Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НЕФТЕГАЗОВОГО КЛАСТЕРА-2020»

 

В соответствии с планом работы Координационного совета научно-образовательного кластера по подготовке кадров для нефтегазового комплекса Республики Татарстан на 2020 год проведен Всероссийский конкурс «Лучший молодой преподаватель нефтегазового кластера-2020».

Его учредителями являются ПАО «Татнефть» и ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт».

Конкурс «Лучший молодой преподаватель научно-образовательного кластера по подготовке кадров для нефтегазового комплекса Республики Татарстан» был апробирован в 2018–2019 годах. В 2018 году в конкурсе приняли участие 4 образовательные организации, входящие в состав научно-образовательного кластера. В 2019 году заявлен новый уровень конкурса – межрегиональный и принято решение об утверждении двух номинаций: «Лучший молодой преподаватель СПО» и «Лучший молодой преподаватель высшей школы». Кроме образовательных организаций, входящих в состав научно-образовательного кластера, в 2019 году к конкурсу присоединились 2 учреждения СПО г. Нижнекамска и федеральные вузы К(П)ФУ, УГНТУ, КНИТУ.

В 2020 году конкурсу присвоен статус всероссийского и в нем приняли участие конкурсанты из 16 образовательных организаций, представлявших, в частности, Санкт-Петербург, Самарскую область, Пермский край, Волгоградскую область, Республику Коми, Уральский федеральный округ, Кемеровскую область, Башкортостан и Татарстан.

В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 в 2020 году стали актуальными задачи по выявлению лучших практик организации дистанционного обучения, использованию электронных образовательных ресурсов, созданию видеоконтента, организации виртуального пространства. Поэтому в Положение о Всероссийском конкурсе «Лучший молодой преподаватель нефтегазового кластера-2020» включены конкурсные испытания, направленные на выявление и распространение успешных практик электронного обучения, работы с онлайн-форматами, и предусмотрено проведение конкурса в заочной форме.

Конкурс проводился по двум номинациям:

1. «Лучший молодой преподаватель СПО нефтегазового кластера-2020». В этой номинации приняли участие 12 конкурсантов из 8 образовательных организаций, в том числе из Альметьевского политехнического техникума, Лениногорского нефтяного техникума, Колледжа нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева, Нижнекамского индустриального техникума, Отрадненского нефтяного техникума (Самарская область), Краевого политехнического колледжа (Пермский край), Нефтекамского нефтяного колледжа и Газпром колледжа Волгограда.

2. «Лучший молодой преподаватель высшей школы нефтегазового кластера-2020». В этой номинации приняли участие 10 конкурсантов из 8 образовательных организаций, в том числе из Санкт-Петербургского горного университета, Ухтинского государственного технического университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Уральского государственного горного университета, Казанского (Приволжский) федерального университета и Альметьевского государственного нефтяного института.

Конкурс состоял из трех конкурсных испытаний.

На первое конкурсное испытание участники представили 20 электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), размещенных на площадках своего вуза, по дисциплинам нефтегазового профиля. В частности, по дисциплинам «Технология эксплуатации электронного оборудования», «Геология», «Материаловедение», «Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использованием компьютерных технологий», «Основы нефтегазового дела», «Интерпретация данных сейсморазведки», «Автозаправочные комплексы», «Основы инженерного творчества», «Технологические расчеты в химической технологии», «Иностранный язык в профессиональной деятельности для специальностей нефтегазового профиля».

Второе задание предусматривало презентацию мотивирующей лекции в стиле TED. Конкурсанты представили 18 лекций. Видеоматериалы были посвящены самым актуальным вопросам в области саморазвития, значимости родного языка в жизни людей, особенностям преподавательской деятельности и ее значимости, анализу современного состояния нефтяной промышленности и перспектив ее развития.

На последнем конкурсном испытании участники представили 17 профориентационных видеороликов. Свои материалы участники конкурса посвятили вопросам популяризации и продвижению вуза, образовательных программ по нефтегазовым направлениям, рассказали о методах организации взаимодействия образовательных организаций с будущими абитуриентами в онлайн-режиме.

16 ноября 2020 года оргкомитет Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель нефтегазового кластера-2020» организовал для участников конкурса вебинар с целью подведения итогов II этапа конкурсных испытаний, презентации участников. В ходе вебинара проведен семинар-тренинг «Педагогическое мастерство в условиях информационной трансформации», который был направлен на развитие профессиональных компетенций в области онлайн-обучения, изучение методических аспектов подготовки содержания интерактивного занятия. Семинар-тренинг провела ведущий специалист Корпоративного университета ПАО «Татнефть» Тухбатуллина Аида Бахшиевна.

5 декабря 2020 года на площадке ZOOM экспертная комиссия подвела итоги оценки конкурсных материалов Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель нефтегазового кластера – 2020». В состав экспертной комиссии вошли кандидаты и доктора наук из числа профессорско-преподавательского состава вузов и руководители высших учебных заведений и учебных центров, в том числе:

- Иванова Татьяна Николаевна – Удмуртский государственный университет, заведующая кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, д.т.н., доцент;

- Колесова Светлана Борисовна – Удмуртский государственный университет, директор Института нефти и газа им. М.С. Гуцериева , к.э.н.;

- Ямалетдинова Клара Шаиховна – Уфимский филиал Оренбургского государственного университета, заведующая кафедрой управления качеством в производственно-технологических системах, д.т.н., профессор;

- Габышева Людмила Константиновна – Опорный Тюменский индустриальный университет, проректор по образовательной деятельности, к.соц.н.;

- Самуйлова Лариса Викторовна – РГУ нефти и газа им Губкина, заместитель начальника УМУ, доцент кафедры разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений, к.т.н., доц.

- Иванова Эльвира Ильшатовна – Учебно-производственный центр ООО «Газпром трансгаз Чайковский», инженер по подготовке кадров 2 категории (ранее филиал Пермского НИУ, доцент), к.т.н.

В заключение эксперты провели для конкурсантов в онлайн-режиме анализ соответствия представленных конкурсных материалов требованиям Положения и критериям оценивания ЭОР, мотивирующей лекции в стиле TED и профориентационного ролика. По результатам оценок экспертная комиссия определила победителей по каждой номинации.

Победители в номинации «Лучший молодой преподаватель СПО»:

1-е место – Соболева Екатерина Александровна (ГАПОУ «Нефтекамский нефтяной колледж»);

2-е место – Мясников Алексей Сергеевич (ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград»);

3 место – Вологодская Ирина Анатольевна (ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»).

Победители в номинации «Лучший молодой преподаватель ВО»:

1-е место – Платов Борис Викторович (ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»);

2-е место – Ушакова Елена Сергеевна (ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева»);

3 место – Созонтова Екатерина Андреевна (ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт»).

Для победителей предусмотрены сертификаты:

1-е место – денежный приз в размере 50 000 руб.;

2-е место – денежный приз в размере 30 000 руб.;

3-е место – денежный приз в размере 20 000 руб.

ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум», ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт» выразили готовность в организации и проведении стажировки для победителей и участников конкурса.

Корпоративный университет ПАО «Татнефть» выделил 10 сертификатов для участников конкурса. Участники конкурса смогут воспользоваться любым образовательным курсом, направленным на повышение общепрофессиональных или личностных компетенций. Среди них: «Искусство проведения тренингов», «Управление временем», «Управление изменениями», «Искусство презентаций», «Карьерное консультирование», «Активный тренинг на командообразование», «Формирование системы КПЭ и управление эффективностью», «Лидерство и командообразование», «Мастерство публичных выступлений», «Основы коучинга», «Педагогическое мастерство», «Решение прикладных задач в программе MS Excel», «Microsoft Project», «Управление проектами» и др.