ЛИЧНОСТЬ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕЕ МИРЕ

Н.А. Прошек,
преподаватель энергетического колледжа
заслуженный учитель РФ,
преподаватель Свято-Алексеевской
Иваново-Вознесенской духовной семинарии,
И.В. Прошек, к.п.н
(г. Иваново)

 

    Преподаватель. Тема этого занятия выбрана нами вполне осознанно. Проблема личности и ее взаимоотношений с окружающим миром была актуальна всегда. Человек – это главная ценность жизни. Какие же усилия необходимо приложить каждому из людей, чтобы в любых взаимоотношениях проявить себя личностями, раскрыть лучшие свои качества, совершить возвышающие нашу жизнь поступки? Именно об этом мы хотим поговорить сегодня на очередном занятии нашей школы гуманитарных знаний.

    Образовательная цель: познакомить с ключевыми понятиями психологии личности, условиями ее формирования и развития, поведенческими особенностями человека в предлагаемых обстоятельствах окружающей среды на примерах из произведений художественной литературы и других видов искусства. 

   Задачи: научить различать такие понятия, как «человек» - «индивид» «индивидуальность» - «личность»; рассмотреть факторы, определяющие формирование и развитие личности;выяснить роль иерархии ценностей в мотивации поведенческих особенностей в обстоятельствах окружающей среды;сформировать собственные представления о личности. 

  Развивающая цель: способствовать актуализации психологических понятий, вынесенных на обсуждение, активизации познавательного интереса, развитию мыслительных процессов. 

      Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой информации. 

   Воспитательная цель: способствоватьформированию нравственных качеств, общечеловеческой и гражданской позиции обучающихся. 

  Техническое оснащение: интерактивный комплекс мультимедийного оборудования, электронная презентация, включающая фрагменты из художественных фильмов, репродукции произведений живописи, аудиозаписи. 

Ход занятия 

 Преподаватель. В современном мире на сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «личность» ввиду его сложности и емкости. Для каждого это понятие имеет свое значение, которое может быть и неправильным. Но очевидно одно: если мы хотим, чтобы в мире, где мы живем, к нам относились с уважением, чтобы нас понимали, ценили, мы должны быть настоящими личностями. Поэтому проследим поведенческие особенности людей, в том числе героев известных нам художественных произведений, в различных предлагаемых обстоятельствах окружающей среды и составим целостное представление о личности. На первом этапе наших рассуждений на заявленную тему попытаемся, используя ваш личный жизненный опыт, объяснить понятие «человек» и подумаем над тем, как соотнести его с другим понятием - «индивид». 

  На экране вопрос. Как вы объясните понятия «человек» и «индивид»? 

 Ответ обучающегося. Я думаю, что понятие «человек» представляет собой обобщение конкретного рода живых существ. Оно указывает на отличительные особенности этой категории живых существ. Понятие включает в себя общие родовые признаки, в число которых входит физическое строение тела, головного мозга, наличие сознания, способность к трудовой деятельности и т. д. Таким образом, понятие «человек», на мой взгляд, несет признаки, отличающие человеческий род от других живых существ. 

 Ответ обучающегося. Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств от особенностей строения организма и нервно-психической деятельности до образа жизни, который определяется наличием сознания. 

 Ответ обучающегося. Понятие «индивид», мне кажется, отталкивается от того, что мы вкладываем в значение понятия «человек». Индивид, как пишет специализированная литература, - биологический организм, носитель наследственных свойств биологического вида. Это - конкретно взятый человек из общности людей, который отличается от своих собратьев, например, ростом, цветом волос и глаз, темпераментом, эмоциональностью и т.д. Индивид - это единичный представитель человеческого рода. Он подобен всем людям, но имеет свои генетические отличия. Быть индивидом дается человеку по рождении. 

 Преподаватель. Если в понятие «человек» входят внешние признаки, отличающие человеческий род от прочих, индивид являет нам биологическую основу личности, то что же, по-вашему, входит в искомое понятие «личность»? Чтобы составить собственное представление о том, что же такое «личность», попробуем ответить на простые вопросы: «Кто я? Какой я»? 

  На экране вопрос. Кто я? Какой я? 

 Преподаватель. В течение пяти минут на листочках дайте себе краткие характеристики, отражающие ваше сегодняшнее представление о себе. 

 Обучающиеся зачитывают сделанные ими записи. 

 Ответы. Высокий, сероглазый, крепкий, студент, скромный, любознательный, целеустремленный, энергетик, восприимчивый, умный, спортсмен, общительный, замкнутый, успешный, тактичный и т. д. 

 Преподаватель. Теперь классифицируйте ваши представления о себе. С каких позиций эти ответы характеризуют вас? Что заявляют о вас следующие признаки: высокий, красивый, сероглазый, крепкий, коренастый, курносый и прочее? 

 Ответ обучающегося. Эти определения являются природными признаками, характеризуют наш внешний облик, поэтому характеризуют нас как существа биологические. Перечисленные определения указывают на признаки индивида. 

 Любознательный, увлеченный, умный, чувствительный, внимательный и тому подобное раскрывают наши психические особенности. 

 Преподаватель. Что подчеркивают в нас такие определения, как студент, энергетик, спортсмен, специалист, профессионал, отличник, интеллигентный, тактичный и так далее? 

 Ответ обучающегося. А эти слова указывают на то, что мы живем в обществе и принадлежим к определенной социальной группе, которая оказала на нас воздействие. 

 Преподаватель. В своих ответах, вы не только охарактеризовали себя с физической и нервно-психической стороны, но также обозначили свой социальный статус и наметили перспективы своего развития, то, к чему вы стремитесь: стать энергетиком, специалистом, профессионалом. Также вы указали на свои взаимоотношения с окружающим миром. На основе полученных данных мы определили наши составляющие. И теперь соотнесем известные нам понятия «человек» – «индивид» – «личность».

 На экране задание: соотнести между собой понятия «человек» - «индивид» - «личность» 

 Ответ обучающегося. Мы уже знаем, что понятие «человек» выражает общие черты, присущие человеческому роду. Индивид – это конкретно взятый представитель человеческой общности, носитель определенных биологических качеств своего рода, но отличающийся от других представителей сообщества только ему присущими признаками, но в рамках общих признаков и свойств. Тем не менее все то, что отличает человека от других видов живого на земле, человеческая особь получает уже при рождении. Но этими же биологическими и физиологическими особенностями обладает на законных основаниях и дикарь из африканского племени, только он никак не является личностью, потому что стремится лишь к удовлетворению животных потребностей, обеспечивающих ему физическое существование. Личность от индивида должна отличаться высокоразвитым уровнем сознания, особенностями познавательной деятельности, мышления, самодостаточностью, тем, что проявляется в общении с окружающим миром. 

 Ответ обучающегося. Общение с окружающим миром, на мой взгляд, то главное, что отличает личность. Личность - результат общения с социокультурной средой, которая и формирует из индивида личность. Когда в цивилизованном обществе рождается ребенок, он еще не является личностью, даже если наделен унаследованными биологически от предков способностями, которые останутся мертворожденными, если их не развивать, а для этого требуются определенные условия.

Преподаватель. Какие условия необходимы для формирования и развития личности? (Вопрос дублируется на экране). 

 Ответ обучающегося. Просмотренный нами кинофрагмент, доказательно отвечают на поставленный вопрос об условиях становления личности, которая формируется только в обществе себе подобных, в социокультурном окружении. Человеческому детенышу для того чтобы взрастить в личность, необходим не просто опыт общения с людьми, а опыт взаимоотношений в различных жизненных обстоятельствах. Индивид должен отработать и закрепить устойчивые связи с окружающим миром. Известно, что у Маугли, героя известной книги Редьярда Киплинга, был прототип – реально существовавший ребенок, воспитанный волками и впоследствии нареченный людьми Дин Саничар. В отличие от литературного героя, Дин, несмотря на усилия, предпринимаемые его человеческими воспитателями, был умственно отсталым. Он сложно приспосабливался к новой жизни. Мальчик-волк так и не смог выучить человеческий язык и общался, издавая звуки животного, он не хотел ходить на ногах, ему нравилось передвигаться на четвереньках, на него насильно приходилось надевать одежду. 

 Преподаватель. Чтобы более глубоко исследовать проблему: человек –окружающая среда, обратимся к психологическому эксперименту, который был проведен гениальным писателем, имевшим медицинское образование и какое-то время занимавшимся врачебной практикой, Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Предлагаем вам посмотреть инсценировку страниц повести «Собачье сердце», поставленную театральным коллективом колледжа (можно показать фрагмент из художественного фильма) и затем поразмышлять над вопросом: почему профессору Преображенскому и доктору Борменталю, в результате сложной операции добившимся внешнего сходства собаки Шарика с человеком, не удалось сформировать личность? 

 Просмотр инсценировки или фрагмента из художественного фильма В. Бортко «Собачье сердце» На экране вопрос. Почему профессору Преображенскому и доктору Борменталю, в результате сложной операции добившимся внешнего сходства собаки Шарика с человеком, не удалось сформировать личность? 

 Ответ обучающегося. Эксперимент писателя Михаила Булгакова подтверждает, что личность представляет собой синтез биологического и социального в человеке. Шариков – это «помесь» дворняги с уголовником. Такая наследственность дает самые отрицательные проявления, например, агрессивность и наглость. Хотя процессом формирования руководил человек высокой культуры, эксперимент был обречен. Во-первых, животное, в силу строения своего головного мозга, не может развиться до интеллектуальных возможностей человека. Во-вторых, гены уголовника Клима Чугункина, видимо, запрограммированные на насилие и низкий интеллект, не могли обеспечить нужную почву для формирования высокодуховной личности. Таким образом, рождается бездуховная, безнравственная, наглая, агрессивная человеческая особь. 

 Ответ обучающегося. Социальная среда, которую внешне очеловеченный оперативным путем Шариков для себя избрал, способствует не развитию, а деградации личности. По врождённым склонностям, Полиграф Полиграфович тяготится обществом образованных и культурных Преображенского и Борменталя и комфортно чувствует себя в компании Швондера. Новоиспеченный человек по доброй воле выбирает обстоятельства, способствующие формированию однотипных личностей, которых целенаправленно воспитывает авторитарный режим. В мире швондеров уничтожаются даже внешние индивидуально-биологические признаки: здесь нет ни мужчин, ни женщин – только товарищи. «Персиковый юноша» в кожаной куртке застыдился и сильно покраснел, когда профессор Преображенский обнаружил, что он женщина. Вот таковы условия социализации сотворенного из собаки человека. Наследственные признаки дворняги и уголовного элемента получают под руководством политвоспитателя Швондера новое развитие. 

 Преподаватель. История, сочиненная М. А. Булгаковым, предлагает нам еще один вопрос: какое влияние оказывает на формирование личности окружающая среда и в какой степени сам человек способен определять свое поведение и совершаемые им поступки?( Вопрос высвечивается на экране). Поищем ответы на поставленный вопрос в произведениях русской литературы, которые вы изучали на учебных занятиях. 

 Ответ обучающегося. Пример из повести «Собачье сердце» показал, какое влияние оказывает на формирование личности окружающая среда. Но в равной степени человека формирует и его сопротивление окружающей среде. Герой романа «Отцы и дети» заявляет, что он «самоломанный» и что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Оторвавшись от родительского дома, где он не мог получить многого в плане развития интеллектуальной личности, Базаров избавляется от привычного образа жизни, воспитывает в себе самостоятельность, волевые качества, независимость, формирует новое мировосприятие. 

 Ответ обучающегося. На примере жизни автора рассказа «Ионыч» мы имеем возможность убедиться в том, что активное сопротивление мерзкой окружающей среде способствует формированию личности. А.П. Чехов признавался, что «по капле выдавливал из себя раба», заложенного основами жизни в родительской семье. Он писал Ольге Леонардовне Книппер о том , что от природы у него характер резкий… Но он привык сдерживать себя, так как убежден в том, что распускать себя порядочному человеку не подобает. 

 Ответ обучающегося. В рассказе Чехова «Ионыч», напротив, показано, как нежелание героя сопротивляться пошлой окружающей среде приводит к разрушению личности. Старцев не пытается противостоять бездуховному окружению, постепенно попадает под его влияние и начинает жить по его законам. Молодой земский врач превращается в обывателя, постепенно утрачивает духовные и нравственные качества: благородство, бескорыстие, веру в светлые идеалы, в любовь, сострадание. Его уже не увлекает деятельность, он становится равнодушным, даже жестоким человеком. Вместе с потерей человеческих качеств души утрачивает и свой человеческий облик: становится пухлым, красным, с мясистым затылком, деревянными руками. Горло его заплывает жиром, поэтому голос становится пронзительным и визгливым. Теперь Старцев мало похож на человека, он больше напоминает языческого идола. Старцев сделал свой выбор. 

 Преподаватель. В наших рассуждениях на обозначенную тему появилось еще одно новое слово – «выбор». Как вы считаете, что определяет выбор того или иного варианта поведения? Отчего зависят мотивы, которые побуждают человека совершать какой-либо поступок? Ответить на предлагаемые вопросы нам поможет минутная практическая работа. 

 На экране вы видите двенадцать примеров ценностей. У каждого из вас на столе лежат листочки с теми же утверждениями. Поставьте рядом с каждым из них цифры, которые обозначат для вас степень важности той или иной ценности из предложенного списка. 

  Перечень возможных ценностей: материально-обеспеченная жизнь; счастливая семейная жизнь; здоровье; творчество; наличие хороших и верных друзей; свобода как независимость в действиях и поступках; любовь; уверенность в себе; интересная работа; красота природы и искусства; познание, стремление к новому; активная, деятельная жизнь. 

 Преподаватель. Что повлияло на сделанный вами выбор? 

 Ответ обучающегося. Каждый по-своему выстроил иерархию ценностей, в зависимости от того, что ему представляется наиболее значимым. Кто-то стремится к материально обеспеченной жизни, поэтому для него эта ценность №1, и во имя ее достижение он отбросит на последние позиции и любовь, и дружбу, и даже интересную работу. 

 Преподаватель. Влияние иерархии ценностей убедительно прослеживается на примере одного из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Послушаем запись монолога торжествующего Лопахина из спектакля театра «Современник» в ярком исполнении В. Высоцкого. 

 Как вы объясните сделанный Ермолаем Алексеевиче выбор – покупку имения Раневской и Гаева? 

 Ответ обучающегося. Ермолай Лопахин вначале представляется нам человеком, способным на дружеское участие, возможно, и на искреннюю любовь, когда предлагает совершенно бескорыстно проект спасения имения и вишневого сада. Но неожиданно для зрителя и читателя покупает выставленное на торги дворянское гнездо и рубит топором не только по вишневому дереву, но и по дружбе, которая его связывала со старыми владельцами, по своим нежным чувствам к Раневской. А это значит, что в его иерархии ценностей верхние позиции занимают не любовь и дружба, а деньги. Для Ермолая Алексеевича важнее стать миллионером, чем сберечь свою «нежную душу». Таким образом, жизненный выбор любого человека определяется выстроенной им системой ценностей, во главе которой цель, к которой человек стремится. 

 Преподаватель. Что такое цель и как она связана со смыслом жизни? 

 Ответ обучающегося. Цель – это тот берег, к которому человек плывет. Если по-другому, это – осознанный, прогнозируемый и желаемый результат деятельности. Добраться до берега во что бы то ни стало – в этом и есть смысл для личности, которая идет по жизни не туда, куда кривая выведет, а прогнозирует свои действия и предвидит результат своих поступков. Значит, смысл жизни определяется поставленной целью. Считаю, что только личность собственными волевыми усилиями может направлять свое жизненное поведение в нужное ей русло и неуклонно продвигаться к обретению того, что для него является высшей ценностью. И в жизни, и в произведениях художественной литературы мы встречаем немало целеустремленных людей, которые подчиняют свои поступки, свою профессиональную, общественную деятельность достижению поставленной цели. Например, Григорий Добросклонов из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» «лет пятнадцати… твердо знал уже, что будет жить для счастия убого и темного родного уголка». На избранном пути некрасовского «народного заступника» не пугают никакие трудности и лишения. 

 Преподаватель. Насколько, по-вашему, достижение цели зависит от самого целеполагающего? В каком случае цель будет обязательно им достигнута? 

 Ответ обучающегося. Поставленная цель непременно будет достигнута, если ее достижение станет смыслом жизни и будет определять ваши действия и поступки. Действительно, как утверждал писатель Михаил Булгаков, «каждому воздается по вере его». Так, Маргарита во имя любви отказывается от обеспеченной жизни в особняке с нелюбимым мужем, преодолевает страх и идет на сделку с дьяволом, чтобы возвратить Мастера из небытия. В этой борьбе за возлюбленного она проявляет волевые качества, независимость, гордость, великодушие, что характеризует ее как сильную личность. Мастер, в отличие от Маргариты, не обладает внутренней силой. Истерзанный литературной травлей, он отказывается и от своего творения, и от писательского призвания, и даже от любви и смиряется с судьбой психически больного человека. Он утратил жизненную цель и капитулировал перед обстоятельствами, поэтому воспринимается нами как человек потерянный, слабый, тревожный. Мне думается, что человек, который по любым причинам не имеет стремлений, а плывет по течению, теряет свою значимость в глазах окружающих. 

 Преподаватель. Именно по этому поводу писатель и идейный вдохновитель русской революционной демократии Н.Г. Чернышевский писал: «Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокой идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя слежению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления». (Цитата воспроизводится на экране). Следующий этап нашей работы связан с дальнейшим углублением наших представлений о факторах, определяющих поступки и поведение людей в предлагаемых обстоятельствах социальной среды. Сейчас мы посмотрим фрагмент из художественного фильма «Мастер и Маргарита» (допрос Иешуа Га-Ноцри римским прокуратором), познакомимся с картиной Николая Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Это обращение к выдающимся произведениям литературы и живописи поможет понять, в чем видят смысл жизни герои названных художественных произведений и как это характеризует их личности? 

 На экране вопрос. В чем видят смысл жизни герои названных художественных произведений и как это характеризует их личности? 

 После просмотра кинофрагмента на экране репродукция картины «Что есть истина? Христос и Пилат». Преподаватель повторяет вопрос: 

 В чем видят смысл жизни герои интересующих нас художественных произведений и как это характеризует их личности? 

 Ответ обучающегося. Бродячий философ Иешуа Га-Ноцри обрел смысл жизни в проповеди царства добра и справедливости. И никакое господство зла не заставит его изменить свои убеждения. Герой мужественно идет к поставленной цели: убедить людей, обитающих в этом жестоком мире, начать жить по законам добра. В его истину уверовал не только бывший сборщик податей Левий Матфей и круто изменил свою жизнь, но и серьезно над ней задумался прокуратор Иудеи. Встреча с Иешуа заставила его усомниться в непобедимости зла, в чем был убежден непоколебимо, и вызвала душевный разлад с самим сбой. Безусловно, тот, кто обладает такой могучей силой воздействия на людей, является незаурядной личностью, им невозможно управлять, он достойно противостоит своему трезво мыслящему идейному противнику и повергает его. 

 Ответ обучающегося. Что касается Понтия Пилата, первоначально производящего впечатление железного человека, то впоследствии эти представления развенчиваются. Встреча с Иешуа ставит перед прокуратором серьезную проблему нравственного выбора: спасти добро или в очередной раз поддержать зло. Поставленный решать судьбы других, Пилат, как оказалось, не может управлять собственными действиями и поступками, боится взять на себя ответственность. И никакие душевные муки его не оправдывают. Он трус, а трусость, по словам Иешуа, это – «страшный порок». В его жилах течет кровь раба своей должности и власти кесаря. Вот поэтому на картине Ге Пилат, обращенный к зрителю спиной, которая нарочито демонстрирует силу и мощь, опутан световыми рефлексами от солнца, словно связан веревками. Так художник подчеркивает внутреннюю несвободу прокуратора, который скован путами власти кесаря, как цепями рабства. 

 Преподаватель. Почему вы оценили цельность характеров Иешуа Га-Ноцри и Маргариты и отказали в признании Мастеру и Понтию Пилату? 

 Ответ обучающегося. Безусловно, Мастер и Понтий Пилат – личности, выделяющиеся из толпы. Каждый из них обладает собственными достоинствами: прокуратор обнаруживает удивительную для высокопоставленного лица совестливость, а бескомпромиссность – сильная черта писателя. Только эти положительные свойства поглощаются другими, которые снижают их значимость. Слабых, неволевых людей, к сожалению, много, трусов в мире людей еще больше. Но таких, как Иешуа, способных безропотно и мужественно принять мученическую смерть во имя выстраданной идеи, наделен-ных силой духа, или, как Магарита, готовых во имя любви заложить душу дьяволу, единичные экземпляры. Именно эти герои обладают особым сочетанием качеств, которые не только отличают их от других людей, но делают особенными, яркими, неповторимыми. 

 Преподаватель.  Вы только что рассуждениями на предложенный вопрос подошли еще к одному психологическому понятию, которое нам необходимо уточнить, это – «индивидуальность». Почему, характеризуя героев булгаковского романа, вы не поставили знак равенства между понятиями «личность» и «индивидуальность»? 

 Ответ обучающегося. Я думаю, что «личность» и «индивидуальность» не являются равнозначными понятиями. Индивидуальность – это то, что рассматривают внутри личности. Скорее всего, индивидуальность – существенная черта личности, характеризующая ее самобытность. Действительно, тех, кто бежит от ответственности и бережет свой покой, гораздо больше, чем волевых и мужественно сражающихся за утопические идеалы несгибаемых борцов. Но при этом в характеристике прокуратора и гонимого писателя были отмечены только им присущие особенности – совестливость одного и бескомпромиссность другого – индивидуальные качества, которые, к огорчению, не сделали их героями. Индивидуальностью, думаю, обладает каждый, в природе нет и не может быть двух совершенно одинаковых людей, она позаботилась о том, чтобы сотворить нас качественно разными. 

 Ответ обучающегося. Но часто полученные от рождения способности будут оставаться «немыми». Например, человек обладает ловкостью. Он едет с семьей в лес на отдых, где легко и красиво, быстро сооружает палатку, без страха преодолевает вплавь водное пространство, чем поражает случайных свидетелей, оказавшихся на том же месте, спортивной подготовкой. Да, это отличает его от других, но не делает личностью. Чтобы индивидуальность «работала» на личность, надо сделать ее социально значимой. Например, быть членом спортивной команды и своей ловкостью заработать для нее победные очки. Человек, осоциаленный, но живущий в социуме просто так, для удовлетворения своих физиологических и даже культурных потребностей, конечно, является личностью, но в очень малой. Чтобы стать личностью, недостаточно быть только объектом, испытывающим на себе воздействие социокультурной окружающей среды, надо стать субъектом, активно участвующим в преобразовании этого окружающего мира, и только тогда проявятся наши индивидуальность и неповторимость, раскрывающие полноту и глубину человека. Выходит, что индивидуальность – это показатель глубины личности. 

 Преподаватель. Рассмотрев отношения литературных героев с окружающим миром, увидев их в общении с другими людьми, оценив их поступки и объяснив поведенческие мотивы, мы можем обобщить наши размышления и уточнить сложившиеся представления о личности. 

 На экране вопрос. Что такое личность и каковы ее составляющие? 

 Ответ обучающегося. Личность представляет собой, как мы уже подчеркивали, совокупность биологического и социального, то есть того, что человек получает при рождении как представитель класса млекопитающих вида HomoSapiensи приобретенного в результате его социализации. К биологическим фактором относятся строение тела и органов, заложенный природой темперамент, особенности нервно-психической организации. Опыт, знания, умения, навыки, духовность, нравственность, жизненные позиции и т.д. зависят от социальных факторов и формируются в течение жизни в процессе взаимодействия человека с окружающим его миром. 

 Ответ обучающихся. Полагаю, что третьим уровнем этой структуры должна стать индивидуальная неповторимость личности. 

 Преподаватель. Сегодня мы научились разграничивать понятия, связанные с определением личности, рассмотрели условия, влияющие на ее формирование и развитие, выяснили значение иерархии ценностей для поведенческих особенностей человека в предлагаемых обстоятельствах окружающей среды, определили уровневую структуру личности, а значит, можем сделать выводы о смысле жизни человека и его назначении в нашем мире. 

 На экране вопрос. Каково назначение человека в окружающем его мире? 

 Ответ обучающегося. Назначение человека видится в том, чтобы развить себя от индивида до высшей его организации - личности. Человек и отличается от всего сущего на Земле только данной ему Творцом возможностью стать личностью. Но это случится только тогда, когда он, вобрав в себя социокультурный опыт окружающего мира, правильно выстроит для себя иерархию ценностей и будет неуклонно стремиться к ее высшему звену, когда он займет активную жизненную позицию и будет использовать приобретенные им знания и умения для преобразования мира, в котором живет. 

 Преподаватель. Сделав такие выводы, мы подтвердили практически высказывание ученого-психолога, политолога, общественного деятеля А.Г.Асмолова о том, что «индивидумом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Но становимся мы личностями только в том случае, если на первом месте для нас оказываются духовные и нравственные ценности, если мы приходим в жизнь не только для удовлетворения живота своего, а для любви, которую проповедовал булгаковский герой Иешуа Га-Ноцри, и служению окружающему нас миру. Завершая сегодняшнее занятие школы гуманитарных знаний, послушаем музыку Ф.Шуберта «AveMaria» и подумаем, как соотнести мелодию австрийского композитора XIX века с вопросами психологии, которые мы рассматривали в рамках заявленной темы? 

 Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. На экране вопрос. Как соотносится музыка Ф.Шуберта с вопросами психологии личности, которые мы рассматривали в рамках заявленной темы? 

 Ответы обучающихся. Эта мелодия, созданная в первой четверти XIX века, относится к категориям вечного, потому что обладает волшебной способностью пробуждать в человеке лучшее, задавленное в нем тяжелым бременем его материальных стремлений, которые вытесняют из жизни духовное. В заботах о материальном благополучии человеку приходится сдерживать душевные порывы, ему некогда стремиться к прекрасному. Божественная музыка Шуберта уводит в неведомый мир красоты, добра и любви, в который давным-давно позвал людей прекраснодушный мечтатель Иешуа Га-Ноцри из романа Булгакова, а те так и не поверили в открытую им истину. Музыка отворяет дверь в тот самый мир покоя и гармонии, которым в финале книги были награждены свыше Мастер и Маргарита. «Ave Maria» выводит из жизненной суеты, преобразовывает нашу заземленную сущность и вдохновляет на изменение самих себя и окружающего нас мира. 

 Преподаватель. Совсем скоро вы вступите во взрослую жизнь, которая потребует определения ваших человеческих и гражданских позиций. Вступая в самостоятельные отношения с окружающим миром, не растрачивайте того лучшего, что заложено в вас человеческой природой, никогда, ни при каких обстоятельствах не принимайте сторону зла, но всегда спешите творить добро и красоту. 

Литература 

1.    Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 

2.    Платонов, К.К. Структура и развитие личности. М., 1986, стр. 93-103 

3.    Познание личности : Учеб. пособ. для студентов психол. фак. и гум. вузов / В. И. Лебедев. - М.: ЮНИТИ, 2003.