ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОГБПОУ «РЯЖСКИЙ ДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ им. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.М. СЕРЕБРЯКОВА»

   

В.В. Ларионов, А.Е. Киселев,
преподаватели Ряжского дорожного
техникума им. А.М. Серебрякова
(Рязанская обл.)

 

  «…Намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня — добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов».

                                                                                                                                                                                                                                     В.В. Путин 

Главный тренд в современном образовании связан с цифровой революцией, которая приводит к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения. Это, в свою очередь, служит причиной для последующей модернизации образовательного процесса, во многом основанной на использовании технологий искусственного интеллекта.

Сегодня на повестке дня в нашей стране – цифровизация всех сфер экономики. Одной из первых областей, с которой начинается активная работа в этом направлении, является образование.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», проект «Цифровая экономика в Рязанской области», состояние технологий в дорожной отрасли определяют необходимость внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Внедрение цифровых технологий в учебный процесс должно носить системный характер, путем наращивания, расширения и совершенствования навыков у студентов. Развитие этого направления невозможно без наличия творческого коллектива преподавателей и постоянного совершенствования не только нормативных документов (учебного плана, рабочих программ), но и, главное, методического обеспечения всех видов деятельности.

Применение цифровых технологий в образовательном процессе в Ряжском дорожном техникуме началось не сегодня. Уже более десяти лет в учебном процессе используются информационно - коммуникационные технологии. Проводятся уроки с использованием электронного проекционного оборудования, компьютеры в учебных аудиториях объединены в единую сеть, при выполнении студентами практических, курсовых работ и выпускной квалификационной работы широко используются современные профессиональные компьютерные программы.

Наибольшее распространение цифровые технологии получили при изучении специальных дисциплин специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов».

Внедрение цифровых технологий связано с требованиями отрасли, и основные изменения в учебный процесс были внесены после того, как студенты техникума прошли практику на самых современных объектах дорожного строительства.

В результате проведенной модернизации процесса обучения использование цифровых технологий выросло в стройную систему, которая проходит сквозной нитью через весь период обучения. Студенты с момента поступления в техникум погружаются в цифровую среду, сталкиваясь с цифровыми технологиями на всем протяжении обучения. Особенно стоит отметить использование в учебном процессе современных профессиональных компьютерных программ, применяемых на производстве.

В настоящее время разрабатываются методы и подходы к введению дистанционного обучения. Студенты имеют доступ к информационно-справочным системам и сети интернет, проводятся внутритехникумовские мультимедиа конференции, онлайн-конференции и олимпиады с учебными заведениями РФ и Белоруссии.

Одним из традиционных партнеров Ряжского дорожного техникума является Филиал «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии» УО Республиканский институт профессионального образования.

Первое знакомство обучающихся с миром цифровых технологий происходит с началом изучения дисциплины «Инженерная графика», при изучении которой студенты осваивают систему автоматизированного проектирования и черчения AutoCad.

Внедрение AutoCad в учебный процесс как дополнительного раздела дисциплины потребовало повышения квалификации преподавателей, разработки методики изучения этой системы. Преподавателями техникума было разработано пособие, которое несколько лет дорабатывалась с учетом требований отрасли. Каждый студент может воспользоваться видеоуроками, которые используются ими при подготовке к занятиям и позволяют самостоятельно совершенствовать навыки работы в программе.

Освоение обучающимися программы AutoCad оказалось востребованным на производстве не только в проектных организациях, но и при строительстве дорог.

По окончании второго курса студенты проходят геодезическую практику, в ходе которой происходит совершенствование навыков и умений работы в цифровой среде.

Полевые работы студентами выполняются на современных цифровых геодезических приборах. По окончании полевых работ проходит обработка полученных материалов. Эту работу они выполняют в профессиональных программах CREDO DAT и Топограф, которые используются в проектных и строительных организациях дорожной отрасли. Для облегчения освоения и изучения работы в этих программах, преподавателями техникума разработаны методические указания. Графическую часть отчетов по геодезической практике студенты выполняют в системе автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD.

В начале третьего курса студенты продолжают знакомиться с геодезическими работами при строительстве автомобильных дорог, проходя учебную практику «Разбивочные работы». Помимо прочих работ на этой практике выполняется часть задания чемпионата «Молодые профессионалы России» WorldSkills по компетенции «Геодезия». Обработка всех материалов практики так же выполняется с использованием цифровых технологий.

Следующим этапом знакомства студентов с цифровыми методами является выполнение курсового проекта по МДК 01 01 «Изыскание и проектирование автомобильных дорог». Для выполнения курсового проекта разработаны методические указания, которые позволяют всем студентам выполнить проект вовремя и с хорошим качеством. Все методические материалы и рабочие программы составлялись с учетом требований, предъявляемых организациями дорожной отрасли к выпускникам техникума, и проходили рецензирование на производстве.

Согласно современным требованиям, предъявляемым к исполнению проектной документации, все проекты должны быть выполнены в цифровом виде с использованием сертифицированных программных продуктов, поэтому Ряжский дорожный техникум уже более пятнадцати лет тесно сотрудничает с компанией Кредо-Диалог, программными продуктами которой пользуются большинство проектно-изыскательских организаций России, Белоруссии, Казахстана и других государств постсоветского пространства.

В настоящее время техникум располагает лицензиями программ CREDO дороги, и CREDO радон, CREDO Грис-С и Грис-Т, CREDO дислокация и CREDO трансформер, а также лицензиями на комплекс автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD. Все это позволяет выполнять курсовой проект по МДК 01 01 «Изыскание и проектирование автомобильных дорог» в соответствии с требованиями, предъявляемыми работодателями к выпускникам средних специальных учебных заведений.

Курсовое проектирование выполняется в интерактивной форме деловой (ролевой) игры, когда из группы формируется проектная организация. Из числа наиболее подготовленных студентов назначаются главные инженеры проекта, которые формируют вокруг себя группы из более слабых студентов, организуя их работу и помогая выполнять курсовой проект. Работа в такой форме позволяет сформировать и развить у обучающихся навыки soft skills (мягкие навыки), к которым относят: навыки по коммуникациям, навыки работы в команде, навыки управления временем, навыки подготовки и защиты презентаций, навыки лидерства, которые способствуют личностному развитию и самомотивации.

Студенты заинтересованы в выполнении поставленных задач, ведь от работы каждого зависит общий результат коллектива. При этом вопрос посещаемости таких занятий не стоит вообще, даже опаздывать здесь не принято. Данная методика позволяет объединить два современных направления в образовании: проектная деятельность (в чистом виде) и обучение в форме деловой (ролевой) игры.

При этом надо понимать, что проектирование сродни искусству. Здесь нет жестких рамок. Можно получить тысячи вариантов правильного решения и столько же вариантов неправильных. Поэтому сложность обучения студентов данной дисциплине заключается в том, что необходимо объяснить, а подчас показать на личном примере, как вести поиск и принимать правильные решения. Цифровые технологии обучения здесь оказывают незаменимую помощь не только студентам в освоении материала, но и преподавателю в объяснении тем занятий.

В результате выполнения курсового проекта студенты получают проектную документацию на строительство автомобильной дороги в электронном виде и на бумажном носителе. Выполненную работу студенты публично защищают перед комиссией, в которую входят профессионалы дорожной отрасли.

В настоящее время все курсовые проекты и многие практические работы студенты техникума выполняют в электронном виде.

Междисциплинарный курс 01.01 «Изыскания и проектирование автомобильных дорог» тесно увязан с междисциплинарным курсом 01. 02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности», где студенты изучают профессиональные программы, которые затем применяют при выполнении курсового проекта по МДК 01.01. Для обеспечения наглядности и облегчения обучающимся освоения выполнения графической части проекта преподавателем А.Е. Киселевым разработана обучающая видеоинструкция по выполнению чертежей курсового проекта в программе AutoCAD.

В рамках профессионального модуля 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочим должностям служащих» была разработана рабочая программа, и более трех лет в техникуме по данному модулю студенты осваивают рабочую профессию «Рабочий русловой, изыскательской партии». Здесь они более углубленно изучают вопросы комплексного проектирования автомобильных дорог с использованием современных программных продуктов и новейших геодезических инструментов. Этот модуль является следующим этапом освоения специальности техника строителя. Реализация такого модуля требуеиндивидуализации при обучении, так как для выполнения этих работ отбираются наиболее подготовленные и заинтересованные студенты. В ходе освоения модуля обучающиеся осваивают электронный тахеометр, выполняют тахеометрическую съемку участка местности. Плановую и высотную привязку съемки осуществляют с использованием GNSS технологий. Экспорт данных полевых измерений и обработку материалов осуществляют с использованием программ комплекса Кредо, в частности Credo DAT и Кредо топограф. Выполняют построение цифровой модели местности. Затем данные экспортируются в программу Кредо-Дороги, в которой проектируется участок трассы автомобильной дороги.

В рамках прохождения профессионального модуля 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, рабочим должностям служащих: Рабочий русловой, изыскательской партии» специалисты ведущих фирм, занимающихся реализацией современного геодезического оборудования, проводят мастер-классы со студентами. В ходе этих занятий обучающиеся знакомятся с новинками и имеют возможность поработать на новейших геодезических приборах.

Применение цифровых методов обучения и использование в учебном процессе современных профессиональных компьютерных программ позволяет уже к окончанию третьего курса получить достаточно подготовленного специалиста-дорожника, владеющего практически всеми навыками и умениями, необходимыми для успешной производственной работы. Данный вывод подтверждается успешным прохождением производственной практики студентами нашего техникума. Во время практики многие из них работают на инженерных должностях, выполняя функции инженеров-геодезистов, инженеров ПТО, прорабов и мастеров. По окончании техникума выпускники, как правило, возвращаются на места прохождения практики и устраиваются на постоянную работу, что подтверждает правильность выбранной схемы работы с обучающимися.

Для обобщения и распространения полученного на производственной практике передового опыта, а так же для популяризации «профессии Дорожника», силами студентов четвертого курса в техникуме проводится ежегодная мультимедиа-конференция по результатам производственной практики. На это мероприятие приглашают студентов младших курсов и учащихся выпускных классов школ Ряжского и соседних районов. Традиционно на ней присутствуют представители дорожных организаций Рязанской, Тамбовской и Липецкой областей. На конференции студенты, прошедшие производственную практику, рассказывают о новых технологиях в дорожном строительстве, с которыми они познакомились на производстве.

Успешное прохождение производственной практики обеспечивает возможность нашим студентам успешно выступать на чемпионатах «Молодые профессионалы России» WorldSkills по компетенции «Геодезия». При этом надо помнить, что они обучаются не по специальности «Прикладная геодезия». Однако, являясь по определению молодыми профессионалами (уже поработавшими на инженерных должностях), успешно выполняют все задания конкурса.

По окончании обучения студенты выполняют выпускную квалификационную работу, подробно прорабатывая одно из направлений будущей профессии. В частности, выпускники выполняют работы по следующим тематикам: «строительство автомобильных дорог», «изыскания и проектирование дорог», «транспортные сооружения на автомобильных дорогах», а также «ремонт и содержание автодорог». Все работы выполняются в электронном виде: графическая часть выполняется в комплексе автоматизированного проектирования и черчения AutoCAD. А расчетная – в современных специальных программах. Защита выпускной квалификационной работы проходит в присутствии представителей работодателей.

В заключение хочется отметить, что работа по внедрению цифровых методов обучения в учебный процесс Ряжского дорожного техникума показала целесообразность и эффективность применения данного направления современной педагогической науки, так как целью всего процесса обучения является подготовка высококвалифицированных специалистов среднего звена для дорожной отрасли России.

Однако, как показывает наш опыт, наилучшего результата можно достичь, если применять цифровые технологии на всех этапах обучения студентов, начиная с первого курса и заканчивая выпускной квалификационной работой. Это позволяет получить на выходе специалиста, полностью адаптированного к реалиям современного мира. Только такие специалисты востребованы в современной экономике России.