чувствуют в коллективе.

  8. Не решена проблема идентификации личности обучаемого. Нет гарантии самостоятельного выполнения/решения учебных заданий и задач. Очевидно, что дистанционное обучение требует осознанной мотивации от студентов, понимания, что диплом не просто официальная бумага, необходимая для дальнейшей жизни, а свидетельство о квалификации, которую предстоит доказать на практике.

  9. Очевидно, требуется комплексный подход для управления процессом дистанционного обучения. Для нашего колледжа помогло использование автоматизированной информационной системы Platonus еще до перехода на дистанционное обучение. Нам не пришлось отвлекаться на многие организационные вопросы по созданию базы данных, электронных журналов, присвоение логинов и паролей и многое-многое другое. Педагоги непосредственно занимались созданием дополнительного контента, так как основной УМК был готов в электронном виде.

  10. Не до конца разработаны стандарты качества и методики осуществления дистанционного образования.

  11. Не прояснены вопросы, касающиеся авторских прав и записи дистанционных материалов.

  12. Нужна хорошая техническая оснащенность в домашних условиях.

  13. Не все дисциплины могут быть представлены дистанционно.

Как видим, проблем удаленного обучения в условиях самоизоляции было и остается немало. Однако будем объективны и отметим целый ряд плюсов.

  1. Прежде всего, существенно повысился уровень компетентности наших педагогов в области информационных технологий. Они в короткие сроки освоили современные программы для создания электронного контента.

  2. В условиях карантина повысился социальный статус педагога: общество осознало, что это нелегкий труд, который требует полной отдачи сил. Родители и обучающиеся стали относиться к преподавателям более уважительно. И власти сегодня гораздо лучше слышат голос педагогического сообщества и признают необходимость повысить подготовку педагогов и поднять заработную плату.

  3. Обучающиеся учатся самообразовываться, что очень важно в современном мире. В процессе дистанционного обучения студент осваивает учебный материал преимущественно самостоятельно.

  4. Будущий специалист в новых условиях может быть мобильным и использовать возможности для обучения везде, где есть Интернет.

  5. Онлайн-занятия проходят в двух форматах это или записанный заранее видеоурок, или вебинар в прямом эфире. Прямые эфиры ничем не отличаются от привычных встреч в офлайне: можно видеть преподавателя и презентацию, задавать вопросы, общаться с одногруппниками.

  6. Преподаватели имеют возможность выбирать из огромного количества интернет-ресурсов наиболее для них удобные и комфортные.

  7. Обучение может быть индивидуальным, что исключает потребность в репетиторстве.

  8. У студентов появляется больше свободного времени.

  9. Возможности Интернета в подборе яркого, красочного демонстрационного материала, использование видео- и аудиоконтента способствуют не только удержанию внимания, но и развитию клипового мышления.

  10. Самоизоляция помогла родителям не только увидеть и понять, насколько их дети мотивированы к обучению, какие затраты времени и энергии требуются от педагогов на организацию образовательного процесса, но и тоже активно вовлекаться в этот процесс.

  11. Онлайн-занятия способствуют преодолению застенчивости, так как в привычной домашней среде студенты работают увереннее, инициативнее.

  12. Среди преимуществ дистанционного обучения  его относительно невысокая стоимость. Обучаясь удаленно, студент не зависит от транспорта, находится в кругу своей семьи, а значит, для иногородних нет необходимости снимать жилье. Помимо экономии денег, это позволяет сохранить массу свободного времени.

  13. Дистант гибко реагирует на запросы студентов и дает возможность изучать дисциплины в индивидуальном темпе, регулировать скорость общения, а также заниматься по индивидуальному плану.

  14. К плюсам дистанционного образования можно отнести его доступность, равно как и доступность учебных материалов.

  15. Удаленное обучение предусматривает использование современных программных и технических средств, что позволяет повышать эффективность образовательного процесса.

  16. Социальное равноправие участников дистанционного обучения – еще одно важное преимущество.

Исходя из относительно небольшого опыта дистанционного обучения, как заместитель директора по учебно-методической работе я могу отметить следующее. Несомненно, традиционное обучение имеет свои преимущества, но на сегодняшний день в Казахстане целесообразно было бы применять смешанную технологию, полученную путем интеграции дистанционного и традиционного обучения. Это позволит решить, в частности, следующие задачи:

  • Преодолеть дефицит квалифицированных преподавателей по специальным дисциплинам, особенно в моногородах и регионах. Можно было бы привлекать профессорско-преподавательский состав вузов в учебный процесс колледжей через дистанционное обучение некоторых модулей учебного плана.

  • Составлять гибкое расписание, внедряя дистанционную форму для факультативных часов и некоторых элективных курсов.

  • Привлекать специалистов предприятий без отрыва от производства.

  • Работать с педагогами из ближнего и дальнего зарубежья.

  • Применять удаленное обучение при плохих погодных условиях, временной болезни студентов и др. Помимо того, появляется отличная возможность участвовать в различных онлайн-конкурсах, видеоконференциях.

Конечно же, все это требует продуманных организационно-нормативных действий со стороны государства, руководства сферы образования, педагогических коллективов. Не должны оставаться в стороне и родители, обучающиеся. Необходимы такие меры, как организация повышения квалификации педагогов в области ИКТ, создание образовательного портала , где содержится учебно-методическая и организационно-административная информация учебных заведений для обучающихся, решение проблемы идентификации личности обучающихся посредством системы аутентификации, обеспечение в семьях обучающихся соответствующей техникой. А самое главное в условиях удаленного обучения  сознательная мотивация студента.

Считаю, что дистант прочно вошел в нашу жизнь. Он стал для всех нас страховкой в разных, порой непредвиденных ситуациях, когда требуется обеспечить непрерывность образования. Поэтому без элементов дистанционного обучения уже невозможно представить учебный процесс, если мы хотим идти в ногу с XXI веком.