Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 49.02.01. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, 49.02.02. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Цель, задачи разработки:

Цель разработки методических рекомендаций - повышение уровня подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО) к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» и совершенствование системы развития конкурсов профессионального мастерства в условиях ПОО, достижение высоких стандартов качества в профессиональной деятельности.

Задачи:

- разработать электронные методические комплексы, способствующие актуализации познавательной активности и самостоятельности студентов;

- обеспечить методическое сопровождение подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»;

- сформировать умения и навыки самостоятельной подготовки к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес»;

- сформировать у студентов позитивную мотивацию к участию в конкурсах профессионального мастерства;

- содействовать формированию у студентов общих и профессиональных компетенций, определяющих готовность обучающихся к будущей профессии.

Актуальность

Современная система образования предъявляет самые серьезные требования к качеству подготовки выпускников. Наиболее важными профессиональными качествами педагога по физической культуре и спорту являются умение адаптироваться к нововведениям и изменениям, использовать новое оборудование и применять инновационные технологии в области физической культуры, спорта и фитнеса.

Одним из эффективных способов формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности у будущих специалистов

являются конкурсы профессионального мастерства, в том числе и демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия.

Новизна и практическая значимость работы

Новизна представленной работы заключается в том, что:

- разработаны электронные комплексы по методическому сопровождению подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» с учетом нормативно-правовых и методических требований к его проведению;

- созданные учебные комплексы частично сопровождаются переводом педагога-сурдолога (видеоуроки по разучиванию шагов классической аэробики адаптированы для самостоятельной работы обучающихся с нарушениями слуха), оптимизированы для работы в сети Интернет.

Практическая значимость

Методические рекомендации предназначены для подготовки студентов и преподавателей к демонстрационному экзамену по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» по специальностям 49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура. Разработанные электронные методические комплексы могут быть полезны преподавателям физической культуры и специальных дисциплин ПОО для использования их в практической работе со студентами специальностей физкультурно-педагогического направления, а также могут быть использованы в работе педагогов по физической культуре общеобразовательных школ, высшего образования и педагогов дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

Описание разработки

Компетенция «Физическая культура, спорт и фитнес» объединяет в себя совокупность квалификаций: учитель / педагог по физической культуре и спорту / педагог по адаптивной физической культуре / тренер по физической культуре и спорту, организатор спортивных программ, инструктор / тренер индивидуальных и групповых фитнес программ, тренажёрного зала, спортивных зон отдыха.

В процессе демонстрационного экзамена по данной компетенции участники должны продемонстрировать умения: организовывать и проводить учебные/учебно-тренировочные занятия для обучающихся; организовывать физкультурно-спортивную, физкультурно-оздоровительную деятельность обучающихся в рамках реализации программ дополнительного образования и различных возрастных групп населения; осуществлять педагогический контроль, подбор и подготовку необходимого методического материала, спортивного оборудования и инвентаря к занятиям; мотивировать обучающихся и население различных возрастных групп на здоровый образ жизни; представлять, систематизировать и обобщать опыт своей профессиональной деятельности.

Разработанные методические рекомендации представляют собой электронный образовательный ресурс, состоящий из двух частей.

Первая часть представлена интерактивной презентацией, оснащенной системой навигации в программе «iSpringSuit» и предназначенной для выполнения задания демонстрационного экзамена по модулю А. Общекультурное развитие 1. Разработка и представление самопрезентации участника.

Интерактивная презентация состоит из четырех разделов (модулей). Первый раскрывает особенности построения и структурирования каждого этапа самопрезентации (автобиография, образование (основное и дополнительное), опыт работы (практика в процессе обучения), достижения, личностные и профессиональные качества, увлечения (хобби), перспектива

профессиональной деятельности в соответствии с заданной ситуацией, второй - содержит рекомендации по успешному представлению самопрезентации, в третьем представлены требования к оформлению презентационного материала в программе SMART Notebook 16, четвертый – демонстрирует примеры текстового содержания самопрезентации в традиционном и нетрадиционном формате.

Система навигации программы «SpringSuit» позволяет выполнять ряд интерактивных действий: просмотр учебного материала, его копирование, ориентацию по элементам контента, переход по гиперссылкам к материалам, расположенным в сети Интернет.

Раздел 1. Разработка содержания самопрезентации в соответствии с заданными условиями (рис. 1).

1-2 pdf.io - 22

Рис. 1. Главная страница. Разработка содержания самопрезентации в соответствии с заданными условиями (фрагмент методических рекомендаций)

Особое внимание в первом разделе (модуле) уделяется профессионально-значимым личностным качествам будущего педагога. Теоретический блок содержит подробное описание личностных качеств и способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности: коммуникативных, академических, дидактических, организаторских, творческих (рис. 2), конструктивных и т.д.

 2-3 pdf.io 3334

Рис. 2. Творческие способности (фрагмент методических рекомендаций)

С целью предупреждения типичных затруднений раздел содержит рубрику: «Вопрос-ответ». Интерактивный список ответов на наиболее часто возникающие вопросы помогает быстро найти на них ответы. При щелчке на строку, содержащую обозначение определенного понятия, раскрывается сущность и описание понятия.

В разделе также представлены виды актуальных увлечений (хобби), которые будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога в области физической культуры и спорта в современных условиях: шахматы, танцы, боевые искусства, ведение блога (рис. 3), онлайн-курсы, изучение иностранных языков.

3-3 pdf.io 33

Рис. 3. Увлечения: ведение блога (фрагмент методических рекомендаций)

Одним из основных затруднений при прохождении демонстрационного экзамена по заданию модуля А. Общекультурное развитие является демонстрация умения прогнозировать свое самоопределение впрофессиональной деятельности в соответствии с заданной ситуацией: волонтерское, добровольческое движение, образование, фитнес-индустрия, управление и менеджмент, спортивная деятельность, реабилитация, анимация (рис. 4).

4-4 pdf.io 44

Рис. 4. Примерные направления заданных ситуаций: анимация (фрагмент методических рекомендаций)

По каждому предполагаемому направлению заданной ситуации в презентации охарактеризованы возможные варианты демонстрации практической части и определены личные качества, которые участнику демонстрационного экзамена желательно продемонстрировать.

Раздел 2. Представление самопрезентации содержит требования к устной самопрезентации, практические советы и правила (рис. 5), которые будут способствовать ее успешному представлению.

 5-5 pdf.io 55

Рис. 5. Правила успешной презентации (фрагмент методических рекомендаций)

Рубрика «А знаете ли Вы?» (рис. 6) акцентирует внимание на возможных затруднениях при прохождении демонстрационного экзамена и способах их разрешения.

 6 pdf.io 6

Рис. 6. Рубрика «А знаете ли Вы?» (фрагмент методических рекомендаций)

Раздел 3. Требования к оформлению презентационного материала в программе SMART Notebook 16.

В разделе охарактеризованы основные требования к оформлению самопрезентации: стилю, фону, использованию цвета и анимационных эффектов, особенностям расположения, выделения, объема и содержания информации на слайдах, шрифтам (рис. 7).

 7 pdf.io 77

Рис. 7. Требования к оформлению презентационного материала (фрагмент методических рекомендаций)

В разделе содержится гиперссылка на Путеводитель по smartnotebook [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/. Изучение предложенных материалов позволит научиться (технически) работать в среде Smart Notebook, освоить практические приемы работы непосредственно с интерактивной доской, методически грамотно применить полученные умения и навыки при подготовке и проведении демонстрационного экзамена.

Раздел 4. Примеры текстового содержания самопрезентации в традиционном (рассказ) и нетрадиционном формате (былина) (рис. 8) содержит практические примеры текстового содержания самопрезентации выпускницы ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж» специальности 49.02.01 Физическая культура Софии Криводановой и демонстрирует, каким образом можно представить одну и ту же информацию в зависимости от заданной условиями демонстрационного экзамена ситуации (апробированы на региональном, национальном чемпионатах WorldSkills Russia по компетенции «Физическая культура и спорт»).

 8 pdf.io 88

Рис. 8. Пример представления текстового материала самопрезентации в нетрадиционном формате (былина) (фрагмент методических рекомендаций)

Вторая часть методических рекомендаций представлена электронным методическим комплексом «От основ аэробики – к организации флешмоба», предназначенным для выполнения задания демонстрационного экзамена по модулю С. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения.

Электронный методический комплекс «От основ аэробики – к организации флешмоба» состоит из нескольких структурных единиц.

На главной странице электронного сборника присутствует: название электронного сборника; меню основных разделов сборника; ссылка на информацию об авторах и список использованных источников (рис. 9).

9 pdf.io 99

Рис. 9. Главная страница (фрагмент электронного методического комплекса)

Навигационная система комплекса построена по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы и переходы между блоками.

 Информационная часть комплекса разбита на разделы. Общее меню разделов может быть вызвано с главной страницы. Вход в каждый конкретный раздел возможен только из этого меню. Разделы, в свою очередь, также имеют свое собственное меню для содержащихся в нем тем. Вызов отдельных темам возможен только из меню раздела.

 Информация комплекса структурирована и представляет собой законченные фрагменты. Структурные элементы сборника соответствуют ключевым темам с гипертекстом, иллюстрациями, видеофрагментами.

 Текстовая часть сопровождается перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации. Весь электронный комплекс включает возможность копирования выбранной информации и распечатки без выхода из самого комплекса.

 В содержание электронного методического комплекса вошли следующие структурные компоненты:

1. Блок «Историческая справка» (рис. 10) содержит сведения об истории возникновения аэробики и флешмоба, их содержании, разновидностях.

 10 pdf.io 10

Рис. 10. Историческая справка (фрагмент электронного методического комплекса)

2. Блок «Базовые шаги аэробики» включает видеоуроки по разучиванию шагов классической аэробики с добавлением танцевальных движений.Необходимо отметить, что на видеоуроках присутствует переводчик с целью обеспечения доступности материала для людей с нарушениями слуха (рис. 11).

 11 pdf.io 11

Рис. 11. Базовые шаги аэробики (фрагмент электронного методического комплекса)

В 30% изменений конкурсного задания демонстрационного экзамена входит наименование тематик аэробно-танцевального фрагмента: поддержка сборных команд по футболу на Чемпионате России, поддержка сборных команд по баскетболу на Чемпионате России, празднование Дня защитника Отечества, празднование Дня Победы, празднование Дня России, празднование Международного Дня защиты детей, празднование Дня физкультурника, празднование Дня учителя, празднование Всемирного Дня волонтеров, празднование Международного Дня инвалидов, открытие детского фитнес-центра, открытие фитнес-клуба, добровольческая акция «Сделаем город чище», открытие конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», гражданско-патриотическая акции «Я–патриот» и др.

Блок «Флешмоб» (рис. 11) представляет 7 аэробно-танцевальных видеофрагментов: Я – болельщик баскетбольной команды; Я – болельщик футбольной команды; Я – вожатый; Я – волонтер; Я – инструктор по степ-аэробике; Я – инструктор по фитбол-аэробике; Я – организатор танцевальной паузы.

Блок «Это интересно» содержит фактические материалы о возможностях организма человека в результате воздействия на него аэробных нагрузок (рис. 12).

 12 pdf.io 1212

Рис. 12.Флешмоб (фрагмент электронного методического комплекса)

Блок «Проверь себя» предусматривает оценочно-рефлексивный этап, где у пользователя существует возможность проверить свои знания по изученному материалу. Тестирование можно проходить неоднократно.

Электронный комплекс разработан с использованием прикладных программ: гипертекстовый редактор MicrosoftFrontPage (структура, информационное наполнение), текстовый редактор Блокнот (добавление элементов HTML-разметки с целью расширения возможностей гипертекстового редактора), редактор обработки растровой графики AdobePhotoshop (подготовка графических объектов для размещения в сборнике), редактор обработки видеоинформации PinacleStudio 11 (подготовка видеофайлов для размещения в сборнике).

Методические рекомендации могут быть использованы при различных формах (очная, заочная) и технологиях обучения (дистанционная).

Выводы

Использование разработанных электронных образовательных комплексов в процессе подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, будет способствовать:

-повышению уровня профессиональной подготовки студентов специальности 49.02.01 Физическая культура, 49.02.02 Адаптивная физическая культура, в т. ч. инвалидов и лиц с ОВЗ (нарушения слуха);

-увеличению доли (%) обучающихся колледжа, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональным дисциплинам, выставках работ по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» от общего контингента обучающихся;

- увеличению доли победителей (призёров) олимпиад и конкурсов муниципального, областного, всероссийского уровней к общей численности участников олимпиад и конкурсов;

- увеличению доли (%) выпускников, трудоустроившихся по специальности посредством получения паспорта компетенций и внесения в базу данных молодых профессионалов;

- развитию кадрового потенциала сотрудников с учетом инструментов WorldSkills.

Список используемых источников

1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 304 с.

2. Горцев, Г. Аэробика. Фитнес. Шейпинг / Г. Горцев. – М.: Вечек, 2001. – 320 с.

3. Деревлева, Е.Б. Гимнастическая аэробика / Е.Б. Деревлева, Н.Г. Михайлов, Э.И. Михайлова. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

4. Ким, Н.К. Фитнес и аэробика / Н.К. Ким. – М.: - РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 176 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. – М.: Кнорус, 2010, 752с.

6. Ковшура, Е.О. Оздоровительная классическая аэробика: учебное пособие / Е.О. Ковшура. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 167 с.

7. Методические рекомендации для подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Физическая культура и спорт»/ Под ред. С.А. Зиборовой. – Тольятти, 2017. – 32с.

8. Платонова, О.А. Танцевальный флешмоб как социокультурное явление: экранный образ и внеэкранная реальность / О.А. Платонова // Наука телевидения. – 2017. – №13. – С. 39-54.

Электронные ресурсы

1. Сайт федерации фитнес-аэробики России [Электронный ресурс]. – Реж.доступа:http://www.fitness-aerobics.ru/files/Lisa-2/fitness_rules_2014.pdf

2. Обучающие видео-программы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: fitnessite.ru.

3. Аэробика и фитнес, худеем – танцуя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: myjane.ru.

4. Танцевальные направления, силовые направления, аэробика, групповые занятия, индивидуальные занятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: women-sport.narod.ru.

5. Живи! - телевизионный канал о фитнесе, направления фитнеса в области оздоровления организма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.jv.ru.

6. Путеводитель по smartnotebook [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/

 

.