ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

Т.Г. Киселева,
и. о. декана дефектологического факультета
Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д. Ушинского
  

Каждый ребенок уникальный и особенный, но мы называем особыми тех детей, которые имеют особые образовательные потребности, т.е. нуждаются в помощи и поддержке, чтобы стать успешными не только в школе, но и в жизни. Неслучайно, в новом едином квалификационном справочнике введена должность тьютора, т.е. того педагога, который может помочь ребенку стать успешным. Помочь своему ребенку могут и родители, только для этого им надо честно признать, что их ребенок нуждается в помощи и не отказываться от помощи, которую предлагают педагоги, психологи, медики. 

Много ли таких детей, которым нужна помощь? Да и меньше их не становится. Причин этому множество: экология; неправильное питание, погоня за модными диетами и нехватка витаминов как у матери, так и у младенцев; высокий уровень стрессогенности в обществе (требование быть успешным, лидером, первым, начиная с пеленок); позднее материнство (когда женщина сначала делает карьеру, а потом только задумывается о рождении ребенка); социальная беспомощность и неадекватность методов семейного воспитания, когда ребенка стремятся обезопасить от всего, а в итоге лишают его социального иммунитета и многое другое. 

Сегодня общественность, государственные структуры, родители, педагоги чрезвычайно озабочены проблемой роста числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По статистическим данным численность детей-инвалидов в Ярославской области на начало текущего года превысила 3500 человек, из них более 60% составляют подростки от 14 до 18 лет. Анализ причин установления инвалидности показал, что более 20% имеют психические заболевания. В свою очередь вызывает серьезные опасения рост агрессии среди детей и подростков, в том числе с летальным исходом. Все эти факты указывают на необходимость  постоянного контакта, помощи поддержки лицам с ОВЗ и инвалидам. Не всегда семья, родственники готовы оказывать такую помощь в силу эмоционального выгорания и общей усталости, поэтому помощь нужна не только в воспитании ребенка с ОВЗ, но и в поддержке и сопровождении родителей, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями. 

Ещё одну важную проблемы хотелось бы обозначить, обосновывая необходимость педагогического просвещения в области специального (дефектологического) образования – интолерантное отношения к лицам с ОВЗ. Заявляя на словах о готовности относиться как к равным к людям с ОВЗ, на деле общество часто игнорирует их, а порой и открыто выражает агрессию и непринятие, поэтому одна из задач данного просветительского проекта – привлечение внимания общественности к необходимости и возможности оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. 

В каждом конкретном случае помощь нужна своя, особая, поскольку ребенок – ОСОБЫЙ. Этому посвящен просветительский проект, который организован по инициативе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского и поддержан областной научной библиотекой им. Н.А. Некрасова. 

Самые разные организации, в том числе и общественные организации, проводят большую организационную, методическую, психолого-педагогическую работу по оказанию помощи детям и подросткам-инвалидам и лицам с ОВЗ в социализации, социальной адаптации и профессиональном самоопределении. При этом в обществе чувствуется дефицит профессиональных квалифицированных кадров, готовых работать с этой категорией обучающихся, а также волонтеров, готовых оказывать помощь по присмотру, обучению, сопровождению лиц с ОВЗ и инвалидностью. 

Просветительский проект для родителей «Особый ребенок» появился не случайно. В правительственных документах очень много говорится о модернизации дефектологического образования, но зачастую все заканчивается на уровне лозунгов и призывов. Что конкретно мы можем сделать, чтобы повысить уровень компетентности в области специальной (коррекционной) педагогики и дефектологии? То, что мы умеем, ‑ рассказать,  показать, научить заинтересованных родителей, которые сталкиваются с теми или иными трудностями в развитии ребенка (заикание, задержка в развитии, школьные неуспехи, дисграфия, дислексия и пр.). 

 Цель просветительского проекта для родителей – формирование социальной компетентности родителей в процессе взаимодействия с собственными детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 Задачи: 

1.  Формирование представлений о психолого-педагогических особенностях детей-инвалидов и детей с ОВЗ 

2. Формирование элементарных навыков профилактической и коррекционной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. 

3. Освоение элементов психолого-педагогических технологий, приемов и методов работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. 

4. Формирование навыков конструктивного взаимодействия с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. 

Этапы реализации: 

1.  Организационный – сентябрь (согласование сроков, места, времени, тематики встреч) 

2. Этап реализации – октябрь – апрель (проведение открытых лекций для родителей по наиболее актуальным вопросам и проблемам, касающихся обучения, воспитания и развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ 

3. Аналитический – анализ результатов, рефлексия, сбор отзывов и обратной связи от участников, формирование запроса на продолжение проекта на следующий учебный год. 

Критерии успешности проекта: 

1. Формирование стабильного ядра (круга) участников, регулярно посещающих лекции, семинары, практикумы для родителей 

2. Расширение круга участников, вовлечение заинтересованных родителей в активное обсуждение проблем воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ 

3.  Отклик, социальный резонанс о реализации проекта в СМИ 

4.  Готовность родителей к совместным образовательно-просветительским мероприятия с участием детей с особыми образовательными потребностями. 

5. Вовлечение студентов педагогического университета в подготовку и реализацию открытых занятий для детей с особыми образовательными потребностями.

 

    Kiceleva 1Kiceleva 3Kiceleva 2

Ход реализации проекта «Особый ребенок» 

Используя возможности социальных сетей, для начала мы провели опрос среди родителей о тех вопросах и проблемах, которые их волнуют в связи с особенностями их детей. Получился весьма длинный список тем-запросов, ведь каждый ребенок уникален и проблемы, с которыми сталкиваются родители при его воспитании, тоже особые. Опытные педагоги – преподаватели Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского дефектологического факультета с особой тщательностью проанализировали поступившие запросы и предложили тематический план, который представлен в таблице 1. 

Таблица 1. Тематический план

  

№ п/п

Тема

Всего часов

1.           

Причины и предупреждение дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников

2

2.           

Приемы логоритмики для коррекции и профилактики речевых проблем

2

3.           

Сказкотерапия как инструмент коррекционно-развивающей работы

2

4.           

Ошибки семейного воспитания

2

5.           

Гендерные особенности воспитания: причины нарушения и пути коррекции в работе с детьми с ОВЗ

2

6.           

Раннее речевое развитие ребенка: причины и профилактика дизартрии

2

7.           

Психологические аспекты работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью

2

8.           

Мальчики и девочки – два разных мира. Гендерные особенности воспитания современных мальчиков

2

9.           

Мальчики и девочки – два разных мира. Гендерные особенности воспитания современных девочек

2

10.        

Чтение с увлечением. Как научить ребенка читать

2

11.        

Заикание – не беда. Современные технологии логопедической работы с заикающимися детьми и взрослыми

2

12.        

Формирование речевой культуры у детей

2

13.        

Закономерности развития речи дошкольника и коррекция ее недостатков

2

14.        

Подготовка детей к освоению грамоты в образовательной организации и в семье

2

15.        

Русский язык с логопедом: преодоление специфических орфографических ошибок у младших школьников

2

16.        

Постановка и коррекция почерка у младших школьников

2

17.        

Игра как эффективное средство развития речи детей с ОВЗ и коррекция ее недостатков

2

18.        

Недоразвитие речи у детей с ОВЗ: особенности педагогической и логопедической помощи

2

19.        

Особенности логопедической работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста

2

20.        

Воспитание ребенка с нарушением зрения в условиях семьи

2

21.        

Раннее речевое развитие ребенка в семье

2

22.        

Первый раз в первых класс (Как помочь ребенку адаптироваться в школе)

2

23.        

Что такое «ЗПР»: как помочь ребенку с задержкой в развитии стать успешным?

2

 

Всего

46 

Кроме групповых форм работы этот проект не исключает возможность индивидуальных консультаций. Если родитель увидел, что тот или иной лектор может помочь ему в решении проблем его ребенка, то можно договариваться о частных консультациях и занятиях. 

Отзывы участников говорят о важности и практической пользе данного проекта. На следующий год полноправными участниками проекта станут дети: часто мамочкам не с кем оставить ребенка, поэтому некоторые из них приходили на встречи вместе с детьми. Продолжительность занятий была нацелена на взрослых людей и тяжело переносилась детьми, поэтому со следующего года параллельно с просветительскими лекциями будет организована силами студентов-волонтеров игротека для детей, что даст возможность оттачивать педагогическое мастерство не только родителям, но и студентам – будущим дефектологам. 

Как здорово, что в Ярославском государственном педагогическом университете есть такие энтузиасты, люди, неравнодушные к чужой беде, готовые протянуть посильную руку помощи. 

 Список литературы 

1. Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2014. – 323 c. 

2. Глухов, В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии - М.: Секачев В. Ю., 2015. - 256 c 

3. Глухов, В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум - М.: Секачев В. Ю., 2011. - 296 c. 

4.  Гуровец, Г.В. Детская невропотология. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 304 c. 

5.  Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. - М.: Каро, 2006. -868 c. 

6.  Основы специальной педагогики и психологии /Н.М. Трофимова и др. - М.: Питер, 2011. - 256 c. Основы специальной психологии. - М.: Академия, 2010. - 480 c. 

7.  Поливара, З.В. Введение в специальную психологию. - М.: Флинта, 2015. - 103c. 

8.  Смирнова, С.В. Основы патопсихологии. - Москва: СИНТЕГ, 2010. -718 c. 

9.  Уманская, Т.М. Невропатология. - М.: Владос, 2017. - 262 c. 

 Электронные ресурсы  

1.Электронные книги по теме «Специальная коррекционная педагогика и психология http://www.knigafund.ru/books/176450

2.Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих  http://bibl22.ru/spiskiliter/difectology  

3.Электронная библиотека МГППУ http://psychlib.ru  

4. Аутизм  http://www.autism.ru  

5.Дети Индиго www.deti-indigo.ru  

6. Дети-ангелы www.detiangeli.ru  

7. Дефектология для вас  http://defectus.ru/  

8. Заикание.ru  http://www.zaikanie.ru  

9. Наши детки  http://www.ourkids.ru  

10. Особое детство http:// www.osoboedetstvo.ru  

11. Особый ребенок  http://www.invaliddetstva.ru  

12. СДВГдети http:// www.adhdkids.narod.ru