Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ДИСТАНТ ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ… ПОБЕДИЛ?

Э. Р. Гайнеев,
доцент Ульяновского
государственного педагогического
университета им. И. Н. Ульянова

 

Зарубежные эксперты и раньше рисовали похожий сценарий: традиционное обучение будет постепенно уходить в прошлое, останется совсем немного дистанционных учебных заведений, которые вполне справятся со своей возросшей нагрузкой. Не было сомнений, что это проекты будущего, причем довольно отдаленного. Но пандемия в одно мгновение смешала фантастику с явью, и система образования, педагогические работники, обучающиеся и их родители вдруг и без какой-либо подготовки оказались в новой реальности.

Профессиональному образованию тоже пришлось практически полностью перейти от традиционного обучения к дистанционному (удаленному). Надо отметить, что дистанционный формат в профессиональной подготовке кадров был и прежде, однако он играл вспомогательную, дополняющую роль в образовательном процессе и использовался в основном в системе повышения квалификации, а также в обучении лиц с ограниченными возможностями.

Спору нет, в последние годы дистант все активнее, настойчивее стучался во все образовательные двери, но... Для инновационных прорывов, смелых идей должны быть созданы соответствующие условия – это аксиома. Как и в каждом явлении, в дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Попробуем их взвесить на чаше весов и объективно обсудить, исходя из своего большого педагогического опыта и актуальности темы, которая весной буквально «раскалилась» от яростной критики со всех сторон. И немудрено, вспомнить хотя бы онлайн-уроки в пермском селе, когда из-за плохого Интернета школьники были вынуждены взбираться на телевышку, чтобы отправить педагогу домашние задания.

Сначала давайте выложим «на стол» рациональные аргументы, т. е. плюсы.

Дистанционное обучение открывает не только новые возможности для получения образования специалистам, которые совмещают работу и обучение, но и двери престижных вузов для жителей отдаленных регионов, сельской местности. Онлайн-образование способствует также системному повышению квалификации и освоению необходимых компетенций. Ну и наконец, такой вид обучения предоставляет шанс получить вожделенный диплом об образовании там, где первым и наиболее важным «дидактическим» условием успешности значится своевременная…оплата такого обучения.

А теперь о минусах, которые ставят под сомнение эффективность тотального перехода образовательных организаций на дистанционную форму обучения. И в ситуации пандемии, когда все учебные занятия в экстренном порядке переместились в интернет-пространство, недостатки, противоречия этого рабочего формата проявились особенно остро, отчетливо.

К важнейшим проблемам дистанционного обучения, на наш взгляд, можно отнести следующее.

 1. Прежде всего, это значительные перегрузки обучающихся и педагогических работников, что идет вразрез с требованиями СанПИН (см. табл.).

Таблица

Время работы за компьютером и с интерактивной доской
(требования СанПИН)

Контингент

Продолжительность работы

1-й класс

10 минут

25-е классы

15 минут

67-е классы

20 минут

89-е классы

25 минут

1011-е классы

30 минут на первом часу учебных занятий,

20 минут – на втором

Преподаватели

4 часа в день

Не стоит при этом упускать из виду, что школьники и вне занятий много времени проводят рядом со своими компьютерами, ноутбуками, гаджетами. А с учетом дистанционной нагрузки (5–8 часов) получится, что они буквально с утра и до поздней ночи просиживают за электронными экранами.

2. Обостряется и проблема социализации подрастающего поколения. Образовательный процесс должен строиться на живом общении, активном взаимодействии педагога и обучающихся, и без эмоциональной составляющей, преимуществ коллективных форм обучения дидактический потенциал значительно снижается.

3. Проигрывает и качество обучения, поскольку дистант значительно уступает традиционной модели образования (слабый контроль над самостоятельной работой обучающихся, необходимость достаточно высокой внутренней мотивации, самоконтроля и др.).

4. Невозможность «дистанционного» освоения отдельных дисциплин, учебных предметов, компетенций (например, физкультуры, технологии, практических и лабораторных работ и др.).

5. Необходимость качественной и дорогостоящей технической оснащенности (компьютер, ноутбук, Интернет, антивирус и т. п.). Причем приобретать компьютер необходимо на каждого ребенка в семье, поскольку занятия проводятся, как правило, в одно и то же время.

Ну и, наконец, зададимся вопросом, а кому же выгодно дистанционное обучение, особенно тотальное, особенно как обучение основное?

Безусловно, в первую очередь, выгодно недалекому чиновнику-временщику, ориентированному на «хроническую оптимизацию». Удаленный формат позволяет значительно сократить затраты на образование, правда, за счет снижения его качества, ухудшения здоровья обучающихся и педагогов, жизненно необходимой социализации нового поколения, решения важных воспитательных задач. Все это, согласимся, чревато серьезными социально-экономическими последствиями.

Полный переход на дистанционное обучение выгоден и учебным заведениям, ориентированным в своей миссии на коммерческую деятельность, финансовый успех. И выгоден тем, кому необходимо получить, в силу различных причин (престижа, занимания какой-либо должности, а то и – депутатского мандата), всевозможные «корочки», желательно не прикладывая особых усилий.

Подытоживая некоторый анализ сложившейся ситуации, делаем следующий вывод. Дистанционное обучение имеет свои преимущества, но оно должно быть дополнительным, сопровождающим традиционное обучение, но ни в коем случае его не подменять.

Если же карантин продлится и дистант останется «править бал», то необходимо срочно разрабатывать формы, средства и методы повышения качества такого обучения и искать возможности для проведения практических занятий. Но прежде всего надо решить базовую задачу: образование должно быть доступным, а значит, каждый школьник, студент должен иметь персональный компьютер и доступ к высокоскоростному Интернету.

Таким образом, у дистанционного образования пока гораздо больше минусов, чем плюсов, и педагоги, которые стремятся не допустить разрушения традиционной системы образования, это отчетливо осознают. Они не ретрограды и прекрасно понимают, что научно-технический прогресс не остановить. Сегодня человечество стоит у порога четвертой промышленной революции (Industrie 4.0). По прогнозам, это приведет к значительному повышению производительности труда и снижению ценности низко- и среднеквалифицированного труда и особой востребованности рабочих кадрах высокой квалификации. Существенно расширятся и возможности интернационализации, в том числе и во взаимодействии профессиональных и образовательных технологий.

Это будущее, и мы, педагоги, стремимся делать все возможное и невозможное, чтобы его приблизить, растить высококвалифицированных специалистов широким спектром компетенций, необходимых в XXI веке. Удаленный формат, как лакмусовая бумажка, показал, что перемены в образовании должны идти шире, энергичнее. Быстро меняющиеся реалии не оставляют учебным заведениям выбора: надо успешно выдержать испытание «цифровой средой» и искать пути интеграции традиционной и дистанционной технологий обучения. Иного не дано.