Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЫЯВИЛО ПРОБЛЕМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ ССУЗОВ

 

М. Г. Дмитриев, C. И. Наумова
(Московский филиал ФГБОУ ДПО
«Межрегиональный институт
повышения квалификации
специалистов профессионального
образования»)

Большое значение в условиях распространения коронавирусной инфекции имела новая модель организации работы в дистанционном формате, которую подготовило для образовательных организаций СПО Министерство просвещения Российской Федерации. Она получила название «Колледж-онлайн».

Благодаря этой модели сохранился привычный режим занятий для обучающихся и педагогов, образовательная программа реализовывалась в полном объеме и в соответствии с ФГОС СПО. Модель позволяла соблюдать контроль успеваемости и посещаемости, а также поддерживать процесс социализации студентов.

По данным мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации, в первую неделю введенных ограничительных мер подавляющее большинство колледжей и техникумов (99,45%) оперативно организовали дистанционное обучение. Всего около 0,06% организаций не смогли решить данную задачу и отправили студентов на каникулы.

Чем были обусловлены трудности при переходе на дистанционное обучение?

Одна из главных проблем – организации СПО не готовы использовать технологии дистанционного обучения. По данным проведенного ФГБОУ ДПО «МИПК СПО» опроса, лишь 10% организаций задействовали специализированные цифровые решения для комплексной организации дистанционной работы преподавателей и студентов.

Наиболее популярными платформами для проведения онлайн-занятий в колледжах были Zoom, Discord, Skype, Cisco Webex. В итоге большинство организаций СПО (73%) проводили дистанционные занятия на базе разрозненных информационных ресурсов, что отвлекает от обучения и самих студентов, и преподавателей.

Еще одной сложностью стала нехватка качественного профильного контента: лишь четверть программ подготовки в СПО обеспечена актуальными цифровыми обучающими ресурсами. Здесь же можно отметить большую нехватку онлайн-курсов, электронных УМК по предметам общепрофессионального и профессионального циклов.

Нельзя не сказать и о том, что при массовом переходе на дистанционное обучение многие колледжи и техникумы в регионах столкнулась с недостаточно развитым уровнем IT-инфраструктуры.

Эти проблемы остаются актуальными для системы СПО и после выхода из режима дистанционной работы.

ИТОГИ-25

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
 

НОМИНАЦИЯ «Научно-методические и теоретические статьи для журнала «Среднее профессиональное образование»

Направление «Реализация предпрофильного и профильного образования в общеобразовательной школе»
1 место - Гоголева И.И. «Реализация модели наставничества "студент – ученик(и)" в процессе подготовки студентов педагогического колледжа»
2 место – Гордиенко О.А., Егорова А.Ю, Шабанова Т.Н. Аксиологическая направленность национального проекта образование и ценностные ориентации регионального школьного технопарка «Квант Кубань–КубГТУ»

Направление «Профессиональное образование в колледже и вузе: партнерство или соперничество?»
1 место – Голуб В.В., Голуб В. В. Потенциальные возможности среднего профессионального образования в моделировании вариативных структур непрерывного военно-профессионального образования
2 место – Лихачев В. Г. Морские колледжи и морские вузы: аспекты взаимоотношений профессионального образования
Садыкова Р.К. Становление строительного образования в Симбирской губернии в 20-е годы XX века
3 место – Ельсуков А.А. Роль металлургической лаборатории в организации научно-исследовательской деятельности в техникуме
Казьмина М.А., Авдеева Е.И. Профессиональное образование в колледже и вузе: партнерство или соперничество?

Направление «Дополнительное профессиональное образование: опыт и новации»
1 место – Сороковых Г.В. Нерешенные проблемы подготовки тьютора: что показал элективный курс
2 место – Камаева Т.С., Твердохлебов В.А. Техническое творчество как необходимое условие становления специалиста среднего звена»
3 местоИргит Ш.Ч., Пирлей С.В. Лекарственные растения тибетской медицины в сравнении с российской фитотерапией

Направление «Тренды проектного управления в профессиональном образовании»
1 место – Иванова И.В., Голуб Л.В. Проектный подход к изучению донской литературы как региональной инвариантной составляющей гуманитарной подготовки студентов
2 место – Гармаза И.В. Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении духовного опыта студентов колледжа
3 место – победителя нет

Направление «WorldSkills: повышение стандартов качества подготовки кадров»
1 место – победителя нет
2 место – Карманова М.А. Механизмы демонстрационного экзамена в формате WorldSkills как инновационный способ формирования и оценивания профессиональной готовности
Камаева Т.С. Опыт проектирования и реализации компонентов образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований WorldSkills
3 место – победителя нет

Направление «Социальное, общественно-государственное и международное партнерство в профессиональном образовании»
1 место – победителя нет
2 место – Стеценко Е.П., Трухина С.В. Социальное партнерство как один из аспектов повышения качества образования в системе СПО
Пашеева Т.Ю. Социальное партнерство университета и колледжа как ресурс повышения качества профессионального образования
3 место – Уткина О.Н., Добрякова М.Г. Интеграция отечественного и зарубежного опыта для формирования предпринимательской компетенции

Направление «Воспитательная работа в системе профессионального образования: лучшие практики и новые направления»
1 место – Лебедев М.К. Методика формирования и оценки общих компетенций в системе профессионального воспитания
2 место – Шепелева Т.Е. Воспитание гражданственности: теоретический аспект и опыт социальной, общественно направленной деятельности обучающихся колледжа
Давыдова В.П. Наставничество как неотъемлемое условие воспитания будущих специалистов в области здравоохранения
3 место – Синькова С. А., Овечкина О.Н. Ток-шоу как одна из форм организации воспитательного процесса
Образцова В.В. Читательская культура обучающихся как педагогическая проблема в системе воспитательной работы СПО

Направление «Инновационные педагогические технологии как ресурс повышения качества профессионального образования»
1 место – Шапошникова Т.Л. Диагностика эффективности педагогических технологий на основе современных математических методов
2 место – Можаев А. В. Использование аналитических методов для создания образа в рамках учебного исследования для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
3 место – Патрушев С.Б., Куц М. Н, Степанова Я.В. Формирование начального научного образования студентов среднего профессионального образования
Фильчакова С.Н. Коворкинг-пространство – зона активного взаимодействия в организации СПО

Направление «Подходы к оценке качества подготовки специалистов. Оценка и развитие квалификаций»
1 место – Егурнова А.А. Амплификация познавательной активности студентов-экономистов
2 место – победителя нет
3 место – победителя нет

Направление «От цифрового образования к цифровой экономике»
1 место – Демкина Н.И., Володин С.М., Рой А.В., Ходыкова Н.В. Цифровая образовательная среда (ЦОС) в системе подготовки техников по защите информации Колледжа информатики и программирования Финуниверситета
2 место – Дёмина Е.А. Практика реализации смешанного обучения на основе компетентностного подхода
Тесликова Н.А. Использование интерактивной платформы Quizlet при изучении иностранных языков студентами СПО
3 место – Дудина Н.И. Способы повышения эффективности подготовки студентов на основе организации самостоятельной работы в информационной среде

Направление «Педагогические кадры профессионального образования: проблемы подготовки и повышения квалификации»
1 место – Никитин М.В. Разработка механизма и показателей профессионального потенциала мастера производственного обучения СПО
2 место – Павкина Н.В., Двоенко Е.А., Туровцева Е.В. Педагогические чтения» как традиционное пространство для ориентира преподавателей на инновационный путь в области образования и здравоохранения
3 место – Соловьева И.Л. Поддерживающее обучение юношей и девушек с инвалидностью и ОВЗ. Компетенции специалиста сопровождения

Направление «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»
1 место – Сергеева Э. В. Теоретические основы изучения автобиографической прозы в учреждениях среднего профессионального образования
1 место – Опарина Н.А. Левина И. Д., , Кайтанджян М.Г.,  Грибкова Г. И., Дольгирева Е.В., Портников В.И., Потапкина Е.В.  Учебник «Речевые жанры эстрады в культурно-досуговых программах»
2 место – победителя нет
3 место – победителя нет

Направление «Реализация компетентностного подхода в образовании»
1 место – Гайнеев Э. Р. Формирование профессионально-творческой деятельности будущего квалифицированного рабочего
2 место – Лебедева А.С. Содержание этико-речевой компетентности студента аграрного профиля с позиции компетентностного подхода в образовании
3 место – Скобелева И. Е. Развитие новых компетенций у обучающихся: готовность и компетентность педагога

Направление «Поликультурное образование»
1 место – Шорина Т.А. Два языка - оба родные. Новый взгляд на проблему определения родного /второго родного языка для народов РФ, проживающих в полиэтнических регионах
2 место – победителя нет
3 место – победителя нет

НОМИНАЦИЯ «Учебно-методические и научно-методические материалы для Приложения к журналу «Среднее профессиональное образование»

Направление «Профессиональное образование в колледже и вузе: партнерство или соперничество?»
1 место – Трофимова Н.В. Учебный ресторан – лаборатория, как базовый центр формирования профессиональной готовности студентов
2 место – Петелин Л.В. Обучение электромонтёров в учебных мастерских
3 место – победителя нет

Направление «Дополнительное профессиональное образование: опыт и новации»
1 место – Гридаева Л. В. «ГБУ ДПО «КРИРПО» - информационно- методическая, практико-ориентированная площадка экологического образования в Кузбассе»
2 место – победителя нет
3 место – победителя нет

Направление «Тренды проектного управления в профессиональном образовании»
1 место – Ширкалин М.А., Ромашкина Э.Б., Серова Е.Н., Дмитрик Т. А., Сазонова С.В. , Теплякова А. В. Студенческая научно-практическая конференция - защита индивидуальных проектов
2 место – Казакова О.А. Проектная деятельность обучающихся как способ выявления и развития одаренных студентов
3 место – победителя нет

Направление «WorldSkills: повышение стандартов качества подготовки кадров»
1 место – Яркова Л.И. Методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)
2 место – Карташова Е.В., Савина Е. Ю.
Использование стандартов WSR для повышения качества подготовки специалистов по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
3 место – победителя нет

Направление «Социальное, общественно-государственное и международное партнерство в профессиональном образовании»
1 место – Шорина Т.А., Шевцова А.А. , Криворучко Т.В. Русский язык как стратегия интеграции мигрантов из числа российских соотечественников (из опыта комиссии МВД г. Москвы по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка)
2 место – победителя нет
3 место – победителя нет

Направление «Воспитательная работа в системе профессионального образования: лучшие практики и новые направления»
1 место – Манакина Е. М. Психологическое сопровождение тревоги у обучающихся медицинского колледжа
2 место – Божко О .А. Образовательный проект «Основы потребительских знаний» как форма организации воспитательной работы в системе профессионального образования
3 место – Казьменко Е.К. Интеллектуальная игра по физике «Знатоки»

Направление «Инновационные педагогические технологии как ресурс повышения качества профессионального образования»
1 место – Филичев С. А. Как организовать экологические дебаты: методические рекомендации по разработке и проведению
Екатеринина М.В. Перспективы преподавания дисциплины «Основы философии» для студентов медицинских специальностей посредством использования технологии развития критического мышления
2 место – Смалев В.И. Проблемное обучение в рамках урока
Жукова Н. Ф., Юдина И.А. Деловая игра «Оказание доврачебной помощи в очаге ЧС»
Шумилова Н.Н. Проблемы современного человечества. Курение и его влияние на организм человека
3 место – Соколова Н.А. Актуальность идей Н. И. Пирогова в свете современных требований к преподаванию дисциплины «Анатомия» в медицинском колледже
Анищенко Т. В. Концептуальное обоснование инновационного опыта разработки диктантов с проблемным заданием для формирования готовности к написанию сочинения

Направление «Подходы к оценке качества подготовки специалистов. Оценка и развитие квалификаций»
1 место – Лебедев М. К. Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий
2 место – Анисимова Н.В., Долгодворова А.М. Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело» «Один день из профессии»
3 место – Светлакова Н. Г. Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.03 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере уголовно-правовой защиты»

Направление «От цифрового образования к цифровой экономике»
1 место – Никонова Л.А. Методическая разработка занятия «Защита информации: компьютерные преступления и борьба общества с ними»
2 место – Грубая Е.А. Активизация познавательной деятельности и когнитивных способностей обучающихся посредством использования Internet – ресурсов в организации обучения
Рязанова Н.А., Семенова А.К. Методическая разработка теоретического занятия по теме: «Технология обработки числовой информации с помощью пакета прикладных программ» учебной дисциплины ЕН. 01 Информатика
3 место – Рязанова Н.А., Стишакова О.Н. Методическая разработка бинарного практического занятия по теме: «Составление и название химических формул в текстовом документе с использованием вспомогательных программ Microsoft Office»

Направление «Педагогические кадры профессионального образования: проблемы подготовки и повышения квалификации»
1 место – Кузнецова Г.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности медицинского работника
2 место – победителя нет
3 место – победителя нет

Направление «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»
1 место – Данилова К.Е., Дианова Л.В. , Платонова Т.В., Скрябина А.А. Методический комплект внеаудиторной самостоятельной работы студентов и лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» (Специальность 44.02.01 Дошкольное образование)
2 место – Быкина Г.Н. Методические рекомендации по выполнению практических работ во внеаудиторной самостоятельной работе студентов
Зирне Л.О. Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика организации
3 место – Ефимова И.А. Методическая разработка практического занятия «Диагностика дистрофий»
Прокопышина Н.А. Рабочая тетрадь для практических занятий по тему: «Древесно-кустарниковые растения» профессия 18103 Садовник

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Е. Жёлтиков,
руководитель научного проекта

«Осветлитель.рф» (г. Москва)

Дистанционному образованию не один десяток лет, но никогда ранее оно не подвергалось такому шквалу критики, как в 2020 году. Давайте попробуем разобраться в её причинах.

После обретения дистанционным образованием массового характера переход на него перестал быть опционным, что не могло не привести к образованию групп недовольных участников процесса.  
Разумеется, каждый аргумент критикующей стороны заслуживает отдельного обсуждения, но прежде, пожалуй, стоит обратить внимание на состав критиков. Из них можно выделить два наиболее активных сообщества.
Во-первых, это родители обучающихся. Судя по многочисленным публикациям их отзывов во всевозможных открытых источниках, они считают, что система образования переложила на них часть своих функций, и находят это крайне несправедливым. Однако, если вслушаться в суть претензий, то становится понятно, о какой именно части идёт речь. Их недовольство вызывает дисциплинарная часть обучающего процесса. Привыкшие полностью перекладывать воспитательную функцию на образовательные учреждения, многие родители впервые столкнулись с результатами этого воспитания и ощутили свою беспомощность в попытках мотивировать собственных детей на продолжение учёбы в изменившемся формате. Давайте подумаем, кто именно виноват в сложившейся ситуации? Дистанционное обучение или элементарное отсутствие воспитания у части детей, являющееся логичным результатом халатного отношения родителей к выполнению своих прямых обязанностей? На мой взгляд, именно второе. К тому же, для объективной оценки данного явления следует обязательно учесть, что при привычной (очной) организации учебного процесса негативное влияние пробелов в воспитании не исчезает, и не может быть полностью нивелировано преподавателем. При замене стандартной формы обучения на дистанционную поменялась лишь сторона, которую можно признать пострадавшей. Ранее из-за пробелов в воспитании одной части учеников страдала другая, теперь же страдают допустившие эти пробелы родители. И данный вариант выглядит гораздо более справедливым.
Второй пострадавшей стороной себя видят некоторые преподаватели. Давайте попробуем выделить наиболее часто используемый ими аргумент. А таковым, из мною замеченных, является отсутствие обратной связи. При этом нужно сразу определиться с терминами. При современном развитии технологий техническое обеспечение обратной связи давно не является проблемой. Значит, речь идёт о неком психологическом аспекте. Не является секретом, что по приоритетным способам восприятия люди делятся на несколько психотипов, одним из которых являются так называемые визуалы. Именно им важно видеть аудиторию, иначе они начинают испытывать чувство дискомфорта. Тут стоит подчеркнуть, что на обучающих данная проблема не распространяется, так как они своего преподавателя при дистанционной форме обучения видят даже лучше, чем ранее. А именно на обучающихся, и этот факт вряд ли кто-то будет оспаривать, должна быть ориентирована система образования. Преподаватели в ней, пусть и очень важный, но всё-таки инструмент. Так стоит ли считать вышеуказанную проблему весомым аргументом? Думаю, не стоит.  
Итак, какой можно сделать вывод? На мой взгляд, на данный момент все возникающие дискуссии неизбежно будут основываться на таком максимально необъективном явлении, как симпатии. Кому-то удобнее смотреть кино в кинотеатрах, а кому-то дома, без звуков поедания поп-корна и прочего отвлекающего и раздражающего фона. Похожая ситуация и с обсуждаемым форматом. А объективную оценку, на мой взгляд, сможет дать лишь сравнение результатов через достаточно продолжительный период времени.

ДИСТАНТ ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ… ПОБЕДИЛ?

Э. Р. Гайнеев,
доцент Ульяновского
государственного педагогического
университета им. И. Н. Ульянова

 

Зарубежные эксперты и раньше рисовали похожий сценарий: традиционное обучение будет постепенно уходить в прошлое, останется совсем немного дистанционных учебных заведений, которые вполне справятся со своей возросшей нагрузкой. Не было сомнений, что это проекты будущего, причем довольно отдаленного. Но пандемия в одно мгновение смешала фантастику с явью, и система образования, педагогические работники, обучающиеся и их родители вдруг и без какой-либо подготовки оказались в новой реальности.

Профессиональному образованию тоже пришлось практически полностью перейти от традиционного обучения к дистанционному (удаленному). Надо отметить, что дистанционный формат в профессиональной подготовке кадров был и прежде, однако он играл вспомогательную, дополняющую роль в образовательном процессе и использовался в основном в системе повышения квалификации, а также в обучении лиц с ограниченными возможностями.

Спору нет, в последние годы дистант все активнее, настойчивее стучался во все образовательные двери, но... Для инновационных прорывов, смелых идей должны быть созданы соответствующие условия – это аксиома. Как и в каждом явлении, в дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Попробуем их взвесить на чаше весов и объективно обсудить, исходя из своего большого педагогического опыта и актуальности темы, которая весной буквально «раскалилась» от яростной критики со всех сторон. И немудрено, вспомнить хотя бы онлайн-уроки в пермском селе, когда из-за плохого Интернета школьники были вынуждены взбираться на телевышку, чтобы отправить педагогу домашние задания.

Сначала давайте выложим «на стол» рациональные аргументы, т. е. плюсы.

Дистанционное обучение открывает не только новые возможности для получения образования специалистам, которые совмещают работу и обучение, но и двери престижных вузов для жителей отдаленных регионов, сельской местности. Онлайн-образование способствует также системному повышению квалификации и освоению необходимых компетенций. Ну и наконец, такой вид обучения предоставляет шанс получить вожделенный диплом об образовании там, где первым и наиболее важным «дидактическим» условием успешности значится своевременная…оплата такого обучения.

А теперь о минусах, которые ставят под сомнение эффективность тотального перехода образовательных организаций на дистанционную форму обучения. И в ситуации пандемии, когда все учебные занятия в экстренном порядке переместились в интернет-пространство, недостатки, противоречия этого рабочего формата проявились особенно остро, отчетливо.

К важнейшим проблемам дистанционного обучения, на наш взгляд, можно отнести следующее.

 1. Прежде всего, это значительные перегрузки обучающихся и педагогических работников, что идет вразрез с требованиями СанПИН (см. табл.).

Таблица

Время работы за компьютером и с интерактивной доской
(требования СанПИН)

Контингент

Продолжительность работы

1-й класс

10 минут

25-е классы

15 минут

67-е классы

20 минут

89-е классы

25 минут

1011-е классы

30 минут на первом часу учебных занятий,

20 минут – на втором

Преподаватели

4 часа в день

Не стоит при этом упускать из виду, что школьники и вне занятий много времени проводят рядом со своими компьютерами, ноутбуками, гаджетами. А с учетом дистанционной нагрузки (5–8 часов) получится, что они буквально с утра и до поздней ночи просиживают за электронными экранами.

2. Обостряется и проблема социализации подрастающего поколения. Образовательный процесс должен строиться на живом общении, активном взаимодействии педагога и обучающихся, и без эмоциональной составляющей, преимуществ коллективных форм обучения дидактический потенциал значительно снижается.

3. Проигрывает и качество обучения, поскольку дистант значительно уступает традиционной модели образования (слабый контроль над самостоятельной работой обучающихся, необходимость достаточно высокой внутренней мотивации, самоконтроля и др.).

4. Невозможность «дистанционного» освоения отдельных дисциплин, учебных предметов, компетенций (например, физкультуры, технологии, практических и лабораторных работ и др.).

5. Необходимость качественной и дорогостоящей технической оснащенности (компьютер, ноутбук, Интернет, антивирус и т. п.). Причем приобретать компьютер необходимо на каждого ребенка в семье, поскольку занятия проводятся, как правило, в одно и то же время.

Ну и, наконец, зададимся вопросом, а кому же выгодно дистанционное обучение, особенно тотальное, особенно как обучение основное?

Безусловно, в первую очередь, выгодно недалекому чиновнику-временщику, ориентированному на «хроническую оптимизацию». Удаленный формат позволяет значительно сократить затраты на образование, правда, за счет снижения его качества, ухудшения здоровья обучающихся и педагогов, жизненно необходимой социализации нового поколения, решения важных воспитательных задач. Все это, согласимся, чревато серьезными социально-экономическими последствиями.

Полный переход на дистанционное обучение выгоден и учебным заведениям, ориентированным в своей миссии на коммерческую деятельность, финансовый успех. И выгоден тем, кому необходимо получить, в силу различных причин (престижа, занимания какой-либо должности, а то и – депутатского мандата), всевозможные «корочки», желательно не прикладывая особых усилий.

Подытоживая некоторый анализ сложившейся ситуации, делаем следующий вывод. Дистанционное обучение имеет свои преимущества, но оно должно быть дополнительным, сопровождающим традиционное обучение, но ни в коем случае его не подменять.

Если же карантин продлится и дистант останется «править бал», то необходимо срочно разрабатывать формы, средства и методы повышения качества такого обучения и искать возможности для проведения практических занятий. Но прежде всего надо решить базовую задачу: образование должно быть доступным, а значит, каждый школьник, студент должен иметь персональный компьютер и доступ к высокоскоростному Интернету.

Таким образом, у дистанционного образования пока гораздо больше минусов, чем плюсов, и педагоги, которые стремятся не допустить разрушения традиционной системы образования, это отчетливо осознают. Они не ретрограды и прекрасно понимают, что научно-технический прогресс не остановить. Сегодня человечество стоит у порога четвертой промышленной революции (Industrie 4.0). По прогнозам, это приведет к значительному повышению производительности труда и снижению ценности низко- и среднеквалифицированного труда и особой востребованности рабочих кадрах высокой квалификации. Существенно расширятся и возможности интернационализации, в том числе и во взаимодействии профессиональных и образовательных технологий.

Это будущее, и мы, педагоги, стремимся делать все возможное и невозможное, чтобы его приблизить, растить высококвалифицированных специалистов широким спектром компетенций, необходимых в XXI веке. Удаленный формат, как лакмусовая бумажка, показал, что перемены в образовании должны идти шире, энергичнее. Быстро меняющиеся реалии не оставляют учебным заведениям выбора: надо успешно выдержать испытание «цифровой средой» и искать пути интеграции традиционной и дистанционной технологий обучения. Иного не дано.

 

ИТОГИ КОНКУРСА, ПОСВЯЩЕННОГО 25-ЛЕТИЮ ЖУРНАЛА

 Итоги конкурса научно-методических, учебно-методических и теоретических материалов
«Профессиональное образование от школы до вуза: практика и управление»,
посвященного 25-летию журнала «Среднее профессиональное образование»

Завершился конкурс статей и научно-методических материалов, который проводил наш журнал под девизом: «Профессиональное образование от школы до вуза: практика и управление». Выбор этого девиза не случаен. В последнее время в развитии профессионального образования, как важнейшего звена непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, наблюдается ряд позитивных моментов. По отношению к отдельным отраслям формируется государственный заказ на подготовку кадров; расширяется сотрудничество образовательных организаций с работодателями, социальными партнерами;  повышается   число студентов, участвующих в движении WorldSkills; совершенствуется практика предпрофильной и профильной подготовки учащихся общеобразовательных школ.  

На конкурс было представлено 149 работ из 39 субъектов Российской Федерации. Самыми активными оказались педагоги из Московской области (15 работ), Оренбургской области (14 работ), Москвы (13 работ), Ярославской и Красноярской областей (по 7 работ), Свердловской и Ульяновской областей (по 6 работ), Ростовской области (5 работ), Курганской области (4 работы), Республики Башкирия, Республики Саха Якутия, Вологодской и Владимирской областей (по 3 работы).

Лидерами среди участников конкурса стали преподаватели Бузулукского строительного колледжа (11 работ), Минусинского медицинского техникума (6 работ), Московского медицинского колледжа №2 (5 работ), колледжа «Коломна», Тюменский колледж производсвенных и социальных технологий, Шадринский политехнический колледж (по 4 работы), Ликино-Дулевский политехнический колледж и Ярославский медицинский колледж (по 3 работы).

На конкурсе были представлены фактически все направления подготовки специалистов среднего звена: медицинское, педагогическое, экономическое, политехническое, сферы сервиса и услуг, металлургическое, строительства, сельского хозяйства и др. Однако самыми активными оказались преподаватели медицинских образовательных учреждений – 34,8% участников. На втором месте – представители колледжей и техникумов промышленно-технологического профиля (19,4%). На третьем – учебные заведения, осуществляющие подготовку в сфере строительства (10,1%), на четвертом – экономики, управления и информатики (8,6%), на пятом – сельского хозяйства (7,2%), образования (3,6%).

Впервые активными участниками конкурса стали преподаватели 11 университетов и институтов развития образования.

Мы поздравляем всех участников конкурса и его победителей. Желаем успехов в исследовательской, творческой и педагогической деятельности и надеемся на дальнейшее сотрудничество. (Итоги конкурса см. здесь.)