Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПО. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СИСТЕМЕ СПО

А.Ф. Сергеева,
преподаватель
О.М. Каминскене,
методист, преподаватель
Санкт-Петербургский технический колледж)

Практика без теории ценнее, чем теория без практики.
Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор 

Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я не смогу запомнить,
привлеки меня к участию – и я пойму.
Индейская пословица

 

Инновация, нововведение — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Основной целью развития машиностроительной отрасли России в ближайшее время является обеспечение растущего спроса на её высококачественную продукцию на внутреннем и мировом рынках на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения её экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения, конкурентоспособности продукции.

Непрерывный процесс научно-технического прогресса постоянно требует совершенствования современных технологий, в том числе и технологий машиностроения. При этом они в своем развитии проходят многосторонние преобразования, обычно значительно усложняются и приобретают новые свойства и возможности. Этому способствуют исследования фундаментального и прикладного характеров. Вместе с тем, в основе их развития лежат общие тенденции, действующие в технике, а также новые принципы, возникающие благодаря прогрессу науки и техники.

По мере насыщения промышленности автоматизированным оборудованием для эффективной работы агрегатных станков, станков-автоматов и автоматических линий разрабатываются принципиально новые виды инструментов и инструментальная оснастка: режущий и вспомогательный инструмент с исполнительными механизмами для регулирования перемещений режущего инструмента по мере его износа; приспособления для предварительной настройки инструмента на размер; устройства для гарантированного формирования стружки, не мешающей циклу автоматической обработки.

В последнее время в России ежегодно создается около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных за последние пять лет технологий машиностроения около 12% не имеет аналогов в мире, столько же соответствует лучшим зарубежным образцам и потенциально могут быть конкурентоспособными.

И поэтому главная задача -выводить на рынок труда подготовленных специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Современная образовательная система в России в своей основе использует метод информационного изложения материала преподавателем и творческой деятельности учащихся. Однако такая система образования формирует лишь хороших знатоков - исполнителей, среди которых нечасто появляются творческие личности, мыслящие нетривиально. И это верно, но все же, любой процесс, в том числе и образовательный, невозможно представить без некоторой доли творчества. Именно поэтому профессиональной победой преподавателя можно назвать его творческую реализацию, а также успешное развитие творческого потенциала студента. В технологии, на первый взгляд очень мало творческих начал, но это только на первый взгляд. Создание технологических процессов, проектирование разнообразных деталей и сборочных единиц при должном внимании и некоторой доле усердия в полной мере содержат элементы творчества, которые проявляются в ходе выполнения студентами практических работ.

Процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел в последнее время существенные изменения. Система среднего профессионального образования не может сегодня развиваться как замкнутая система. Колледжи  и работодатели - звенья одной цепи. Работодатели призваны сформулировать требования как к количеству, так и к качеству подготовки профессиональных кадров (профессиональные стандарты), а образовательные учреждения  удовлетворять эти требования.

Система профессионального образования в изменившихся условиях социально-экономического развития страны постоянно совершенствуется и требует новых подходов к установлению взаимодействия сторон. На современном этапе перед учебными заведениями профессионального образования стоит множество задач. Одна из приоритетных задач профессионального образования – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, приведение рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.

Ситуация современного рынка требует новых методов работы образовательных организаций и работодателей. Работодатели, как потенциальные заказчики, должны активно включаться в процесс формирования квалифицированных специалистов, определения профессиональных компетенций, участие в профессиональной подготовке студента.

Термин «Дуальность» означает «Двуединство, двойственность».

При дуальной системе в образование привлекаются как учебные заведения, так и производственные предприятия, фирмы, организации. Программы дуальной системы образования интегрируют в себе теорию и апробированные на практике ноу-хау. Содержательный смысл преобразований состоит в том, что дуальное образование обучающиеся получают одновременно в двух учебных заведениях: колледжах – теоретическую часть, а на производстве – практическую.

Дуальная система в качестве отличительной характеристики от традиционной предполагает во время всего периода обучения чередование теории и практики, что приводит к результативности и эффективности использования полученных знаний и навыков. 

Cergeeva1

 

Схема 1-  Преимущества дуального обучения

В Санкт-Петербургском техническом колледже (далее – Колледж), для студентов специальности 15.02.08 Технология машиностроения, было решено внедрить дуальное обучение для изучения обучающимися дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»  с проведением лабораторных занятий по темам: «Измерение детали с помощью штангенинструмента.», «Измерение детали с помощью микрометрического инструмента», «Измерение отверстия с помощью индикаторного нутромера».

Данный процесс состоял из нескольких этапов.

1 этап – составление плана сетевого взаимодействия с социальными партнерами, заключение договорных отношений между Колледжем и предприятием СПб ОАО «Красный Октябрь». Также на этом этапе были проанализированы ФГОС по специальности «Технология машиностроения» и требования работодателя, которые содержатся в профессиональных стандартах для  выделения дополнительных профессиональных компетенций, необходимых студентам. На основании этого были актуализированы (на уровне тематического планирования) содержание рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей.

2 этап – распределение зоны ответственности за реализацию дуального обучения между Колледжем и предприятием СПб ОАО «Красный Октябрь». На этом этапе был составлен график проведения практических занятий, определены виды работ, которые будут отрабатываться на предприятии.

3 этап – актуализация элементов процесса обучения.

Корректировка содержания рабочих программ в сторону практико-ориентированности.

Разработка контрольно-оценочных средств (содержание заданий и критерии оценки).

Актуализация комплектов учебно-методического обеспечения рабочих программ с учётом технологии дуального обучения.

4 этап – апробация и корректировка.

Cergeeva 2  Cergeeva 3

Организация процесса дуального обучения на основании разработанного комплекта документации. На данном этапе обучающиеся знакомятся с корпоративной культурой, работают в команде и затрачивают на изучение теории меньший период времени, чем те, кто обучается по традиционной системе профессионального образования. Тематика выпускных квалификационных работ ориентирована на потенциальные нужды предприятий-работодателей. Не меньшую пользу такое обучение приносит и преподавателям дисциплин профессионального цикла и мастерам производственного обучения, которые получают реальную возможность стажировки на предприятии. Учебная часть по согласованию с преподавателями составили учебное расписание, таким образом, чтобы обеспечить возможность проведения практических занятий на предприятии. Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии специалистов предприятия и преподавателей Колледжа.

Выявление проблем, оперативное реагирование. В результате внедрения в образовательный процесс Колледжа проведение практических и лабораторных занятий для студентов специальности «Технология машиностроения» непосредственно на производстве, были сделаны следующие выводы:

 данное нововведение обеспечивает плавное вхождение выпускников в трудовую деятельность без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой;

 позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе;

●  формирует социальную компетентность, ответственность;

●  предоставляет обучающимся возможность управления собственной карьерой;

 происходит более ранняя профессионализация, обучающиеся вырабатывают профессиональное мастерство при выполнении трудовых действий.

Апробация педагогических технологий, ориентированных на эффективное обучение. Использование современных образовательных ресурсов существенно повышает скорость и качество взаимодействия между преподавателем и студентом, что является особенно важным в процессе практико-ориентированного обучения. Достигается эффект, благодаря которому, обучающиеся видят в производственной среде не только свои достижения и ошибки, но и достижения и ошибки других своих сокурсников, поэтому происходит усвоение только наиболее успешного опыта и уход от потенциально неправильных действий. Фактически, использование современных педагогических технологий приводит к увеличению эффективности и практикоориентированности всего образовательного процесса.

Ключевые факторы успеха:

 Устранение разрыва между теорией и практикой.

 Создание новой психологии будущего специалиста.

●  Мотивация получения знаний и приобретения навыков в работе.

 Взаимодействие с заказчиком с учетом требований профессиональных стандартов к будущим специалистам в сфере машиностроения.

●  Повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

 Качественное усвоение практического материала;

●  Учеба в реальных рабочих условиях.

Но далеко не все отечественные учебные учреждения способны обучать студентов согласно дуальной системе образования, то есть совмещать учебный процесс с полноценной производственной практикой по специальности. И дело даже не в низком финансировании образования - дело в предприятиях, которые попросту не способны предоставить рабочие места для студентов, тем более если это касается области высоких технологий. Именно поэтому необходимо вложение денежных средств в программное обеспечение и необходимое оборудование, которое позволяет создавать разнообразные виртуальные приборы; изучить 3d-модели процессов, т.е. всего того, что сложно представить в теории, но легко изучить практически, для создания полноценного учебного процесса на базе самого учебного учреждения.

Таблица 1 - Отличия дуальной и традиционной систем подготовки специалистов

Традиционная система подготовки

Дуальная система подготовки

Большая часть обучения (до 70%) проходит в стенах учебного заведения

Сокращение аудиторных занятий до 30%

Производственная практика составляет всего 25–30% времени обучения

Объем производственной практики  увеличен до 60–70%от объема учебного плана

Производственная практика не отвечает необходимым запросам предприятий - работодателей

Производственная практика основа на индивидуальном подходе и максимально приближена к реальным условиям предприятия

Навыки описаны в стандарте профиля подготовки

Приобретение важных практических навыков по выбранному профилю подготовки

Вероятность прохождения практики на современном производственном оборудовании составляет около 10%

Непосредственное  прохождение  практики  на современном производственном оборудовании

За короткий период практики невозможно познакомиться с обычаями и традициями предприятия

Ознакомление с корпоративной культурой, работа в команде

Подготовка ведется за счет государства или самого студента

Обеспечение стипендией от предприятия на весь период обучения, доставка с места работы до дома

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ не отражает специфики производства

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ ориентирована на потенциальные нужды предприятий - работодателей

Мониторинг потребностей в специальностях отсутствует

Осуществляется  мониторинг, и  определяется конкретный перечень специальностей, востребованных конкретными предприятиями региона

Привлекаются специалисты - практики

Возможность стажировки преподавателей специальных дисциплин на предприятии

 

При дуальной системе обучения студенты получают более глубокие знания по выбранной специальности, осознанное овладение общими и профессиональными компетенциями, приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и гарантирует трудоустройство.

Таким образом, следует, что основная содержательная концепция дуальной системы профессионального образования базируется на усилении практической направленности при подготовке специалистов через синтезирование учебного и производственного процессов, что существенно увеличивает возможность профессиональной мобильности выпускников учебных заведений. Данная система является действенным и гибким механизмом, позволяющим готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных в современных условиях рыночной экономики предприятиями различных сфер деятельности.

Только в тесном контакте с работодателями возможна эффективная реализация основной функции - обеспечение рынка труда специалистами, обладающими соответствующими профессиональными компетенциями, востребованными данным сектором экономики.

Список литературы

1. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 – 23 апреля 2015 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. Е. М. Дорожкин, д-р пед. наук, проф. В. А. Федоров. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун.-т», 2015. Том I. 355 с.

2. Кабалина Л.В. Инновации в специальности 151001 «Технология машиностроения»: нанотехнологии. - 2010.

3. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. – 2010. – No 2. – С. 68 – 96.