Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.А. Салтанова,
воспитатель детского сада № 4
(пос. Уралец, Свердловская обл.)

Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие
физических дефектов.
 (Всемирная организация здравоохранения)

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Отмечается, что 75% заболеваний взрослого человека (остеохондрозы, нарушение обмена веществ, хронические бронхиты, гипертония и многие другие), закладываются еще в детстве, предрасполагающим фактором к развитию данных дефектов являются нелеченные функциональные нарушения осанки [1; 57].

Вся нормативно – правовая база гласит о заботе и защите, охране и укреплении здоровья воспитанников:

«Родители  несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о их здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии» (Семейный кодекс РФ)

«Федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу» (ФЗ «Гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)

«…определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора» (Конвенция о правах ребенка)

«Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности» (Концепция дошкольного воспитания)

«укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры» (Конституция Российской Федерации)

Факторы, влияющие на здоровье детей

В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» было выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации образовательной деятельности в ДОО.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО выпускник детского сада проявляет самостоятельность в разных видах деятельности, у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры, особое внимание следует уделять физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. [3; 3]

 Caltanova 1a

Федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу» (ФЗ «Гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)

«…определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора» (Конвенция о правах ребенка)

«Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности» (Концепция дошкольного воспитания)

«Укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры» (Конституция Российской Федерации) 

Работа в нашем детском саду по использованию здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе проводится по трём направлениям: работа с педагогами, детьми и родителями.

Реализацией здоровьесберегающих технологий через различные виды детской деятельности для нас является:

1. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ по здоровьесбережению;

2.Проектирование модели здоровьесбережения в организации режимных моментов и непосредственно образовательной деятельности;

3. Анализ условий, созданных в детском саду;

4. Проведение системы профилактических мер здоровьесбережения;

5. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей;

6. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО здоровьесберегающая развивающая предметно–пространственная среда. При создании предметной среды мы руководствуемся принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования. Предметно–пространственная среда должна носить развивающий характер, быть разнообразной, разноцветной, трансформируемой, безопасной.

Для этого в нашем детском саду педагоги используют нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. «Нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий, принуждение часто вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции». (Н. Н. Ефименко) [2;14].

Практика показала - использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ - это эффективное средство приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
    Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости. Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы совершенно нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия.

Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки. И в нашем детском саду воспитатели стараются из бросового материала сделать нужную и интересную вещь.

Caltanova 2a

В ход пошло все, что было под руками: крышки от пластиковых бутылок, футляры из-под фломастеров различные пуговицы, крупа, старые детские колготки и т. д. 

Из многообразных вещей мы пополнили свои физкультурные уголки новым нестандартным оборудованием.

1.                 Дорожка со следами: следы сделаны из различных мягких и твердых материалов.

2.                 Дорожка: изготовленная из пробок от пластмассовых бутылок и старых фломастеров.

3.                 Канат: из таких же пробок.

4.                 Коврик: сплетенный из бельевой веревки и пробок.

5.                 Короткие шнуры: из старых детских колготок.

Оборудование используется для упражнений в равновесии, для укрепления мышц стопы, для формирования сводов стопы при ходьбе. Это способствует развитию тактильных ощущений, массажу стопы, укреплению нервной системы ребенка. Дети стали больше проявлять интерес к физкультурным занятиям.

Caltanova 3a

 

Наша задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим требованиям, для того чтобы дети бежали на занятия физкультурой радостные, готовые преодолевать трудности и уходили из зала ожидая следующего занятия.

Образовательная здоровьесберегающая среда нашего детского сада обеспечивает всех участников образовательного процесса необходимыми знаниями о человеке как саморазвивающейся целостной системе, помогает осознать ценность здоровья, сформировать необходимые полезные привычки, мотивирует к занятиям спортом.

Для полноценного физического развития детей и удовлетворение их потребностей в движении и оздоровлении в ДОО созданы все условия: спортивный зал; летняя спортивная площадка; музыкальный зал; кабинет медицинского работника; участки на территории д/сада [1; 4-30]

Представляла свой педагогический опыт на окружной выставке «Инновации в системе образования Горнозаводского округа», организованной Нижнетагильским филиалом «Институтом развития образования», где представила защиту презентации своей инновационной деятельности и оборудование, направленное на профилактику плоскостопия, развитие глазомера, игры на формирование навыков правильного дыхания. Идея нестандартного оборудования заинтересовала участников выставки доступностью и простотой в изготовлении.  По результатам работы жюри инновационный опыт нашего д/с был одобрен.

Активно распространяла свой педагогический опыт, участвуя в семинарах – практикумах: «Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», областной научно - практической конференции «Актуальные вопросы формирования здоровьесберегающей среды в современных образовательных организациях», Всероссийской научно-практической конференции «Современные образовательные стандарты в период детства».

     Свой педагогический опыт представляла образовательному сообществу в сборнике «Нестандартное оборудование, как одно из направлений реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста», в сборнике статей 3-й Международной научно-практической конференции «Проблема качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений».

     

Caltanova 1         Caltanova 2 2

 

Нестандартное оборудование                   Пирамида

В структуру здоровьесберегающего пространства для родителей входят следующие компоненты: информационные стенды в группах; наглядно – информационный материал для родителей; консультативная работа с родителями в процессе совместных, открытых и досуговых мероприятий; консультативная медицинская работа; встречи. Французский философ Жан Жак Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»

Предметно-пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.

Мы увидели результат своей работы:

·  Обогатилось разнообразие нестандартного оборудования в группах;

·  Расширилась работа воспитателей над проектами по физической культуре;

·  Упражнения, разученные в процессе совместных проектов, дети переносят в самостоятельную спортивную деятельность

В результате систематической работы по применению нестандартного оборудования на занятиях и в свободной деятельности детей, мы добились повышения уровня двигательных навыков у детей, улучшения их эмоционального настроя, появления уверенности и самостоятельности, что положительно скажется на их здоровье.

Самым удачным при формировании здорового образа жизни мы считаем, что были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование спортивного оборудования, апробировано нестандартное оборудование, разработаны стимулы, способствующие осознанному ведению здорового образа жизни, регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Мы за здоровый образ жизни, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е. Ю. Дошкольник. Оздоровительная работа в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград, 2007. – 867 с.

2. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Н. Ефименко. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

3. Моргунова О. Н. Физкультурно–оздоровительная работа в ДОУ / О. Н. Моргунова. – Воронеж, 2005. –125 с.