Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТСКИЙ СОВЕТ» КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

А.С. Коршунова,
ст. воспитатель детского сада №101
(г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)

 

«Детский совет  - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел,  предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект – субъектном» подходе:  именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. 

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Данную технологию  в нашем детском саду мы решили использовать в работе с детьми не так давно, хотя отдельные элементы использовали  в работе с детьми и ранее. В настоящее время используем  технологию «Детский совет» в работе с детьми подготовительной группы.  Строгой структуры у детского совета нет, но можно выделить основные элементы: приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки); игра (инвариант: тренинг, пение, слушание); обмен новостями; планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности); подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).

Изучая данную технологию, мы попытались определить для себя следующие направления, некую тематику «Детских советов», для учета индивидуальных потребностей:

– обсуждение проблемы в детском коллективе;

– обмен новостями;

– выбор темы образовательного проекта;

– выбор и обсуждение акции;

– обсуждение сценария праздника, костюмов, декораций.

Как было сказано выше, в нашем детском саду технология «Детский совет»  сейчас реализуется на базе подготовительной группы. «Детский совет» собирается в утренние часы в понедельник.  Всё начинается  с комплементов друг другу, затем мы разучили «Детский гимн добра» для сплочения коллектива. С целью внедрения индивидуализации в технологию «детского совета», мы сделали детей субъектами «детского совета», а не объектами, как принято. Роли организатора и ведущего стали принадлежать детям. Субъект для дошкольного образования – ребенок в контексте его деятельности. Как говорил К. Д. Ушинский: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Так в летний период дети обсуждали, чем они займутся.  Большую часть детей  увлекали познавательные проекты, связанные с миром растений, животных, насекомых. Индивидуальность детей раскрывается в любой деятельности, в которой предоставляется ребенку свобода выбора, возможность действовать по собственному убеждению, возможность творить и проявлять свою уникальность, активность, развивать свою сознательность и ответственность. Поэтому воспитатели только способствовали и помогали, благодаря такому тандему были реализованы такие проекты, как: «Букашкин дом», «Цветочная полянка», «Кто живет в море» и др. С целью создания благоприятного эмоционального фона у детей мы  ввели в структуру совета новый элемент «Завершающую песню».  

С началом учебного года нами был  введен такой элемент, как календарь дат. Он создан был для ознакомления ребят с интересными и праздничными датами для расширения границ и построения новых возможностей, тем самым способствовать проявлению индивидуальности у детей. В ячейках по порядку номеров лежат небольшие записки с днем в календаре и названием праздника. Данный календарь появляется накануне памятной или праздничной даты. Первым днём нашего календаря, стал день «Первое сентября, день знаний». Некоторые дети этой группы уже умеют читать, поэтому  с легкостью прочитали надпись всем ребятам.  А в дальнейшем самостоятельно дети сумели организовать и провести «Детские советы» на тему «День воспитателя», «День пожилого человека», «День матери», «День рождения Деда Мороза» и другие. Дети высказывают свое мнение по поводу каждой даты, обмениваются информацией полученной ранее. Вспоминают, какие могут рассказать стихотворения по тематике праздника, загадать загадки и многое другое. Далее происходит рефлексия, где дети в импровизированном «Окне дел и пожеланий», которое было создано для осознания детьми собственного опыта и для содействия максимальному раскрытию, и самораскрытию потенциальных возможностей. Ребята самостоятельно, по порядку или сообща  изображают  схематически разные мероприятия для совместной деятельности с воспитателями: нарисовать, слепить или узнать, что-то новое и интересное. По окончании «Окно дел и пожеланий», вывешивается на доске, где у всех детей есть возможность дополнить лист своими идеями. После завтрака, перед началом ООД, совместно с педагогом дети обсуждают всё задуманное и выбирают самое интересное. Задача педагога в этот момент:  учесть интересы каждого ребенка.

Не так давно дети предложили  создать эмблему их «Детского совета», для чего в группе был проведён настоящий конкурс, на который были представлены рисунки, а так же картинки с использованием компьютерной графики, сделанные совместно с родителями. Завершением конкурса стало настоящее голосование, в котором участвовали все дети  и взрослые данной группы.  Единогласно победила эмблема семьи Жмуденко Надежды с использованием компьютерной графики.

Обобщив наш опыт, мы пришли к выводу, что с помощью технологии «Детский совет», можно не только развивать эмоционально – волевую сферу детей, повышать  самостоятельность детей, способствовать сплочению детского коллектива, но и через сферу коммуникации  раскрывать индивидуальные потребности детей.

Korshunova 2Korshunova 1Korshunova 3

Проблемный кейс «Детский совет»

Мама Жени Г. обратилась к воспитателю: «Мой сын рассказывает обо все, что происходит в детском саду, и, в частности, о «Детских советах». Женя не участвует в их работе, не заполняет «Окно дел и предложений». На мой вопрос к ребенку: «Почему?» - сын отвечает молчанием».

Мама обеспокоена  поведением своего ребенка и просит помочь воспитателей привлечь сына к участию в работе группы, в частности, в «Детском совете».

Уважаемые педагоги, помогите воспитателям удовлетворить просьбу мамы мальчика.

Стоит ли всеми силами «побуждать» детей к участию?

Понимание индивидуальных особенностей ребенка и внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут,  когда не следует торопить и торопиться!