Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ ШКОЛЬНИКАМ ПОДМОСКОВЬЯ-ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ ВМЕСТЕ С АТТЕСТАТОМ» В ГБПОУ МО «НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

А.Р. Якупова,
методист, к. п. н., доцент
(Ногинский колледж, Московская обл.)
 

В 2018 году в Московской области стартовал приоритетный проект «Путёвка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом».

Приоритетный проект реализуется в рамках исполнения послания Президента российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, подпункта «б» пункта «2» перечня поручений президента РФ от 02.01.2016 № ПР-15ГС разработке и реализации комплекса мер, предусматривающих представление учащимися возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктур профессиональных образовательных организаций.

ГБПОУ МО «Ногинский колледж» активно включился в реализацию проекта. Проведены рабочие встречи с начальником Управления образования и директорами средних общеобразовательных школ города.

Проект направлен на раннюю профориентацию школьников, предоставление возможности обучения и получения профессии с использованием инфраструктуры школ и колледжа 

Основные задачи реализации проекта: создание системы действенной профориентации обучающихся школ, формирование у подростков профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями каждой личности с учетом региональных условий рынка труда;выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях; актуализация проблемы выбора профессии;формирование общей готовности учащихся к самоопределению;уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;информирование учащихся о профессиональных образовательных учреждениях и рынке труда в городе Ногинск. 

Ожидаемые результаты:обеспечение доступности и качества профориентационных услуг для молодежи; обеспечение непрерывности сопровождения профессионального самоопределения молодежи; создание эффективной системы межведомственного взаимодействия по сопровождению профессионального самоопределения молодежи; изменение профессиональных ориентаций обучающихся, в сторону более рационального, соответствующего запросам регионального рынка труда, выбора уровня профессионального образования, специальности (профессии) и пути построения профессиональной карьеры; повышение компетентности специалистов, оказывающих профориентационные услуги молодежи в современных условиях.

Основные этапы реализации данного проекта: подготовительный этап (с мая 2018г по первое сентября 2018г) и основной( с сентября 2018г. по настоящее время). На подготовительном этапе проходили встречи с администрацией школ города, родителями школьников; проведено анкетирование среди учащихся 7-8 классов; заключены договора о профессиональной подготовке в рамках проекта с муниципальными общеобразовательными организациями в Московской области в срок до 31.05.2018г, осуществлена подготовка, разработка учебно-методической документации по программам профессионального обучения 19601 «ШВЕЯ», 16437 «ПАРИКМАХЕР», 2000 «АГЕНТ БАНКА». 

С сентября 2018 года 78 школьников города Ногинск Московской области приступили к освоению программ профессионального обучения.С первых дней работы представители нашей ПОО старались к установлению тесных связей с администрацией школ города и Управлением Образования города Ногинск. В процессе работы сложилась следующая модель реализации проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом». Руководители проекта в городе Ногинск являются:

1.Директор ГБПОУ МО «Ногинский колледж» и начальник Управления Образования администрации Ногинского муниципального района.

2.Координаторы проекта от ПОО (ГБПОУ МО «Ногинский колледж») и координатор проекта от Методического отдела Управления Образования администрации муниципального района.

3. Координаторы МОУ СОШ города Ногинск.

На данном этапе все представители, связанные с реализацией данного проекта, принимали активное участие в:   

1. Родительских собраниях школ города с информацией о реализации проекта «Путевка в жизнь» 

2. Популяризации информации о проекте в средствах массовой информации (публикации в местной газете, телевидении, ежемесячном теоретическом и научно-методическом журнале «Среднее профессиональное образование» № 9`2018 «Проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья –получение профессии вместе с аттестатом»»). 

3. Муниципальных семинарах по проблемам ранней профориентационной работы и реализации проекта «Путевка в жизнь». 

Координаторы проекта пытаются использовать все ресурсы для реализации данного проекта. Так, Психологической службой, преподавателями ГБПОУ МО «Ногинский колледж», психологами и социальными педагогами Управления образования города Ногинск был проведен муниципальный семинар на тему: «Организация профориентационный работы в образовательном учреждении». На семинаре рассматривались вопросы организации профессионального обучения на современном этапе среди школьников.

Одним из интересных мероприятий стало проведение Регионального семинара, совместно с ВПО МО «АСОУ» (13.11.2019г). Цель семинара: развитие профессиональной компетентности педагогических работников ПОО в рамках реализации приоритетного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом». На данном мероприятии присутствовали представители 49 ПОО МО и координаторы проекта школ города Ногинск. 

Программа семинара: 

1. Проведение мастер- класса с обучающимися (школьники) по профессии 19601 ШВЕЯ «Ручные, машинные работы. Влажно тепловая обработка швейных изделий» (отв. Невзорова В.П., мастер производственного обучения ГБПОУ МО Ногинский колледж»); Мастер –класса с обучающимися (школьники) по профессии 16437 Парикмахер «Искусство плетения волос» (отв. Филимонова Е.М., КарпушенковаО.В.,мастера производственного обучения ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

2. Организация круглого стола. «Развитие направлений WorldSkills Russia Juniors» (Узалукова А.В., руководитель программ WorldSkills Russia Juniors); «От профориентации к профессиональному образованию: эффективное партнерство» (Морозова Н.В.,начальник отделаЦентра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления») ; «Организация профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих (19601 Швея, 16437 Парикмахер) ( Якупова А.Р., методист ГБПОУ МО «Ногинский колледж», к.п.н, доцент); «Программы ранней профессиональной подготовки, как часть системы подготовки высококвалифицированных кадров Ногинского муниципального района Московской области» (Устякина Е.В.,начальник Управления образования администрации Ногинского муниципального района Московской области).

3. открытый микрофон.Представители ПОО Московской области 

 Участники семинара рассмотрели проблемы, тенденции и перспективы реализации проекта «Путевка в жизнь»

Координаторы проекта от ПОО активно привлекают школьников к мероприятиям, проводимых ПОО (экскурсии на производство, мастер-классы, проводимые школьниками; благотворительные акции; психологические тренинги, конкурсы профессионального мастерства, посещение чемпионатов WS, проводимых на базе ПОО и др.). Рассмотрим подробнее данные мероприятия.

«ЭКСКУРСИЯ ШКОЛЬНИКОВ В САЛОН «ЖАСМИН». Школьники города Ногинска, обучаемые по программе профессионального бучения 16437 Парикмахер, 11.09.2018г посетили салон-парикмахерскую «Жасмин (г.Ногинск, Климова 42, ИП Голяков А.Г.). Цель проведения экскурсии: ознакомление с работой парикмахера на примере конкретного салона.

Администратор Голякова О.А. ознакомила ребят с рациональной организацией рабочего места; соблюдением правил санитарии и гигиены; требованиями безопасности; проведением дезинфекции и стерилизации инструментов и расходных материалов; оборудованием, приспособлениями, инструментами в соответствии с правилами эксплуатации и техниками выполнения причесок; правилами и современными формами и методами обслуживания потребителя; правилами эксплуатации и хранения применяемого оборудования, инструментов; санитарно-эпидемиологическими требованиями к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги.

Школьников сопровождали мастера производственного обучения ГБПОУ МО «Ногинский колледж» (Карпушенкова О.В. и Филимонова Е.М.) и координатор программы профессионального обучения по профессии 16437 Парикмахер

«ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 16437 «ПАРИКМАХЕР». 21.03.2019г с обучающимися по программе Парикмахер был проведен психологический тренинг на тему «Психологические основы построение имиджа». Тренинг провел педагог-психолог ГБПОУ МО «Ногинский колледж» Семечкова М.И.

Основные задачи тренинга: ознакомление с понятием «Имидж»; характеристика основных компонентов профессионального имиджа современного человека; выполнение упражнения «Рисуем портрет»; презентация портретов

В результате проведенного психологического тренинга обучающиеся пришли к следующим выводам: имидж ученика и профессионального работника отличаются; необходимо постоянно работать над созданием своего имиджа.

Проведенное занятие вызвало большой интерес среди обучающихся и дальнейшее желание принимать участие в подобных психологических тренингах.

 «Проведение мастер-класса школьниками по профессии 16437 ПАРИКМАХЕР преподавателям ГБПОУ МО «Ногинский колледж». 29.01.2019г школьники, обучающиеся по программе профессионального обучения профессия 16437 ПАРИКМАХЕР, провели мастер-класс, совместно с преподавателями (Карпушенкова О.В., Филимонова Е.М.) . В качестве моделей выступили преподаватели ГБПОУ МО «Ногинский колледж» -Алексеев П.Л. и Аникина Н.Н.

Школьники продемонстрировали преподавателям ГБПОУ МО «Ногинский колледж» умения ПМ.02. Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами, а именно:

- Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности. 

- Использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации. 

-  Выполнять мытье головы в соответствии с технологией. 

Как школьники, так и преподаватели колледжа остались довольные мастер-классом.

«Благотворительная акция «Твори добро». 26.02.2019г школьники, обучающиеся по программе приоритетного проекта «Путевка в жизнь» школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом» по профессии ШВЕЯ, совместно с преподавателем Невзоровой В.П., посетили ГБСУСО МО «Пансионат «Ногинский»

Школьники, проживающим в Пансионате, подарили прихватки для кухни, выполненные своими руками. 

Помимо этого ПОО регулярно приглашает школьников 7-х классов на мастер –классы, проводимые школьниками, обучающиеся по программах профессионального обучения; организовывает экскурсии на предприятия города с целью пропаганды положительного опыта и традиций по своей профессии и др. Так, школьники посетили сдачу второго профессионального модуля по программе профессионального обучения по профессии Парикмахер. «Cдача школьниками профессионального модуля ПМ.02 Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами» (28.02.2019г)  

Освоение данного профессионального модуля предполагает освоение следующих трудовых действийосуществление визуального осмотра, оценка состояния поверхности кожи и волос клиента, определение типа и структуры волос. Выполнение мытья и массажа головы различными способами. Проведение процедуры по профилактическому уходу за волосами;

умений: рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила санитарии и гигиены, требования безопасности. Проводить дезинфекцию и стерилизацию инструментов и расходных материалов. Проводить санитарно-гигиеническую, бактерицидную обработку рабочего места. Использовать оборудование, приспособления, инструменты в соответствии с правилами эксплуатации. Выполнять мытье головы в соответствии с технологией. Владеть приемами массажа головы;

знаний: правил, современных форм и методов обслуживания потребителя. Типы, виды и формы волос. Нормы расхода препаратов и материалов для мытья головы. Технология мытья головы. Приемы массажа головы. Показания и противопоказания выполнения массажа головы. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги

Девочкам было предложено выполнить контрольное задание: используя технологическую карту, осуществить визуальный осмотр; дать оценку состояния поверхности кожи и волос клиента; определить тип и структуру волос; выполнить мытье и массаж головы различными способами; провести процедуры по профилактическому уходу за волосами.

Время выполнения задания: 45 минут. Все школьницы справились с предложенным заданием.

На занятии присутствовали школьники 7-х классов МБОУ СОШ №16, которые приступят к освоению программ профессионального обучения в рамках проекта «Путевка в жизнь» в 2019-2020 учебном году

К числу основных форм работы по реализации проекта «ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ» следует отнести:

1. Проведение открытых занятий со школьниками с приглашением родителей, школьной администрации по программам профессионального обучения. «Проведение открытого занятия по программе АГЕНТ БАНКА». 24 января 2019г года в ГБПОУ МО «Ногинский колледж», в рамках проекта «Путевка в жизнь», преподавателем колледжа Меликовой Н.Ф. было проведено открытое занятие. На занятие был приглашен менеджер по зарплатным проектам офиса розничных продаж и клиентского обслуживания банка «Возрождение» - Антропова С.С. Цель занятия: познакомиться с банковскими продуктами и услугами, с особенностями профессии банковского работника.

На занятии школьники познакомились с банковскими продуктами и услугами банка «Возрождение»; методами продаж; основами психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами; технологией ведения переговоров; деловым этикетом.

Школьники приняли активное участие в занятии, задавали и сами отвечали на вопросы.

Рассмотрим сдачу школьниками второго профессионального модуля «Сдача ПМ.02 Изготовление швейных изделий бытовой и специальной одежды, текстильной галантереи без примерок из простых в обработке материалов». (28.02.2019г).

Освоение данного профессионального модуля предполагает освоение следующих практических действий: проверку наличия деталей кроя изделий на основе паспорта заказа; обработку мелких деталей изделий из простых в обработке материалов; обработку узлов основных деталей изделий из простых в обработке материалов; сборку изделий из простых в обработке материалов; проведение влажно-тепловой обработки изделий из простых в обработке материалов; осуществление внутри процессного контроля качества изготовления изделий; окончательную отделку изделий бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля и текстильной галантереи из простых в обработке материалов;

умений: осуществлять изготовление изделий из простых в обработке материалов индивидуально или с разделением труда; выполнять трудовые действия с соблюдением требований охраны труда, электробезопасности, гигиены труда, пожарной безопасности; осуществлять текущий уход за швейным оборудованием, оборудованием для влажно-тепловой обработки; использовать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки при изготовлении изделий из простых в обработке материалов; выбирать технологическую последовательность обработки изделия;

знаний:  технологии изготовления изделий из простых в обработке материалов; режимы и параметры влажно-тепловой обработки изделий из простых в обработке материалов; способы и приемы выполнения ручных, машинных работ, операций влажно-тепловой обработки при пошиве изделий из простых в обработке материалов.

Девочкам было предложено выполнить контрольное задание: используя технологическую карту, осуществить изготовление кухонной прихватки . Время выполнения задания: 45 минут. Все школьницы справились с предложенным заданием.

2. Использование игровых форм обучения (деловые и ролевые игры), практикоориентированное обучение. Деловая игра «Взаимодействие участников финансового рынка (13.09.2018Г). Цель игры: ознакомить школьников с методами сбора, обработки и анализа информации об участниках финансового рынка с применением современных средств связи, аппаратно-технических средств и компьютерных технологий; ознакомление с нормативно-правовыми актами Российской Федерации в профессиональной области. Занятия со школьниками провел преподаватель Раушкина А.В. 

3. Публикации материалов по реализации проекта в местных СМИ («Богородские вести»); размещение материала на местном телевидении.

4. Проведение со школьниками мастер-классов с целью показа результатов профессионального обучения и создание благоприятного образа своей профессии. 

5. Проведение благотворительных акций («Твори добро» - 26.02.2019г).

6. Участие в конкурсах профессионального мастерства, совместно с другими ПОО Московской области по программам профессионального обучения. «ЗОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ЛУЧШАЯ ШВЕЯ-2019 ГОДА». 14 марта 2019 года состоялся Зональный конкурс профессионального мастерства «Лучшая швея-2019 года» в рамках приоритетного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом».

В конкурсе приняли участие школьницы города Ногинск и города Электросталь, обучающиеся по программе профессионального обучения 19601 ШВЕЯ.

Цель конкурса: формирование профессионального интереса к профессии Швея (на примере выполнения кухонной прихватки)

Данная работа направлена на усвоение следующих трудовых действий:

– подготовка изделий домашнего текстиля из простых в обработке материалов на основе паспорта заказа;

– осуществление внутрипроцессного контроля из простых в обработке материалов по индивидуальным заказам;

– подготовка выполненного заказа из простых в обработке материалов к сдаче заказчику.

Все школьницы успешно справились с предложенным заданием, на которое было выделено 30 минут, получили большое удовлетворение от выполненной работы и общения с ровесниками.

7. Участие в конкурсах профессионального мастерства преподавателями колледжа по результатам реализации проекта «Путевка в жизнь». Так, преподаватели колледжа приняли участие в Конкурсе-2018 "Передовые практики методических разработок для системы среднего профессионального образования", организованного Центром развития профессионального образования Московского политехнического университета.

Конкурсные работы охватили все федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования и были представлены в следующих номинациях:

Номинация № 1 «Передовая практика методической работы по разработке образовательных программ для новых и актуализированных ФГОС СПО с учетом международных требований и профессиональных стандартов»

Номинация № 2 «Лучший видеоролик о разработке и внедрении основных образовательных программ СПО»

Номинация № 3 «Передовая практика организации целевого обучения как эффективного механизма взаимодействия с работодателями»

Номинация № 4 «Эффективные методики подготовки к демонстрационному экзамену»

Номинация № 5 «Передовая практика организации самостоятельной работы обучающихся по новым, наиболее востребованным профессиям и специальностям СПО»

Номинация № 6 «Эффективные методики преподавания иностранного языка в рамках новых и актуализированных ФГОС»

Колледж представил две работы по УГПС 43.00.00 Сервис и туризм в рамках номинации № 1 . По результатам экспертизы работа Якуповой А.Р. «Учебно-методическое обеспечение программы профессионального обучения в рамках приоритетного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья –получение профессии вместе с аттестатом» по профессии 16437 Парикмахер» получила 86 БАЛЛОВ (из 100) и ЗАНЯЛА 3 МЕСТО в номинации №1.

8. Привлечение школьников города Ногинск 7-х классов к реализации проекта «Путевка в жизнь» Преподаватели активно сотрудничают со школами и приглашают школьников на мероприятия в колледж в рамках реализации проекта. Так, школьники были приглашены на выдачу сертификатов по второму профессиональному модулю по профессиям 19601 швея и 16437 Парикмахер. 12.03.2019г состоялась торжественная выдача сертификатов школьникам по второму профессиональному модулю ПМ.02 Изготовление швейных изделий бытовой и специальной одежды, текстильной галантереи без примерок из простых в обработке материалов и ПМ.02 Мытье и массаж головы, профилактический уход за волосами.

На мероприятии присутствовала администрация ГБПОУ МО «Ногинский колледж», координаторы проекта общеобразовательных школ города Ногинск, родители, представители Управления Образования администрации Ногинского муниципального района, школьники седьмых классов МБОУ СОШ №4 г. Ногинска.

Со школьниками была проведена экскурсия по колледжу с посещением мастер-классов и тематических выставок по специальностям и профессиям колледжа. Учителя, родители, сами школьники дали положительную оценку освоению программ профессионального обучения по профессиям 19601 Швея и 16437 Парикмахер.

Но одной из важной, но нереализованной формой мы считаем - участие школьников в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) , в направлении юниоры Ворлдскиллс, и активным использованием результатов соревнований в целях профориентации школьников.

Какие мы видим перспективы развития практики профессионального обучения школьников на примере ГБПОУ МО «Ногинский колледж»? К числу основных мероприятий следует отнести:

– формирование государственного и общественного (социального) заказа на профориентационную работу в соответствии с интересами личности и региона; 

- создание регионального «Ресурсного центра» методического обеспечения и координации деятельности организаций и ведомств, занимающихся профориентационной работой с обучающимися; 

- выявление, обобщение и распространение передового опыта и лучших практик в области профессиональной ориентации обучающихся; формирование банка данных передового опыта в области профессиональной ориентации обучающихся; 

- формирование эффективной системы информирования о меняющемся мире профессий; 

- формирование эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов профориентационной работы: образовательных организаций общего, профессионального образования; работодателей и профессиональных сообществ; органов власти.  

Проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья-получение профессии вместе с аттестатом» запущен в 2018году, но сегодня данный проект среди школьников и родителей города Ногинск Московской области вызывает огромный интерес. Об этом свидетельствует то количество заявлений, которое подали школьники на обучение в 2019-2020 году. Так, в 2019-2020 учебном году ГБПОУ МО «Ногинский колледж» планирует осуществлять подготовку по следующим программам профессионального мастерства:16437 Парикмахер (30 чел.) - подано заявлений 74; 2000 Агент банка - подано заявлений 32; 16675 Повар (30 чел.) - подано заявлений 63. Эти цифры наглядно свидетельствуют о важности реализации данного проекта в рамках ранней профориентационной работы среди школьников Московской области.

Список литературы

1.  Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 18 апреля 2013 г№ 292 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программа профессионального обучения» ( в ред. Приказов Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. №977, от 20 января 2015г. №17, от 26 мая 2015 г. №524, от 27 октября 2015г. №1224).

2. Приказ Министерства образования Московской области «Об утверждении примерной формы договора о профессиональном обучении по программа профессиональной подготовки в рамках приоритетного проекта «путевка в жизнь школьникам Подмосковья –получение профессии вместе с аттестатом» от 23 мая 2018 №1521

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации».