ММСО 2021: ИТОГИ

    2021 2     2021 8

605 городов из всех регионов России, 65 стран, 78 000 онлайн-участников, 7 000 посетителей на площадке «Крокус Экспо». За три дня работы Московского международного Салона образования (ММСО 2021) с 6 по 8 октября на площадке выставочного центра «Крокус Экспо» и коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект» прошла выставка современных технологических решений в сфере образования и состоялось более 250 сессий в рамках деловой программы. 

В мероприятии приняли участие руководители органов федеральной и региональной исполнительной власти, представители бизнеса, ректоры столичных и региональных вузов и колледжей, учителя и директора государственных и частных образовательных учреждений, школьники средних и старших классов, абитуриенты, студенты. Все участники ММСО 2021, посетившие мероприятие лично, подчеркнули важность живого общения в офлайн-формате и теплую атмосферу, которая чувствовалась в каждой дискуссии деловой программы и нетворкинг-встречах.

Своими взглядами об изменениях в сфере образования с аудиторией Салона образования поделились представители власти и ведущие эксперты:

Бочарова Наталья, заместитель Министра науки и высшего образования РФ;
Гуров Григорий, заместитель Министра науки и высшего образования РФ; 
Васильева Татьяна, заместитель Министра просвещения РФ; 
Котюков Михаил, заместитель Министра финансов Российской Федерации;
Гурба Владимир, заместитель Полномочного Представителя Президента РФ в ЮФО;
Сергеев Александр, президент РАН; 
Комиссаров Алексей, генеральный директор, АНО «Россия – страна возможностей»
Духанина Любовь, сопредседатель Общественного совета АсНООР, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание»;
Васильева Ольга, президент РАО;
Кузьмин Павел
, и. о. директора Академии Министерства просвещения России;

Бронштейн Илья, министр образования Московской области;
Киселева Наталия, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы;
Бондаренко Наталья, заместитель председателя Правительства Приморского края – министр образования Приморского края;
Крымова Татьяна, первый заместитель председателя правительства Правительства Орловской области; 
Петрова Ольга, министр образования, науки и молодежной политики  Нижегородской области;
Балакирева Софья, министр образования и науки Кемеровской области – Кузбасса;
Кравец  Марина, директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, и др.

В рамках пленарной сессии, открывшей 6 октября работу Салона образования, директор АНО ММСО Максим Казарновский зачитал приветственные письма министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и министра просвещения РФ Сергея Кравцова.

«Российская высшая школа успешно прошла проверку пандемией – в короткий срок совершила большой рывок в освоении современных технологий и сохранила высокое качество преподавания», – обозначил в своем приветствии Валерий Фальков.

«Важным для системы образования стало создание цифровой образовательной среды, но это не замена и не аналог традиционного обучения. Задача цифровой образовательной среды – расширение возможностей традиционных занятий в помощь учителю, ученику и родителю», – отметил Сергей Кравцов.

Именно гибридный формат позволил педагогам и ученикам во время пандемии не выпасть из образовательного процесса. Владимир Мау, ректор РАНХиГС: «Задача цифровизации была поставлена до пандемии: она ускорила эти процессы, но не запустила их. То, что ранее казалось сомнительным, стало нормой – абсолютное равенство и физического и онлайн-присутствия. Пандемия превратила цифровую грамотность из моды в вызов, и это очень важно». В качестве перспективы для гибридного формата эксперты называли проектную деятельность – именно в таком ключе возможно наиболее эффективное вовлечение учеников в процесс обучения. Кроме того, гибридный формат диктует необходимость в обучении информатике, и заниматься этим необходимо с раннего детства, считают специалисты.

Осознанию границ гибридной реальности в том или ином виде были посвящены практически все дискуссии на ММСО 2021. Поиск баланса между традиционными формами обучения и онлайн-форматами стал одной из важных тем для всех уровней образования. «Когда офлайн вернулся, цифра никуда не ушла. Именно эта гибридная реальность стала предметом наших исследований, – отметил директор АНО ММСО Максим Казарновский на пленарной сессии «Условная свобода новой реальности», где обсуждали использование гибридных форматов обучения. – Попытка очертить границы этой новой реальности навела нас на понимание того, что пандемия дала некоторый глоток свободы всей системе образования, которой не было прежде. У педагога появилась возможность выбирать формы организации образовательного процесса, выбирать инструменты взаимодействия с учениками и родителями, появилась возможность по-разному строить управление образовательным процессом у директоров школ. Время хаоса прошло, и сейчас культурным кодом нашей новой действительности стала неопределенность».

Цифровым технологиям был посвящен целый ряд сессий, где эксперты обсуждали баланс между онлайн- и офлайн-форматами при работе с учениками всех уровней образования – от дошкольного до высшего, а также в области профессионального развития педагогов. «Благодаря цифровым технологиям появляется возможность постоянного измерения успехов ученика», – отметил научный руководитель и основатель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Михаил Кожевников, президент ГК «Просвещение», обратил внимание на то, что погружение в цифровую среду только усилило значимость личной и живой коммуникации между всеми участниками образовательного процесса: «Учитель был и останется фигурой незаменимой, для которого наши усилия – создание контента, учебников, цифровых программ и решений — лишь требуемое для экономии ресурсов подспорье. Но эта вторичная роль почетна, когда в фокусе – работа педагога с человеком: с ребенком, с родителем, с коллегами. ММСО и все мероприятия Всероссийской учительской недели еще раз показали нам, ради чего мы работаем: ради человека в образовании, а не системы образования».

Эксперты признавали, что онлайн никогда не сможет полностью заменить традиционное обучение и атмосферу личного взаимодействия с наставниками и педагогами, живую работу в команде, поэтому фиджитал – становится новой не только образовательной, но цивилизационной парадигмой. И здесь онлайн-форматы могут стать мотивирующим инструментом, повышающим вовлеченность детей в процесс обучения, а развитие цифровых технологий требует опытных кадров. Нина Яныкина, генеральный директор, ректор, Университет 2035, отметила, что растет ёмкость рынка специалистов по цифровым технологиям: «Чем больше цифровых технологий, тем больше нужно специалистов по работе с цифровыми данными, в том числе высокоуровневые специалисты – руководители и менеджеры, которые должны принимать решения. На площадке ММСО Университет 2035 представил собственные цифровые сервисы для поддержки проектной деятельности в вузах, продукты на основе данных для рынка труда, формат магистратур НТИ и другие образовательные сервисы и решения».

Произошедший вместе с пандемией слом образовательной парадигмы заставил по-новому воспринимать окружающую действительность, изменить методы и подходы к обучению на всех уровнях образования, не в последнюю очередь – в свете глобального тренда на диджитализацию. В этой связи главной задачей на сегодняшний день является создание современной инфраструктуры в образовательных учреждениях (доведение широкополосного интернета, формирование инфраструктуры внутренней школы и создание информационных систем, которые бы позволяли объединить между собой эти коммуникации, контент и данные). Об этом на ММСО 2021 говорили не только представители власти, но и бизнеса, который занимается разработкой образовательных проектов и онлайн-платформ. Все сошлись во мнении, что без качественной инфраструктуры, без «железа» цифровизация образования не случится.

На ММСО 2021 шла речь о необходимости ранней профориентации старших школьников и студентов. Сами учащиеся отмечали, что в старшей школе все преподавание направлено на сдачу ЕГЭ, а профориентации время абсолютно не уделяется. Эксперты говорили, что не только нужно обязательно вводить такую практику, в том числе с помощью родителей учеников, которые зачастую обладают нужными компетенциями, но и расширять круг профессий для самоопределения учащихся, чтобы представить более широкую панораму возможностей.

Персонализация обучения – одна из актуальных тем для современного образования, которая касается не только общего, но и среднего и высшего образования. Важно, чтобы ученик и студент был активным участником формирования учебного процесса, в результате чего он будет успешен не только в академическом плане, но и получит необходимые «мягкие» навыки.

Децентрализация высшего образования не случайно оказалась в фокусе профессионального сообщества на ММСО 2021. Развитие региональных вузов сейчас поддерживается на государственном уровне. Но и сами учебные заведения активно конкурируют друг с другом и зарубежными институциями путем внедрения новых специализаций и подготовки кадров под конкретные требования работодателей. «Высшая школа успешно прошла через пандеми. – отметил Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». – С одной стороны, длительный период пандемии научил нас работать в условиях вызовов, понимая, что возможно вскоре придется полностью перейти на онлайн-формат обучения. С другой стороны, мы научились работать коллегиально. Имеющийся сейчас консорциумный акцент во многом вызван очевидной необходимостью работать вместе и усиливать друг друга: наука – с высшей школой, губернаторские команды – с бизнесом и промышленностью, и т.д. Пандемия показала, что один в поле не воин». Участвующие в дискуссиях ректоры из разных региональных вузов и директора колледжей отметили, что диалог с бизнесом – основа того, чтобы исключить трудовую миграцию в более крупные города, чтобы выпускники оставались на местах, участвуя в развитии экономики своего региона. Станислав Нисимов, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП Роснано, ответил на актуальный вопрос, как взаимодействовать бизнесу и учебным заведениям: «Чего хочет бизнес от образования? Быстро и подешевле. А образование говорит: обучение должно быть избыточным, ведь мы воспитываем новое поколение. Все должны делать общее дело: одна сторона должна правильно сформулировать четкие требования, а вторая – правильно их исполнить».

Для успешного трудоустройства важно развивать не только профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные навыки (soft skills), чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда, отмечали эксперты. Одним из ключевых специалисты называли коммуникацию – не только как важный личностный навык для студентов высших и средних учебных заведений, но как ключевой для успешного взаимодействия университетов и предприятий в целях подготовки кадров с релевантными качествами. В целях развития «мягких» навыков у студентов по всей стране на базе вузов создаются «Центры компетенций». Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», убежден, что это поможет увидеть работодателям, насколько выпускник подходит тому или иному работодателю, насколько он стрессоустойчив и целеустремлен.

В рамках ММСО 2021 Яндекс.Учебник презентовал аналитику больших данных, связанных со школьным образованием. Исследование показало, что успеваемость в начальной школе падает в прогрессии от первого к четвертому классу, что, в свою очередь, мешает усваивать материал в старшей школе. По мнению экспертов, исправить ситуацию может введение индивидуальных траекторий обучения, интерактивных практик (цифровых тренажеров, которые будут выполнять функцию репетитора и способствовать мотивации и вовлеченности), а также уход от сухого контроля знаний и оценки по шаблону в сторону наставничества. Сегодня образовательные форматы должны быть быстрыми и стремительными,  меняться так же, как наша жизнь, говорили эксперты.

«Один из актуальных вопросов в сфере образования сегодня – как повысить вовлеченность детей в обучение, – говорит Рамиль Альшин, директор по контенту «Учи.ру». – Цифровые технологии, которые активно обсуждаются в этом году на Салоне, как раз помогают повышать вовлеченность школьников. Они делают возможным использование в образовательном процессе инструментов геймификации. По данным исследования, проведенного «Учи.ру» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ, механики геймификации способствуют повышению всех видов вовлеченности — эмоциональной, поведенческой и когнитивной. В целом мы не разделяем образование на онлайн и офлайн. Цифровые технологии уже стали частью современной системы образования, которые ее значительно усиливают и дополняют».

Поднимался вопрос междисциплинарности в образовательном процессе – как в общем образовании, где такой подход поможет сформировать у учеников цельную картину мира, так и в профессиональном – для развития учителей, личностному росту которых необходимо уделять больше внимания. Говоря о дополнительном профессиональном образовании, в том числе педагогическом, эксперты отмечали важность повышения цифровой грамотности специалистов, борьбы с выгоранием и работе с мотивацией. Педагогам в этом может помочь профессиональное сообщество, потому что такое развитие невозможно вне профессиональной среды.

Предметом отдельного обсуждения на ММСО 2021 стало частное образование. Бóльшая свобода выбора образовательных траекторий позволяет частным школам стать полигоном новых методик и форматов обучения, которые впоследствии могут взять на вооружение и государственные учреждения. «Отрасль частного образования доказала свое право на то что, не только может, но и должна участвовать в образовательной политике», – заявил на ММСО 2021 председатель правления Федерации частного образования, общественный омбудсмен в сфере образования уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Амет Володарский. Говоря о возможности государственно-частного партнерства, представитель Российской Федерации частного образования обратил внимание на наличие глобальной проблемы, которая заключается в отсутствии методологии, бизнес-кейсов и уверенности, что собственник сможет вернуть себе капитальные расходы при такой форме сотрудничества.

Преподавание финансовой грамотности в школах становится важной частью образовательного процесса. Об этом на ММСО заявил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута: «Благодаря нашей совместной работе с Министерством просвещения уже с будущего учебного года финансовая грамотность займет достойное место в образовательных программах как для 1-4, так и для 5-9 классов. На самом деле уже сегодня большинство школ так или иначе учат детей финансовой грамотности. Это происходит и в рамках дополнительных часов, и в рамках основной программы, но такая глубокая интеграция во ФГОСы и примерные образовательные программы поможет нам усилить вовлеченность, повысить качество преподавания и в конечном итоге обеспечить должными знаниями и навыками учащихся, которые уже завтра выйдут во взрослую жизнь. В свою очередь, мы надеемся, что учащиеся, поскольку они общаются со своими родителями, бабушками, дедушками, станут проводниками финансовой грамотности в семье», – отметил Мамута.

Другой тренд – введение занятий по предпринимательству в школах и вузах. Эксперты сошлись во мнении, что стандарты предпринимательского образования ввести довольно сложно, во-первых ввиду того, что предпринимательство очень разнообразно, во-вторых, из-за стремительного изменения предпринимательской деятельности и в связи с этим устаревания создаваемых стандартов. Надо понимать, что предпринимательство – это междисциплинарная деятельность, объединяющая экономическую, технологическую или социальную сферу.

Впервые блок деловой программы на ММСО 2021 был посвящен финалистам всероссийского конкурса «Учитель года – 2021», который инициирован Минпросвещения. В течение первого дня профессиональное сообщество знакомилось с лучшими практиками в области начального образования, а также по разным предметам – русской литературе, истории, географии, химии, информатике и английском языке, где все победители региональных этапов выступали в качестве спикеров. Участники конкурса «Директор года» встретились в рамках партнерской сессии ММСО, где обсудили школьную среду как объект управления – тему, которая станет объектом исследования на следующей конференции «ММСО.Директор школы».

7 октября состоялся «День Москвы на ММСО 2021», в рамках которого прошло более десяти сессий деловой программы и мастер-классов от учителей московских школ. Обсуждались новые взгляды к системе оценивания, имидж педагога в цифровой среде, подходы обучения старшеклассников, экологическое воспитание, проект предпринимательского класса, который реализуется в московских школах совместно с РЭУ им. Г.В. Плеханова, и др.

ММСО 2021 стал площадкой для подписания крупных соглашений о стратегическом сотрудничестве.

Соглашение между АНО «ММСО» (ММСО, разработчик коммуникационной платформы «ММСО.Коннект») и ООО «Цифровое образование» (разработчик образовательной платформы «Сферум») направлено на расширение партнерства между двумя платформами: «ММСО.Коннект» нарастит свой функционал под будущие мероприятия, создаст комфортную среду для взаимодействия и максимального вовлечения аудитории, а «Сферум» обеспечит подключение удаленных пользователей.  Также в этом году платформа «Сферум» стала стратегическим партнером ММСО, который проходит в Москве с 6 по 8 октября. «Сферум» теперь является площадкой для трансляций ряда сессий ММСО (видеопоток синхронизирован с платформой «ММСО.Коннект») и отвечает за подключение ключевых спикеров разных уголков света на мероприятиях «ММСО.Коннект».  «Совместно с ММСО мы можем наглядно продемонстрировать преимущества технологичного подхода в организации учебного процесса. Мы рады, что можем оказать технологическую поддержку такому важному мероприятию, в центре внимания которого учителя и ученики», — отметил заместитель генерального директора «Цифрового образования» Сергей Марданов.

Рыбаков Фонд стал официальным российским хабом глобального движения EdHeroes. Фонд поддерживает развитие образования, ориентированного на интересы семьи, и помогает ей вырастить автономную самостоятельную личность. «Рыбаков Фонд придерживается концепции социально направленного инвестирования, прежде всего, в образовательные проекты, и его ценности в превосходной степени совпадают с ценностями движения EdHeroes», – сказал на подписании меморандума Андрей Галиев, вице-президент Рыбаков Фонда.

В рамках ММСО 2021 состоялось подписание соглашений образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» с министерствами образования Тюменской и Новгородской областей. Соглашения направлены на развитие долгосрочного сотрудничества сторон по внедрению цифрового формата обучения в школьный образовательный процесс. Документы предусматривают использование в региональной системе общего образования адаптивных методов онлайн обучения, проведение конкурсов, конференций и олимпиад, а также курсов повышения квалификации для педагогов.

7 октября 2021 года состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между «Университетом 2035» и Bureau for Continuing Professional Development Ltd из Казахстана. Намерение сторон состоит в развитии всестороннего сотрудничества, обмене лучшими практиками и создании условий для совместной организации таких проектов и мероприятий, как программы обучения цифровым компетенциям, программы по цифровой трансформации и развитию цифровой грамотности, сетевые магистерские программ по высокотехнологичным направлениям, а также крупные образовательные интенсивы.

Во второй день ММСО 2021 состоялось подписание соглашения о запуске совместного курса для старшеклассников между Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого и образовательной компанией MAXIMUM. Вуз и EdTech компания договорились в течение года совместно готовить школьников к ЕГЭ по математике, физике и информатике и в целом к поступлению в Санкт-Петербургский политехнический университет. Первая часть программы посвящена подготовке к ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления: математике, физике и информатике. Вторая часть курса будет актуальна только для тех, кто собирается поступать непосредственно в Политех.

ММСО 2021 прошел в гибридном формате при поддержке ключевых игроков рынка образования России. Стратегическим партнером выступила группа компаний «Просвещение», партнером года стало СберОбразование, партнер по развитию цифрового образования – «Учи.ру», экосистемным партнером – Университет 2035. Партнеры: LEGO Education, Яндекс.Учебник, Skyeng, Русское слово, Обрсоюз, Федерация Частного образования, Павловская гимназия, Рыбаков Плэйскул, EdExpert.

ММСО традиционно поддерживает проекты экосистемы VK. На базе социальных сетей ВКонтакте и Одноклассники были организованы трансляции крупнейшего образовательного события. Также в этом году стратегическим партнером ММСО выступила платформа «Сферум».


***

Все трансляции сессий в рамках деловой программы доступны на сайте Московского международного Салона образования (ММСО 2021)  https://online.mmco-expo.ru после регистрации.

За дополнительной информацией обращайтесь в коммуникационное агентство «Правила Общения»:

Елена Трайнина +7 926 270 14 27 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сабина Ширинова +7 906 085 38 47 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

ВВЕДЕНА ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ДОПЛАТА ПЕДАГОГАМ-КУРАТОРАМ КОЛЛЕДЖЕЙ И ТЕХНИКУМОВ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2021 г. № 1133подписанным премьер-министром России М. В. Мишустиным, с 1 сентября 2021 года в колледжах и техникумах кураторы групп будут получать ежемесячную доплату в размере 5 000 рублей.  

   Надбавку получат педагоги-кураторы как федеральных, так и региональных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования. На эти цели из федерального бюджета планируется выделять по 9,6 млрд рублей в год.

КОНКУРСАНТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ СБОРНОЙ "АБИЛИМПИКС" ПОДНЯЛАСЬ НА ЭЛЬБРУС!

WhatsApp Image 2021-08-09 at 09.47.19 1      WhatsApp Image 2021-08-09 at 09.47.19 

Наталья Егоричева - бронзовый призёр Чемпионата Европы по дзюдо среди инвалидов по слуху в категории 48 кг, выпускница ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж» по специальности «Сестринское дело», «Медицинский массаж». Сейчас она работает в детской поликлинике первичной медицинской сестрой.

В 2019 году Наталья стала победителем V Национального чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «Массажист». После победы получила предложение войти в состав Национальной сборной для участия в X Международном чемпионате «Абилимпикс», который состоится в Москве в 2022 году. 

По словам Натальи, участие в чемпионатах движения «Абилимпикс» дает постоянное развитие, мотивацию и встречи с невероятными людьми.

От редакции. «Абилимпикс» - международное некоммерческое движение, основной деятельностью которого является проведение конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их профессиональной ориентации, мотивации и содействия в трудоустройстве.

ФОРУМ

 zag_3 

 

 

РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ»:

возвращение в офлайн, цифровая реальность и индивидуальные траектории обучения 

27 августа Министерство Просвещения РФ при поддержке Правительства Московской области провело Российский международный форум «Время образования». Это глобальное событие и главная коммуникационная площадка страны для экспертов и заинтересованных лиц сферы образования. 

Главная цель форума в 2021 году — представить ключевые векторы госполитики в области образования, обсудить основные тренды цифровой трансформации жизни человека, выделить направления и целевые ориентиры работы системы дошкольного, дополнительного, общего, профессионального и высшего педагогического образования на учебный год. 

Мероприятие, проходившее в гибридном формате, посетило 23 тысячи участников из всех 85 регионов России, а также из 13 зарубежных стран. 20 треков программы в 5 тематических кластерах — «Время образования», «Педагогика нового времени», «Трансформация управления образованием», «Семья в современном мире» и «Урок в современном мире» — одновременно проходили офлайн и транслировались онлайн, позволив каждому выбрать интересную дискуссию. Трансляцию и запись Форума в социальных сетях Министерства просвещения посмотрели более 1 000 000 раз. 

Речь министра просвещения РФ Сергея Кравцова на пленарном заседании «Опережая время: система образования для человека новой эпохи» была посвященаважности очного обучения в школах — домашнее обучение было вынужденной мерой, но когда ситуация позволила, процесс снова приобрёл традиционный формат. Ни у Министерства просвещения, ни у Министерства цифрового развития нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение. Однако использование новых технологий, по мнению Сергея Кравцова, останется с нами и станет эффективным дополнением к офлайн-образованию. Министр также обратил внимание, что именно учитель является главной движущей силой образовательного процесса и что его работу нельзя назвать услугой. «Учитель не оказывает услуг – это миссия, призвание», — сказал Сергей Кравцов. 

В рамках образовательной платформы «Сферум» Сергей Кравцов также пообщался с директорами из разных регионов России – от Калининградской области до Петропавловска-Камчатского. 

Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, рассказал о развитии цифровизации. Согласно планам, к концу 2024 года во всех школах страны был Wi-Fi, который обеспечит безопасность и использование новых технологий.

Андрей Воробьёв, губернатор Московской области, отметил, что в рамках Президентского проекта за 3 года построено 66 школ, а также вчера состоялась единовременная закладка 25 новых образовательных учреждений. С их помощью будет снята нагрузка с действующих школ, а дети получат возможность учиться в одну смену. 

Эксперты форума обсудили ключевые аспекты развития образовательной сферы. Говоря о проблеме образовательного неравенства, которая встала особенно остро как следствие всеобщей самоизоляции во время пандемии, эксперты пришли к выводу, что она имеет государственное значение. Помимо преодоления «информационной ямы», разрыва знаний по классической школьной программе, очень важно развивать у детей компетенции, которые помогут успешно справляться с новыми вызовами изменившегося мира. Это, прежде всего, коммуникативные навыки, а также умение мыслить нестандартно и не только адаптироваться под изменившуюся среду, но и создавать нечто новое. Для наиболее эффективного обучения каждого ребёнка эксперты рекомендуют выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в том числе руководствуясь аналитикой данных. Необходимо повышать квалификацию преподавателей, используя практико-ориентированный подход и формируя у них, прежде всего, метакомпетенции и цифровые компетенции. Значима не только роль преподавателя, но и роль родителя — в современном мире он становится продюсером всестороннего развития своего ребёнка, в том числе предоставляя ему возможности дополнительного образования. 

На форуме были представлены лучшие региональные практики трансформации образования, которые коснулись всех уровней – от дошкольного и дополнительного до переподготовки педагогов. Представители Московской и Свердловской областей, Алтайского и Пермского края, Республики Чечня и города Санкт-Петербурга рассказали о региональных особенностях и достижениях в области цифровизации системы образования в общеобразовательных учреждениях и организациях СПО, создания центров дополнительного образования и подготовки педагогов. Каждый опыт – по своему уникален и достоин масштабирования в других регионах России. 

Проблема образовательного неравенства

Одним из последствий пандемии стало то, что «цифра» дала доступ к неограниченному количеству знаний и в то же время усилила образовательное неравенство. К резкому переходу на полностью цифровое обучение в период начала массовой самоизоляции оказались не готовы во всём мире. К тому же, до сих пор ещё не полностью преодолели цифровой разрыв между регионами в нашей стране: часть населения имеет возможность пользоваться образовательными технологиями, а часть нет.

Дороти Гордон, председатель Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», подняла менее популярную, но не менее важную тему. Она отметила, что в современном мире у 100 миллионов детей нет возможности получать образование. И хотя этим вопросом занимаются многие международные организации, выводы неутешительны — к сожалению, обеспечить всем детям доступ к школе не представляется возможным.

Тигран Шмис, координатор сектора социальных программ, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, подтвердил, что проблема образовательного неравенства усугубилась. «Сегодня наблюдается так называемая «яма» — часть населения сильно «просела» в плане образования в целом и знания технологий в частности. И здесь нужны государственные меры».

Компетенции человека новой эпохи и цифровая трансформация

Мир сильно изменился за последние два года и продолжает быстро меняться. Человек новой эпохи — каким он уже стал и каким должен быть, чтобы оказаться успешным в изменившемся мире? Этот вопрос стал одним из ключевых обсуждаемых на форуме. 

Дороти Гордон, председатель Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», отметила, что в стремительно развивающемся мире потребности и способности человека должны меняться. Для этого нужно уделять много внимания образованию, развивая партнёрство во всём мире. Новый человек должен быть адаптивным, готовым принимать новое, изучать и контролировать технологии. 

Тигран Шмис, координатор сектора социальных программ, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, подчеркнул, что особенно значимыми компетенциями являются умение взаимодействовать, критическое мышление, а также цифровая грамотность.

Иван Карлов, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ, также подтвердил огромную скорость изменений и развития технологических отраслей. «Если раньше мы говорили о том, что специалист в сфере IT должен переучиваться каждые 4 года, то сегодня это раз в год», — отметил он и добавил, что человеку будущего придётся обладать уникальными наборами компетенций и предвосхищать события, чтобы находиться в тренде. 

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу компании Яндекс, рассказал о том, что технологии, которые сейчас только входят в обиход, к школьным выпускным нынешних первоклассников уже станут повседневной реальностью. «Ученикам уже после окончания школы предстоит жить в метавселенной, где цифровой мир не менее значим, чем физический, реальный мир. Сегодня эта метавселенная уже проявляется. Я могу рассказывать о разных сервисах, о беспилотниках, которые уже бороздят просторы Иннополиса и московских улиц. Но важно то, что, когда нынешние ученики закончат школу, эти технологии могут стать повседневной реальностью в их городе. Мы в Яндексе хорошо знаем, насколько быстро какой-нибудь технологически отстающий регион, область оказываются там же, где лидеры: буквально за годдва. Детям предстоит жить в новой реальности, и нам предстоит готовить их к этому будущему». 

О компетенциях, необходимых современному человеку, говорила и Марьо Кюллёнен, начальник Управления образованием города Хельсинки, Финляндия: «Креативное, гибкое и инновационное мышление, эмпатия, лидерство, вовлечённость, устойчивость, критическое мышление — важные навыки для детей. Им нужно научиться мыслить нестандартно, при этом оставаясь частью сообщества». 

Своими наблюдениями поделился Андреас Шляйхер, директор по образованию и навыкам, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он рассказал о том, что самые важные навыки нового человека — способность экспериментировать, научиться инновационному мышлению, уметь креативно применять разные разрезы знаний. Эти умения пригодятся ему вне зависимости от сферы его работы.

Современному человеку необходимы скорость в принятии решений, скорость реакции, адаптивность, гибкость, саморазвитие — обобщил в процессе дискуссии Максим Казарновский, директор Московского международного салона образования (ММСО), модератор пленарного заседания на форуме «Время образования». 

Работа с данными и индивидуальные траектории обучения 

Технологии, которые заставляют «двигаться быстрее», дают новые возможности. Так, например, большой потенциал имеет экономика данных. Эффективное использование данных позволяет формировать рекомендации по профессиональному развитию, выстраивая индивидуальные траектории обучения в условиях массового образовательного процесса: с одной стороны, помочь отстающим, с другой стороны — дать дополнительные возможности тем, кто быстрее усваивает материал. Современные платформы индивидуализированного обучения являются не заменой традиционной системе образования, а вспомогательными инструментами в помощь педагогу. 

Похожий опыт уже реализуется в финской системе образования. Цифровые данные помогают учителям видеть общую картину и понимать, какие методы и инструменты наиболее эффективны. При этом доступ к детализированным данным об обучении каждого конкретного человека имеет только он сам. 

Подготовка педагогических кадров 

Одним из важнейших направлений работы остаётся подготовка педагогических кадров и преодоление инертности преподавательского состава. Каким должен стать учитель будущего? Этот вопрос волнует всё педагогическое сообщество, и шире — всё мировое общество в целом.

Прежде всего, важна мотивация учителя, его любовь к профессии. Надия Юсупова, ректор ГГТУ, отметила: «Учитель будущего должен обладать целым рядом компетенций — это и глубокие знания в предметной области, и аналитическое мышление, и эмоциональный интеллект… но самое важное — желание учиться». 

Что касается самой подготовки педагогических кадров — эксперты отметили необходимость повышать квалификацию преподавателей, используя новые инструменты.

«Педагогика слова становится анахронизмом. Теперь — педагогика действия. Ключевой становится задача формирования практико-ориентированных компетенций, метакомпетенций. Мы должны готовить педагога действия и в действии — и это будет гарантией результата» — отметила Надия Юсупова. И подчеркнула, что совсем не обязательно ограничиваться знаниями преподавателей одного вуза — есть возможность обмениваться знаниями и опытом во всём мире. 

По мнению Игоря Реморенко, ректора МГПУ, содержание образования в последнее время сильно дифференцировалось, и «учиться вычленять разные типы содержания образования и подбирать под них разные типы педагогических действий, понимать, когда можно использовать цифровые ресурсы, а когда лучше всего подойдёт живая дискуссия — тот самый базовый навык педагогического образования, над которым нам предстоит работать». Также он отметил, что необходимо дать студентам возможность больше практиковаться. 

Инструменты в помощь учителю 

Говоря о трендах развития педагогического образования и инструментах современного педагога, эксперты отметили, что в традиционной лекционной форме занятий вряд ли можно сформировать метапредметные, универсальные компетенции, которые нужны современному специалисту. Обсуждалось, что необходимо всем миром педагогической науки собирать по крупицам образцы новых практик и теоретически осмысливать их, встраивать наиболее эффективные новые инструменты, а также цифровые ресурсы в практику работы школ и вузов. 

Андрей Милёхин, директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации, рассказал, что в российских педагогических вузах в скором времени откроется 33 «Технопарка универсальных педагогических компетенций», и подчеркнул, что крайне важен для будущего педагога опыт реализации междисциплинарных предметов. 

Ольга Суханова, начальник управления исследования и разработки Академии Минпросвещения, отметила: «Сегодня мы говорим о совершенно иной культуре повышения квалификации, саморазвития. Выбор профессионального контента велик, и учитель должен уметь искать и выбирать такой контент. Горизонтальное обучение приобретает совершенно иные масштабы. И уже не важно, где находится учитель. Он может найти себе наставника, помощника, советчика и в другом городе». 

Татьяна Серебрякова, первый заместитель директора департамента АО «Издательство «Просвещение» инновационных и цифровых образовательных продуктов, отметила, что для развития компетенций современному учителю очень важно высвободить время, в том числе с помощью автоматизации многих процессов. По ее мнению, исключение рутинных процессов из жизни учителей позволит им ориентироваться на достижение профессиональных результатов, на развитие учащихся. 

Эксперты форума подчеркнули, что важно дать учителю возможность пользоваться и цифровыми, и традиционными инструментами, понимая, какие и когда лучше применять — не для того, чтобы продемонстрировать факт их использования, а для получения ожидаемых результатов в обучении. 

Роль семьи в развитии ребёнка и дополнительное образование для детей 

Эксперты форума отметили, что в современном мире меняется роль семьи, и теперь родители становятся не только главными заказчиками образования для своих детей, но и наставниками детей в получении образования, и продюсерами. 

Должен происходить активный диалог родителей и учителей. Также сами родители, будучи профессионалами в своих сферах деятельности, могли бы делиться опытом, рассказывать об особенностях своей профессиях в школе. Такой вариант профориентации будет гораздо интереснее, чем формат тестов, который предлагается сегодня. 

Помимо образования по традиционной школьной программе и воспитания, один из важнейших факторов развития ребёнка — возможности дополнительного образования.На форуме обсудили возможности, которые принесла цифровизация сферы дополнительного образования детей: ПФДО, учёт кружков и секций, навигатор дополнительного образования, цифровые лагеря и т.д.

С переходом на дистанционное обучение возросла ценность социального группового взаимодействия, развития эмоционального интеллекта, и в связи с этим сектор ДПО стал более востребован. Родители получили позитивный опыт индивидуализации учебного процесса, совместного с детьми выбора курсов и онлайн-занятий. 

Оксана Гончарова, директор ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», рассказала о том, что в короткие сроки, собирая образовательный контент и проводя большую методическую работу, удалось представить более 700 качественных программ для Российской электронной школы. 

Несмотря на то, что многие программы успешно проводятся дистанционно, этот формат удобен для обучения не по всем направлениям. 

Наталия Наумова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ, отметила, что во время пандемии у детей появилось много времени, которое большинство ребят, заинтересованных по направлениям, уделяли именно занятиям в кружках. И не менее важным является тот факт, что занятия в секциях должны проводиться в том числе и офлайн. 

Эксперты форума пришли к выводу, что на наших глазах происходит активная трансформация сферы образования, и от нас зависит, каким оно станет уже в самом ближайшем будущем. 

И конечно, лейтмотивом форума была надежда не только на возвращение к очному образованию, но и на улучшение этого образования с помощью технологий. Совместить цифровизацию и гуманитарные ценности, онлайн и офлайн, взять лучшее из каждого формата и построить на этой основе школу будущего — все участники форума своими выступлениями подтвердили, что это возможно. 

Опыт регионов 

Сессия «Лучшие региональные практики трансформации образования», в рамках которой были представлены передовые модели преобразования образовательной среды Московской и Свердловской областей, Алтайского и Пермского края, Республики Чечня и города Санкт-Петербурга, показала, как общефедеральный проект, попадая в руки профессионалов на местах, трансформируется в индивидуальное решение с учетом не только региональных, но и районных особенностей. Кейсы затронули все уровни образования – от дошкольного и дополнительного до переподготовки педагогов.

Михаил Пучков, заместитель председателя Комитета по образованию г. Санкт-Петербург, рассказывая об опыте создания сети центров цифрового образования на базе школ (it-кубы, кванториумы и проч.) в рамках нацпроекта «Образование», отметил, что каждый центр может работать как в сфере дополнительного образования детей, так и в области реализации основных образовательных программ. С 2019 года создано 11 отдельных центров в разных районах Санкт-Петербурга, а к 2024 году их будет 32. Кадровый состав для таких центров проходит подготовку заранее, что ускоряет процесс запуска и облегчает его материально-технического и единое методическое обеспечение. 

В основе региональной модели воспитания молодежи Алтайского края, по словам Светланы Говорухиной, врио министра образования и науки, – самоопределение и профориентация учеников с акцентом на системность работы на всех уровнях образования и командно-проектную деятельность. Особое внимание уделяется истории и культуре Алтайского края, включая разработку научно-методических и edutainment-материалов. Благодаря внедрению данной модели за последние 5 лет уже появились интересные проекты в области предпринимательства в рамках программы АСИ «Кадры будущего», открылось более 500 точек роста, 8 кванториумов и 5 it-кубов и т.д. 

Лариса Хусайнова, руководитель центра продуктивного образования «Эковерситет» Чеченского государственного педагогического университета, рассказывая о причинах создания центра для выпускников педвуза, отметила, что классный руководитель работает не с регламентом, а с компетенциями, поэтому он должен владеть метанавыками – уметь слышать и слушать, позволять детям проявлять себя, быть толерантным к непохожести, различиям. Методологической основой программы взаимодействия молодого специалиста с ребенком стал экосистемный подход, действующий на принципах сотрудничества.

О цифровизации деятельности образовательных организаций и программ среднего профобразования рассказал Николай Вяткин, начальник отдела управления проектной деятельностью и цифрового развития Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Особенность созданного единого цифрового пространства системы образования Свердловской области в том, что оно успешно работает с любой федеральной информационной системой. По сути, это центральная база данных, объединяющая 130 профессиональных и общеобразовательных организаций и позволяющая оперативно и наглядно анализировать закономерности и взаимосвязи. В качестве критерия успешной цифровой трансформации системы образования спикер назвал сокращение отчетности на всех уровнях. 

Екатерина Черепанова, заместитель министра образования Пермского края, рассказала об электронной пермской образовательной системе (ЭПОС), которая развивается как единое информационное пространство. Помимо электронных дневников, библиотеки с учебным контентом, информационного портала, единой платформы для записи на услуги допобразования и базы с отчетами, она включает в себя информационную систему «Траектория», созданную на базе различных ведомств для профилактики детского и семейного неблагополучия. Аккумулируя в себе все данные межведомственного взаимодействия, платформа выдает алгоритм действий в случае, если ребенок приближается к социально неблагополучному положению. На платформе зарегистрированы все образовательные учреждения области и более 320 тыс. учеников.

Илья Бронштейн, министр образования Московской области, поделился опытом внедрения передовых технологий в региональную образовательную систему, без которых невозможно говорить о внедрении эффективных управленческих решений. По словам министра, услуга должна уйти из содержания в административную деятельность, которую оказывает государство в электронном виде. Экосистема цифровых инструментов «Школьный портал Московской области» позволяет дистанционно осуществить запись в дошкольное учреждение, в школу, в центры дополнительного образования, запись на ОГЭ и ЕГЭ, подать документы в колледжи и вузы, а управленцам – формировать аналитические отчеты и с помощью сервиса «ОКО» управлять качеством образования. 

Полная программа форума «Время образования» с российскими и зарубежными экспертами опубликована на сайте:  http://ruseduforum.ru. Для доступа к записи трансляций необходимо пройти регистрацию.

­­­_________________________________________________________________________________ 

По всем вопросам обращайтесь в коммуникационное агентство «Правила Общения»: 

Елена Трайнина 

+7 926 270 14 27 

alena-trainina@yandex.ru 

Сабина Ширинова 

+7906085 38 47 

shirinova.sabina@gmail.com 

 

ПЕДАГОГИ ФЕСТИВАЛЯ “ГЕНЕРАЦИЯ” ОБСУДЯТ ОБРАЗОВАНИЕ БУДУЩЕГО

 

    Ежегодно Павловская гимназия проводит педагогический фестиваль “Генерация” – интенсив для профессионалов, на котором ведущие российские эксперты и педагоги обсуждают актуальные проблемы современного дошкольного и школьного образования и разбирают эффективные инструменты для их решения. В этом году фестиваль состоится 26 августа, а генеральным партнером выступит Московский городской педагогический университет. 

Фестиваль «Генерация» — это пространство для общения педагогов начальной, средней и старшей школ, воспитателей частных и государственных детских садов, наставников, тьюторов, а также руководителей образовательных организаций. Это не просто нетворкинг с экспертами и коллегами со всей страны, но и профессиональный интенсив с возможностью познакомиться с лучшими технологиями и педагогическими практиками в области образования. А главной миссией мероприятия является формирование сообщества единомышленников, готового реализовывать самые смелые проекты в повседневной школьной жизни.

"Сегодня образование обязано идти в ногу со временем, отвечая актуальным запросам нового поколения: быть осмысленным, современным, открытым. А для этого школам и педагогам необходимо выйти из своей зоны комфорта, начать общаться друг с другом, делиться знаниями, опытом, кейсами. То есть стать тем профессиональным сообществом, к которому будут прислушиваться и которое своими идеями способно изменить мир образования к лучшему. В этом главная цель нашего фестиваля", – говорит Ольга Рагожина, директор Павловской гимназии.

Московский городской педагогический университет с большим энтузиазмом принял предложение стать партнером фестиваля “Генерация”. Нам представляется, что школы, сумевшие проложить дорогу к образованию будущего, должны стать площадками для обсуждения и обобщения новейшего педагогического опыта. И особенно важно то, что в последнее время инновации — это не только достояние исследовательских центров и институтов, а плод кооперации науки и реальной практики, — Игорь Реморенко, ректор МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования.

В этом году участниками и гостями фестиваля “Генерация” станут Александр Савенков (директор института педагогики и психологии образования МГПУ), Витольд Ясвин(МГИМО МИД России), Мария Миркес (Онлайн-школа Марии Миркес, НооГен), Жанна Сугак (центр «Золотой ключик»), Василий Лебедев, («ИКРА»), Наталья Лунина, (Институт нейрофизиологической психологии), Ольга Шиян (дирекция образовательных программ МГПУ, лаборатория развития ребенка), преподаватели Павловской гимназии, МГПУ и другие.

Программа “Генераци я –2021” предусматривает несколько треков, раскрывающих основные темы и проблемы каждой образовательной ступени детского сада, начальной школы, основной и старшей школ, а также личностного роста учителей. Участников фестиваля ждут мастерские и методические лаборатории, где они познакомятся с технологиями проведения образовательных квестов, открытых уроков и “перевернутых” классов, научатся методическому проектированию по методологии CRAFT-ED и узнают об основных нейропрактиках; посетят практикумы, лаборатории, воркшопы и мастер-классы как в рамках одного тематического блока (например, «Школа – пространство познания»), так и без привязки к нему.

Все участники получат удостоверения о повышении квалификации (16 ак.ч.) от партнера фестиваля компании «Атлас Коммуникации». Ждем вас в Павловской гимназии по адресу: Московская обл., д. Веледниково, ул. Живописная, д. 136. Участие в фестивале бесплатно по предварительной регистрации по ссылке до 30 июля.

По остальным вопросам обращаться:

Пресс-секретарь: Татьяна Пирожник. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .  Тел.: +7905-780-74-88.
Координатор проекта: Елена Кочеткова. E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Тел.: +7937-539-29-64.
Организационная поддержка: компания Атлас Коммуникации.