ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ К ПРОЦЕДУРЕ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.Р. Бабаян,

директор, 

 Е.П. Мельникова,

зам. директора по контролю

качества образования,

 Ю.А. Тарасова,

зам. директора по дополнительному

медицинскому образованию
(Московский областной
медицинский колледж №1)

 

С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Это явилось предпосылкой для создания в стране единой национальной системы аккредитации и поставило задачу проведения системной работы по обновлению образовательных программ, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки выпускников медицинских колледжей.

 

Повышение качества оказания медицинской помощи, ее безопасность и повышение эффективности расходования государственных ресурсов напрямую связаны с уровнем квалификации медицинских работников. 

Для сферы здравоохранения существует собственная регламентированная процедура допуска специалистов к медицинской деятельности. До 2016 года такой процедурой являлась сертификация медицинских работников. Сертификация специалистов со средним медицинским образованием была одним из лицензионных требований, предъявляемых к организации, осуществляющей медицинскую деятельность.

На законодательном уровне сертификация выглядела следующим образом: окончив образовательную организацию, выпускник получал сертификат и допуск к медицинской деятельности; после окончания 5-летнего срока действия сертификата, медицинский работник должен быть направлен медучреждением на повышение квалификации в виде профессионального цикла усовершенствования по своему профилю, снова получал сертификат. Чтобы получить новую специализацию, медицинский работник направлялся на программы профессиональной переподготовки, получал сертификат по новой специальности, дающий право на осуществление нового вида деятельности на 5 лет.  

С января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в нашей стране в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Закон дает определение аккредитации как процедуры определения соответствия готовности лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончанию им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно (ч. 1.1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Сроки и этапы указанного перехода и категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации, утверждены Приказом Минздрава РФ от 25.02.2016 № 127н. Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.07.2016 № 334н. Данное Положение устанавливает порядок организации и проведения аккредитации и выделяет три ее вида в зависимости от того, в отношении каких лиц она проводится.

Аккредитация — принципиально новая система допуска к профессиональной деятельности, основанная на применении профессиональных стандартов, клинических рекомендаций и процедур, разработанных совместно с профессиональным медицинским и образовательным сообществом. Различают несколько видов аккредитации:

Первичная аккредитация. Проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ: 

·            высшего медицинского (фармацевтического) образования;

·            среднего медицинского (фармацевтического) образования;

Первичная специализированная аккредитация иного образования. Проводится в отношении лиц:

·          завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ;

·           получивших образование на территории иностранного государства.

Первичная аккредитация предназначается для определения готовности выпускников колледжа к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности. При оценивании выпускников с целью определения или подтверждения их готовности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности необходимо учитывать требования и профессиональных, и образовательных стандартов путем установления соответствия между ними. При этом необходимо помнить, что требования профессиональных стандартов первичны, а компетенции должны вытекать из них, обеспечивая способности к выполнению трудовых действий. 

Особенностью процедуры первичной аккредитации выпускников медицинских колледжей является практикоориентированная направленность подготовки студентов с активным использованием симуляционных технологий. Это позволяет студентам качественно готовиться к самостоятельной медицинской деятельности. Также процедура аккредитации включает в себя теоретическое тестирование по специальности. В отличие от сертификации, весь фонд оценочных средств аккредитации представляется студентам в открытом допуске для тренировки. Кроме того, предполагается, что с помощью аккредитации медицинский работник может быть допущен к трудовой деятельности в рамках своей основной или смежной специальности. Таким образом, аккредитация отличается от сертификации более специализированной направленностью, является прозрачной процедурой допуска специалистов в профессию, что в совокупности с практикоориентированным образованием позволит наполнить отрасль более подготовленными и профессиональными специалистами.

Объективно, что такие обновления вызывают многочисленные вопросы у руководителей медицинских учреждений, у будущих медицинский работников и тех, кто готовит этих специалистов – педагогических коллективов медицинских колледжей. Основная задача образовательных организаций – качественная подготовка будущих специалистов, координация своей деятельности в соответствии с требованиями изменившегося законодательства - с вступлением в систему аккредитации выпускников учреждений среднего профессионального образования и принятием профессиональных стандартов для специалистов среднего звена.

Московский областной медицинский колледж № 1 стал одной из площадок, на которой в 2018 году была организована процедура проведения этапов первичной аккредитации выпускников медицинских колледжей Московской области. Анализ деятельности по данному направлению и понимание актуальности вопроса для образовательных организаций, мы предлагаем алгоритм деятельности педагогических коллективов по организации подготовки и проведению процедуры первичной аккредитации специалистов со средним медицинским образованием.

В связи с тем, что работа не может быть ограничена непосредственно только самой процедурой, всю деятельность образовательной организации можно условно разделить по следующим направлениям:

Аналитическая деятельность

· Анализ результатов аккредитационной экспертизы за предыдущий год и постановка задач по организации и проведению процедуры в текущем учебном году.

·  Анализ состава выпускников медицинской образовательной организации текущего учебного года.

·  Анализ учебно-методического обеспечения процедуры подготовки и проведения аккредитации.

·  Анализ кадрового обеспечения процедуры аккредитации.

· Анализ состояния аудиторного фонда и материально-технической базы для организации и проведения аккредитационной процедуры.

·  Анализ компьютерной и аудио-видеооснащенности процедуры проведения первого и второго этапа первичной аккредитации специалистов.

Организационная деятельность медицинской образовательной организации

·  Издание приказа директора образовательной организации о подготовке к процедуре первичной аккредитации и об утверждении персонального состава административного, преподавательского, технического персонала для проведения процедуры аккредитации.

· Направление специалистов на курсы повышения квалификации в ведущих организациях, организующих работу по проведению первичной аккредитации специалистов.

·  Определение площадок для проведения аккредитационной экспертизы.

· Совещание с руководителями образовательных организаций, структурных подразделений, которые будут проходить процедуру аккредитации на установленной площадке.

· Организация и проведение информационно-разъяснительных собраний с выпускниками с повесткой: 

1. Нормативная база процедуры аккредитации специалистов

2. Основные этапы процедуры аккредитации

3. Подготовительная работа к проведению процедуры аккредитации специалистов

4. Порядок проведения процедуры аккредитации

5. Ответы на вопросы

Организационная работа по подготовке к процедуре первичной аккредитации по специальностям

·  Сбор и регистрация документов для прохождения процедуры первичной аккредитации специалистов:

1.  заявление о допуске к аккредитации специалиста, в котором в том числе указываются сведения об освоении аккредитуемым образовательной программы среднего профессионального образования, а также специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность; 

2.  копию документа, удостоверяющего личность; 

3.  копии документов о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии; 

4.  копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (при наличии). 

·  Разработка примерного графика проведения процедуры первичной аккредитации выпускников образовательной организации по специальностям.

·  Проведение инструктажа с ответственными лицами и с аккредитуемыми (ознакомление с порядком и особенностями проведения процедуры аккредитации).

Методическая работа

·  Организация работы цикловых методических комиссий по вопросам организации и проведения процедуры аккредитации (анализ уровня успеваемости выпускников, использование чек-листов при подготовке учебного материала по дисциплинам, тестовых заданий, ситуационных задач, написание методических разработок практических занятий, выявление слабых студентов, контроль успеваемости по дисциплинам).

· Внедрение элементов первичной аккредитации в проведении текущей, промежуточной аттестации, конкурсов профессионального мастерства.

·  Подготовка памяток для аккредитуемых по проведению первичной аккредитации (Приложение 1).

·  Подготовка инструкций для ответственных за проведение первичной аккредитации

Учебная работа

·  Организация подготовки студентов к первичной аккредитации с 1 курса обучения (отработка манипуляций по оценочным листам, клиническим сценариям, тестирование, развитие коммуникативных навыков. Внедрение в образовательный процесс элементов аккредитации (тестовых заданий, ситуационных задач, чек-листов).

· Регулярное проведение срезов знаний выпускников по дисциплинам, используя тестовые задания методического центра аккредитации.

·   Индивидуальная подготовка к первому этапу аккредитации (тестирование).

Для проведения первого этапа аккредитации в соответствии с трудовыми функциями включенными в проекты профессиональных стандартов по соответствующим специальностям разработаны тесты. В их разработке и экспертизе приняли участие представители профессиональных некоммерческих организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров. Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых для каждого аккредитуемого автоматически с использованием информационных систем путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Методическим центром аккредитации специалистов. На решение аккредитуемым тестовых заданий отводится 60 минут.

Результат тестирования формируется автоматически. На основании результата комиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этого этапа аккредитации как «сдано» (при 70 % или более правильных ответов) или «не сдано» (при 69 % или менее правильных ответов).

Предусмотрена возможность пройти репетиционное тестирование по имеющимся ссылкам.

·  Организация отработки манипуляционных навыков в ходе практических занятий на манекенах и фантомах для подготовки ко второму этапу аккредитации.

Оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях. проводится с использованием симуляционного оборудования (тренажеров и (или) манекенов) и фантомов. Комиссия оценивает не менее 5 практических заданий, которые также комплектуются с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств. На выполнение одного задания отводится 10 минут.

Оценку правильности и последовательности выполнения практического задания члены комиссии осуществляют путем заполнения оценочных листов.

Результат выполнения практических заданий также формируется автоматически с указанием процента правильно выполненных практических действий, на основании которого комиссия оценивает результат прохождения данного этапа аналогично этапу тестирования.

·  Проведение тренингов по симуляционным технологиям преподавателям и студентам;

·  Работа в учебных группах и выявление студентов группы риска и организация работы с ними с начала учебного года. Организация индивидуальной работы с каждым (проведение тестирования, отработка практических навыков в симуляционных кабинетах, психологическая поддержка).

·  Организация тренировочного тестирования выпускников.

·  Организация проверки готовности ко второму этапу первичной аккредитации.

Внеаудиторная деятельность

·  Закрепление за учебными группами преподавателей клинических дисциплин, которые ведут контроль прохождения репетиционного тестирования и отработку практических навыков второго этапа.

·  Активное привлечение к работе по подготовке к аккредитационной процедуре кураторов учебных групп. 

·  Организация психологической помощи нуждающимся студентам. 

Материально-техническая деятельность

·  Подготовка аккредитационных площадок по специальности.

·  Создание условий для работы аккредитационных подкомиссий по специальностям.

·  Приобретение необходимого оборудования.

·  Оснащение аудиторий оборудованием для аудио-видеозаписи, компьютерной техникой.

·  Обеспечение безопасности аккредитуемых и создание санитарно-гигиенических условий для аккредитуемых и членов аккредитационной комиссии.

·  Обеспечение питьевого режима в колледже на период аккредитации. 

Информационная деятельность

·  Размещение информации о процедуре первичной аккредитации на сайте и информационном стенде колледжа.

·  Размещение и поддержание информации на официальном сайте в актуальном состоянии.

· Обеспечение технического сопровождения и соответствия предоставляемых помещений требованиям процедуры.

Организация проведения этапов аккредитации

·  Организация работы дежурных на период аккредитации выпускников. 

· Проведение инструктажа с ответственными лицами и с аккредитуемыми (ознакомление с порядком и особенностями проведения процедуры аккредитации).

 

Стремительное развитие медицинской науки и практики в здравоохранении, необходимость совершенствования качества медицинской помощи, проводимая модернизация образования явились основанием для научного обоснования и внедрения процедуры аккредитации специалиста.

Безусловно, качество оказываемой медицинской помощи, прежде всего, зависит от качества подготовки главной движущей силы российского здравоохранения — более чем двухмиллионной армии медицинских специалистов, из них более 1млн 300 тыс. — это специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Таким образом, необходимо проведение системной работы по обновлению образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки выпускников медицинских образовательных организаций, четко организованной планомерной работа педагогических и коллективов и профессионального сообщества.

Приложение 1

Памятка для аккредитуемых

по проведению первичной аккредтации по специальностям

 

I.         Нормативная база 

Статья 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. №389 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием".

Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

Приказ Минздрава России от 06.06.2016 N 352н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

Приказ Минздрава России от 21.11.2017 N 926
"Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".

Приказ Минздрава России от 22.12.2017 N 1043н
"Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов".

 

II.      Основные этапы аккредитации 

1. Аккредитуемый подает следующие документы: 

- заявление о допуске к аккредитации;
            - копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
            - копия СНИЛС;
            - номер мобильного телефона и адрес электронной почты;
          - выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии (после проведения государственной итоговой аттестации).

2. Регистрация поступивших документов и проверка соответствия поступивших документов

3. Проведение заседания и принятие решения о допуске аккредитуемого к аккредитации специалиста и о сроках проведения аккредитации.

4. Процедура аккредитации специалиста

1-й этап: тестирование

Процедура включает в себя компьютерное тестирование (60 вопросов 60 мин.). На выполнение данного этапа дается 3 попытки.

2-й этап: оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях

Процедура включает в себя выполнение одного практического  задания и демонстрацию трех практических навыков: двух по специальности, одного на проведение  сердечно-легочной реанимации (30 мин. на выполнение). На выполнение данного этапа дается 3 попытки.

5.                              5.Выдача свидетельства об аккредитации.

 

III.    Подготовительный этап

1.       Подготовка копий документов для регистрации.

2.       Информирование администрации образовательной организации о следующих фактах:

- отказ от прохождения процедуры аккредитации (заявление);

- необходимость о прохождении 2 этапа аккредитации в особых условиях в связи с беременностью, наличием группы инвалидности;

- возможный призыв в ряды Вооруженных сил;

- поступление в вуз, сдача ЕГЭ;

- другие обстоятельства, затрудняющие прохождение процедуры аккредитации в текущем году.

3. Регистрация на сайте и индивидуальная подготовка к первому этапу аккредитации. Репетиционный экзамен включает в себя 60 тестовых заданий, время на их выполнение - не более 60 минут. Количество попыток выполнения репетиционного набора не ограничено. Комплектование варианта – с помощью программного обеспечения. Из предложенных вариантов выбирается один ответ.

Тестовые задания размещены в открытом доступе на сайтах Министерства Здравоохранения РФ http://www.rosminzdrav.ru Методического центра аккредитации http://fmza.ru.

4.      Отработка практических навыков на манекенах и фантомах для подготовки ко второму этапу аккредитации.

5.       Проверочное тестирование для анализа знаний выпускников.

6.    Проверочная демонстрация практических навыков для анализа подготовки выпускников ко второму этапу аккредитации.

7.      Получение актуальной информации на сайте образовательной организации и у ответственных лиц структурного подразделения (головного корпуса, филиалов).

 

IV.        Порядок проведения аккредитации. 

1. Процедура аккредитации осуществляется в строгом соответствии с графиком. График проведения этапов размещается на сайте и не может быть изменен после утверждения.

2. Неявка в день проведения любого из этапов считается неиспользованной попыткой для прохождения процедуры, если причина отсутствия не уважительная. Об уважительной причине неявки необходимо сообщить ответственному лицу подразделения и факт отсутствия подтвердить медицинскими документами. В данном случае за выпускником остается три попытки прохождения этапа. О последующей попытках будет сообщено дополнительно.

3. В день проведения этапа необходимо явиться в пункт проведения аккредитации в установленное время в сопровождении ответственных лиц из подразделения образовательной организации. При себе необходимо иметь паспорт.

4.  Выпускники должны иметь опрятный внешний вид. На второй этап аккредитации выпускники приходят в медицинской форме.

5.    В аудитории выпускники получают инструктаж о проведении этапа.

6. На первом этапе аккредитации выпускники получают код доступа к компьютерному тестированию. После приглашения в компьютерный зал студенты в сопровождении дежурных проходят к месту проведения, входят в базу данных под своим па приступают к выполнению заданий.

7. Во время выполнения заданий запрещено общаться с другими аккредитуемыми, задавать вопросы присутствующим экспертам. В аудитории ведется видеозапись.

8.  При 70 % правильных ответов, тест считается успешно сданным, выпускник допускается к следующему этапу и прибывает для его прохождения в установленное графиком время.

9.   При результате менее 70% на первом этапе, выпускник не допускается для прохождения второго этапа. График повторных попыток будет размещен на сайте образовательной организации.

10.  При неудовлетворительных результатах прохождения первого этапа после использования трех попыток, выпускник считается не прошедшим процедуру аккредитации.

11. На второй этап студенты проходят в порядке, установленном организаторами в образовательной организации.

12. Выполнение заданий второго этапа осуществляется в течение 30 минут. Оценка результатов производится тремя экспертами. В аудитории ведется видеозапись.

13.  При результате менее 70% на втором этапе, выпускник может использовать еще две попытки. График повторных попыток будет размещен на сайте образовательной организации.

14.  При неудовлетворительных результатах прохождения второго этапа после использования трех попыток, выпускник считается не прошедшим процедуру аккредитации.

15.   Нахождение посторонних рядом с аудиториями, где проходит этап аккредитации, запрещено.

16.  После выполнения задания аккредитуемые могут быть свободными. Информация о результатах прохождения аккредитации будет размещена на сайте образовательной организации.

17. На территории и в помещениях, где проводятся первый и второй этапы аккредитации необходимо соблюдать дисциплину и порядок. Курение запрещено.

18. После завершения процедуры аккредитации на сайте будет размещена информация о дате и времени выдачи свидетельств об аккредитации. Документы получают лично при предъявлении паспорта.