Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ «СОШ № 35»)

И.Н. Ивлева,
директор МБОУ «СОШ № 35»,
Т.А. Мазепина, Т.В. Шкиря,
педагоги-психологи
ГОО «РЦППМС»
(г. Кемерово)
  

Авторами предлагается опыт реализации ФГОС ОВЗ как один из показателей эффективности деятельности образовательных учреждений в данном направлении. 

Одним из основных принципов политики в области образования является обеспечение прав граждан и гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования. В этом направлении важное место занимает законодательное закрепление обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательной организации и формы обучения для ребенка. Основным приоритетом инклюзивного образования является то, что все дети, несмотря на свои физические, психические и иные особенности обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массово образовательной организации, где им оказывается необходимая специальная поддержка. 

Вопрос обучения детей с особыми образовательными потребностями для педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 35» (далее - Учреждение) не является чем-то новым и не изученным. Со дня основания (1984 г.) одним из приоритетных направлений развития Учреждения была работа по сохранению и укреплению здоровья и учащихся (в том числе детей-инвалидов), и работников. 

В связи с реализацией ФГОС НОО, ФГОС ООО, принятием ФГОС НОО ОВЗ, а также увеличением количества детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Учреждении перед педагогическим коллективом встал вопрос оказания данной категории детей необходимой специальной поддержки и комплексного сопровождения для получения ими качественного образования. 

Одним из важных условий для реализации инклюзивного образования является кадровый потенциал учреждения. По стажу работы коллектив представляет собой состав опытных педагогов, что является хорошей основой для решения вопросов инклюзии. 

Из 24 педагогов Учреждения 13 человек (54,2%) работают с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ. Важным направлением работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования является постоянное совершенствование педагогического мастерства через систему курсовой подготовки и повышения квалификации,школьные методические дни, мастер-классы, тематические, обучающие семинары, участие в вебинарах, взаимопосещение уроков. 70,8% (от общего количества педагогов Учреждения) прошли обучение по инклюзивному образованию; 100% работников Учреждения прошли инструктаж по работе, общению с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также их родителями (законными представителями). 

Активное участие педагогов в цикле семинаров: «Психологическая компетентность учителя по созданию организационных и психолого-педагогических условий инклюзивного обучения»; «Способы организации учебной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках общеобразовательного класса» дает возможность реализовать полученные знания в практической деятельности в урочное и внеурочное время в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. 

В настоящее время в Учреждении обучаются 614 человек. По данным школьного мониторинга, наблюдается увеличение количества детей - инвалидов и детей с ОВЗ с 4/0 (2015г.) до 7/3 (2018г.). Из них 7 человек – это дети инвалиды, что составляет 1,1 % от общего количества учащихся; 3 человека с подтвержденным статусом ОВЗ. 

 Нозология обучающихся с особыми образовательными потребностями в Учреждении различна: с нарушением эмоционально-волевой сферы, в том числе РАС-2 чел (28,6%), с задержкой психического развития-2чел. (28,6%), с нарушением опорно-двигательного аппарата-1чел. (14,3%), с нарушением слуха-1чел. (14,3%), другое - 1чел. (14,2%). 

 По уровням образования количество детей-инвалидов и детей с ОВЗ распределено:

 

Начальное общее образование

Дети-инвалиды/

дети с ОВЗ

Основное общее образование

Дети-инвалиды/

дети с ОВЗ

Среднее общее образование

Дети-инвалиды/

дети с ОВЗ

5/3

2/0

0

В Учреждении обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в обычных классах по ООП НОО, ООП ООО, так как отсутствует запрос родителей (законных представителей) этой категории детей по обучению их по адаптированным образовательным программам. В связи с этим у педагогов расширяются профессиональные компетенции: выстраивается содержание обучения в соответствии с образовательными потребностями и возможностями каждого учащегося; формируются у детей отношения сотрудничества, взаимопомощи и принятия; организуется развивающая среда в классе; выстраиваются взаимоотношения сотрудничества с родителями учащихся, в том числе детей – инвалидов и детей с ОВЗ. В процессе образовательной деятельности педагоги активно используют рекомендации педагога-психолога, учителя логопеда, медицинского работника.

Изучение курсов: «Познай себя», для учащихся 2-4 классов, «Психологический практикум», для учащихся 5-7 классов, учебных предметов ОРКСЭ и обществознания, участие детей – инвалидов и детей с ОВЗ в разных направлениях внеурочной деятельности способствует развитию навыков общения и социально-бытовой компетентности. Дети – инвалиды и дети с ОВЗ могут свободно обратиться к психологу и другим сотрудникам, осуществляющим их поддержку, за помощью, советом, консультацией, а также анонимно выразить свое отношение к происходящему в Учреждении через почту доверия. 

В основной образовательной программе начального общего образования и основной образовательной программе основного общего образования (далее – ООП НОО, ООП ООО) Учреждения в разделах «Программа коррекционной работы» представлена система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и детей с ОВЗ, включающая диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную, информационно-просветительскую работу с участниками образовательных отношений. Программу коррекционной работы реализуют в Учреждении учителя начальных классов, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, учитель логопед (по согласованию). В программе определены цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые направлены на социализацию, укрепления здоровья, формирование навыков ЗОЖ и положительной самооценки с учетом их психофизиологических и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК/ПМПк). 

Занятия проводятся по учебникам и учебным пособиям, включенным в федеральный перечень для реализации ООП НОО и ОПП ООО. 

Мероприятия по коррекционно-развивающей работе реализуются учителями как на уроках и занятиях по внеурочной деятельности, так и во внеклассной работе, а педагогом-психологом, логопедом – через индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. 

В целях обеспечения условий доступности для детей-инвалидов объекта и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи на сайте Учреждения размещена версия для слабовидящих, создана страница «Инклюзивное образование», содержащая информацию о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ; осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ; а также работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

 При невозможности обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ по основным общеобразовательным программам в Учреждении организовано обучение на дому. Основанием для организации обучения на дому является обращение в письменной форме родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. 

Порядок обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому осуществляется на основании локального нормативного акта Учреждения «Положение об организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому учащихся МБОУ «СОШ № 35». 

Реализуя основные принципы инклюзивного образования, педагогами и специалистами Учреждения используются следующие организационные подходы, способы и формы: 

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в Учреждении и вне его; 

 - психолого-медико-педагогическое сопровождение его в процессе обучения и социализации; 

- работа психолого - медико- педагогического консилиума Учреждения; 

- заполнение индивидуальной психолого-педагогической карты развития ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида (для дачи рекомендаций родителям, учителям-предметникам, и в дальнейшем - учителям на следующем уровне обучения ребенка); 

- повышение квалификации учителей в области инклюзивного образования, 

- работа по сплочению ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; 

- ориентация воспитательной работы Учреждения на формирование и развитие инклюзивной культуры и др. 

Для создания адаптивной образовательной среды с целью успешного обучения и воспитания, а также полноценной личностной самореализации детей - инвалидов и детей с ОВЗ, в 2015 году в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» в Учреждении была проведена реконструкция крыльца здания, оборудован пандус, получено программно-методическое обеспечение для работы с категорией детей с нарушением в развитии опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения. 

Полученное оборудование можно условно разделить на группы: 

         - на обогащение сенсорного опыта ребенка: это развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики, логического мышления; 

         - на развитие у детей пространственной ориентировки и координации движений, осознанию схемы собственного тела, формирующие навык удержания равновесия. 

         Данное оборудование используют педагог-психолог, учитель-логопед на индивидуальных и групповых занятиях в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. 

Важную роль в успешности обучения, воспитания, социализации детей – инвалидов и детей с ОВЗ играет семья, которая непосредственно участвует в формировании личности, способностей, умений ребенка. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от семьи. Часто семьи с детьми с ОВЗ отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью психолого-педагогической работы с родителями является создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком. Активными участниками сопровождения являются родители, выполняющие роль тьюторов. В Учреждении именно родители выполняют роль тьюторов. По необходимости они имеют возможность находиться в классах или ожидать своих детей возле учебных кабинетов, сопровождать их в походах, на туристических слетах, в театр, музеи и т.д. 

 Наиболее эффективными формами работы с родителями являются такие мероприятия, как индивидуальные консультации по вопросам развития и воспитания детей, тематические родительские собрания как общие, так и в микрогруппах, дни открытых дверей для родителей детей – инвалидов и детей с ОВЗ («Разговор наедине»), круглые столы (обмен мнением и опытом), участие родителей и детей в классных и общешкольных мероприятиях. В результате, родители приобретают дополнительные знания о психофизиологических особенностях своего ребенка и способах взаимодействия с ним. 

Промежуточные результаты психолого-педагогического мониторинга реализации программы коррекционной работы ООП НОО и ООП ООО (2015г.-2018г.) показывают отсутствие отрицательных моментов и последствий образования (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации) у детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 

Психолого-педагогическое сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ представляет комплекс мероприятий: диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских, реализуемых педагогом-психологом школы, социальным педагогом, учителями - предметниками, классными руководителями, педагогом дополнительного образования, учителем логопедом (по согласованию с ГОО «Кемеровский РСЦППМС»). 

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения включает в себя выполнение мероприятий: 

- координация деятельности педагогов и специалистов Учреждения при организации образовательной деятельности детей – инвалидов и детей с ОВЗ; 

- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); 

- создание оптимального уровня психологического комфорта в Учреждении через развитие толерантности у участников образовательных отношений. 

Психолого-педагогическая диагностика проводится по согласию родителя (законного представителя) ребенка и направлена на изучение поведенческого, эмоционально-волевого, познавательного и личностного компонентов. Результаты диагностики используются педагогами в выборе приемлемых методов и средств обучения, а родителями - в вопросах воспитания и развития своего ребенка. Все специалисты, сопровождающие ребенка с особыми образовательными потребностями, отслеживают динамику его развития. 

На каждого ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ заполняется психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий осуществляется по программе психолого-педагогической поддержки для детей с особыми образовательными потребностями с использованием оборудования, полученного по государственной программе РФ «Доступная среда». Результатом таких занятий является успешное прохождение адаптации: снижение психического напряжения, формирование коммуникативных навыков, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, а также внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка, познавательные действия, необходимые для комфортного обучения в школе. 

Профилактическая и просветительская работа проводится со всеми участниками образовательных отношений в форме лекций, бесед, индивидуальных консультаций, стендовых выступлений, круглых столов, размещения информации на сайте школы в разделе «Страничка психолога». 

В основе психологического сопровождения обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ лежит комплексный подход, подразумевающий тесное сотрудничество педагога-психолога с другими специалистами (врачом, учителями, логопедом, социальным педагогом), а также родителями и самими учащимися. 

Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк), который не только выявляет детей, испытывающих трудности в обучении и определяет стратегию работы с ними, но и разрабатывает возможные пути образовательной траектории для детей-инвалидов и детей с ОВЗ (с обязательным привлечением педагогов). 

ПМПк создается в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей-инвалидов, в том числе детей с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, и ТПМПК, или ИПРА ребенка-инвалида: своевременного выявления детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий; создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК (городской/территориальной); разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической помощи, профильной и профессиональной ориентации. 

В состав ПМПк Учреждения входят: координатор по инклюзии (заместитель директора по УВР), педагог-психолог, учитель-логопед (по согласованию с ГОО «Кузбасский РЦППМС»), социальный педагог, медицинский работник (по согласованию ГАУЗ КО «КГДКБ № 7»). 

ПМПк выявляет детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе дает оценку их резервных возможностей развития, и подготавливает рекомендации по направлению на ПМПК (территориальных/городских) для определения специальных образовательных условий, форм получения образования, образовательной программы, которую учащийся может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, в том числе коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов по созданию специальных условий для получения образования; реализует рекомендованные ПМПК (территориальных/городских) специальные образовательные условия для получения образования; специалистами Консилиума разрабатываются и реализуются программы психолого-педагогического сопровождения как компонента образовательной программы, а также дается оценка эффективности реализации программы сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка, ребенка -инвалида, ребенка с ОВЗ в образовательной среде.

Специалистами ПМПк проводится консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями), педагогическим коллективом в отношении особенностей психического развития и образования учащегося, ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде; организационно-методическая поддержка педагогического состава Учреждения в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей, детей - инвалидов, детей с ОВЗ.

 Таким образом, основной принцип психолого-педагогического сопровождения - мультидисциплинарность (комплексный подход), согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов. 

Результатом психолого-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в здоровье в процессе обучения становится их новое жизненное качество – адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. 

В процессе обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в массовой школе актуальным для педагогических работников является создание оптимальных условий обучения и развития детей данной категории, научно-методическое сопровождение, поиск новых технологий. В этом практическую помощь им оказывают специалисты учреждений города. 

  ·  Межведомственное взаимодействие ГОУ ДПО КРИПК и ПРО

 

Сфера взаимодействия

Социальные партнёры

1

Научно-методическое сопровождение

- ГОУ ДПО КРИПК и ПРО

- МБОУ ДПО «НМЦ»

 -  ГОО «Кузбасский РЦППМС»

2

Дополнительное образование

- МБОУ ДО «ЦДТ» Центрального района г. Кемерово

- МБОУ ДО «ЦДЮТиЭ им. Ю. Двужильного»

- ГАУДО «ОЦДТи БДД»

- МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной»

3

Оздоровление, укрепление здоровья учащихся

ГАУЗ КО «КГДКБ №7»

 - ГУСК «Лазурный»

- МАУ Ок «Отдых»

 - МАУ «Школьное питание»

4.

Профилактика и просвещение

ГОО «Кузбасский РЦПМС»

ГАУЗ КО «КГДКБ №7 МБОУ ДПО «НМЦ»

 

 

В 2015 году в рамках государственной программы РФ «Доступная среда» в Учреждении была проведена реконструкция крыльца здания, оборудован пандус с кнопкой экстренного вызова сотрудника Учреждения. Дверные проемы позволяют инвалиду беспрепятственно посещать Учреждение.

 Программно-методическое обеспечение кабинетов специалистов Учреждения помогает качественно решать вопросы инклюзии:

        ·  Кабинет логопеда - учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием (по программе «Доступная среда»), техническими средствами обучения, а также специальной партой для индивидуальной работы с учащимся.

        ·  Кабинет психолога – учебное помещение, в котором педагог-психолог организует индивидуальные и групповые занятия с учащимися, педагогами, встречи с родителями. Кабинет имеет оборудование для развития у детей мелкой моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия, мышления и речи: дидактический материал для социально-эмоционального развития; оборудование для ролевых игр, материалы для изобразительного творчества.

       ·   В учебном кабинете начальной школы установлена специальная парта с бортиками, с регулировкой уровня высоты для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также конторки для смены динамических поз стояния-сидения по методике доктора медицинских наук Базарного В.Ф.

      ·   Для слабослышащих детей имеется: персональный компьютер в комплекте с монитором; клавиатура Clevy с разделяющей клавиши накладкой; система сетевого исследовательского взаимодействия школьников «ГлобалЛаб»; устройство для организации беспроводной связи с компьютером. Ресивер SivplyWorks; портативный ручной видео-увеличитель. Лупа портативная электронная RUBY.

В соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставления услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в Учреждении разработан и утвержден Паспорт доступности объекта для лиц с ОВЗ и предоставляемых в нем услуг в сфере образования № 196 (Приказ № 16 от 10.01.2018 )

В паспорте доступности объекта указаны общие сведения об объекте, вид городского общественного транспорта, на котором можно доехать до Учреждения, а также ближайшая остановка и регулируемый перекресток.

 Учреждение представляет собой отдельно стоящее трехэтажное здание площадью 6160,8 кв. м, с прилегающим земельным участком площадью 29996 кв. м.

В Учреждении созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением речи, нарушением интеллектуального развития, задержки психического развития.

Дети могут посещать группы компенсирующей направленности, организована консультационная помощь через школьную психолого-педагогическую поддержку. Учреждение укомплектовано опытными педагогическими работникам, которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В Учреждении оборудован медицинский кабинет.

Медицинское обслуживание учащихся осуществляется врачом-педиатром согласно договору с ГАУЗ КО «КГДКБ №7». В паспорте доступности объекта указаны условия, которые имеет Учреждение:

— обеспечена возможность беспрепятственного входа в здание и выхода из него (оборудован пандус, входные группы достаточной ширины для проезда инвалидной коляски);

— имеются доступные санитарно-гигиенические помещения;

— обеспечена достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок;

— по необходимости может быть оказана услуга сопровождения инвалида по территории Учреждения закрепленным сотрудником;

— территория, прилегающая к зданию, прогулочные участки доступны всем.

       Состояние доступности основных структурно-функциональных зон

 

Основные структурно-функциональные зоны

Состояние доступности, в том числе, для основных категорий инвалидов**

1

Территория, прилегающая к зданию (участок)

ДП-В

2

Вход (входы) в здание

ДП-В

3

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)

ДП-И(С, У, О, Г)

4

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

ДП-В

5

Санитарно-гигиенические помещения

ДП-В

6

Система информации и связи (на всех зонах)

ДП-В

7

Пути движения к объекту (от остановки транспорта)

ДП-В

 

** Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ - доступно условно, ВНД – временно недоступно

Результатом работы педагогического коллектива по инклюзии можно считать, на наш взгляд, положительную динамику пребывания и обучения детей с ОВЗ в Учреждении, то есть успешную реализацию одной из форм инклюзивного образования: включение детей-инвалидов и ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность.

 Литература:

1.     Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

2.     Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

3.     Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2012.

4.     Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.

5.     Никифорова Н.Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru

6.     Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

7.     Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»//   http://www.lawmix.ru/pprf/71491

8.     Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 « О введении ФГОС ОВЗ»

9.     Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»//   http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

10.   Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

11.   Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

12.   Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.

13.     http://pedsovet.org/content/view/24927/251/

14.     http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574

15.    Информационно-методический портал по инклюзивному образованию (  http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342 )

16.     http://www.scienceforum.ru/2013/10/3384

17.     http://coolreferat.com/ 

 

Ivleva2Ivleva3