Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С УЧЕТОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГОС НОО и ООО

Е.Ю. Книжникова,

учитель начальных классов,

Н.В. Малышева,

зам. директора по УВР

(МБОУ СОШ № 43  им. Героя РФ В.Д. Нужного,г. Ставрополь)

 

Непрерывное развитие российского образования в контексте мировых образовательных процессов является следствием и объективным ответом на вызов времени, динамичные преобразования в обществе, экономике, политике и сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики образования, что закреплено в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации». Во исполнении этого документа определяются цели, задачи и содержание, образовательных реформ, направленных на смену образовательной парадигмы от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», и осуществляется разработка современных методологических подходов к обеспечению его качества.[1,6]

Главный признак системы образования в РФ – это вариативность. Идеи вариативного образования получили свое воплощение в проектировании с позиций системно-деятельностного подхода нового поколения стандартов и программ общего образования. Методологическим истоком идеи вариативного образования послужили представления об образовании как механизме социогенеза личности и культуры, формирования гармонически развитой личности, адаптированной к требованиям современной жизни. [2]

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.[4,5]

Факторы и условия, определяющие обучение и развитие личности, не только привносятся из внешней по отношению к образованию социально-экономической среды, но и создаются самим образовательным процессом, являются продуктом образовательного взаимодействия, межличностных отношений субъектов образования. Целостный образовательный процесс предполагает создание такой непрерывной системы организованной жизнедеятельности для школьника в образовательном пространстве, где созданы все условия для самовыражения и самореализации на рефлексивной основе, где ведется линия преемственности между ступенями образования, как в учебной, так и внеурочной деятельности.

Формирование        технологической     компетентности       педагогических работников общеобразовательной школы осложняется тем, что в настоящее время существует множество подходов к определению сущности педагогических технологий и их классификации (А.С. Белкин, В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, В.В. Гузеев, И.А. Липский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, М.А.Чошанов и др.). Тем не менее, можно констатировать, что педагогическая технология сегодня рассматривается как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы (научный аспект); описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов образования (процессуальный аспект); технологический (педагогический) процесс, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств (деятельностный аспект). [3]

Процесс личностной готовности учителя к инновационной деятельности можно представить как единство трёх актуализируемых потенциальных возможностей: к восприятию новой информации, к адекватной оценке и преобразованию нового явления и готовности к продуктивной экспериментальной работе.

С 2017 года в Ставропольском крае работает сетевая федеральная экспериментальная площадка (РАНХиГС ФИРО) по одной из актуальных тем «Обеспечение преемственности в формировании единого образовательного пространства начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС НОО и ООО». В связи с этим ведущей целью работы нашего педагогического коллектива являлось создание необходимых условий для непрерывного образования школьников в целях их успешной социализации и самореализации в современном обществе.

Введение новых образовательных стандартов требует от педагога формирования новых компетенций, которые обозначены в профессиональном стандарте педагога. Инновационная компетентность позволяет в наибольшей степени связать науку с практикой, обобщать и трансформировать опыт работы. Открытие федеральной инновационной площадки заставило нас посмотреть на организацию инновационной работы в школе иначе. Прежде всего, это иной подход к управлению школой, четкое распределение функционала, конкретизация задач на каждом этапе и конечный результат – качество образования, необходимое для полноценной творческой жизни подрастающего поколения в условиях V технологического уклада развития общества.

Одна из творческих лабораторий педагогов работала над созданием технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальных классах (кейс – ТРКМ). Кейс ТРМК включал методический конструктор данной технологии, теоретическую модель – схему технологии, мониторинговую матрицу технологии, технологическую карту преемственности содержания учебных предметов «Окружающий мир» и «Физика», технологические карты серии уроков по данным предметам, фото- и видеоматериалы апробации технологий в разновозрастных группах.

Ric. 1. Kniznikova 1.DPI 300      Ric. 2. Kniznikova 1.DPI 300

 Апробация комплекта методических материалов проводилась учителями начальной и основной школы. В результате мы получили богатейший информационный и цифровой ресурс по реализации новых педагогических технологий в образовательном процессе с учетом принципов преемственности.

Главной задачей в процессе апробации являлось формирование таких компетенций учителя как гибкое управление образовательным процессом с помощью различных технологий, педагогическое сотрудничество, моделирование и прогнозирование.

Качественного изменения содержательных и оценочных показателей мы добились именно в результате применения ТРКМ с учетом преемственности ФГОС НОО и ООО.

Основанием преемственности может стать ориентация на содержание образования. Учитель-предметник основной школы должен четко знать планируемые результаты освоения программ по предметам начальной школы. ФГОС НОО требует сформированных у обучающихся знаний и умений, специфических для данной предметной области, готовность к их преобразованию и применению. ФГОС ООО конкретизирует сферы применения данного опыта через учебные, учебно-проектные и социально-проектные ситуации. В таблице 1 представлен сравнительный анализ предметных результатов в соответствии с ФГОС НОО и ООО.

Таблица 1

Предметные результаты ФГОС НОО и ООО

 

Предметные результаты

ФГОС НОО

ФГОС ООО

это опыт, освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира

это освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Проанализировав предметные результаты ФГОС НОО и ООО, можно сделать вывод о том, что практическое осуществление преемственности окружающего мира и физики, является актуальной темой для современной школы.

Для построения линии преемственности двух учебных предметов «Окружающий мир» и «Физика» была составлена таблица «Преемственность содержания курсов «Окружающий мир» и «Физика» начального и основного общего образования с учетом ФГОС». Анализ содержания образовательных программ и литературных источников показал, что все разделы физики берут свое начало из ФГОС дошкольного образования и постепенно усложняются и расширяются к 11 классу.

К завершению изучения курса «Окружающий мир» у младших школьников должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Учитель физики обязан учитывать имеющийся багаж и опыт, предметные результаты ученика начальной школы и должен выстроить дальнейшую работу с учащимися с учетом преемственности: наметить связи в содержании и методах обучения.

Так же в этой таблице видно, что в 5-6 классах пустые ячейки. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что физика – это наука о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих законах окружающего мира. Основными научными методами познания в физике являются индукция и дедукция.

В педагогике эти методы познания не противопоставляются друг другу, а применяются в соответствии с возрастными особенностями развития обучающихся и с учетом уже освоенного учебного материала. В начальной школе преимущественно применяется индуктивный метод познания, а на следующей ступени обучения постепенно переходят к дедуктивному методу познания (табл.2).

Таблица 2

Научные методы познания в начальной и основной школе

 

Начальная школа

Основная и средняя школа

Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию

частному и единичному.

Хорошим примером такого перехода методов познания является переход при изучении математик: от арифметики в начальной школе к алгебре в основной школе. 

Физику начинают изучать в школе с 7-го класса после освоения базовых знаний по математике с применением индуктивного метода познания, постепенно переходя к дедуктивному методу в старших классах. В 5-6 классах нет такого учебного предмета как «Физика». Но это не значит, что такие разделы как «Механические явления.Простые механизмы. Тепловые явления. Звуковые явления. Электрические явления. Магнитные явления. Световые явления. Астрофизика» исчезают из ООП ООО, а потом возникают в основной и средней школе. Эти разделы изучаются в других учебных предметах, таких как математика, биология, география, ОБЖ, история, обществознание.

В процессе экспериментальной деятельности мы разработали бинарные уроки, например по теме «Тела, вещества и частицы» в окружающем мире и физике по ФГОС, где прослеживается преемственность содержания начального и основного образования. В таблице 3 видно как происходит усложнение, расширение знаний с учетом уже полученных ранее в процессе использования технологии критического мышления. Такой же переход можно увидеть на примере изучения раздела «Человек и природа» по учебному предмету «Окружающий мир» к физике.

Таблица 3

Межпредметные связи учебных предметов «Окружающий мир» и «Физика», с учетом изучаемых объектов, понятий, явлений, процессов

 

«Окружающий мир»

«Физика» -7 класс

Общие понятия

ОМ-2 класс.

Явления природы.

ОМ-3 класс.

Эта удивительная природа.

1 урок. Физика – наука о природе. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыт.

Тело, вещество. Классификация тел: естественные и искусственные. Гипотеза.

ОМ-2 класс.

Как измерить температуру.

2 урок. Физические величины. Измерение физических величин.

Температура, термометр.

ОМ-3 класс.

Тела, вещества, частицы.

5 урок. Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

Опыты, подтверждающие, что вещества состоят из частиц (растворение сахара в воде); между частицами есть промежутки, частицы в любом веществе постоянно двигаются.

ОМ-3 класс.

Тела, вещества, частицы.

8 урок. Агрегатные состояния вещества.

Модели веществ в разных состояниях, схемы перехода из одного состояния в другое. Опыты, определяющие свойства вещества при нагревании и охлаждении.

ОМ-4 класс.

Планеты Солнечной системы.

24 урок. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

Представление о планетах, некоторые их физические характеристики. Строение Солнечной системы.

На уроках физики в 7-м классе можно использовать иллюстрационный материал учебников «Окружающий мир» 4 класс и «Физика» 7 класс для активизации деятельности учащихся и формирования метапредметных универсальных учебных действий, таких как анализ, сравнение и др.

По окончании начальной школы учащиеся четвертых классов выполняют всероссийские проверочные работы, в том числе и по предмету «Окружающий мир». В материалах работ встречаются задания из предмета «Физика», которые не рассматриваются на уроках «Окружающего мира». Конечно, в 4-ом классе не изучают условия плавания тел, не проводят эксперименты по выяснению этих явлений, однако их наблюдение в природе и быту могут помочь ученику построить логику своих рассуждений и сделать правильные выводы.

Средством обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования, в обязательном порядке включающие в себя воспитание таких компетенций как любознательность, творческое воображение, коммуникативность и др.

Технология критического мышления дает ученику:

-                    повышение эффективности восприятия новой информации;

-                    повышение познавательного интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-                    умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности;

-                    умение критически думать и мыслить;

-                    умение работать в сотрудничестве с другими, общение на доступном уровне;

-                    желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Знания выпускников начальной школы о научном способе познания являются фрагментарными и, если учителя начальной школы и учителя основной школы будут находиться в тесном сотрудничестве, то они смогут не только обсудить многие аспекты изучаемого материала и построить новые траектории обучения, но и проводить с учащимися пропедевтические занятия по формированию целостного представления о процессе научного познания.

Практика показывает, что сегодня в общеобразовательной школе используется широкий спектр педагогических технологий, которые между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют определенную дидактическую систему, призванную обеспечить формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования, а также образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Литература:

1.  Пантюхина Н.Н., Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Реализация ФГОС общего образования: технологии и процессы: монография / Пантюхина Н.Н., Пастухова И.П., Тарасова Н.В.-М.:АСОУ, 2018.-184с.

2.  Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: социокультурная перспектива /Доклад на Всероссийском совещании региональных координаторов по внедрению стандартов начальной школы. Минобрнауки, 19 апреля 2012 года.

3.  Тарасова Н.В., Пастухова И.П. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: управление и сопровождение. Монография. – М.: ФИРО, 2016. – 144 с.

4.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643.

5.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.

6.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.