Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ В КРАСНОГОРСКЕ

Впервые в истории российской профессиональной школы руководство Министерства просвещения РФ с участием руководителей органов управления образованием регионов и руководителей региональных отделений союза директоров ССУЗ России обсудило актуальные вопросы  дальнейшего развития единого образовательного пространства, построения современной стратегии подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена – основы  кадрового обеспечения  технического и технологического развития России. 

Актуальность обсуждения во многом определяется задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным, Правительством РФ о приоритетности системы СПО в развитии производительных сил отраслей экономики.

Сегодня система СПО России является важнейшим сектором образования. Взаимодействуя с обществом, рынками труда, со всеми уровнями образования, техникумы и колледжи несут ответственность за качество подготовки кадров, которые в структуре отдельных отраслей экономики составляют до 80%. 

Благодаря государственному вниманию федеральных и региональных органов власти, укреплению связей с бизнес сообществом, развития международного сотрудничества позволили создать эффективные механизмы развития системы. Национальный проект «Образование. Молодые профессионалы», национальное движения WorldSkills , Абилимпикс, региональные программы развития СПО, новые профстандарты, до 20-25% преподавательского состава - специалисты предприятий - наставники, мониторинг и независимая оценка качества, общественно-профессиональные лицензирование и аккредитация позволили создать современное лицо профессионального образования, соответствующее потребностям экономики, международным стандартам.

С 2000 по 2019 год расходы консолидированного бюджета на среднее профессиональное е образование увеличились с 24,4 до 523,3 миллиарда рублей. Это в реальном выражении в 4,2 раза. Увеличены зарплаты преподавателей, создаются современные лаборатории, мастерские, учебно-производственные кластеры в колледжах.

Приоритетные направления Союза в 2019-2020 гг.:

1. Обеспечение выполнения Указа Президента РФ в сфере образования по вопросам совершенствования деятельности системы СПО в соответствии с потребностями региональных рынков труда.

2. Деловое и социальное партнерство с федеральными, региональными объединениями промышленников и предпринимателей, представителями малого бизнеса.

3. Участие в реализации федеральных, региональных, межрегиональных, отраслевых программ развития образовательных учреждений системы СПО, разработка, формирование и внедрение: 

    • нового перечня наиболее востребованных, новых и перспективных профессий   СПО (ТОП-50);

    • актуализации действующих ФГОС СПО через привлечение к деятельности ФУМО СПО;

    • участия в системе Национальных чемпионатов «Молодые профессионалы» (Ворлдскилс Россия);

    • олимпиадного движения профессионального образования;

    • центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), совместно с региональными органами образования центров профессионального обучения и профориентации «Кванториумы»; 

    • ГИА в форме демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия;

    • специализированных центров компетенций (СЦК), центров проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ);

    • чемпионатах Абилимпикс для лиц с ОВЗ и инвалидов;

    • базовых профессиональных образовательных организаций по инклюзивному образованию.

3. Формирование новой инфраструктуры: (7 МЦК). РЦК (в субъектах РФ). (МЦПК). Ресурсные центры. Кванториумы. Технопарки. РУМО.
4. Развитие системы независимой оценки квалификаций, центров независимой оценки квалификации (ЦОК), экзаменационных площадок (ЦОК).
5. Участие в создании центров независимой общественно-профессиональной аккредитации. Внедрение профессионально-общественная аккредитация образовательных программ со стороны работодателей.
6. Участие в Федеральном и региональных мониторингах качества подготовки кадров. Рейтинг образовательных профессиональных организаций.

7. Участие в формировании инструментов и механизмов качества подготовки кадров, оценки трудоустройства выпускников СПО на основе данных Пенсионного фонда.
8. Внедрение модели практико-ориентированного (в том числе дуального) профессионального образования.
9. Формирование систем целевого, сетевого, дистанционного, электронного обучения.
10. Формирование новых типов и видов образовательных учреждений СПО - создание кафедр, учебно-производственных кластеров, учебных полигонов и иных структурных подразделений на предприятиях.
11. Формирование института сертифицированных экспертов WorldSkills из числа преподавателей и мастеров производственного обучения.
12. Реализация Федерального проекта «Билет в будущее» - ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов.
13. Развитие международного сотрудничества в области профобразования.

 

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СПО В РФ

 

В подмосковном Красногорске 27 августа в формате видеоконференцсвязи прошло совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Они обсудили приоритетные направления развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.

Перед участниками видеоконференции выступили первый заместитель Министра просвещения РФ Дмитрий Глушко и заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Марина Софронова.

Виктор Демин, президент общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России» проинформировал об итогах работы общероссийской общественной организации «Союз директоров ссузов России», роли Союза в системе СПО.

О запуске программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования рассказал коллегам Татевик Карабекян, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.

Карина Саликова, заместитель генерального директора по организации чемпионатов международного и национального уровня по стандартам WorldSkills International Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Pоссия)» посвятила свое выступление проведению в 2020 году финала национального чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс».

(Более подробно о совещании читайте здесь)

 

 

 

 

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Согласно распоряжению № 4-P Департамента образования и науки города Севастополя от 06.04.2020 г. все образовательные организации начального общего, основного общего и среднего общего образования, начиная с 06.04.2020 г., перевели свою работу в дистанционный формат.

Для эффективной организации учебной деятельности педагог должен обладать определенным уровнем ИКТ-грамотности (навыками владения электронными технологиями), позволяющими учителю построить курс (программу) дистанционного обучения и проводить занятия на расстоянии. С целью анализа уровня квалификации учителей в области дистанционного обучения в ГБОУ СОШ № 45 им. В.И. Соколова было проведено анкетирование, согласно которому педагоги на момент перехода в формат обучения на расстоянии уже обладали базовым уровнем владения ИКТ-технологиями, однако отдавали предпочтение очному обучению. При этом большая часть учителей (70%) на момент исследования посчитали свои знания недостаточными и выразили желание повысить свой уровень владения формами дистанционного обучения школьников.

С целью повышения уровня ИКТ-компетенций педагогического состава в ГАОУ ПО «Институт развития образования» были разработаны методические рекомендации об организации дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях Севастополя, в которых представлено толкование термину «Дистанционное обучение», а также перечисляются примеры основных моделей дистанционного обучения, включая рекомендации по его организации при помощи электронных образовательных ресурсов и платформ.

Также для изменения «привычной» очной модели ведения образовательного процесса внутри школ города проводились консультации и обучение учителей основным принципам работы «на расстоянии», разбор основных образовательных платформ и инструментов, способных помочь в проведении дистанционных занятий. Отталкиваясь от сравнения результатов очной и дистанционной подготовки школьников, проводимой в ГБОУ СОШ № 45 им. В.И. Соколова в феврале 2020 г., можно сделать вывод о том, что при правильной организации модели дистанционного обучения можно получить результаты, сопоставимые с аналогичными результатами при использовании очной модели ведения образовательного процесса.

Стоит отметить, что несмотря на постепенную цифровизацию образования, процесс дистанционного обучения оказался «в новинку» как для большинства учителей, так и для родителей учеников. Учитывая, что на родителей возложена функция контроля и помощи своим детям, в ряде российских школ и в ГБОУ СОШ № 45 им. В.И. Соколова г. Севастополя в частности, была создана горячая линия по вопросам дистанционного обучения и разработаны рекомендации на тему: «Как помочь ребенку во время дистанционного обучения», в которых были представлены методические указания по правильной организации учебного процесса: подготовке рабочего места, выборе правильного режима дня, регистрации на образовательных платформах, используемых школой, количестве времени, проводимого за компьютером, необходимых шагах в случае, если у ученика возникает проблема.

Одной из трудностей, возникших при внедрении модели дистанционного обучения, был выбор программы или сервиса для осуществления групповых видеозвонков (до 30 человек одновременно), необходимой для проведения онлайн-уроков. Было установлено, что «Skype» поддерживает до 10 человек одновременно в режиме видеозвонка, а широко распространенная на территории материковой России программа «ZOOM», в условиях санкционного режима, не функционировала на территории Крыма. Здесь можно выделить следующие пути решения:

· использование VPN-сервисов, позволяющих программным путем подменить реальное местоположение;
· деление учеников на группы по 10 человек, для работы через «Skype»;
· использование альтернативного программного обеспечения.

Стоит оговориться, что применение VPN сервисов хоть и позволяет решить проблему с подключением к «ZOOM», но при этом массовое применение VPN довольно сложно реализуемо для большинства школьников. Деление учеников на группы для работы через «Skype», с одной стороны, может позволить улучшить качество подготовки учащихся благодаря сокращению числа обучающихся в одном потоке, а, с другой стороны, значительно повышает и без того большую нагрузку на педагогов в режиме дистанционного обучения. Массово использовать альтернативные сервисы для видео- и аудиосвязи необходимо с осторожностью по причине того, что далеко не каждая платформа может похвастаться отлаженным программным обеспечением и качественным интернет-соединением, что особенно актуально во время самоизоляции, по причине многократного увеличения нагрузки на интернет ресурсы. Из альтернативных решений можно выделить сервис «Google Meet», позволяющий проводить онлайн видеоконференции с количеством участников до 250 человек и имеющий стабильное интернет-соединение.

Очевидно, что для инструментов, позволяющих осуществлять аудио- и видеосвязь, необходим отечественный аналог. Такое программное обеспечение получило название «ROCA (Russian Online Communications Assistant)» и на 20 мая 2020 г. активно тестируется в Москве и Московской области под руководством Минпросвещения, Минсвязи и «Ростелекома».

Для современной образовательной системы резкий переход в формат обучения на расстоянии оказался серьезным вызовом. Согласно результатам анкетирования, проведенного «Аналитическим центром НАФИ», на момент исследования (конец марта 2020 г.) 68% школьных учителей считали, что школы не готовы к переходу в онлайн формат.

На примере ГБОУ СОШ №45 им. В.И. Соколова г. Севастополя одной из проблем, которые возникли на пути внедрения дистанционного обучения, был выбор из всего многообразия интернет-сервисов качественной образовательной платформы, посредством которой необходимо организовывать связь как с учениками, так и с их родителями. Эта проблема была решена путем использования следующих сервисов: сайта школы, где в разделе «Дистанционное обучение» педагоги могли публиковать свои материалы и интернет-платформы «Дневник.ру», куда выносились оценки учеников. «Дневник.ру» также рассматривался в качестве дополнительного ресурса, на котором присутствовали все возможности для публикации учителями материалов уроков и своих методических разработок в том случае, если основной ресурс – сайт школы не будет доступен. Для уменьшения и без того большой нагрузки на педагогов, было проведено обучение по работе с интернет-сервисом «Google формы», благодаря которому учителя могут самостоятельно создавать онлайн проверочные работы, позволяющие в автоматическом режиме проверять работы учащихся.

Можно сделать вывод, что большинство педагогов средних общеобразовательных учреждений на пути реализации модели дистанционного обучения столкнулись с определенными трудностями, а именно:

- нестабильное подключение к образовательным интернет-платформам и сервисам;
- низкий уровень компьютерной грамотности определенной части учащихся и их родителей;
- сложности в реализации видео- и аудиосвязи с классом для проведения онлайн-уроков;
- высокий уровень стресса со стороны обучающихся и их родителей, вызванный переходом на другую систему ведения образовательного процесса.

Но при этом стоит отметить, что образовательная система показала свою гибкость и умение выходить из сложных ситуаций путем:
- создания собственной системы видеосвязи и горячих линий по вопросам реализации дистанционного обучения в школах, благодаря которым все участники образовательного процесса могли получить консультацию по возникающим вопросам;
- повышения стабильности работы интернет-сервисов, связанных с обучением;
- повышения ИКТ-компетентности учителей в области реализации дистанционного обучения.

Очевидно, что модель дистанционного обучения получила определенный «толчок», благодаря которому она будет стремительно развиваться: планируются курсы повышения квалификации учителей в данной области, предусмотрено проведение высокоскоростного интернета в те школы, где он отсутствовал, Минпросвещением России разрабатывается государственная платформа «Цифровая образовательная среда» для дистанционного обучения школьников.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

В последнее время о дистанционном образовании говорят практически на всех уровнях: изучают, ругают, превозносят. Особенно актуальным это обсуждение стало сегодня в связи с внезапным и стремительным переходом на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса. Но в этом бурном обсуждении очень интересно узнать мнение тех, на кого оно непосредственно направленно – студентов.

Для того чтобы услышать и понять их точку зрения я решила провести исследование на тему «Дистанционное обучение плюсы и минусы». В нем приняли участие 43 студента второго курса нашего колледжа специальности «Лабораторная диагностика». Обучающимся было предложено выполнить творческий проект, написать сочинение-рассуждение на тему «Дистанционное обучение плюсы и минусы», в рамках изучения курса ИТПД (оформление текстового документа средствами текстового процессора MS Word).

Данное исследование было проведено через два месяца после начала онлайн-обучения. Этого времени оказалось достаточно, чтобы наши студенты оценили дистанционное обучение.

Уважаемые читатели, предлагаю вам ознакомиться с некоторыми сочинениями. Из прочитанного, каждый из нас сделает свои собственные выводы: что в нашем онлайн-препоподавании получилось, что не получилось, что необходимо скорректировать. Обратите внимание на эмоциональность восприятия, глубину и глобальность рассуждений наших студентов.

У. Елисеева  группа 18Л2

Я Елисеева Ульяна, студентка 2-го курса медицинского колледжа. В конце марта граждан страны перевели на дистанционное обучение, работников на удаленную работу, только непрерывные производства работают в условиях соблюдения всех правил индивидуальной защиты. Следовательно, дистанционное обучение осуществляется на расстоянии, через различные средства связи, у нас они такие: «Вконтакте», «Viber», Электронная почта. Назвала новый процесс «искусственное получение знаний».

Сейчас я всерьез задумалась над вопросом, для чего изначально были созданы учебные учреждения, профессия преподаватель, ведь взаимоотношения ученика с учителем  это незаменимая часть эффективного обучения, часто мыслила по этому поводу, но в сложившейся ситуации размышления о наставниках не покидают.

На чем основывается моё утверждение? Когда присутствуешь на парах, поступает информация доступная, потому что педагог своей профессиональностью, правильным подходом, доставляет до меня ее в оформленном, воспринимаемом формате, вызывая энтузиазм к новым знаниям. А дома? Дома передо мной лишь электронный объект, который непременно в происходящей ситуации спасает меня от деградации, но из его уст я не слышу речей, не в силах завести диалог, в свободную минуту не обсуждаю личные вопросы.

И моё решение таково не потому что я привыкла полагаться на все готовое, надеясь только на изложенную педагогом информацию. Причина проста, я чувствую в обучении силу. Силу получил, усвоил, произвёл. Учитель применяет различные способы и методики для того, чтобы ученик усвоил как можно эффективнее, и ему был близок процесс обучения. А как ученик старается? Учит, воспроизводит знания, желает реализоваться в глазах преподавателя, доказывая, что материал усвоен и применен на практике. Требования на данный момент мне ясны, я получаю чувство удовлетворения от создания кроссвордов, тестов, написания сочинения или творческих работ, связанных с созданием материала по изученной теме. В первую очередь, я представляю, какая колоссальная нагрузка возложена на преподавателей, им нужно продумать электронное задание, онлайн-тест, либо творческую работу, а самое основное преподнести материал в еще более понятной форме, чтобы постараться оценить по мере возможности полную картину успеваемости ученика в условиях самостоятельного обучения, на этом основании поставить оценку, и так для каждой группы.

Честно скажу, меня мотивирует обратная связь, когда торопишься, в заданный промежуток времени выполняешь работу, проверяешь по несколько раз, отправляешь и видишь в ответ такое по-настоящему сильное сообщение «спасибо», я готова ещё десять работ сделать, и силы будто бы вновь восстанавливаются, или когда хвалят, то в электронном виде это действительно по другому воспринимается, это космическая связь. Видимо, людям действительно важно чувствовать свое предназначение в социуме, поэтому скорее хочется возобновить возможность  наслаждаться окружением. Это значит: общаться с людьми, а в частности с одногруппниками, обмениваться опытом, шутить, переживать вместе за предстоящую контрольную, поддерживать друг друга. Следует понимать, что порой обстоятельства берут над нами вверх. В изолированном пространстве необходимо научиться справляться со вспышками гнева и раздражительности, из-за трудностей, связанных с заданиями, проблем с выполнением, и ни в коем случае не опускать руки, а продолжать плодотворную работу, стараться обучаться в предоставленных условиях, понимая, что от усилий каждого зависит здоровье целого населения. И если данные меры созданы, значит действительно эффективны.

Многие мои знакомые рассуждают в таком контексте: «дома сидеть скучно, нечем заняться, и, кажется, я теряю себя, мне одиноко». Я не испытываю таких сложностей и считаю, что если на протяжении всего времени, и на изоляции, и в обычном режиме, изучать, развиваться в актуальной для себя сфере, целиком и полностью быть увлеченной в процесс, мысли данного типа не будут доминировать. В колледж желаю вернуться к людям, так как они положительно влияют на меня, в большой степени вдохновляют. Стараюсь продуктивно начинать свой день, утро, великолепная часть дня для зарядки, ухода за собой, происходит пробуждение организма, важно постепенно совершать этот процесс. Чаще всего с 13.00 начинается обучение, в перерывах стараюсь совершать приём пищи, небольшую разминку. И заключительная часть дня  это вечер, доделываю учебный материал, либо читаю книгу.

Я думаю, что все вернется на круги своя тогда, когда это будет безопасно. После длительного пребывания в зоне комфорта, совершила открытие: человек, каким бы он уникальным не был, он существо общественное. Этот период для нас дефицитный. Убрали то, от чего порой уставали, не успевали, на что часто жаловались. Так почему же без этого всего некомфортно? Потому что, мы претендуем на живое общение. Привыкли видеть ответ-реакцию, выражать эмоции, быть частью общества, это необходимо, пусть каждому в разной мере. Мы чистим зубы каждый день, но порой бывает лень, или утомляемся, на пару дней забрасываем уход, спустя неделю, смущает отвратительный запах, моментально приступаем к тщатильной чистке, боясь последствий. Вывод: осознание приходит не сразу, лишь столкнувшись с дискомфортом, здраво можем оценить значимость преподавателей, взаимоотношений, социума.

Ю. Гусева, группа 18Л2

 Я учусь в медицинском колледже, и вы только представьте, каково будущим медицинским работникам получать знания дистанционно!

Дистанционное обучение проходит вполне нормально, но хотелось бы лучше.

Наш распорядок дня зависит от расписания. Если занятия проходят в первую смену, то мы сможем с легкостью выполнить утром задания и быть свободными во вторую половину дня. Если же занятия во вторую смену, мы с утра сидим в ожидании задания от преподавателя. Поначалу было трудно привыкнуть к такому режиму обучения. Не успевали доделать одно задание, как присылали другое, помогали разрешить такие трудности и родители, и одногруппники. Взаимовыручка – важнейшее качество в групповой работе, то есть в учебе. Требования учителей довольно понятны, но все же не хватает их личных разъяснений.

Мы занимаемся на разных платформах: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджер «Viber», отсылаем задания по электронной почте, некоторые преподаватели для объяснения теоретического занятия предлагают «Skype». Для меня самой удобной платформой является соцсеть «ВКонтакте», где поддерживать связь с преподавателем легко и просто. Некоторые затруднения вызывает электронная почта, из-за перегрузки сервера иногда письма с выполненными заданиями не доходят до преподавателей.

Учиться дистанционно я бы никогда не хотела. Учеба должна проходить строго в учебном заведении.

Я, спустя две недели дистанционного обучения, поняла, как сильно хочу вернуться в колледж. Я соскучилась по одногруппникам, по преподавателям, по самой атмосфере колледжа. Мне не хватает разговоров на переменах, столпотворения в столовой, беспокойства перед оглашением оценки по очень сложному предмету. Можно так выразиться, что мы на время лишились того, без чего студент уже не студент.

Плюсов дистанционного обучения мало, но все же они есть. Такая учеба удобна из-за опасной эпидемиологической обстановки, но не в любое другое время. Иногда преподаватели присылают задания чуть раньше, и мы можем их выполнить более качественно.

Минусов, увы, намного больше. Чтобы сделать какое-либо задание, требуется компьютер, но из-за долгого времяпровождения за ним сильно устают глаза, портится осанка и многое-многое другое. Иногда возникают неполадки с интернетом, многими серверами. Бывает и такое, что одновременно кидают задания по двум дисциплинам, которые нужно сдать в одно и то же время. Ты буквально разрываешься и не знаешь, как все успеть выполнить. А самый главный минус дистанционного обучения – сдача зачетов и экзаменов. Вы можете себе это представить? Мы нет. Безусловно, есть много способов сдачи, начиная от онлайн-тестирования и заканчивая видео-звонком в «Skype». Но все же это неудобно.

Обучение после «удаленки» изменится. У многих студентов медицинского колледжа пропала учебная и производственная практика, а у старших курсов вовсе и преддипломная. И мы будем это все нагонять. Даже представлять не стану, слишком ужасающим кажется будущее.

 В такой ситуации мы оказались из-за вспышки вируса CОVID-19. Массовые заболевания – страшная вещь. Особенно заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем. Не стоит пренебрегать мерами предосторожности, нужно беречь себя и свое здоровье. Я надеюсь, что мы преодолеем эту опасность, и все вернется на свои места.

В.Фирсова, группа 18Л2

«Дистанционное обучение плюсы и минусы»

В связи с такой не простой ситуацией в России, да что там в России, во всем мире. Вроде казалось, ничего не предвещало беды, как объявили карантин. Конечно, в какой-то степени мы все обрадовались, т.к. все-таки очень боялись за свое здоровье и своих близких. Ведь почти у каждого из нас есть младшие братья и сёстры, бабушки и дедушки.

 Но на карантине нас ожидало ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. По началу мне даже очень нравилась данная форма обучения. Ты дома, время на дорогу не тратить и т.д. Но в скором времени такое обучение превратилось в ад! Вы спросите почему? А я отвечу! Лично в моем случае дистанционное обучение очень повлияло на психику и становится морально тяжело. В чем же заключаются эти трудности, сейчас расскажу. Во-первых, электронная система не налажена, постоянные сбои, потеря работ, 24/7 за компьютером, честно говоря, зрение посадила очень хорошо, сижу уже в очках, что будет дальше, не знаю. Во-вторых, не все учителя понимают, что за 1,5 часа невозможно выполнить задания на половину книги. Ну и в – третьих, очень тяжело находиться дома и обучаться, не хватает живого общения со своими одногруппниками, разъяснения предмета преподавателями и практических занятий. Особенно по профессиональным модулям практики очень не хватает, так как методика это одно, а как выполнять данную манипуляцию руками, другое.

Первые две недели было очень трудно адаптироваться и привыкнуть, преподаватели звонят, пишут задания, параллельно пишут мои одногруппники, чтобы им это все объяснить. Я староста группы, поэтому являюсь основным посредником для связи. Я думала, что я сойду с ума. Старалась очень понятно и доступно сказать на нашем языке, передать требования преподавателей, но все же получала по 100 одних и тех же вопросов. Мы используем разные интернет платформы для обучения. Наиболее удобной мне показалась платформа: «Вконтакте», «Вайбер», электронная почта, но с ней иногда бывают технические проблемы, не отправляются письма, не доходят иногда хоть и написано, что отправлено.

 Но уже спустя еще две недели мы с ребятами всё наладили и стало более спокойнее. Бывали моменты и ругались, и смеялись, но данная ситуация показала, что группа 18Л2 всегда останется в моем сердце. Если бы они меня не понимали и не поддерживали, точно я бы заболела. Ведь моральная поддержка необходима каждому и вместе справиться с какими – либо трудностями намного легче.

Конечно, преодолеть трудности помогают еще родные и близкие и даже домашние животные. В период карантина свершилась моя самая заветная мечта детства. Родители, наконец, разрешили завести собаку, теперь я жду этого момента, как какое-то чудо, которое вот-вот осуществится.

 Если бы мне предложили продолжить обучение в такой форме до получения диплома, не раздумывая скажу НЕТ. Хочется поскорее вернуться в колледж, в родные стены, к своим любимым преподавателям. Ведь некоторые предметы уже закончатся в этом семестре, а мы так и не увидимся, и больше не побываем на паре. Уважаемые преподаватели! Нам вас и вашей поддержки очень не хватает!

О. Кудрявцева, студентка с ОВЗ, группа 18Л1

«Дистанционное обучение: плюсы и минусы»

Я Кудрявцева Ольга, студентка второго курса Пензенского базового медицинского колледжа. Два года назад я выбрала для себя профессию, я поступила на лабораторную диагностику. Лаборант занимается практической работой, поэтому у нас очень много практических занятий и опытов, такие формы занятий вызывают у меня наибольший интерес. Весной этого года наш процесс обучения изменился, он стал дистанционным в связи с непростой эпидемической обстановкой в стране. Сначала для меня было многое непонятно: как учиться? Каким образом получать задания? Как выполнять? Куда отправлять? Но как хорошо, что в нашей группе есть куратор-сурдопереводчик и староста, они все мне объяснили, успокоили и продолжают отвечать на все возникающие вопросы. Уходя с организационного собрания, я подумала, что дистанционное обучение будет для меня как каникулы, т.е. задания будут легкие и очень мало. Но уже через несколько дней я изменила свое мнение. Все занятия проходят по расписанию, задания сложные теоретические и практические, ограничены по времени выполнения. Каждое утро я стараюсь вставать в одно и тоже время, чтобы не позволить себе лениться, успеть позавтракать, чтобы ничего не отвлекало во время занятий. С началом учебы я ухожу в комнату, чтобы меня никто не отвлекал дома. Преподаватели присылают задания в социальной сети Вконтакте, по электронной почте, в чате мессенджера WhatsApp или через старосту нашей группы. Самое сложное в дистанционном обучении – это правильно понять задание и успеть его выполнить за ограниченное время. Я имею нарушение слуха и некоторые слова и фразы из задания мне бывают непонятны, приходится уточнять, на это уходит очень много времени. Хочется поблагодарить старосту, куратора и преподавателей, которые терпеливо все объясняют и уточняют. А ещё много времени уходит, чтобы понять материал лекции или текст из параграфа учебника. Я учусь на медицинской специальности, а значит нужно не просто выполнить задание, а понять все правильно и точно, потому что от моей учебы, будет зависеть судьба человека, когда я приду на работу лаборантом. Хорошо, что рядом есть Интернет и моя семья, они дают много разъяснений, помогают грамотно оформить работу. Хочется, чтобы мои выполненные задания и мысли были понятны не только мне, но и преподавателям.

Дистанционное обучение с одной стороны удобное, никуда не нужно ходить, дома можно сделать перерыв на вкусный обед, если задание удалось выполнить быстро, то есть время для отдыха. Но я не хотела бы продолжать учиться на «удаленке» и хочу поскорее вернуться в колледж! Потому что во время очных занятий всегда можно спросить, если что-то непонятно у преподавателя или сурдопереводчика, опыты по тексту лекции сложно представить как это будет на практике. Конечно, хотелось бы, чтобы наши дистанционные занятия были не только в виде обмена текстовым материалом, но и в режиме онлайн-конференций на платформе Zoom или какой-то другой, можно было бы увидеть всех своих одногруппников, а самое главное преподаватель и переводчик объяснили бы сложный материал в более понятной форме.

Сейчас меня очень интересует, как мы будем сдавать зачеты и экзамены? И очень огорчает то, что в июне мы не сможем пойти на производственную практику, ведь ее я очень ждала!

После возвращения в аудитории колледжа, я думаю, многие из студентов поймут, что занятия в очной форме очень важны, мы будем относиться еще с большим уважением к труду преподавателей и переводчика, а самое главное, будем более внимательными на занятиях.

Хочется добавить, что из-за эпидемической обстановки я еще больше поняла, что выбрала важную и нужную специальность. Во многих регионах нашей страны сейчас квалифицированные лаборанты за сутки делают очень много тестов в борьбе с COVID-19, от их быстрой и точной работы зависит постановка диагнозов и лечение пациентов. И я уверенна, что выпускники нашего колледжа также трудятся в различных лабораториях страны.

 

* * *

Уважаемые коллеги!

В заключение хочу обратить ваше внимание на главные выводы, которые следуют из отзывов и комментариев по данному вопросу всех думающих и неравнодушных студентов, принявших активное участие в исследовании  наши студенты за классическую форму обучения, но дистанционное обучение все же удобно из-за опасной эпидемиологической обстановки.

Какие молодцы наши студенты! Они все правильно понимают. Наше будущее в хороших руках!

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫЯВИЛО ПРОБЛЕМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ ССУЗОВ

 

М. Г. Дмитриев, C. И. Наумова
(Московский филиал ФГБОУ ДПО
«Межрегиональный институт
повышения квалификации
специалистов профессионального
образования»)

Большое значение в условиях распространения коронавирусной инфекции имела новая модель организации работы в дистанционном формате, которую подготовило для образовательных организаций СПО Министерство просвещения Российской Федерации. Она получила название «Колледж-онлайн».

Благодаря этой модели сохранился привычный режим занятий для обучающихся и педагогов, образовательная программа реализовывалась в полном объеме и в соответствии с ФГОС СПО. Модель позволяла соблюдать контроль успеваемости и посещаемости, а также поддерживать процесс социализации студентов.

По данным мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации, в первую неделю введенных ограничительных мер подавляющее большинство колледжей и техникумов (99,45%) оперативно организовали дистанционное обучение. Всего около 0,06% организаций не смогли решить данную задачу и отправили студентов на каникулы.

Чем были обусловлены трудности при переходе на дистанционное обучение?

Одна из главных проблем – организации СПО не готовы использовать технологии дистанционного обучения. По данным проведенного ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» опроса, лишь 10% организаций задействовали специализированные цифровые решения для комплексной организации дистанционной работы преподавателей и студентов.

Наиболее популярными платформами для проведения онлайн-занятий в колледжах были Zoom, Discord, Skype, Cisco Webex. В итоге большинство организаций СПО (73%) проводили дистанционные занятия на базе разрозненных информационных ресурсов, что отвлекает от обучения и самих студентов, и преподавателей.

Еще одной сложностью стала нехватка качественного профильного контента: лишь четверть программ подготовки в СПО обеспечена актуальными цифровыми обучающими ресурсами. Здесь же можно отметить большую нехватку онлайн-курсов, электронных УМК по предметам общепрофессионального и профессионального циклов.

Нельзя не сказать и о том, что при массовом переходе на дистанционное обучение многие колледжи и техникумы в регионах столкнулась с недостаточно развитым уровнем IT-инфраструктуры.

Эти проблемы остаются актуальными для системы СПО и после выхода из режима дистанционной работы.