Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Согласно распоряжению № 4-P Департамента образования и науки города Севастополя от 06.04.2020 г. все образовательные организации начального общего, основного общего и среднего общего образования, начиная с 06.04.2020 г., перевели свою работу в дистанционный формат.

Для эффективной организации учебной деятельности педагог должен обладать определенным уровнем ИКТ-грамотности (навыками владения электронными технологиями), позволяющими учителю построить курс (программу) дистанционного обучения и проводить занятия на расстоянии. С целью анализа уровня квалификации учителей в области дистанционного обучения в ГБОУ СОШ № 45 им. В.И. Соколова было проведено анкетирование, согласно которому педагоги на момент перехода в формат обучения на расстоянии уже обладали базовым уровнем владения ИКТ-технологиями, однако отдавали предпочтение очному обучению. При этом большая часть учителей (70%) на момент исследования посчитали свои знания недостаточными и выразили желание повысить свой уровень владения формами дистанционного обучения школьников.

С целью повышения уровня ИКТ-компетенций педагогического состава в ГАОУ ПО «Институт развития образования» были разработаны методические рекомендации об организации дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях Севастополя, в которых представлено толкование термину «Дистанционное обучение», а также перечисляются примеры основных моделей дистанционного обучения, включая рекомендации по его организации при помощи электронных образовательных ресурсов и платформ.

Также для изменения «привычной» очной модели ведения образовательного процесса внутри школ города проводились консультации и обучение учителей основным принципам работы «на расстоянии», разбор основных образовательных платформ и инструментов, способных помочь в проведении дистанционных занятий. Отталкиваясь от сравнения результатов очной и дистанционной подготовки школьников, проводимой в ГБОУ СОШ № 45 им. В.И. Соколова в феврале 2020 г., можно сделать вывод о том, что при правильной организации модели дистанционного обучения можно получить результаты, сопоставимые с аналогичными результатами при использовании очной модели ведения образовательного процесса.

Стоит отметить, что несмотря на постепенную цифровизацию образования, процесс дистанционного обучения оказался «в новинку» как для большинства учителей, так и для родителей учеников. Учитывая, что на родителей возложена функция контроля и помощи своим детям, в ряде российских школ и в ГБОУ СОШ № 45 им. В.И. Соколова г. Севастополя в частности, была создана горячая линия по вопросам дистанционного обучения и разработаны рекомендации на тему: «Как помочь ребенку во время дистанционного обучения», в которых были представлены методические указания по правильной организации учебного процесса: подготовке рабочего места, выборе правильного режима дня, регистрации на образовательных платформах, используемых школой, количестве времени, проводимого за компьютером, необходимых шагах в случае, если у ученика возникает проблема.

Одной из трудностей, возникших при внедрении модели дистанционного обучения, был выбор программы или сервиса для осуществления групповых видеозвонков (до 30 человек одновременно), необходимой для проведения онлайн-уроков. Было установлено, что «Skype» поддерживает до 10 человек одновременно в режиме видеозвонка, а широко распространенная на территории материковой России программа «ZOOM», в условиях санкционного режима, не функционировала на территории Крыма. Здесь можно выделить следующие пути решения:

· использование VPN-сервисов, позволяющих программным путем подменить реальное местоположение;
· деление учеников на группы по 10 человек, для работы через «Skype»;
· использование альтернативного программного обеспечения.

Стоит оговориться, что применение VPN сервисов хоть и позволяет решить проблему с подключением к «ZOOM», но при этом массовое применение VPN довольно сложно реализуемо для большинства школьников. Деление учеников на группы для работы через «Skype», с одной стороны, может позволить улучшить качество подготовки учащихся благодаря сокращению числа обучающихся в одном потоке, а, с другой стороны, значительно повышает и без того большую нагрузку на педагогов в режиме дистанционного обучения. Массово использовать альтернативные сервисы для видео- и аудиосвязи необходимо с осторожностью по причине того, что далеко не каждая платформа может похвастаться отлаженным программным обеспечением и качественным интернет-соединением, что особенно актуально во время самоизоляции, по причине многократного увеличения нагрузки на интернет ресурсы. Из альтернативных решений можно выделить сервис «Google Meet», позволяющий проводить онлайн видеоконференции с количеством участников до 250 человек и имеющий стабильное интернет-соединение.

Очевидно, что для инструментов, позволяющих осуществлять аудио- и видеосвязь, необходим отечественный аналог. Такое программное обеспечение получило название «ROCA (Russian Online Communications Assistant)» и на 20 мая 2020 г. активно тестируется в Москве и Московской области под руководством Минпросвещения, Минсвязи и «Ростелекома».

Для современной образовательной системы резкий переход в формат обучения на расстоянии оказался серьезным вызовом. Согласно результатам анкетирования, проведенного «Аналитическим центром НАФИ», на момент исследования (конец марта 2020 г.) 68% школьных учителей считали, что школы не готовы к переходу в онлайн формат.

На примере ГБОУ СОШ №45 им. В.И. Соколова г. Севастополя одной из проблем, которые возникли на пути внедрения дистанционного обучения, был выбор из всего многообразия интернет-сервисов качественной образовательной платформы, посредством которой необходимо организовывать связь как с учениками, так и с их родителями. Эта проблема была решена путем использования следующих сервисов: сайта школы, где в разделе «Дистанционное обучение» педагоги могли публиковать свои материалы и интернет-платформы «Дневник.ру», куда выносились оценки учеников. «Дневник.ру» также рассматривался в качестве дополнительного ресурса, на котором присутствовали все возможности для публикации учителями материалов уроков и своих методических разработок в том случае, если основной ресурс – сайт школы не будет доступен. Для уменьшения и без того большой нагрузки на педагогов, было проведено обучение по работе с интернет-сервисом «Google формы», благодаря которому учителя могут самостоятельно создавать онлайн проверочные работы, позволяющие в автоматическом режиме проверять работы учащихся.

Можно сделать вывод, что большинство педагогов средних общеобразовательных учреждений на пути реализации модели дистанционного обучения столкнулись с определенными трудностями, а именно:

- нестабильное подключение к образовательным интернет-платформам и сервисам;
- низкий уровень компьютерной грамотности определенной части учащихся и их родителей;
- сложности в реализации видео- и аудиосвязи с классом для проведения онлайн-уроков;
- высокий уровень стресса со стороны обучающихся и их родителей, вызванный переходом на другую систему ведения образовательного процесса.

Но при этом стоит отметить, что образовательная система показала свою гибкость и умение выходить из сложных ситуаций путем:
- создания собственной системы видеосвязи и горячих линий по вопросам реализации дистанционного обучения в школах, благодаря которым все участники образовательного процесса могли получить консультацию по возникающим вопросам;
- повышения стабильности работы интернет-сервисов, связанных с обучением;
- повышения ИКТ-компетентности учителей в области реализации дистанционного обучения.

Очевидно, что модель дистанционного обучения получила определенный «толчок», благодаря которому она будет стремительно развиваться: планируются курсы повышения квалификации учителей в данной области, предусмотрено проведение высокоскоростного интернета в те школы, где он отсутствовал, Минпросвещением России разрабатывается государственная платформа «Цифровая образовательная среда» для дистанционного обучения школьников.