ВСТРЕЧА ВРЕМЕН И ТЕХНОЛОГИЙ. ОБЛАСТИ РИСКА И ПУТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ И ИЗОТЕРАПИИ

Рассмотрим области риска в физической и психологической структуре здоровья детей, опираясь на выделенные В.М Бехтеревым условия формирования здоровой личности. Психология здоровья относительно новое направление отечественной психологии в самостоятельной области научного знания и  поэтому исследования  специфики психологии здоровья дошкольников пока немногочисленны.  Интерес к проблеме здоровой личности актуализирован видным врачом, физиологом В.М. Бехтеревым.  В начале 20 века он говорил о том, что «если физическое развитие организма от природы слабо выражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфекционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием, то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования будет в той или иной мере задержан»[6].

 Основы здоровой личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны прежде всего с правильным и рациональным физическим и психическим воспитанием. Оно играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении его физического и психического здоровья. Понимание того, что физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости, воли остается актуальным и в 21 веке. Роль взрослых, окружающих ребенка в период его детства, занимающихся воспитанием и образованием велика. Уже тогда ученый смог выделить зоны риска для здоровья детей. Дурные примеры старших, говорил В.М. Бехтерев, способствуют формированию нездоровых привычек у детей, и если они своевременно не устраняются соответствующими педагогическими воздействиями, то «вызывают у них утрату душевного равновесия, развития навязчивых состояний, различных форм душевного недуга». [7] Подчеркивая взаимосвязь физического воспитания и психического здоровья, он показал, как последнее подрывается вследствие нарушений правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

К основным условиям формирования здоровой личности В.М. Бехтерев относил:1. Наследственную природу человека.2. Благоприятные условия зачатия и развития человеческого организма.3. Благоприятные социально-экономические условия жизни.4. Негативное отношение к алкоголю.5. Жизнь по правилам гигиены (в том числе и психогигиены).6. Рациональное воспитание.7. Рациональное обучение.8. Участие в общественной деятельности.9. Направленность на совершенствование своей личности в соответствии с интересами человеческой общности.[7]

Остановимся подробно на п. 5,6,7,9.  Итак, что значит жить по правилам гигиены (в том числе и психогигиены).В своем докладе 1905 г.В.М.Бехтерев на 2-м съезде российских психиатров на тему «Личность и условия ее развития и здоровья» писал, что «… Жизнь по правилам гигиены представляет собой одно из средств для осуществления лучших моральных идеалов, ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования, для которого телесное благополучие является одним из необходимых условий. Без него недостижимо главное: гармония души и тела. Общество должно прежде всего побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. В обеспечении физического и психического здоровья людей государство обязано взять на себя главную ответственность. Под контролем и при активном участии государства должны проводиться в жизнь не только пропаганда здорового образа жизни, но и необходимые оздоровительные мероприятия».[7] Среди них Бехтерев важнейшее значение придает вопросам психогигиены и профилактики психических заболеваний, охраны здоровья.

 В современных условиях  в дошкольных образовательных учреждениях проводятся занятия для детей по физической культуре; семейные спортивные досуги; информирование и просвещение медицинским и педагогическим персоналом родителей по вопросам гигиены и  здоровья ребенка. Психолого-педагогическая служба проводит профилактические и коррекционно-развивающие занятия для детей с трудностями в психологическом развитии: нарушении моторики,  поведении и эмоционально-волевой сфере. Вопрос взаимосвязи развития движения и интеллекта, движения и волевой регуляции, активной познавательной деятельности выходит на первое место, так как наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения в развитии речи и движений. [10]  

Очень важным остается вопрос рационального подхода в вопросах воспитания и обучения. Физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.
         Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния 
[9]

Одним из мощных регуляторов развития здоровой психики ребёнка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребёнка. Педагоги дошкольных учреждений отмечают, что дети старшего дошкольного возраста  подвержены различным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на его поведение. Частые драки и ссоры в группе дошкольников, отказ от учебной деятельности из-за страха быть неуспешным, соматизация - формирование телесных и поведенческих паттернов приводящих к болезням  лишь часть видимых проблем. Все это  свидетельствуют о том, что нарушения в психоэмоциональной сфере оказывают негативное влияние на соматическое состояние ребенка, задержку  развития познавательных процессов, нарушение процесса адаптации и социализации. Педагоги  так же обращают внимание на то, что современные дети, испытывают трудности с освоением движений.  Они неуклюже передвигаются, телесно скованы, часто падают и, натыкаются на предметы, с большим трудом овладевающие ритмичными цикличными движениями - бегом, ходьбой на лыжах, танцевальными движениями.  Эти же дети имеют речевые проблемы - у них плохо развита моторика речи, слуховое восприятие слов. Им с трудом дается письмо, художественное творчество, требующее точных, мелких движений пальцев и кисти рук. Все чаще, к сожалению в младшие группы приходят дети совершенно не владеющие навыками самообслуживания, с проблемами сенсомоторного развития ребенка. Обмен  мнениями с коллегами психологами, логопедами, дефектологами, кинезиологами, педиатрами помог мне понять, что нужен комплексный, интегративный подход к решению данных проблем. Если взять тезис В.М.Бехтерева о том, что «телесное благополучие является одним из необходимых условий беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования», как базис для определения возможностей помочь ребенку вырасти здоровым,  то приемы и методы различных направлений кинезиологии - науки о движении, может оказать положительное воздействие на  физическое и психическое здоровье ребенка. В направлении психофизиологии движения, кинезиологии проводили исследования В.М.Бехтерев, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес, П.Н. Анохин, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С. Мазгутова, Кристин Линде, Питер Блит, Х. Бломберг, Мартин Каллиган и др.)

Справиться с проблемами можно так же и с помощью методов изотерапии, поскольку изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с психическим развитием ребёнка. В процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом, Проецируя на создаваемый с помощью изобразительных приемов образ внутренне состояние, телесные ощущения, эмоциональные переживания, ребенок учится осознавать и освобождаться от их разрушительной энергии, учиться контролировать себя. Психоэмоциональные состояния, возможные пути их развития и коррекцию изучали (Е.В. Антонова, Ю.А. Афонькина, У. Вейтен, Л.С. Выготский,     Т.К. Донская, Е.П. Ильин, Т.Ю. Киселева, А.И. Копытин, К.И. Лебедева Л.Д., Николаева, и др.)  Анализ литературных источников, осмысление сформулированной выше проблемы в контексте психологического здоровья ребенка позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью современного общества в психологически здоровых людях и недостаточной возможностью социальных институтов воспитать, развить психологически здоровую личность в современных  социально- экономических условиях; 

 доступностью практического использования направлений образовательной кинезиологии, как средства развития психологически здоровой личности на начальных этапах онтогенеза и недостаточной разработанностью комплексных программ, интегрирующих в себе задачи коррекции психоэмоциональных состояний и развития физического здоровья с помощью кинезиологии и изотерапии у детей старшего дошкольного возраста;

 востребованностью изотерапии, как самостоятельного направления в коррекционной работе и недостаточной изученностью практических возможностей сочетания  методов кинезиологии и изотерапии.

Так возникла цель -  провести исследование сочетания методов изотерапии и приемов образовательной кинезиологии в рамках коррекционно-развивающей программы по развитию моторики и подготовки руки детей к письму. Актуальность данного исследования заключается в использовании интегративного подхода на базе приемов образовательной кинезиологии и   изотерапии в рамках учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения с целью коррекции психоэмоциональных состояний и сенсомоторной координации у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из актуальности проблемы  поставлена цель: разработать и апробировать дополнительную часть программы развития сенсомоторной координации, эмоциональной стабильности; формирования  мотивации к активному обучению у детей старшего дошкольного возраста. В МАДОУ №25 «Малыш» г. Щелково Московской области проводится комплексная работа с детьми с нарушениями речи и   особыми возможностями здоровья.  В старших группах реализуется программа развития моторики и подготовки руки к письму. Анализ результативности   программы обозначил зоны неуспешности детей, которые через групповые формы работы невозможно скорректировать. Возникла потребность в подборе методов и приемов для индивидуальной коррекции. В группу для индивидуальной работы по развитию и коррекции первичных рефлексов отобраны дети, находящиеся под наблюдением врача невролога, имеющие в анамнезе проблемы натального периода и негативные последствия родов.  Эти дети имеют трудности в управлении своим поведением, испытывают сложности в ситуации выбора, не просят помощи. Их самооценка завышена или занижена, а эго не выдерживает критики. В группе 6 мальчиков и  4 девочки в возрасте от 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в дополнение к групповым занятиям по развитию моторики-1 раз в неделю и формированию социально-эмоциональных компетенций- 1 раз в неделю. Проведено 6 занятий по   развитию и интеграции первичных рефлексов с помощью методов терапии ритмичными движениями. Перед коррекцией проводилась подготовка мозга и сенсорной системы для нового обучения (или переучивания заново). У каждого  из нас есть свой уникальный индивидуальный ритм и темп обучения. Такие качества как позитивное отношение к обучению, активность, ясность цели, энергетичность- важны, для того, чтобы обучение прошло легко и принесло удовольствие.  Питье воды и упражнения из   Гимнастики Мозга: кнопки мозга, перекрестный шаг и крюки, подготовили сенсорную систему  детей к обучению. Далее проводился    комплекс ритмичных движений, который поэтапно стимулировал отдельные участки мозга с целью  освоить правильные движения в пропущенных первичных рефлексах и интегрировать их. Перед коррекцией и после нее проводилась дополнительная диагностика - выбор цвета, ассоциируемого с телесным состоянием, ощущением себя. Детям предлагалось раскрасить контур человека цветными карандашами.

    Коррекция психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста средствами изотерапии – это деятельность, направленная на исправление нарушений эмоциональной сферы у старших дошкольников, формирование необходимых психологических качеств повышения его адаптивности к изменяющимся жизненным условиям. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях изотерапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Рассмотрим особенности развития детей, имеющих проблемы речевого развития, посещающих дошкольное образовательное учреждение для детей с нарушениями речи. Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Позитивное воздействие на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из приемов и методов, сколько их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на здоровье детей. Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса и совершенствования личности. Именно  педагоги формируют эту направленность  с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одним из новых подходов, относящимся к здоровьесберегающим технологиям является направления образовательной кинезиологии - «гимнастика мозга» и  терапия ритмичными движениями. Известно, что психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с четкой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до 9-летиего возраста. Поэтому, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. [5]  Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические процессы: речь, память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции  лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей. Уже доказана тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности (работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина и др.) Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Автор методики «Педагогика Ритмичного движения» Керстин Линд на основе наблюдений за освоением движений малышами пришла к пониманию, что с помощью простых ритмичных движений всего тела  можно скорректировать врожденные и приобретенные сенсомоторные расстройства. Через эти движения дети учатся  применять мышечное напряжение для автоматического движения, учатся контролировать свою гравитацию. Наблюдения Гарольда Бломберга (врача  невролога, психиатра) позволили сделать ему выводы о том, что чем меньше у детей развиты такие навыки как: речь, когнитивные функции и эмоциональное развитие, тем больше проблем  и с моторикой. Чем быстрее развивается моторика, тем быстрее развиваются вышеперечисленные навыки. Это наблюдение позволило предположить, что  мозг нуждается в стимуляции для созревания через  двигательную деятельность, и что эта стимуляция соединяет разные уровни мозга на протяжении первого года жизни. Спонтанные ритмичные движения новорожденного являются  основой мозгового созревания. Перевороты, ползание на животе, качание на руках и коленях, ходьба на четвереньках - необходимы для стимуляции чувств, развития базальных ганглиев, лимбической системы и коры. Если дети пропускают несколько детских спонтанных движений, то базальные ганглии    недостаточно простимулированы и  ребенку трудно интегрировать примитивные рефлексы. В дальнейшем это приводит к проблемам с тонкой и крупной моторикой,  к трудностям  регуляции уровня активности, т.е. к гиперактивности, проблемам с вниманием. Учение Пола МакЛин – «Концепция триединого мозга» - это экскурс в развитие человеческого мозга, который отражает этапы эволюции трех  его частей. Базальные ганглии человека или мозг «рептилии» отвечает за ингибирование примитивных рефлексов, регулирует уровень активности у детей, отвечает за способность ходить, стоять и сохранять равновесие. Лимбическая система или мозг «млекопитающих» отвечает за наши эмоции, память, обучение игру.  Неокортекс или человеческий мозг, отвечает за восприятие сенсорной информации и реагирование на нее. Передняя часть кортекса-префронтальная кора играет существенную роль в исполнении функций внимания, планирования, суждения,  контроля за импульсами, абстрактного мышления, способности проявлять инициативу.[3]  

Чем отличаются дети с нарушениями развития? Внешний вид, специфика поведения детей-логопатов, как правило, соответствуют возрастным показателям. Однако  такие дети моторно неловки, движения их скованы, присутствуют те или иные знаки левшества (не устоявшаяся или смешанная латерализация). У этих детей быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления может проявляться как импульсивность, так и выраженная вялость, потеря интереса к усвоению  знаний и навыков. Речевая активность у детей-логопатов невысокая, наблюдается сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания, выраженная несформированность пространственных представлений. Работы  детей с мелкими предметами способствуют развитию моторики, готовят руку к письму. На   представленных ниже фотографиях вы можете увидеть результативность коррекционной работы с помощью методов образовательной кинезиологии

 Ric 1 jakovsik            Ric 2 jakovsik

        Рис. 1 (до коррекции)                                            Рис.2 (после коррекции)

На рис.2 хорошо выделен центр, узор симметрично расположен, что свидетельствует о том, что после коррекции у ребенка чувство симметрии, пространственного представления заметно улучшилось. Найдено творческое решение –это    кулон для куклы. На рис.2 мы видим работу того же ребенка до коррекции. Центр выделен, но части не сбалансированы, узор не симметричен.

За счет несформированности пространственных представлений на всех уровнях у детей затруднено понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, понимание сложных речевых конструкций, всех форм словообразования. В то же время, задания наглядно-действенного и наглядно-образного невербального типа выполняются в соответствии с условно нормативными показателями. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх. Особенностями эмоционально-личностного развития детей-логопатов могут быть неуверенность в себе, тревожность. Как правило, контакты со сверстниками у них не нарушены. Но в игре чаще всего берут на себя пассивную роль, притязания на успех невысокие. На фоне утомления у детей-логопатов может проявляться эмоциональная неустойчивость.

Групповые занятия со старшими дошкольниками включают мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации. Каждое из упражнений Гимнастики Мозга, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминается. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения». Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные способности (способности к обучению).

      В ходе систематических занятий с использованием кинезиологических приемов у ребёнка легко коррегируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. Метод кинезиологии направлен на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Следовательно, развивающая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот. Упражнения Гимнастики Мозга направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении. [3]
 

 Ric 3 jakovsik            Ric 4 jakovsik

             Рис.3 Упражнение «Колечки»                   Рис.4 Упражнение на тактильное взаимодействие

           Упражнение «Колечки» развивают координацию движений глаз-рука, активизируют моторную зону в коре головного мозга. Упражнение на тактильное взаимодействие помогает интегрирговать опыт тактильной фазы развития, интегрировать разный опыт от прикосновений. Так же закрепляем пространственную ориентацию в частях собственного тела, понятие вверху-внизу, впереди-позади, учимся невербально взаимодействовать через прикосновение.

Для детей, как и для взрослых эмоции имеют схожее значение – они нужны нам для адаптации к изменяющимся условиям окружающего мира, для быстрой реакции на какие-либо жизненные явления. Если мышечное тестирование помогает нам определить степень успешности в освоении рефлексов, то  совершаемый ребенком цветовыбор позволяет узнать желания и проблемы, наличие напряженности, состояние здоровья, особенности характера, модель его поведения. Ответы (значения интуитивного цветовыбора) — это картина  эмоциональной жизни Предпочтение цвета соответствует определенной психологической программе, которая состоит из установок, желаний, типа самовосприятия и восприятия мира, типа поведения, желанных образов человека.  Главный закон цветовой психологии гласит: если человек пред­почитает цвет, то он «принимает психологическую программу» этого цвета. Отрицание цвета — отрицание программы цвета.

Существуют четыре психологические программы цветового предпочтения: красный — энергетичность;•желтый- оптимизм; •  зеленый — воля преодоления;• синий — удовлетворение, доброта. [10]  

      Красный цвет — энергетичность значительно повысилась. Можно предположить, что сенсорная активность в этот момент высокая и будет способствовать усвоению материала на занятиях в ДОУ (занятия проводились утром, до основных занятий в группе).

       Зеленый цвет— волевая регуляция повысилась, организм настроился на  преодоление «препятствий»; собственных негативных переживаний(страх неуспеха, тревог  по поводу соответствия ожиданиям взрослых и т.д.

         Синий цвет—чувство удовлетворения снизилось. Желтый  цвет - снизился.

    Главная тенденция — стимулирующее действие красного и желтого цветов на организм. Они способствуют учащению пульса. Здесь имеется аналогия с работой симпатической нервной системы и ее медиатора адреналина. Цель работы этого раздела вегетативной системы мобилизовать энергию. Синий цвет способен замедлить пульс. Действие синего цвета аналогично функции парасимпатической системы и ее медиаторов, ее цель — накапливать энергию. При депрессии синий цвет помо­гает релаксации. Философия Индии связывает желтый цвет с чакрой Манипура. Это центр физической энергии, располагается в области солнечного сплетения под ложечкой и определяет зрение, речь, здоровье. Зеленый цвет в традиции Индии связывают с чакрой Анахата, среди ее функций — равновесие, покой, власть над «Я», контроль, покой. Европейские наблюдения выявили связь волевого преодоления с выбором зеленого цвета. Выбор  коричневого цвета означает наличие у испытуемого психологического напряжения, усталости, нежелание тратить собственные силы. Этот цвет скрывают в себе признаки неблагополучия. Предпочтение коричневого цвета можно интерпретировать как наличие защитной психологической реакции на происходящие события. Речь идет о своеобразном уходе в простую жизнь с телесными радостями, удовлетворением физиологических потребностей, о некоторой регрессии и желании покоя.[11]  

        Важно гармоничное восприятие всех четырех основных цветов. Они дополняют и уравновешивают друг друга.

              Ric 5 jakovsik              Ric 6 jakovsik

Рис 5                                          Рис 6

.             Примеры цветодиагностики до и после выполнения упражнений из образовательной кинезиологии

         На рис. 5  цвет сбалансирован, присутствует  положительная динамика трансформации цвета и перераспределения энергии в теле.  На рис. 6 представлена дисгармония цвета, эмоционального и энергетического дисбаланса у ребенка. Появляются признаки незначительной мышечной активности, есть потребность в накоплении энергии и полностью отсутствует волевая регуляция. Телесный уровень цветокоррекции опирается назнание о том, какие органы страдают при нарушениях восприятия цвета Получив эти знания,  мы провели цветокоррекцию на телесном уровне. Кожа и релаксация хороши для коррекции программы синего цвета. Так как в индивидуальной работе выбор синего цвета снизился, мы добавили в групповых занятиях элементы релаксации: игры «Ветерок», «Снежинка», «Листопад». Дыхание — вот ключ для воплощения программы желтого цвета. Поскольку в индивидуальном режиме показатели выбора данного цвета снизились, то в групповых занятиях мы добавили упражнения на дыхание (подуй на воду, мыльные пузыри, шарик сдувается, имитировали различные звуки, выполняли коррекционное упражнение из кинезиологии здоровья-«Полярность» и т.д.).

        Позвоночник— явная подсказка для телесной реализации зеленого цвета.. Активная мышечная работа, напряжение сосудов — для красного цвета.

       Так как показатели по этим основным цветам (красному и зеленому) увеличились, то можно предположить, что терапия ритмичными движениями способствовала  укреплению мышц,  исправлению осанки детей, улучшила  работу сенсомоторной системы организма. Работа проприоцептивных и вестибулярных анализаторов стала более активной и ощутимой ребенком. Результаты цветодиагностики представлены в таблицах.

           Результаты подбора цвета в соответствии с телесными ощущениями и эмоциональным состоянием до коррекции представлены в таблице 1

Таблица 1

№\п

Имя ребенка

Цвет (количество цветовых повторений до коррекции)

красный

синий

желтый

зеленый

черный

коричневый

оранжевый

розовый

1

Олег С.

1

3

1

-

1

2

-

3

2.

Марк П.

2

1

1

3

1

1

2

 

3.

Матвей Ф.

4

6

2

3

4

-

2

4

4.

Софья К.

1

6

6

6

-

1

2

3

5.

Саша Б.

1

4

-

3

1

2

4

1

Итого по группе

предпочтений в цвете

9

20

10

15

7

6

10

11

         Результаты подбора цвета в соответствии с телесными ощущениями и эмоциональным состоянием после коррекции представлены в таблице 2.

Таблица 2

№\п

Имя ребенка

Цвет(количество цветовых повторений после коррекции)

красный

синий

желтый

зеленый

черный

коричневый

оранжевый

розовый

1

Олег С.

3

2

-

3

-

2

3

2

2

Марк П.

3

1

1

1

 

2

   

3.

Матвей Ф.

4

5

3

6

-

3

1

5

4.

Софья К.

3

2

2

3

1

1

3

1

5.

Саша Б.

2

4

-

4

2

1

5

-

Итого по группе

предпочтений в цвете

15

14

6

17

3

9

12

8

          Сравнительный анализ цветовых предпочтений до коррекции и после нее по группе представлен в таблице 3.                                                                                                                                                                                                 Таблица 3

№\п

Итоговое количество выбора цвета

Цвет(количество цветовых повторений после коррекции)

красный

синий

желтый

зеленый

черный

коричневый

оранжевый

розовый

1

до коррекции

9

20

10

15

7

6

10

11

2

после коррекции

15

14

6

17

3

9

12

8

 

           Анализ результатов цветодиагностики позволил сделать следующие выводы о результативности индивидуальной работы с применением метода ритмичных движений:

          1. Мышечное тестирование показало  результативность в интеграции примитивных рефлексов,  создающих прочную базу для психо-моторного и психофизического развития.

            2. Цветодиагностика показала зоны влияния в коррекции ритмичными движениями. Активируется работа мышечной системы, значит и организм  готов к активной мыслительной и физической нагрузке. Присутствие    коричневого цвета подтверждает степень регресса  тела, погружения в состояние первичных рефлексов, чтобы в дальнейшем интегрировать новый телесный опыт в движения. Снижение показателей по черному цвету( негативные эмоции тревоги, страха)  увеличило  энергетичность тела, готовность к волевому усилию -увеличилось количество зеленого цвета.

        3. Несмотря на незавершенность на данный момент программы,  наблюдается положительная динамика в развитии детей, участвующих в мероприятиях: изменилась осанка, укрепилась самооценка, повысилась физическая и  интеллектуальная активность детей на занятиях, в игровой деятельности.

    Выделенные В.М.Бехтеревым основы здоровой личности закладываются в дошкольном возрасте и опираются на рациональное физическое и психическое воспитание. Если по каким-то причинам развитие ребенка идет неравномерно, оно может быть скомпенсировано, комплексными коррекционно-развивающими программами специалистов, работающих в содружестве. Приемы и методы изотерапии в сочетании с образовательной кинезиологией могут демонстрировать детям их достижения(как было и как стало).  Изобразительные работы детей могут служить наглядным материалом динамики развития ребенка, направлять деятельность специалиста, изменять содержание программ.

Список литературы

1.  Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/Сост. В.И. Теленчи.- М.: Просвещение,1987.

2.  Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 1983.-144с.

3. Braingym 1001/ Гимнастика Мозга.  Баланс для повседневной жизни. Переведено с английского языка.2012.

4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – М.: Речь, 2005

5. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.-336с.

6.  Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья : Речь, произнес. 4 сент. 1905 г. на Втором съезде отеч. психиатров в г. Киеве / [Соч.] Акад. В. Бехтерева. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: К.Л. Риккер, 1905. - 43 с. http://dlib.rsl.ru/viewer/0100...

7. Основные тезисы доклада В.М.Бехтерева на 2-м съезде российских психиатров на тему: «Личность и условия ее развития и здоровья»... в 1905/http://www.easyschool.ru/books/12/psihologiya-zdorovya-nikoforov/behterev-o-zdorovye-lichnosti

8. М. Параничева, Е.В. Тюрина. ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования, Москва.// «Киберленинка». novosti…zdorovya…doshkolnogo…vozrasta/

9. Фомин  Н.А.Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: Физкультура и спорт, 1991.

10.  Элькин В. М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. — СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г. - 292 с