КОНКУРС НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ “ОБРАЗОВАНИЕ”: ВО ИМЯ НАЦИИ, ВО ИМЯ БУДУЩЕГО»

 

Завершился конкурс научно-методических и других материалов «Национальный проект «Образование»: во имя нации, во имя будущего».  Его учредителями стали некоммерческая организация Фонд поддержки образования (г. Санкт-Петербург) и редакция научно-методического и теоретического журнала «Среднее профессиональное образование». Конкурс проводился при поддержке Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Целью проведения конкурса являлось привлечения внимания образовательного сообщества к старту национального проекта «Образование»; выявления потенциальных лидеров проекта среди образовательных организаций разного уровня и публичного признания их вклада, диссеминации опыта творческой реализации государственной образовательной политики в России; актуализации проблематики национального проекта «Образование» и развития системы общественной экспертизы образования.

Тематика конкурса – научно-методические, учебно-методические, теоретические, информационные материалы и эссе по актуальным вопросам национального проекта «Образование» по номинациям:

$1                    Нацпроект – школе. Школа – нацпроекту.

                       –  Среднее профобразование – национальный интерес.

                       –  Российский вуз – точка притяжения.

                       –  От цифровой школы к цифровой экономике.

                   –  Родители – целевая аудитория в образовании.

В конкурсе приняли участие индивидуальные авторы и авторские коллективы, представляющие государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации всех уровней образования, действующие на территории России.

 Уважаемые коллеги! Конкурс – это всегда новый этап повышения профессионализма педагогов, который способствует эффективному развитию отечественной системы образования, внедрению в практику инновационных педагогических методик. С итогами конкурса «Национальный проект «Образование»: во имя нации, во имя будущего» можно ознакомиться здесьПоздравляем победителей конкурса, благодарим всех участников и желаем успехов в профессиональной деятельности.

 ____________________     

В.В. Ларионов, А.Е. Киселев
(Ряжский дорожный техникум им. Героя Советского Союза А.М. Серебрякова, Рязанская обл.)

Цифровизация учебного процесса в ОГБ ПОУ «Ряжский дорожный техникум
им. Героя Советского Союза А.М. Серебрякова»

В представленной работе обобщен опыт применения цифровых технологий обучения в Ряжском дорожном техникуме. Подробно рассмотрена цифровизация учебного процесса при освоении студентами специальности 08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». В статье даны рекомендации по применению описанных технологий обучения.
Наличие информационной базы, профессиональных компьютерных программ, методических материалов позволяет студентам выполнять на хорошем профессиональном уровне курсовые и дипломные проекты, а на производственной практике работать дублерами инженерных работников, получать целевое приглашение на работу после выпуска, принимать участие в конкурсах WorldSkills.   Читать далее

Н.С. Бутыч, Л.И. Яркова, Я.В. Ялина
(Западно-Сибирский государственный колледж, г. Тюмень)

Методические рекомендации по подготовке к демонстрационному экзамену студентов специальностей 49.02.01. Физическая культура, 49.02.02. Адаптивная физическая культура

В статье представлены методические рекомендации, предназначенные для повышения уровня подготовленности студентов профессиональных образовательных организаций (ПОО) к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес». Они направлены на совершенствование системы развития конкурсов профессионального мастерства в условиях ПОО, достижение высоких стандартов качества в профессиональной деятельности. Созданные авторами электронные комплексы  учитывают нормативно-правовые и методические требования к проведению демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, частично сопровождаются переводом педагога-сурдолога (видеоуроки по разучиванию шагов классической аэробики адаптированы для самостоятельной работы обучающихся с нарушениями слуха) и оптимизированы для работы в сети Интернет.    Читать далее

Э.Р. Гайнеев
(Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова)

Система дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации: индивидуально-творческий подход (на примере подготовки электромонтера) 

Cтатья посвящена системному дуально-творческому взаимодействию социальных партнеров в совместной подготовке рабочего высокой квалификации, востребованного на современном производстве, что способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускника и решению важных социально-экономических проблем. Автором рассматривается комплекс совместных организационно-творческих мероприятий, приводится алгоритм взаимодействия, организационно-структурная модель, методические рекомендации и положительные результаты многолетнего эксперимента.  Читать далее

Л. А. Силакова, Е. В.Жукова
(Научно-методической центр подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики Московской области)
 

Практика профессионального обучения школьников с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций на примере государственного университета «Дубна»

В статье обобщается опыт реализации профессионального обучения школьников на базе филиалов университета «Дубна». Проанализированы способы мотивации школьников. Освещаются проблемные вопросы о необходимости материально-технического обеспечения и о тесном взаимодействии с представителями работодателей. Авторами предлагается внедрить показатель участия муниципальных образовательных учреждений в подобных проектах как один из показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.             Читать далее

С.В. Екимов
(Колледж Государственного университета морского и речного флота 
имени адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург)

Роль преподавателя-образователя в современном развитии России

Статья посвящена рассмотрению роли преподавателя в современном развитии России на примере морского образования в соответствии с меняющимися запросами молодого поколения. Конкретизируется понятие «образователь» и на этой основе определены задачи преподавателя-образователя. На основе анкетирования составлен перечень профессионально важных качеств морского специалиста.   

Читать далее

 Ю. Н. Владимирова, С. В. Федоров, О. В. Анисимова
(Университет "Дубна", Московская обл.) 

Подход к оценке качества подготовки специалистов высшего образования с применением технологий краудсорсинга и вовлечением работодателей

 

В данной работе проанализированы основные действующие подходы к оценке качества подготовки специалистов в вузе, отмечены их недостатки. Предложена методика, учитывающая оценку вовлечения работодателей в образовательный процесс вуза. Описана возможность привлекать работодателей и общественных экспертов к самой оценке качества вуза. Методика может использоваться для оценки качества в российских вузах.    Читать далее

 О.В. Зимарина, М.В. Семененко, Е.В. Толмачева
(Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3, Волгоградская обл.)

Инновационная модель вовлечения родительской общественности в обеспечение и оценку качества образования в условиях сельской школы

В конкурсной работе представлен опыт взаимодействия учреждения с родительской общественностью, главными составляющими которого являются: совершенствование нормативно-правовой базы учреждения; ранняя профилизация школьников; мониторинг образовательных достижений различных контингентов обучающихся, в том числе детей с ОВЗ, и др. Инновационная модель направлена на позитивные изменения в учреждении и повышение роли родителей (законных представителей) в реализации национального проекта «Образование».    Читать далее

М.В. Никитин
(ФБГНУ «ИСРО РАО» Минпросвещения РФ)

Персонификация резильентной функции сетевого колледжа-образовательного комплекса 

В статье представлены промежуточные результаты междисциплинарного научного исследования, выполненного по государственному заданию для ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по проекту № 073-00086-19-01 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Название проекта  "Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в свете ведения Министерства просвещения России"). Материалы статьи раскрывают прагматичное содержание резильентных функций крупного регионального колледжа-ОК для предоставления персонифицированных возможностей для различных социально-профессиональных, возрастных, гендерных групп граждан, в том числе, лиц с ОВЗ и инвалидов по приобретению ими цифровых (сетевых) компетенций и включению их, как в цифровизацию образовательной среды, так и в освоение цифровых (сетевых) компетенций для цифровой (сетевой) российской экономики. Сопряжение гражданских технических специальностей СПО и военно-учетных специализаций РА вносит новые акценты в персонифицированное содержание воспитательной работы, как в колледже, так и в Российской армии (РА). Читать далее

Н.Н. Зинченко, И.С. Березина, И.Ф. Токарева
(Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский медицинский колледж») 

Симуляционное обучение в подготовке высококвалифицированных специалистов в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» 

В статье представлен опыт использования симуляционного обучения в подготовке высококвалифицированных специалистов в ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж». Наличие в структуре колледжа мультидисциплинарного симуляционного центра дает возможность студентам довести свои практические навыки до совершенства, успешно пройти все этапы аттестации и стать востребованными специалистами. Именно симуляционные технологии позволяют реализовать принцип «Докажи, что знаешь, покажи, что умеешь!»    Читать далее

И.И. Волостнова, Е. А. Грудкин, Е.В. Медвидь, Т.Б. Панфилова, О.С. Скрыпченкова, Ю.В. Сохатюк
(Сахалинский промышленно-экономический техникум)

Профессиональный квест как одна из эффективных форм реализации программы профориентационной работы ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

В статье рассматривается одна из форм проведения практико-ориентированных профориентационных проектов с использованием инфраструктуры образовательной организации в системе СПО.  Читать далее

М.А. Левыкина
(Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий, Липецкая обл.) 

Визуализация по средствам ПК (персонального компьютера) как способ реализации  основных профессиональных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами  

В данной статье рассматриваются все возможности применения ПК для визуализации учебного процесса по специальности 15.02.08 Технология машиностроения. Проанализированы все возможности компьютерных средств необходимых для реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами. Результатом применения этого метода является положительная динамика.  Читать далее 

Т.П. Голохвастова, В.Т. Тертычная, И.С. Якименко
Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва)

Методология практического обучения в СПО ПО ФГО

В статье рассмотрен вопрос организации практического обучения в учреждениях СПО в соответствии с требованиями ФГОС с позиции компетентностного подхода на примере ГАПОУ НСО НУ(К)ОР. Определены особенности участия работодателей при организации практического обучения. Приведен пример расчета практикоориентированности учебного процесса в училище. Рассмотрены основные принципы построения аттестационного листа как основного документа контроля по учебной и производственной практикам.  Читать далее 

Н. Л. Зашляпина, Н. А. Харитонов
(Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса, Свердловская обл.)

Методическая разработка интегративного занятия на тему «Сварка: вчера, сегодня, завтра»

В методической разработке представлены материалы для проведения интегративного занятия по междисциплинарному курсу «Технология сварочных работ» и дисциплине «Иностранный язык» в группе студентов третьего курса, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности «Сварочное производство». Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем МДК и дисциплины, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе занятия.   Читать далее

Л.М. Куцева
(Минусинский колледж культуры и искусства, Красноярский край)

Методическое обеспечение реализации новых форматов взаимодействия с работодателями и социальными партнёрами  

В данной статье ставится задача рассмотреть новые формы взаимодействия образовательной организации с бюджетными и коммерческими структурами, органами местного самоуправления. Дан анализ интеграции колледжа и организаций социально-культурной сферы, поставлена правовая проблема взаимодействия работодателей и системы образования. Обеспечение открытого результата образования, адаптированность образовательных программ к рынку труда, совместная реализация социально-культурных проектов, использование ресурсной базы (материальной, кадровой, информационной) социальных партнёров расширяют сектор взаимодействия колледжа и способствуют более быстрому внедрению инноваций в образовательную деятельность.  Читать далее

А.Н. Серкова
(Искитимский филиал Новосибирского медицинского колледжа)
 

Отцовская любовь

В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Другими словами, проблема сохранения здоровья затрагивает не только духовные, социальные, но и медицинские аспекты жизни человека.
Здоровье, по сути своей, должно быть первейшей потребностью человека, но эта потребность не всегда может быть полностью удовлетворена в силу своей сложности и противоречивости. Это объясняется тем, что человек склонен с некоторым запозданием оценивать последствия позитивных и негативных воздействий на свой организм и что в иерархии ценностей россиян, здоровье еще не заняло лидирующего места. Вот почему (ак необходима образовательная, воспитательная деятельность семьи, общества, а главное медицинских работников, по вопросам сохранения и укрепления здоровья, пропаганда хороших, здоровых привычек, здорового образа жизни.
В нашем учреждении уже не первый год реализуется  проект «Сестричка» под руководством  учителя истории на уроках и внеурочное время студенты имеют возможность  заниматься в течение учебного года  не только исследовательской, но и санитарно-просветительской и волонтерской деятельностью.
Проект «Сестричка» направлен на сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья людей, формирования у них стремления к здоровому образу жизни. Читать далее

И.Г. Лиличенко
(Омский аграрно-технологический колледж)

Использование сервисов GOOGLE для студентов нового поколения

В данной статье представлен опыт работы со студентами поколения Z с использованием сервисов Google.

Читать далее

И.Н. Булукова
(Элистинская многопрофильная гимназия, Республика Калмыкия)

Из опыта организации проектной деятельности обучающихся во внеурочное время

Работа посвящена актуальным проблемам применения проектной деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС. Рассматриваются теоретические основы проектной деятельности, обосновываются ее цели, задачи, методы достижения, актуальность, а также практическое применение результатов проектной деятельности во внеурочное время. Идея проекта – создать благоприятные условия для ведения учащимися проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.   Читать далее 

 И.Е. Скобелева
(Нижневартовский нефтяной техникум, 
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Формирование медиакультуры у обучающихся технического профиля в образовательном процессе спо

В статье рассматривается проблема формирования и развития медиакультуры у обучающихся среднего профессионального образования. При этом медиакультура обосновывается в широком смысле как новая культура современности, и в узком смысле - как личностная культура, отвечающая качественно новым социокультурным требованиям. Педагогический аспект медиакультуры заключается в анализе ее влияния на обучающихся как фактора образования, воспитания и социализации. На основе теоретического анализа, выявленной структуры и функций медиакультуры, обосновываются и эмпирически проверяются педагогические условия развития медиакультуры обучающихся в условиях образовательного процесса среднего профессионального образования.   Читать далее

А.Ф. Муслимова
(Уфимский медицинский колледж)

Формирование профессиональных ценностей здорового образа жизни
студентов-медиков

Проект «Добрые дела – добрые сердца» функционирует уже более 10 лет. Из года в год старшекурсники передают эстафету первокурсникам. Это помогает  формировать мотивацию, навыки здорового образа жизни и проводить профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения. Данный проект создает условия для раскрытия способностей студентов, удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии.    Читать далее

С.Р. Бабаян, Е.П. Мельникова, Ю.А. Тарасова
(Московский областной медицинский колледж №1)

Организационно-методическая деятельность образовательной организации при подготовке выпускников медицинских колледжей к процедуре первичной аккредитации специалистов

С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Это явилось предпосылкой для создания в стране единой национальной системы аккредитации и поставило задачу проведения системной работы по обновлению образовательных программ, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки выпускников медицинских колледжей.   Читать далее

 Е. А. Шерашова, К.Ю. Шерашов,
(Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий)

Родители – активные участники образовательного процесса

Качество образования  важнейшая составляющая социальной сферы, которая определяет результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и ожиданиям в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности. Определить, насколько родители удовлетворены качеством образовательного процесса, можно, используя две группы критериев: личностные и процессуальные. Группа  личностных критериев дает возможность изучать характер изменений  в человеке. Процесс может изучаться по таким критериям, как удовлетворённость субъектов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, его статусом, характером управления, в том числе обеспечения ресурсами.     Читать далее

Т.В. Терентьева, С.В. Никонорова
(СОШ № 1 им. В. Носова, г. Тольятти)

 Эстафета здоровья:«Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно»

Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. С каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало школьников имеют вредные для здоровья привычки. В статье представлен опыт применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – комплекс методов и приемов, направленный на укрепление  физического, духовного и нравственного здоровья обучающихся.  Читать далее

Н.Н. Сивакова
(МБОУ СОШ № 43 им. Героя РФ В.Д. Нужного, г. Ставрополь)

Обеспечение преемственности формирования культуры здоровья школьника в процессе реализации ФГОС НОО и ООО

Формирование культуры здоровья с позиций преемственности образования предполагает систему мероприятий педагогических коллективов ОУ для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования. Паспорт здоровья школьников это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирование мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста.    Читать далее

Л.С. Мельник, С.В. Мурашова, О.А. Зенич
(Гимназия № 1, г. Кемерово)

Профессиональный психологический коучинг как одно из условий повышения педагогического мастерства учителя 

В условиях реализации ФГОС особенно актуальна необходимость в личностном, творческом развитии педагогов, формировании их готовности к инновационной деятельности. Практичность и эффективность данной работы заключается в комплексной, многовариантной деятельности, реализуемой в форме психологического коучинга и нацеленной на развитие психолого-педагогических компетентностей педагогов, укрепление их психосоматического здоровья.   Читать далее

И.А. Шакарянц, Г.В. Еремина, С.В. Ерлыкова
(Балашихинский техникум, Московская обл.)

Дуальное обучение как основа практико-ориентированной модели профессионального образования

Дуальное обучение является механизмом, позволяющим подготовить высококвалифицированных специалистов, востребованных предприятием. Эта модель обучения устраняет разрыв между теорией и практикой, в её основе заложено воздействие на личность специалиста, создание новой психологии будущего работника, она создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, заинтересованность предприятия в обучении «своего» работника. Совместно с ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» ГБПОУ МО «Балашихинский техникум» реализует проект подготовки кадров по укрупненной группе специальностей 15.00.00 "Машиностроение" с использованием элементов дуального обучения. Реализация данного проекта позволила сформировать инновационный механизм социального партнерства - реального участия работодателя во взаимовыгодном обмене ресурсами (материально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, правовыми, информационными) и повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов.     Читать далее

Л.Ю. Козлова
(Детский сад № 78, г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)

Использование в образовательном процессе технологии «Кольца Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Кольца Луллия – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей и формирования познавательной активности дошкольников, их творческого мышления и воображения. Методическое пособие состоит из описания пособия «Кольца Луллия», методических рекомендаций по построению системы игр, описания комплекта игр и презентации.    Читать далее

И.Н. Иваненко
(Гимназия №39 им. Ф. Шиллера, г. Орел)

Анализ современного урока как средство управления качеством образования, инновационной деятельностью, работой с одаренными детьми

В статье представлен опыт эффективного конструирования и профессионального анализа урока, отвечающего требованиям ФГОС. Оригинальность разработанного образовательным учреждением проекта заключается в том, что он реализуется посредством ВКС-технологий, обеспечивающих участие во ВНОП «Гимназический союз России», что позволяет в качестве объектов исследования использовать ВКС-интерактивные уроки. Педагогический коллектив гимназии успешно осваивает новые виды анализа современного урока в формате инновационной региональной площадки, функционирующей на базе ИРО, совершенствует методический инструментарий для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов программ по предмету, что в конечном итоге направлено на повышение качества образования.  Читать далее

Е.Ю. Книжникова, Н.В. Малышева
(МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя им. Героя РФ В.Д. Нужного
)

Применение технологии развития критического мышления с учетом стратегических задач развития общего образования и преемственности ФГОС НОО И ООО

В статье представлен опыт по обеспечению преемственности в формировании единого образовательного пространства НОО и ООО в условиях реализации ФГОС НОО и ООО через технологию развития критического мышления (ТРКМ) в рамках апробации модели технологии обучения, обеспечивающей достижение планируемого результата. Авторами предложена структура кейса ТРКМ. Представлена линия преемственности в изучении учебных предметов «Окружающий мир» и «Физика» с учетом ФГОС как по разделам, так и на примере одной темы, где показано как происходит усложнение материала с учетом уже полученных ранее знаний. Описаны формы и приемы ТРКМ можно использовать с 1-11 классы.
 Читать далее

С.Б. Захарова
(Детский сад «Гармония», г. Нижний Тагил)

Становление внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

 В работе рассматриваются этапы развития внутренней системы оценки качества образования в детском саду «Гармония» в 2016–2018 годы. Основным итогом ее внедрения является эффективный мониторинг состояния качества образования, обеспечивающий определение факторов развития и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования.  Читать далее

Е.М. Манакина
(Медицинский колледж № 5, г. Москва)

Инновационные формы деятельности педагога-психолога по профессиональной адаптации студентов медицинского колледжа

В статье обобщается опыт психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации будущих медицинских сестёр и фельдшеров. Продемонстрированы примеры мероприятий, используемые в работе педагога-психолога на разных этапах адаптационной деятельности, способы профессиональной мотивации обучающихся. Автором показаны примеры использования заимствованных названий в применяемых  мероприятий и эффективность данной деятельности в образовательном учреждении.   Читать далее

М.В. Кузнецова
(МБОУ СОШ
№ 18, г. Ставрополь)

Мониторинг и диагностика результатов работы школы как средство управления образовательным учреждением в условиях ФГОС НОО И ООО

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики. Как оценить успешность использования технологии и качество образования в школе в целом – проблема не только сложная, а наисложнейшая в современных условиях. В статье предлагается система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, на основе конструктора-матрицы, позволяющей «построить» сравнительный анализ показателей педагогических процессов.  Читать далее

Н.А. Салтанова
(Детский сад № 4, пос. Уралец, Свердловская обл.)

Формирование здоровьесберегающей среды в условиях дошкольной образовательной организации 

В статье рассматриваются вопросы создания здоровьесберегающей среды в дошкольной организации, способствующие профилактике здорового образа жизни детей, которые могут быть использованы другими дошкольными образовательными организациями, приоритетной деятельностью которых является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.  Читать далее

И.В. Рекко
(СОШ № 30, г. Пятигорск, Ставропольский край)

Использование приемов ТРИЗ-педагогики как одно из направлений формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов 

В данной статье описаны приемы ТРИЗ-педагогики, применяемые учителем в своей работе, такие как «Морфологический ящик», «Системный лифт», «Алгоритм составления загадок и сказок», позволяющие ученику творить и фантазировать, быть не только  объектом, но и субъектом обучения. Данные приёмы рассматриваются в рамках технологии развивающего обучения и могут представлять интерес для учителей начальных классов.   Читать далее

А.Г. Ямпольская
(Медицинский колледж № 2, г. Москва)
 

Применение деятельностно-компетентностного подхода в профессиональном образовании

В статье описано применение деятельностно-компетентностного  подхода при обучении специалистов среднего звена в медицинских учебных учреждениях с целью повышение качества их подготовки. Предметом, который обладает потенциальными возможностями для повышения научной грамотности в медицине, является физика, так как практически любая изучаемая тема в курсе физики может быть использована для освещения тех или иных фактов, связанных с медициной Читать далее

Н.В. Матвеева
(Серпуховский колледж, Московская обл.)

Разработка и использование компьютерных игр по английскому языку для студентов колледжа

В статье описан опыт разработки и использования компьютерных игр по английскому языку для студентов первого курса колледжа. Проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, перечислены задачи при разработке обучающей компьютерной игры, сформулированы педагогические цели, приведены результаты, полученные в ходе использования статистического сервиса Яндекс.Метрика. Определено, что значительная часть студентов колледжа готова использовать компьютерные игры для изучения английского языка.  Читать далее

Т.И. Волчок
(Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Н.С. Степанова, Республика Саха, Якутия)

Повышение профессиональной компетентности педагогов техникума посредством проектирования и управления реализацией персонифицированных программ повышения квалификации 

Данная статья посвящена проблеме профессиональной компетентности педагогов техникума посредством проектирования и реализации персонифицированных программ повышения квалификации. В статье дается обоснование необходимости разработки персонифицированных программ повышения педагогов, представлен алгоритм проектирования, структура персонифицированной программы, подобраны методики диагностики профессиональных затруднений, определена структура управления реализацией персонифицированных программ, разработаны рекомендации по совершенствованию профессиональной компетенции педагогов техникума. Читать далее

Л.Д. Яковчик
(МАДОУ ЩМР МО «Малыш», 
г. Щелково, Московская обл.)

Встреча времен и технологий. Области риска и пути восстановления физического и психологического здоровья детей с помощью методов образовательной кинезиологии и изотерапии

В статье раскрываются особенности работы психолога, кинезиолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ и  проблемами речевого развития в рамках  коррекционно-развивающей программы. Выделяется значение приемов и методов образовательной кинезиологии, коррекции первичных рефлексов с помощью    ритмичных движений для стабилизации эмоционального состояния, развития   произвольной регуляции поведения и качества усвоения образовательной программы учреждения. Проводится анализ использования цветовосприятия и изотерапии с целью определения зон влияния ритмичных движений на успешность интеграции первичных рефлексов и регистрацию изменений эмоционального состояния ребенка до и после коррекции. Читать далее

Я.А. Дедюхина
(детский сад
№ 33, г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)

Реализация системы работы по развитию книжной культуры у детей дошкольного возраста 

В работе рассмотрены психолого-педагогические аспекты литературного образования детей дошкольного возраста, проанализированы особенности развития книжной культуры дошкольников. Дана также характеристика методов и средств ознакомления детей с книжной культурой и детской литературой в условиях дошкольной образовательной организации.  Читать далее

Т.И. Волчок, М.А. Куланова, Н.Н. Тимофеева
(Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им. Н.С. Степанова,
Республика Саха, Якутия)

Интеграция общего, дополнительного и профессионального образования путем сетевого взаимодействия «Школа-техникум»

 

Работа посвящена вопросам теории и практики организации профессиональной ориентации и профессионального  обучения учащихся школе в  разные периоды развития страны. В статье рассматриваются возможности и способы интеграции основной образовательной программы средней общеобразовательной школы и программ профессионального обучения техникума на основе модели сетевого взаимодействия  в рамках реализации проекта «Интеграция общего, дополнительного и профессионального образования путем сетевого взаимодействия «Школа-техникум» с целью профессиональной подготовки части обучающихся к прикладным квалификациям.   Читать далее

А.С. Коршунова
(детский сад №101, г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)

Технология «Детский совет» как средство индивидуализации дошкольников

Особое внимание ФГОС дошкольного образования уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре. Всё это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет», построенная на основе международной программы «Сообщество».  Данная технология впервые была адаптирована для работы с дошкольниками кандидатом педагогических наук Лидией Васильевной Свирской.   Читать далее

Н.А. Прошек
(ОГБПОУ «ИЭК», Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская духовная семинария),
И.В. Прошек, к.п.н.
(г. Иваново)

Личность в окружающем ее мире

Проблема личности и ее взаимоотношений с окружающим миром была актуальна всегда. Человек – это главная ценность жизни. Какие же усилия необходимо приложить каждому из людей, чтобы в любых взаимоотношениях проявить себя личностями, раскрыть лучшие свои качества, совершить возвышающие нашу жизнь поступки? Ответ на этот вопрос автор статьи дает, рассматривая опыт работы школы гуманитарных знаний.   Читать далее

Т.Г. Киселева
(Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского)

Просветительский проект для родителей «Особый ребенок»

Растет число детей с ОВЗ, а компетенции родителей относительно воспитания такого ребенка остаются на низком уровне. Своими некомпетентными действиями родители усугубляют ситуацию, что приводит к формированию вторичных и третичных дефектов. Именно поэтому вопросам просвещения родителей в области воспитания детей с особыми образовательными потребностями мы посвятили проект «Особый ребенок», реализованный сотрудниками Ярославского педагогического университета совместно с областной библиотекой.  Читать далее

А.Ф. Сергеева, О.М. Каминскене
(Санкт-Петербургский технический колледж)

Внедрение дуальной модели обучения в системе СПО. Инновации в образовательном процессе в системе СПО 

Инновация, нововведение — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов. Современная образовательная система в России в своей основе использует метод информационного изложения материала преподавателем и творческой деятельности учащихся. При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации.  Читать далее

В.В. Удовиченко
(школа № 1583, г. Москва)

Развитие личности дошкольников: направления, формы и методы

В данной статье рассмотрены особенности развития личности дошкольника с точки зрения формирования трудовой деятельности. Проанализированы педагогические условия трудового воспитания в условиях дошкольной организации.  Читать далее

А.Р. Якупова
(Ногинский колледж, Московская обл.)

Реализация проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья - получение профессии вместе с аттестатом» в ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

В 2018 году в Московской области стартовал приоритетный проект «Путёвка в жизнь школьникам Подмосковья – получение профессии вместе с аттестатом». В этой статье рассказывается об опыте участия ГБПОУ МО «Ногинский колледж» в реализации этого проекта.  Читать далее

К.Э. Голищева, М.А. Надеинская
(Санкт-Петербургский технический колледж)

Опыт внедрения элементов дуального обучения на примере специальности СПО «Гостиничный сервис»: плюсы и минусы

В статье рассмотрен и описан опыт сотрудничества Санкт-Петербургского технического колледжа и социального партнера гостиницы ООО «Виктория-Охтинская», этапы внедрения в учебный процесс элементов дуального обучения по специальности СПО «Гостиничный сервис», процесс проведения практико-ориентированных занятий на базе работодателя, приведены результаты анкетирования студентов участвующих в данном проекте.  Читать далее

А.В. Можаев
(Столичный колледж
индустрии сервиса и гостеприимства)

Актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе среднего профессионального образования

В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы развития логического мышления у обучающихся в системе СПО на примере проведения учебного исследования в рамках преподавания дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности». Для учебного исследования используется текст русской народной песни. В процессе исследования выявляются объективные критерии, которыми руководствуются родители при подготовке к будущей семейной жизни своих детей.  Читать далее

И.Н. Ивлева (СОШ № 35, г. Кемерово),
Т.А. Мазепина, Т.В. Шкиря (ГОО «РЦППМС»)

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с использованием оборудования по федеральной программе «Доступная среда»

В статье обобщается опыт реализации инклюзивного образования школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ на базе МБОУ «СОШ № 35» г. Кемерово. Освещаются проблемные вопросы о необходимости материально-технического обеспечения и о тесном межведомственном взаимодействии с представителями других организаций. Авторами предлагается опыт реализации ФГОС ОВЗ как один из показателей эффективности деятельности образовательных учреждений в данном направлении.  

Читать далее