Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

В последнее время о дистанционном образовании говорят практически на всех уровнях: изучают, ругают, превозносят. Особенно актуальным это обсуждение стало сегодня в связи с внезапным и стремительным переходом на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса. Но в этом бурном обсуждении очень интересно узнать мнение тех, на кого оно непосредственно направленно – студентов.

Для того чтобы услышать и понять их точку зрения я решила провести исследование на тему «Дистанционное обучение плюсы и минусы». В нем приняли участие 43 студента второго курса нашего колледжа специальности «Лабораторная диагностика». Обучающимся было предложено выполнить творческий проект, написать сочинение-рассуждение на тему «Дистанционное обучение плюсы и минусы», в рамках изучения курса ИТПД (оформление текстового документа средствами текстового процессора MS Word).

Данное исследование было проведено через два месяца после начала онлайн-обучения. Этого времени оказалось достаточно, чтобы наши студенты оценили дистанционное обучение.

Уважаемые читатели, предлагаю вам ознакомиться с некоторыми сочинениями. Из прочитанного, каждый из нас сделает свои собственные выводы: что в нашем онлайн-препоподавании получилось, что не получилось, что необходимо скорректировать. Обратите внимание на эмоциональность восприятия, глубину и глобальность рассуждений наших студентов.

У. Елисеева  группа 18Л2

Я Елисеева Ульяна, студентка 2-го курса медицинского колледжа. В конце марта граждан страны перевели на дистанционное обучение, работников на удаленную работу, только непрерывные производства работают в условиях соблюдения всех правил индивидуальной защиты. Следовательно, дистанционное обучение осуществляется на расстоянии, через различные средства связи, у нас они такие: «Вконтакте», «Viber», Электронная почта. Назвала новый процесс «искусственное получение знаний».

Сейчас я всерьез задумалась над вопросом, для чего изначально были созданы учебные учреждения, профессия преподаватель, ведь взаимоотношения ученика с учителем  это незаменимая часть эффективного обучения, часто мыслила по этому поводу, но в сложившейся ситуации размышления о наставниках не покидают.

На чем основывается моё утверждение? Когда присутствуешь на парах, поступает информация доступная, потому что педагог своей профессиональностью, правильным подходом, доставляет до меня ее в оформленном, воспринимаемом формате, вызывая энтузиазм к новым знаниям. А дома? Дома передо мной лишь электронный объект, который непременно в происходящей ситуации спасает меня от деградации, но из его уст я не слышу речей, не в силах завести диалог, в свободную минуту не обсуждаю личные вопросы.

И моё решение таково не потому что я привыкла полагаться на все готовое, надеясь только на изложенную педагогом информацию. Причина проста, я чувствую в обучении силу. Силу получил, усвоил, произвёл. Учитель применяет различные способы и методики для того, чтобы ученик усвоил как можно эффективнее, и ему был близок процесс обучения. А как ученик старается? Учит, воспроизводит знания, желает реализоваться в глазах преподавателя, доказывая, что материал усвоен и применен на практике. Требования на данный момент мне ясны, я получаю чувство удовлетворения от создания кроссвордов, тестов, написания сочинения или творческих работ, связанных с созданием материала по изученной теме. В первую очередь, я представляю, какая колоссальная нагрузка возложена на преподавателей, им нужно продумать электронное задание, онлайн-тест, либо творческую работу, а самое основное преподнести материал в еще более понятной форме, чтобы постараться оценить по мере возможности полную картину успеваемости ученика в условиях самостоятельного обучения, на этом основании поставить оценку, и так для каждой группы.

Честно скажу, меня мотивирует обратная связь, когда торопишься, в заданный промежуток времени выполняешь работу, проверяешь по несколько раз, отправляешь и видишь в ответ такое по-настоящему сильное сообщение «спасибо», я готова ещё десять работ сделать, и силы будто бы вновь восстанавливаются, или когда хвалят, то в электронном виде это действительно по другому воспринимается, это космическая связь. Видимо, людям действительно важно чувствовать свое предназначение в социуме, поэтому скорее хочется возобновить возможность  наслаждаться окружением. Это значит: общаться с людьми, а в частности с одногруппниками, обмениваться опытом, шутить, переживать вместе за предстоящую контрольную, поддерживать друг друга. Следует понимать, что порой обстоятельства берут над нами вверх. В изолированном пространстве необходимо научиться справляться со вспышками гнева и раздражительности, из-за трудностей, связанных с заданиями, проблем с выполнением, и ни в коем случае не опускать руки, а продолжать плодотворную работу, стараться обучаться в предоставленных условиях, понимая, что от усилий каждого зависит здоровье целого населения. И если данные меры созданы, значит действительно эффективны.

Многие мои знакомые рассуждают в таком контексте: «дома сидеть скучно, нечем заняться, и, кажется, я теряю себя, мне одиноко». Я не испытываю таких сложностей и считаю, что если на протяжении всего времени, и на изоляции, и в обычном режиме, изучать, развиваться в актуальной для себя сфере, целиком и полностью быть увлеченной в процесс, мысли данного типа не будут доминировать. В колледж желаю вернуться к людям, так как они положительно влияют на меня, в большой степени вдохновляют. Стараюсь продуктивно начинать свой день, утро, великолепная часть дня для зарядки, ухода за собой, происходит пробуждение организма, важно постепенно совершать этот процесс. Чаще всего с 13.00 начинается обучение, в перерывах стараюсь совершать приём пищи, небольшую разминку. И заключительная часть дня  это вечер, доделываю учебный материал, либо читаю книгу.

Я думаю, что все вернется на круги своя тогда, когда это будет безопасно. После длительного пребывания в зоне комфорта, совершила открытие: человек, каким бы он уникальным не был, он существо общественное. Этот период для нас дефицитный. Убрали то, от чего порой уставали, не успевали, на что часто жаловались. Так почему же без этого всего некомфортно? Потому что, мы претендуем на живое общение. Привыкли видеть ответ-реакцию, выражать эмоции, быть частью общества, это необходимо, пусть каждому в разной мере. Мы чистим зубы каждый день, но порой бывает лень, или утомляемся, на пару дней забрасываем уход, спустя неделю, смущает отвратительный запах, моментально приступаем к тщатильной чистке, боясь последствий. Вывод: осознание приходит не сразу, лишь столкнувшись с дискомфортом, здраво можем оценить значимость преподавателей, взаимоотношений, социума.

Ю. Гусева, группа 18Л2

 Я учусь в медицинском колледже, и вы только представьте, каково будущим медицинским работникам получать знания дистанционно!

Дистанционное обучение проходит вполне нормально, но хотелось бы лучше.

Наш распорядок дня зависит от расписания. Если занятия проходят в первую смену, то мы сможем с легкостью выполнить утром задания и быть свободными во вторую половину дня. Если же занятия во вторую смену, мы с утра сидим в ожидании задания от преподавателя. Поначалу было трудно привыкнуть к такому режиму обучения. Не успевали доделать одно задание, как присылали другое, помогали разрешить такие трудности и родители, и одногруппники. Взаимовыручка – важнейшее качество в групповой работе, то есть в учебе. Требования учителей довольно понятны, но все же не хватает их личных разъяснений.

Мы занимаемся на разных платформах: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджер «Viber», отсылаем задания по электронной почте, некоторые преподаватели для объяснения теоретического занятия предлагают «Skype». Для меня самой удобной платформой является соцсеть «ВКонтакте», где поддерживать связь с преподавателем легко и просто. Некоторые затруднения вызывает электронная почта, из-за перегрузки сервера иногда письма с выполненными заданиями не доходят до преподавателей.

Учиться дистанционно я бы никогда не хотела. Учеба должна проходить строго в учебном заведении.

Я, спустя две недели дистанционного обучения, поняла, как сильно хочу вернуться в колледж. Я соскучилась по одногруппникам, по преподавателям, по самой атмосфере колледжа. Мне не хватает разговоров на переменах, столпотворения в столовой, беспокойства перед оглашением оценки по очень сложному предмету. Можно так выразиться, что мы на время лишились того, без чего студент уже не студент.

Плюсов дистанционного обучения мало, но все же они есть. Такая учеба удобна из-за опасной эпидемиологической обстановки, но не в любое другое время. Иногда преподаватели присылают задания чуть раньше, и мы можем их выполнить более качественно.

Минусов, увы, намного больше. Чтобы сделать какое-либо задание, требуется компьютер, но из-за долгого времяпровождения за ним сильно устают глаза, портится осанка и многое-многое другое. Иногда возникают неполадки с интернетом, многими серверами. Бывает и такое, что одновременно кидают задания по двум дисциплинам, которые нужно сдать в одно и то же время. Ты буквально разрываешься и не знаешь, как все успеть выполнить. А самый главный минус дистанционного обучения – сдача зачетов и экзаменов. Вы можете себе это представить? Мы нет. Безусловно, есть много способов сдачи, начиная от онлайн-тестирования и заканчивая видео-звонком в «Skype». Но все же это неудобно.

Обучение после «удаленки» изменится. У многих студентов медицинского колледжа пропала учебная и производственная практика, а у старших курсов вовсе и преддипломная. И мы будем это все нагонять. Даже представлять не стану, слишком ужасающим кажется будущее.

 В такой ситуации мы оказались из-за вспышки вируса CОVID-19. Массовые заболевания – страшная вещь. Особенно заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Не стоит пренебрегать мерами предосторожности, нужно беречь себя и свое здоровье. Я надеюсь, что мы преодолеем эту опасность, и все вернется на свои места.

В.Фирсова, группа 18Л2

«Дистанционное обучение плюсы и минусы»

В связи с такой не простой ситуацией в России, да что там в России, во всем мире. Вроде казалось, ничего не предвещало беды, как объявили карантин. Конечно, в какой-то степени мы все обрадовались, т.к. все-таки очень боялись за свое здоровье и своих близких. Ведь почти у каждого из нас есть младшие братья и сёстры, бабушки и дедушки.

 Но на карантине нас ожидало ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. По началу мне даже очень нравилась данная форма обучения. Ты дома, время на дорогу не тратить и т.д. Но в скором времени такое обучение превратилось в ад! Вы спросите почему? А я отвечу! Лично в моем случае дистанционное обучение очень повлияло на психику и становится морально тяжело. В чем же заключаются эти трудности, сейчас расскажу. Во-первых, электронная система не налажена, постоянные сбои, потеря работ, 24/7 за компьютером, честно говоря, зрение посадила очень хорошо, сижу уже в очках, что будет дальше, не знаю. Во-вторых, не все учителя понимают, что за 1,5 часа невозможно выполнить задания на половину книги. Ну и в – третьих, очень тяжело находиться дома и обучаться, не хватает живого общения со своими одногруппниками, разъяснения предмета преподавателями и практических занятий. Особенно по профессиональным модулям практики очень не хватает, так как методика это одно, а как выполнять данную манипуляцию руками, другое.

Первые две недели было очень трудно адаптироваться и привыкнуть, преподаватели звонят, пишут задания, параллельно пишут мои одногруппники, чтобы им это все объяснить. Я староста группы, поэтому являюсь основным посредником для связи. Я думала, что я сойду с ума. Старалась очень понятно и доступно сказать на нашем языке, передать требования преподавателей, но все же получала по 100 одних и тех же вопросов. Мы используем разные интернет платформы для обучения. Наиболее удобной мне показалась платформа: «Вконтакте», «Вайбер», электронная почта, но с ней иногда бывают технические проблемы, не отправляются письма, не доходят иногда хоть и написано, что отправлено.

 Но уже спустя еще две недели мы с ребятами всё наладили и стало более спокойнее. Бывали моменты и ругались, и смеялись, но данная ситуация показала, что группа 18Л2 всегда останется в моем сердце. Если бы они меня не понимали и не поддерживали, точно я бы заболела. Ведь моральная поддержка необходима каждому и вместе справиться с какими – либо трудностями намного легче.

Конечно, преодолеть трудности помогают еще родные и близкие и даже домашние животные. В период карантина свершилась моя самая заветная мечта детства. Родители, наконец, разрешили завести собаку, теперь я жду этого момента, как какое-то чудо, которое вот-вот осуществится.

 Если бы мне предложили продолжить обучение в такой форме до получения диплома, не раздумывая скажу НЕТ. Хочется поскорее вернуться в колледж, в родные стены, к своим любимым преподавателям. Ведь некоторые предметы уже закончатся в этом семестре, а мы так и не увидимся, и больше не побываем на паре. Уважаемые преподаватели! Нам вас и вашей поддержки очень не хватает!

О. Кудрявцева, студентка с ОВЗ, группа 18Л1

«Дистанционное обучение: плюсы и минусы»

Я Кудрявцева Ольга, студентка второго курса Пензенского базового медицинского колледжа. Два года назад я выбрала для себя профессию, я поступила на лабораторную диагностику. Лаборант занимается практической работой, поэтому у нас очень много практических занятий и опытов, такие формы занятий вызывают у меня наибольший интерес. Весной этого года наш процесс обучения изменился, он стал дистанционным в связи с непростой эпидемической обстановкой в стране. Сначала для меня было многое непонятно: как учиться? Каким образом получать задания? Как выполнять? Куда отправлять? Но как хорошо, что в нашей группе есть куратор-сурдопереводчик и староста, они все мне объяснили, успокоили и продолжают отвечать на все возникающие вопросы. Уходя с организационного собрания, я подумала, что дистанционное обучение будет для меня как каникулы, т.е. задания будут легкие и очень мало. Но уже через несколько дней я изменила свое мнение. Все занятия проходят по расписанию, задания сложные теоретические и практические, ограничены по времени выполнения. Каждое утро я стараюсь вставать в одно и тоже время, чтобы не позволить себе лениться, успеть позавтракать, чтобы ничего не отвлекало во время занятий. С началом учебы я ухожу в комнату, чтобы меня никто не отвлекал дома. Преподаватели присылают задания в социальной сети Вконтакте, по электронной почте, в чате мессенджера WhatsApp или через старосту нашей группы. Самое сложное в дистанционном обучении – это правильно понять задание и успеть его выполнить за ограниченное время. Я имею нарушение слуха и некоторые слова и фразы из задания мне бывают непонятны, приходится уточнять, на это уходит очень много времени. Хочется поблагодарить старосту, куратора и преподавателей, которые терпеливо все объясняют и уточняют. А ещё много времени уходит, чтобы понять материал лекции или текст из параграфа учебника. Я учусь на медицинской специальности, а значит нужно не просто выполнить задание, а понять все правильно и точно, потому что от моей учебы, будет зависеть судьба человека, когда я приду на работу лаборантом. Хорошо, что рядом есть Интернет и моя семья, они дают много разъяснений, помогают грамотно оформить работу. Хочется, чтобы мои выполненные задания и мысли были понятны не только мне, но и преподавателям.

Дистанционное обучение с одной стороны удобное, никуда не нужно ходить, дома можно сделать перерыв на вкусный обед, если задание удалось выполнить быстро, то есть время для отдыха. Но я не хотела бы продолжать учиться на «удаленке» и хочу поскорее вернуться в колледж! Потому что во время очных занятий всегда можно спросить, если что-то непонятно у преподавателя или сурдопереводчика, опыты по тексту лекции сложно представить как это будет на практике. Конечно, хотелось бы, чтобы наши дистанционные занятия были не только в виде обмена текстовым материалом, но и в режиме онлайн-конференций на платформе Zoom или какой-то другой, можно было бы увидеть всех своих одногруппников, а самое главное преподаватель и переводчик объяснили бы сложный материал в более понятной форме.

Сейчас меня очень интересует, как мы будем сдавать зачеты и экзамены? И очень огорчает то, что в июне мы не сможем пойти на производственную практику, ведь ее я очень ждала!

После возвращения в аудитории колледжа, я думаю, многие из студентов поймут, что занятия в очной форме очень важны, мы будем относиться еще с большим уважением к труду преподавателей и переводчика, а самое главное, будем более внимательными на занятиях.

Хочется добавить, что из-за эпидемической обстановки я еще больше поняла, что выбрала важную и нужную специальность. Во многих регионах нашей страны сейчас квалифицированные лаборанты за сутки делают очень много тестов в борьбе с COVID-19, от их быстрой и точной работы зависит постановка диагнозов и лечение пациентов. И я уверенна, что выпускники нашего колледжа также трудятся в различных лабораториях страны.

 

* * *

Уважаемые коллеги!

В заключение хочу обратить ваше внимание на главные выводы, которые следуют из отзывов и комментариев по данному вопросу всех думающих и неравнодушных студентов, принявших активное участие в исследовании  наши студенты за классическую форму обучения, но дистанционное обучение все же удобно из-за опасной эпидемиологической обстановки.

Какие молодцы наши студенты! Они все правильно понимают. Наше будущее в хороших руках!