РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из важных задач образования в современных условиях является не только обучение, но и всестороннее развитие, и воспитание подрастающего поколения. Среди качеств личности, определяющих успешность во взрослой жизни, является умение трудиться. Формирование у дошкольника трудовых навыков происходит в рамках трудового воспитания. В трудовой деятельности дошкольники овладевают разными навыками и умениями, которые необходимы в повседневной жизни. Это область самообслуживания, область хозяйственно-бытовой деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении определено как одно из важных направлений, целью которого является формирование положительного отношения к труду путем решения следующих задач:

- формирование позитивной установки к различным видам труда и творчества;
       - воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей, к результатам труда, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
         - развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчестве.

Для того чтобы продуктивно организовать трудовую деятельность своих воспитанников, от педагога требуется знание специфики их развития, понимание особенностей черт характера, их сильных и слабых сторон. Педагог должен управлять воздействием среды на личность, управлять трудовой деятельностью воспитанников. В компетенцию педагога входит согласование содержания и форм труда с поставленными педагогическими целями. Он должен направлять трудовую деятельность так, чтобы она располагала детей к проявлению тех или иных качеств. Педагог должен уметь оценивать эффективность воспитательных воздействий различных видов трудовой деятельности.

Значение для рассмотрения данного вопроса имеет определение понятия «педагогические условия», которые лежат в основе любой образовательной системы: все происходящие в системе изменения опираются именно на педагогические условия. В Педагогической энциклопедии дается такое определение понятию «педагогические условия» – это обстоятельства, которые способствуют достижению цели в образовательном процессе[1] .

А.Н. Леонтьева считает, что педагогические условия являются совокупностью объективных возможностей содержания, форм, методов, приемов, материально-пространственной среды, которые направлены на достижение поставленной цели[2] .

Часто в педагогической литературе используется в качестве синонима понятие «организационно-педагогические условия». При этом считается, что для того, чтобы организационно-педагогические условия способствовали развитию или существованию, надо чтобы они представляли собой комплекс, который должен обладать гибкостью, динамичностью, иметь возможность развиваться в зависимости от усложнения целей[3] .

Рассмотрим условия, которые необходимо создать при организации трудовой деятельности дошкольников пятого года жизни, для воспитания у них положительного отношения к труду. Р. С. Буре считает, что это должна быть систематическая работа по приобщению к труду, причем каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения, соблюдать преемственность в трудовом воспитании при переходе из одной возрастной группы в другую[4] .

Анализ практики работы дошкольных организаций показывает, что к участию в труде обычно привлекаются, в первую очередь, дети, которые уже владеют некоторыми трудовыми навыками, полученными в семье. Такие дети обладают большей самостоятельностью, что выражается в стремлении сделать самому знакомое трудовое усилие («Я сам надену куртку», «Я сам поставлю ботинки в шкаф» и т.п.). Другая группа детей, которая не научена элементарным навыкам, или же не отличается коммуникативностью, к труду привлекается реже.

При одевании на прогулку и раздевании таким детям оказывает помощь воспитатель или его помощник. Так проще, так экономится время. В данном случае педагог допускает серьезную ошибку. В дальнейшем это приведет к углублению и увеличению разрыва в уровне навыков.

Т.М.Бондаренко считает, что обычно дети пятого года жизни с удовольствием откликаются на просьбы взрослых, стремятся их выполнить. И эту особенность дошкольников надо использовать[5] .

Г.Н.Година[6] , А.Г.Гогоберидзе[7], Н.Ю. Лембик[8] и ряд других авторов обязательным педагогическим условием успешного трудового воспитания детей называют учет психофизических особенностей дошкольников. Так при планировании достижений дошкольников 4-х летнего возраста в хозяйственно-бытовом труде, педагог в интегративных занятиях указывает в разделе «Труд», что дошкольник должен уметь перед прогулкой самостоятельно надеть всю легкую одежду, обуться, застегнуть застежки «молнии», кнопки или «липучки». Для 5-ти летнего ребенка уже указывается в этой же ситуации, что он должен владеть такими трудовыми навыками как, самостоятельно после сна или перед одеванием на прогулку надеть легкую одежду. А также верхнюю одежду, обуться, застегнуть пуговицы на одежде[9]. Одобрение воспитателя за правильно проведенное одевание будет способствовать стремлению ребенка в следующий раз одеться также самостоятельно и хорошо.

Следующим педагогическим условием воспитания положительного отношения к труду у детей пятого года жизни является учет нагрузки на ребенка. Труд по самообслуживанию дошкольников не заменяет труда взрослых. Психологи подчеркивают, что только посильный труд может доставить ребенку радость, а непосильный способен вызвать отвращение к труду. Выполняя работу по сервировке стола, дошкольник выполняет не только трудовое задание, но и обучается навыкам сервировки, которые ему будут необходимы на протяжении всей остальной жизни. Воспитатель при этом должен обращать внимание на эстетику расположения приборов на столе. В ходе такого трудового поручения пятилетний ребенок осознает полезность любого труда, даже такого простого, который он выполняет. Поддержать интерес к этому виду труда воспитатель может, используя слова одобрения, или при рассаживании детей за стол похвалить дежурных за правильно и красиво сервированный стол.

Т.С.Комарова отмечает, что дошкольник пяти лет должен выполнять такую работу, которая все-таки требует от него приложения физических усилий. Только в этом случае можно сформировать правильное представление о труде[10] . Приложенные физические усилия при достижении цели и результата труда принесут дошкольнику удовольствие от волевых усилий при мобилизации физических сил, использованных в процессе труда.

Недостаточная нагрузка может привести к тому, что дошкольник привыкнет трудиться без должного напряжения, будет выбирать более легкую работу или будет оставлять ее незаконченной. Но в любом случае педагог должен руководствоваться установленными санитарными нормами, положениями, указанными в образовательной программе.

Условием успешного трудового воспитания в процессе выполнения трудовой деятельности является учет не только физического, но и эмоционального состояния дошкольника. Ребенок пятилетнего возраста еще не способен полностью контролировать свое состояние и соразмерять свои силы. Это должен делать педагог, должен вовремя заметить утомление, сменить трудовую деятельность, помочь выполнить трудовое задание. Подбадривание педагога в этом случае придает ребенку силы, желание довести работу до завершения.

Важным условием воспитания положительного отношения к труду детей пятого года жизни является трудовая деятельность детей, осознаваемая ими как необходимая. Понимая важность будущего результата своей деятельности, дошкольник стремится выполнить ее в соответствии с рекомендациями педагога. Это формирует нравственно-ценностные мотивы, которые побуждают к качественному выполнению заданий, к преодолению трудностей на пути к получению результата. Педагог должен помнить о том, что дошкольники пятого года жизни еще не понимают общественного значения своего труда, но он способен понять, что его сверстники пользуются результатами его труда (сервировка стола, наведение порядка после занятия и т.д.).

Большинство исследователей и авторов работ по дошкольной педагогике отмечают, что младших дошкольников побуждает к трудовой деятельности интерес к процессу. Это характерно и для детей пятого года жизни. Выполнение трудового поручения легко может привести к переходу в игру, они теряют цель, которая поставлена педагогом. В таком случае весь процесс трудовой деятельности воспитатель разбивает на этапы с промежуточными целями.

Еще одним организационно-педагогическим условием воспитания положительного отношения к труду детей пятого года жизни является организация трудовой деятельности в привлекательной форме, что достигается через использование игровых моментов. Так, обычную уборку территории детского сада на месте прогулки группы творчески работающий воспитатель превратила в игру «Прятки». Вредный мусор «прятался», детям его нужно было отыскать и отправить туда, где ему положено быть – в мусорную корзину. В заключении воспитатель рассказала детям, какой вред способен нанести мусор живой природе. Выслушала рассказы детей о том, как в их семьях обращаются с мусором. В результате получилось интегрированное мероприятие, в ходе которого была реализована трудовая деятельность, как часть трудового и экологического воспитания. В заключение воспитатель отметила похвалой дружную работу всех детей. Этот пример описан в статье И.В.Кащиенко: «Реализация трудового воспитания в практике современных ДОО»[11] . Он показывает, насколько важно в процессе трудовой деятельности детей пятого года жизни создавать и поддерживать эмоциональную обстановку, вызывать радость от работы, поощрять проявление инициативы и преодоление возникших трудностей.

 В данном случае при организации трудовой деятельности детей параллельно происходило формирование коммуникативных навыков, умения сотрудничать в процессе выполнения общего дела.

А.Г.Гогоберидзе подчеркивает, что важным условием эффективного воспитания положительного отношения к труду у детей пятого года жизни, является руководство со стороны педагога. Педагог должен одновременно решать две задачи: обучение приемам работы и воспитание отношения к производимой работе, воспитание нравственно-волевых качеств. В данном случае педагог должен внимательно наблюдать за детьми в ходе организованной трудовой деятельности. Увидев, что кто-то из детей оставил выполнение порученного дела, педагог должен выяснить причину такой остановки. Это поможет педагогу скорректировать дальнейшую работу по трудовому воспитанию, оказать нужную помощь. Так как ребенок пятого года жизни еще не может долго заниматься одним видом деятельности, нужно усилить мотивацию, если ребенку стала не интересна работа, сменить вид деятельности[12] .

Осуществление принципа воспитания в деятельности не означает прямое воздействие на ребенка. В связи с этим любую ситуацию надо рассматривать с позиции взаимодействия воспитателя и воспитанника. Целью такого взаимодействия является формирование у детей пятого года жизни осознанного и ответственного отношения к трудовой деятельности.

Важным организационно-педагогическим условием является правильно организованная предметно-развивающая среда, как в группе, где находятся дети пятого года жизни, так и во всем детском саду. В практике работы дошкольной образовательной организации созданы такие центры для трудовой и самостоятельной деятельности[13] :

- художественный;
           - конструктивно-строительный;
           - природы;
           - ручного труда.

Также созданы центры художественного развития, центры эстетического развития, работают педагоги дополнительного образования, работают сменные выставки ручных работ воспитанников.

Т.В. Кротова отмечает, что важным организационно-педагогическим условием успешного формирования положительного отношения к труду у детей пятого года жизни является сотрудничество с семьей. Задача педагога состоит в том, чтобы убедить родителей, что успех в трудовом воспитании возможен только при условии единства в решении задач трудового воспитания, единства в требованиях, создании достаточных условий для приобщения детей к труду[14] .

Цели воспитания детей в дошкольной организации и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением, относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Необходимо отметить, что основными организационно-педагогическими условиями, которые обеспечивают решение задач формирования положительного отношения к труду у детей пятого года жизни, являются:
         - отбор содержания трудовой деятельности, имеющей значимость для детей;
         - определение достаточного объема трудовых усилий;
         - обеспечение систематического участия в труде каждого ребенка;
         - создание высоко-эмоциональной атмосферы;
         - включение воспитателя в совместный труд с детьми на правах партнера;
         - обеспечение нравственно-ценной мотивации, учет индивидуальных интересов;
         - взаимодействие с родителями;
         - соответствующая предметно-развивающая среда.

Все эти рассмотренные и перечисленные условия достаточно многообразны и конкретны, что позволяет группировать их в более обобщенные формулировки педагогических условий воспитания положительного отношения к труду:

 - во-первых, это условия, касающиеся формирования трудовых умений и интереса к разным видам труда;

- во-вторых, это условия, способствующие формированию у детей таких качеств, как стремление к получению результатов труда и удовольствие от применения волевых усилий;

- в-третьих, это педагогические условия, направленные на положительное эмоциональное подкрепление трудовых усилий детей через оценку успехов ребенка в труде.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, на констатирующем этапе необходимо получить исходные данные, которые можно сравнивать с результатами реализации проделанной работы по воспитанию положительного отношения к труду у детей пятого года жизни. Цель констатирующего этапа эксперимента - выявление уровня сформированности положительного отношения к труду у дошкольников пятого года жизни. Эксперимент проходил на базе ГБОУ школа №1583 г. Москва, детский сад №2. Испытуемые – воспитанники средней группы, 48 человек, из них 24 мальчика и 24 девочки.

В настоящее время не существует единой методики оценки уровня сформированности положительного отношения к труду дошкольников. Это связано с тем, что практически не существует методики оценки такого понятия, как «отношение», которое отражает характер обращения с чем – либо или кем - либо. Отношение может быть положительным, нейтральным (безразличным) или отрицательным. Характер обращения невозможно оценить в баллах. В связи с этим для установления уровня сформированности положительного отношения к труду дошкольников пятого года жизни взяли за основу критерии и уровни, разработанные Н.О.Березиной, И.А.Бурлаковой, С.С.Дреер, А.Н.Потыкан. Критерии соответствуют программным требованиям образовательной области «Труд» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой:

- владение трудовыми навыками и умениями, самостоятельность и качественность выполнения трудовых поручений в соответствии с возрастом и программными требованиями;
          - эмоциональное отношение к выполнению трудовых действий (выполняет с желанием, без желания, с безразличием);
          - сформированность первичных представлений о профессиях и труде.

По нашему мнению, каждый компонент можно оценить, а вместе взятые они дают оценку, которую можно соотнести с оценкой уровня сформированности положительного отношения к труду. Нами установлено три уровня в соответствии с рекомендациями авторов указанных выше.

Низкий уровень характеризуется следующим. Ребенок выполняет трудовой процесс с помощью взрослого. Иногда отказывается от деятельности, выполняет без видимого желания. В процессе деятельности часто отвлекается, затрудняясь в использовании образцов выполнения. Качество результата низкое. Владеет знаниями не более чем об одной профессии, знает профессии одного из родителей, редко опирается на эти знания в игре.

Средний уровень характеризуется таким образом. В основном владеет трудовыми умениями и навыками в соответствии с возрастом и программными требованиями. Проявляет самостоятельность в выполнении трудового процесса. Может проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия отдельных трудовых умений. Трудовой процесс выполняет иногда с помощью взрослого. Не всегда выполняет трудовое действие с желанием. Владеет знаниями о 2-3 профессиях, знает профессии родителей, не всегда опирается на эти знания в игре.

Высокий уровень характеризуется следующим образом. Владеет всеми трудовыми умениями и навыками в соответствии с возрастом и программными требованиями. Все выполняет самостоятельно, за редким исключением. Трудовое действие выполняет качественно. Владеет знаниями более чем о 3 профессиях, знает профессии родителей, опирается на эти знания в игре.

Определена балльная шкала оценки уровней по всем исследуемым компонентам. Низкий уровень оценивается в 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла. В ходе наблюдений оцениваются 5 компонентов: одевание, умывание, владение столовыми приборами, уборка игрушек, знание о профессиях и труде. Максимальное количество баллов по высокому уровню составит 15 баллов, по среднему уровню – 10 баллов, по низкому уровню – 5 баллов.

Устанавливаем следующий диапазон баллов по каждому уровню:

- высокий уровень – 11–15 баллов;
          - средний уровень – 6-10 баллов;
          - низкий уровень – 0–5 баллов.

Для определения уровня сформированности выделенных критериев были выбраны следующие методы и методики:

- карты развития (проводился их анализ на предмет установления уровня развития трудовых навыков и умений дошкольников пятого года жизни)

- наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности;

- беседа с детьми по выявлению уровня их знаний о профессиях;

- методика анкетного опроса, которая предназначена для изучения уровня участия родителей в трудовом воспитании детей.

Наблюдение проводилось за группой дошкольников пятого года жизни в количестве 48 человек, из них сформированы две равноценные группы по 24 человека. Показатели в них соотносимы между собой. В дальнейшем выделяем экспериментальную группу в количестве 24 человек( в дальнейшем ЭГ) и контрольную группу из 24 человек ( в дальнейшем КГ).

          Анализ полученных данных показал, что на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе получены результаты в положительной динамике сформированности положительного отношения к труду. Увеличилась группа детей с высоким уровнем с 20% до 36%. Сократилась группа детей с низким уровнем сформированности положительного отношения к труду с 32% до 12%. Реализованные мероприятия способствовали закреплению навыков самообслуживания, трудовых умений в хозяйственно – бытовом труде. Дошкольники уверенно стали называть несколько профессий, хорошо знают профессии своих родителей, умеют рассказать о них доступно. Большинство детей стали проявлять самостоятельность при выполнении трудовых заданий, выполняют более качественно. Без помощи воспитателя или другого взрослого правильно умываются, пользуются полотенцем. Многие дети улучшили навыки владения столовыми приборами.

В этой группе мы также отмечаем положительную динамику в уровне сформированности положительного отношения к труду. Но уровень повысился не столь значительно, как в экспериментальной группе. 

Анализ результатов контрольной группы показал, что также увеличилась группа детей с высоким уровнем, сократилась группа с низким уровнем сформированности положительного отношения к труду.

Сравнение результатов экспериментальной и контрольной группы, показало, что показатели положительной динамики сформированности уровня положительного отношения к труду у экспериментальной группы выше, чем у контрольной. Так по высокому уровню у экспериментальной группы этот показатель выше контрольной группы на 8%, по среднему уровню – на 4%, по низкому уровню – на 12%.

Из выше изложенного можно сделать следующие выводы, что созданные педагогические условия в соответствии с выдвинутой гипотезой, выявляют развитие у личностипотребности в труде, как черта ее характера. Таким образом, созданные педагогические условия в соответствии с выдвинутой гипотезой получили свое подтверждение.

Литература

1. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов. ФГОС ДОО. - М.: Метода, 2014. - 208 с.

2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. -148 с

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду:изд.2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 2012. - 123 с.

4. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 380 с.

5. Кащиенко И.В. Реализация трудового воспитания в практике современных ДОО//Интерактивные науки. - 2017. - №1. - С.23-26.

6. Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 231 с.

7. Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. - М.: Просвещение, 2012. - 134 с.

8. Лембик Н.Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста//Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы конференции. - 2017. - №2. - С.32-35.

9. Леонтьев А.Н. Концепция предшкольного образования. Программа «Детсад 2100. - М.: БАЛЛАС, 2016. - с.173

10. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/ Под ред. Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой. - М.: Восток, 2003. -- с.153

11. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия»//Молодой ученый. - 2015. - №25. - С.1020-1022.



[1] Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики/ Под ред. Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой.  Москва: Восток, 2003. - с.153

[2] Леонтьев А.Н. Концепция предшкольного образования. Программа «Детсад  2100.-Москва:БАЛЛАС,  2016. - с.173

[3] Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия»//Молодой ученый.  2015. №25.С.1020-1022.

[4] Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  Москва: Мозаика-Синтез, 2012.148 с

[5] Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Практическое пособие для старших воспитателей, методистов. ФГОС ДОО. Москва: Метода, 2014.  208 с.

[6] Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду:изд.2-е, испр. и доп.  Москва: Просвещение, 2012. 123 с.

[7] Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие.С-Петербург:Питер, 2013. 380 с.

[8] Лембик Н.Ю. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста//Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы конференции. 2017. №2. С.32-35.

[9] КомароваТ.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 231 с.

[10] Комарова Т.С., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 231 с.

[11] Кащиенко И.В. Реализация трудового воспитания в практике современных ДОО//Интерактивные науки. 2017.№1. С.23-26.

[12] Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие.С-Петербург:Питер, 2013. 380 с.

[13] Кащиенко И.В. Реализация трудового воспитания в практике современных ДОО//Интерактивные науки. 2017.№1. С.23-26.

[14] Кротова Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.-Москва:Просвещение, 2012.  134 с.

Udov