ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС»: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

К.Э. Голищева,
зав. методическим кабинетом, преподаватель,
М.А. Надеинская,
преподаватель
(Санкт-Петербургский технический колледж)
 

Сегодня практико-ориентированность профессиональной подготовки в СПО становится основным ресурсом обновления системы подготовки кадров. В мировой практике профессионального образования дуальная система профессиональной подготовки, зародившаяся в Германии полвека назад, получила широкую известность и признание. Это самая распространенная и популярная среди молодежи траектория профессионального образования в Германии.

Дуальная система обучения как технология является результатом взаимодействия образовательного учреждения с работодателем и, как показывает опыт европейской системы образования, дает определенность в будущей профессиональной деятельности и в успешной социальной адаптации.

Возвращаясь назад, в прошлое хочется вспомнить, что и в Советском Союзе была четко выстроенная система профессионально-технического образования, которая, к сожалению, не сохранилась. И, конечно же, интерес к системе дуального обучения в России не случаен. Профессиональное образование никогда не представлялось без связи с производством. Частично, дуальное обучение в СПО или практико-ориентированное профессиональное образование, которое реализуется в настоящее время в образовательных организациях РФ можно сравнивать с советской системой профессионального образования. Если взять отдельные эффективные моменты образовательной системы, которые мы использовали в прошлом, совместить их с некоторыми заимствованиями из немецкой системы и, отталкиваясь от имеющихся возможностей, уместить всё это в рамки ФГОС, — скорее всего, можно получить отличный результат.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равноценное участие и ответственность учебного заведения и предприятий за качество подготовки кадров. Заинтересованность предприятия заключается, прежде всего, в возможности подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, на их переучивание и адаптацию.

В нашем колледже имеется большой опыт взаимодействия с работодателями, когда обучающиеся в реальных производственных условиях осваивают некоторые виды деятельности внутри изучаемой специальности. Поэтому и было принято решение об организации дуального обучения с одним из наших давних партнеров, тем более что сам работодатель выступил инициатором расширения сотрудничества.

В 2017 году в результате переговоров между Санкт-Петербургским техническим колледжем и социальным партнером - гостиницей ООО «Виктория - Охтинская», было принято решение о внедрении в учебный процесс элементов дуального обучения по специальности «Гостиничный сервис» и проведении практических занятий на базе работодателя, а также проведение совместных мероприятий, направленных на популяризацию дуального образования.

Кроме получения имидживых и социальных выгод наш колледж, в первую очередь, ставил для себя следующие учебно-воспитательные задачи:

– комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности в рамках специальности;

– повышение качества освоения студентами общих и профессиональных компетенций по профессиональным модулям;

– координация и адаптация учебно-производственной деятельности Колледжа к условиям производства социального партнера;

– повышение успеваемости и посещаемости путем мотивации студентов;

– реальная помощь социального партнера в подготовке студентов к участию в профессиональном конкурсе World Skills.

Golisheva 1   Golisheva 2

Первым этапом совместной работы стало установление договорных отношений между профессиональной образовательной организацией и предприятием. Был подготовлен пакет нормативных документов, приказы о создании рабочей группы и о кураторах в ООО «Охтинская», положение «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по программе подготовки специалистов среднего звена на основе дуального обучения по специальности «Гостиничный сервис», разработана программа дуального обучения.

Второй этап – конструирование элементов процесса дуального обучения, распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между профессиональной образовательной организацией и предприятием и подготовка учебно-методического обеспечения для ведения дуального обучения.

На основании пожеланий работодателя, а также с учетом требований профессионального стандарта, методической службой колледжа и преподавателями ПЦК «Сервиса и туризма» была проделана кропотливая работа по актуализации ОПОП специальности «Гостиничный сервис», изменению действующих рабочих программ профессиональных модулей в части перераспределения тем и часов; определение тех модулей, по которым будут проводиться практико-ориентированные занятия на базе работодателя; распределение часов по модулям для проведения практических занятий в ООО «Охтинская»; составление расписания и графиков проведения занятий, а также определение группы студентов 3 курса для прохождения обучения на базе работодателя.

Третий этап - апробация процесса дуального обучения. Здесь стоит отметить, что и студенты и преподаватели спец.дисциплин колледжа с энтузиазмом и большой надеждой включились в новый для них проект. Первоначально студенты с большим интересом занимались на базе нашего социального партнера, но вскоре этот интерес остыл и, связано это было с тем, что обещанных практико-ориентированных занятий не проводилось.

Вместо проведения практических занятий, вовлечения студентов в работу служб гостиницы, ознакомления их со стандартами работы и специализированными программами, сотрудниками гостиницы давался лекционный материал в виде презентаций, но не информативного, а скорее – дискуссионного характера, что больше подошло бы обсуждению профессиональных вопросов среди коллег – специалистов, а не обучению студентов, еще не знакомых с материалом. Подобная форма общения была интереснее присутствующим преподавателям колледжа, но не студентам.

Кроме этого, тематика занятий зачастую не соответствовала календарно-тематическим планам и рабочим программам, переработанным с учетом предложений самого работодателя. К сожалению, даже заявленная и озвученная тема не всегда соответствовала самому содержанию лекции.

За все время занятий в гостинице «Охтинская» потенциал материально-технической базы гостиницы, практически, не использовался.

Смело можно сказать, что учебный процесс носил исключительно теоретический характер. Ни в первом, ни во втором семестре работодатель не предоставил студентам возможности получения практических навыков.

И все-таки одна из целей нашего партнерства, помощь в подготовке студентов к участию в профессиональном конкурсе WorldSkills, была реализована, что является положительным моментом в сотрудничестве с работодателем. Сотрудники гостиницы, совместно с преподавателями колледжа успешно подготовили студентку колледжа к участию в WorldSkillsв компетенции «Администрирование отелей» и наша студентка заняла 2 место в IV Региональном чемпионате «Молодые профессионалы» 2018 Санкт-Петербурга (WorldSkills Russia).

Одним из завершающих этапов дуального обучения стало прохождение студентами практики в гостинице «Охтинская». Это давало надежду на достижение необходимого результата, так как в программе практики было заявлено вовлечение студентов в работу служб гостиницы, ознакомление их со стандартами работы и специализированными программами.

Однако и эта часть проекта также оказалась малоэффективна в силу неспособности работодателя, предоставить необходимые по количеству студентов рабочие места и трудовые обязанности.

Четвертый этап – проведение демонстрационного экзамена по двум профессиональным модулям: ПМ.01 «Бронирование гостиничных услуг» и ПМ.02 «Прием, размещение и выписка гостей» по стандартам WSR. По окончанию обучения по профессиональным модулям студенты должны сдавать квалификационный экзамен. Если дать краткую характеристику экзамена, то, по мнению авторов статьи, звучать она будет так: замысел хороший – реализация плохая.

В самом начале подготовке к дуальному обучению было решено, что квалификационный экзамен будет проходить в форме демонстрационного по стандартам WSR. Контрольно-оценочные средства к экзамену готовились сотрудниками гостиницы, задания были вполне актуальны реальным гостиничным процессам. Но, к сожалению, те студенты, которые вышли на экзамен очень слабо справились с ними. Связано это с тем, что не получив реальных навыков работы в гостиничной сфере, студенты оказались не способными хотя бы частично справиться с поставленной задачей. Такую форму проведения демонстрационного экзамена можно смело назвать провальной.

Пятый этап – это оценка занятий, полученных на базе работодателя самими студентами и преподавателями спец. дисциплин. Для этого, преподавателями был проведен опрос студентов, участвовавших в проекте. Он состоял из 7 вопросов, на которые нужно было ответить путем выставления оценки от 0 до 10, где 0 – самая низшая оценка, а 10 – высшая. Ниже, приведены вопросы и средняя оценка студентов.

Результаты опроса

– Насколько лекции в гостинице Охтинская помогли Вам в учёбе?

6 баллов

– Насколько лекции в гостинице Охтинская были познавательными? (сколько нового вы узнали на занятиях)

5,5 баллов

– Насколько практика в гостинице Охтинская помогла вам в учебе?

4,75 баллов

Насколько практика в гостинице Охтинской была для вас познавательной?

6,75 баллов

– Насколько вы были заинтересованы в практике в гостинице Охтинская после проведенных лекций?

3,5 баллов

– Насколько положительно повлияли занятия в гостинице Охтинская на ваше отношение к учебному процессу?

5,25 баллов

– Насколько положительно повлияли занятия в гостинице Охтинская на ваше желание работать в гостиничной сфере?

5,21 баллов

Итого – 4,4 из 10 баллов

На основе проведенного анализа можно сказать, что реализация проекта дуального обучения резко отличалась от запланированной программы и не дала возможности достичь поставленных колледжем задач.

Почему же перспективный проект не дал положительных результатов при серьезной и тщательной подготовке со стороны образовательного учреждения? Ответ видится в том, что сам социальный партнер оказался не готов проводить практико-ориентированные занятия со студентами. Во-первых, это связано с большой загрузкой самих менеджеров, т.е. руководителей структурных подразделений гостиницы, проводивших занятия. Не маловажным фактором является и то, что для успешной реализации проекта в гостинице должна существовать система, вовлекающая и мотивирующая линейный персонал передавать свои практические навыки студентам как будущим сотрудникам. Во-вторых, непонимание работодателем, сути практико-ориентированного обучения в частности и дуального обучения в целом. И, в-третьих, нежелание услышать замечания опытных преподавателей колледжа по форме проведения занятий.

К сожалению, появление новых форм образования, смена образовательных технологий, не всегда дают положительный результат в подготовке молодых конкурентоспособных специалистов и, как мы видим, тут все зависит не только от желаний образовательного учреждения идти в ногу со временем и реализовывать инновационные модели обучения при организации учебного процесса. Социальные партнеры должны быть готовы к сотрудничеству и реализации программ при тесном профессиональном педагогическом взаимодействии, а также должны быть заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации, становится предприятиями-партнерами в реализации образовательных программ.

У работодателя действительно должна быть заинтересованность в получении готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы конкретного предприятия (организации). Еще одним доказательством того, что нашему социальному партнеру была важна только взаимная внешняя выгода и красивая картинка, стало совместное проведение на начальном этапе работы над проектом дуального обучения городской практической конференции «Работодатели и преподаватели. Реальность и перспективы на примере сферы гостеприимства».

Подводя итоги работы по внедрению элементов дуального образования в учебный процесс конкретно взятого колледжа, хочется отметить, что сотрудничество между образовательным учреждением и социальным партнером не должно носить формальный характер, тем более что основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров, а не имидживые выгоды.

Литература:

1. Листвин А.А. «Дуальное обучение в России: от концепции к практике». Образование и наука. 2016;(3):44-56.

2. Байдало Е.Н., Герасимова М.А., Шлыкова Е.В. «Опыт внедрения элементов системы дуального обучения в профессиональных образовательных организациях Свердловской области». Методические рекомендации. Екатеринбург, 2016.

3. Липаева Т.А. «Внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций». Сборник организационно-методических материалов. Кострома, 2015.