ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫЯВИЛО ПРОБЛЕМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ ССУЗОВ

 

М. Г. Дмитриев, C. И. Наумова
(Московский филиал ФГБОУ ДПО
«Межрегиональный институт
повышения квалификации
специалистов профессионального
образования»)

Большое значение в условиях распространения коронавирусной инфекции имела новая модель организации работы в дистанционном формате, которую подготовило для образовательных организаций СПО Министерство просвещения Российской Федерации. Она получила название «Колледж-онлайн».

Благодаря этой модели сохранился привычный режим занятий для обучающихся и педагогов, образовательная программа реализовывалась в полном объеме и в соответствии с ФГОС СПО. Модель позволяла соблюдать контроль успеваемости и посещаемости, а также поддерживать процесс социализации студентов.

По данным мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации, в первую неделю введенных ограничительных мер подавляющее большинство колледжей и техникумов (99,45%) оперативно организовали дистанционное обучение. Всего около 0,06% организаций не смогли решить данную задачу и отправили студентов на каникулы.

Чем были обусловлены трудности при переходе на дистанционное обучение?

Одна из главных проблем – организации СПО не готовы использовать технологии дистанционного обучения. По данным проведенного ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» опроса, лишь 10% организаций задействовали специализированные цифровые решения для комплексной организации дистанционной работы преподавателей и студентов.

Наиболее популярными платформами для проведения онлайн-занятий в колледжах были Zoom, Discord, Skype, Cisco Webex. В итоге большинство организаций СПО (73%) проводили дистанционные занятия на базе разрозненных информационных ресурсов, что отвлекает от обучения и самих студентов, и преподавателей.

Еще одной сложностью стала нехватка качественного профильного контента: лишь четверть программ подготовки в СПО обеспечена актуальными цифровыми обучающими ресурсами. Здесь же можно отметить большую нехватку онлайн-курсов, электронных УМК по предметам общепрофессионального и профессионального циклов.

Нельзя не сказать и о том, что при массовом переходе на дистанционное обучение многие колледжи и техникумы в регионах столкнулась с недостаточно развитым уровнем IT-инфраструктуры.

Эти проблемы остаются актуальными для системы СПО и после выхода из режима дистанционной работы.