Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА-ТЕХНИКУМ»

Т.И. Волчок, директор,
М.А. Куланова, зам. директора по НМР,
Н.Н. Тимофеева, зам. директора по УР
(Вилюйская СОШ №3 им. Н.С. Степанова
Республика Саха (Якутия)

 

Жизненный путь обучающихся в школе во многом определяется осознанным выбором профессии, поэтому подготовка подростков к ее выбору и овладение профессией приобретает особую актуальность. 

Теория и практика профессиональной ориентации и профессионального обучения учащихся в школе имеют свою богатую историю, но накопленный в данной области значительный  опыт требует совершенствования и корректировки,  в связи с современными особенностями социально-экономического развития страны и региона в целом. 

Анализ литературы по данной проблеме показал, что в истории образования в СССР в середине 70-х годов прошлого века,  в целях улучшения подготовки учащихся средних образовательных школ к труду и выбору профессии были открыты организации - межшкольные учебно-производственные комбинаты  (МУПК), обеспечивающие старшеклассникам начальную трудовую подготовку по избранной профессии [11]. 

  1.  В рамках Рекомендаций по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа (1984 г.), в межшкольных учебно-производственные комбинатах было предусмотрено обучение учащихся шести наиболее массовым специальностям: металлообработка (слесарное, токарное, фрезерное дело), деревообработка, строительное дело, автодело-вождение автомашин, автослесарное дело, радиоэлектроника. Обработка тканей - массовый пошив, индивидуальный пошив, торговля производственными и промышленными товарами, кулинария, техническое черчение, машинопись и основы современного делопроизводства» [5,с.4]. С учетом местных условий определялись профили трудового обучения. Предприятия и организации принимали активное участие в создании учащимся необходимых условий для трудового обучения и производительного труда по определенному профилю, оснащая учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории приборами, инструментами, приспособлениями и оборудованием, осуществляя его установку и наладку.
  2.    Приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.85 года № 85 было утверждено «Положение о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». В данном положении на трудовое, профессиональное обучение отводилось: в VIII - IX классах - 3 часа в X-XI (XII) классах - 4 часа в неделю.

После распада СССР в Российской Федерации обязательное начальное профессиональное образование было исключено из программы общего среднего образования и обучение в УПК стало носить добровольный характер.

Согласно «Типового положения о межшкольном учебном комбинате в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.12.2002 г.№919 от 01.02.2005г. №49; от 10.03.2009 №216) профессиональная подготовка обучающихся в межшкольном учебном комбинате завершалась сдачей квалификационного экзамена.

  1.  Обучающемуся, сдавшему квалификационный экзамен, выдавалось свидетельство установленного образца вместе с аттестатом об окончании школы. Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, получало справку об обучении по профессии [15, с.3].

Таким образом, обучающимся была предоставлена возможность ознакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, подготовиться к осознанному выбору профессии, получить первоначальные навыки труда по выбранной профессии. Выпускники школы, имея рабочую профессию, были готовы к взрослой жизни сразу после окончания школы.

Существует ли что-то подобное в ХХI веке? Готовы ли наши выпускники к жизни в современном обществе, не имея возможности продолжать обучение в средних и высших учебных заведениях, находящихся за пределами не только республики, но и даже города в силу отсутствия аттестата, материальных средств и возможностей здоровья? Такие выпускники особо нуждаются в социальной защите в форме получения профессии в стенах общеобразовательной школы.

Анализ действующих нормативно-правовых документов показал, что данная проблема нуждается в поиске путей ее решения и остается по-прежнему актуальной.

  1.  В содержании Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования подчеркивается, что «одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

Таким образом, следует отметить, что в нормативно-правовых документах в качестве основных задач в деятельности образовательных учреждений всех типов является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Произошедшие за последние годы изменения в обществе коснулись содержания и условий воспитательно-образовательной деятельности школ. Проблемы профессионального самоопределения обучающихся школ, связанные с изменениями в обществе, процессами, происходящими в социально-экономическом развитии страны, изменениями востребованности профессий на рынке труда, выявляют необходимость по- новому выстраивать организацию профориентационной работы в школе.

Н.С. Пряжников отмечает, что особенностью процесса профессионального обучения является приоритет формирования профессиональных умений и навыков перед формированием профессиональных знаний. Знания являются основой умений, но главной целью, определяющей специфику профессиональной подготовки старших школьников, как части процесса профессионального обучения, выступают профессиональные умения и навыки [4].

В исследованиях А.В. Мордовской описывается опыт профориентационной работы с учетом этнонациональных особенностей народов, проживающих в Республике Саха (Якутия). Данная программа профориентационной работы опирается на определенные национальные особенности и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого Восточно-Сибирского региона [3, с.71].

В диссертационной работе М.И.Решетниковой   подчеркивается, что «разработка проблемы определения педагогических основ профессиональной ориентации позволяет   полнее осмыслить особенности ее развития. Однако анализ практики организации профориентации в сельских школах Республики Саха (Якутия) показывает, что профориентационная работа ведется недостаточно целенаправленно, без учета потребностей рынка труда, региональной экономики и этнокультурных особенностей республики. [6, с.5].

2      Volcok Ric1111

В диссертационной работе В.В.Софронеевой отмечается, что анализ осуществления профильного обучения в Республике Саха (Якутия), проведенный автором показал недостаточный уровень профессионально-ориентированной пропедевтики, целевого консультирования учащихся 8-9 классов и их родителей. В школах наблюдается перезагрузка учащихся в системе профильного обучения (изучение непрофильных предметов на избыточном уровне, неосвоенность технологий разноуровневого обучения) [7].  

В статье С.В.Паниной, подчеркивается, что «…В начале XXIвека в связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы   проводятся исследования по проблемам предпрофильной и профильной подготовки учащихся, организуется  педагогическое обеспечение данного процесса. В данный период активизировались научные разработки по определению особенностей формирования профессионального становления личности» [10, с.39].

В статье Е.С. Романовой    представлен веер инновационных идей, подходов, новых технологий и методов в сфере профориентации. По мнению автора, «…к нерешенным проблемам относятся: несоответствие форм и методов профессиональной работы характеру и темпам изменений мира профессиональной деятельности; неготовность педагогических коллективов к изменениям в работе образовательного учреждения по профориентации выпускников» [14].

Таким образом, анализ диссертационных работ и научных статей подтверждает актуальность данной проблемы и необходимость поиска путей ее решения.

Что же такое профессиональное обучение?  Допускаются ли обучающиеся школы к освоению основных программ профессионального обучения в настоящее время? И кто создает условия для получения профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья?

В рамках ст. 2едерального закона от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение рассматривается как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)[8, с. 4].

Согласно  Приказу  Минобрнауки России от 18.04.2013г. № 292 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»  п. 6:   «К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)»[12, с. 2].

В статье 18 Закона «Об образовании в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 26 апреля 2018 г.)» от 15декабря 2014 г. №1401-З №359-Vобщеобразовательным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения.

Согласно вышеуказанной статье в общеобразовательных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего образования на основе адаптированных образовательных программ  профессионального обучения, а также созданы условия для бесплатного профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих в образовательных организациях в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования [9].

В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года одной из целей стратегии является: открытое пространство конкурентоспособной системы образования с учетом потребностей общества и инновационного развития экономики. Для достижения поставленной цели ставится задача интеграция организаций общего, дополнительного, профессионального образования в систему раскрытия и развития талантливых обучающихся.

Реализация комплексного проекта модернизации образования положила начало системным изменениям. Осуществляется поэтапное введение Федеральных государственных образовательных стандартов уровней общего и среднего образования. В образовательных организациях реализуется Концепция развития инклюзивного образования. Для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, сохранения этнокультурных особенностей реализуются вариативные программы профильного, дуального, инклюзивного образования.

Поскольку главная цель профориентационной работы в школе заключается в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии, то возникает вопрос: «На сколько школа готова поддержать обучающегося в раннем выборе будущей профессии?».

Отвечая на данный вопрос, следует отметить в качестве примера успешную реализацию проекта «Профессиональное обучение без границ» (г. Москва). Проект предусматривает получение обучающимися школы основного общего или среднего общего образования и одновременно получение бесплатно профессиональной подготовки в колледже или путем одновременного посещения кружка дополнительного образования с целью освоения профессиональных модулей и получения набора компетенций по требованиям профессионального стандарта. По окончании обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, служащего с присвоением квалификации (разряда, класса, категории). В настоящее время проект «Профессиональное обучение без границ» получил поддержку и в других регионах Российской Федерации.

Ориентируясь на реализацию цели Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года по развитию общего среднего образования, в которой ставится ряд задач распространению сетевого взаимодействия в общем, дополнительном и профессиональном образовании, нами разработан проект «Интеграция общего, дополнительного и профессионального образования путем сетевого взаимодействия «Школа-техникум».

 Обоснование его значимости для развития системы образования и необходимость реализации данного проекта подтверждается данными социального паспорта школы, которые свидетельствуют о том, что в школе обучается 563 ребенка из них 9,2 % дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в 477 семьях, из них неполные семьи - 33,3%, многодетные семьи- 39,9%, опекаемые семьи-4,8%, малообеспеченные - 48,6%, безработных-16,6%.

Что же такое интеграция? В Логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова дается следующее определение: «Интеграция – это объединение в целое, в единство каких  либо элементов» [2, С. 203].

 По мнению В.С. Безруковой «…философы понимают интеграцию как процесс, и как результат решения каких либо противоречий через установление связей; интеграция – это конечная высшая ступень взаимосвязи, дающая такой продукт, как целостная непротиворечивая система» [1, С.18].

Как процесс, интеграция должна иметь целевое значение, состав и структуру, механизмы интегрирования, формы, виды и уровни развития.

Механизмы интегрирования – это связи и отношения, которые устанавливаются между интегрируемыми объектами согласно структуре и в определенной технологической последовательности.

Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции в старой системе отношений.

По степени новизны результата интегрирования различают уровни интеграционного процесса: модернизация объекта (рацпредложение), новационный - техническое изобретение (локальное новое педагогическое образование), инновационный - создание новых интегративных форм.

Была ли попытка в истории СССР интегрировать общее и профессиональное образование? На этот вопрос можно найти в ответ в трудах В.С. Безруковой, которая в монографии «Интеграционные процессы в теории и практике» описывает опыт экспериментальной работы по проблеме «Взаимосвязь общего и профессионального образования» (ВСОПО) в первой половине 80-х годов, проведение которой был поручен НИИ профтехпедагогики АПН СССР (Казань) под руководством академика М.И. Махмутова, целью которого была интеграция общего и профессионального образования. Эксперимент проводился в течение пяти лет в профтехучилищах Татарии, Московской и Ленинградской областей.  

Соединение двух самостоятельных видов образования - среднего и профессионально-технического в средних профессионально-технических училищах (СПТУ) способствовало появлению ряда проблем таких как: наличие в избытке общенаучных знаний и оторванность их от профессии и практической подготовки будущих рабочих, поэтому возникла необходимость поиска педагогических способов устранения противоречий в целях, принципах, методах и формах педагогического процесса. 

Системообразующим компонентом были найдены такие дидактические   принципы обучения, как профессиональная направленность, политехнизм, преемственность, межпредметные связи, проблемность, единство обучения и воспитания, мотивационное обеспечение учебного процесса, служащие механизмом выбора и преобразования всех других деятельностных компонентов педагогического процесса.

Освоение профессиональных программ в рамках нашего проекта основано на интеграции программ общего, дополнительного образования в средней общеобразовательной школе и профессионального обучения в техникуме на основе сетевого взаимодействия. Профессиональная ориентация проводится в рамках образовательной области «Технология», в рамках внеклассной работы, в виде элективных курсов, поэтому не требует особых дополнительных затрат, за исключением средств на расходные материалы.

  С целью изучения потребностей родителей и обучающихся в получении профессионального обучения были опрошены 224 родителя и ребенка (8-10 классы).  Результаты опроса показали, что наиболее востребованы профессии: водитель категории «В» (62 %), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (18 %), делопроизводство (14%), швея и закройщик (6%), «не хотел(а) бы получить дополнительное образование» 0%.  Результаты опроса показали востребованность получения профессионального обучения. 

Исходя из вышеизложенного, целью проекта является подготовка социально защищенного выпускника школы, готового к самореализации и дальнейшему профессиональному развитию.

Идея проекта заключается в получении профессионального обучения обучающимися в рамках основного, среднего и дополнительного образования путем сетевого взаимодействия по индивидуальному маршруту, в перспективе организация непрерывного образования.

Основная цель интеграции общего и дополнительного образования – это создание целостного образовательного пространства как среды развития личности ребенка и его социально-профессионального самоопределения.

Каждая профессиональная программа включает несколько дополнительных общеобразовательных программ-кружков, по содержанию соответствующих основным модулям профессиональной программы. Освоение каждой программы заканчивается выдачей сертификата. После освоения первого модуля обучающийся приходит к выводу правильно ли он выбрал для себя профессию. Обучающиеся успешно освоившие все модули программы и продемонстрировавшие свои умения на квалификационном экзамене  получают свидетельство о рабочей профессии. Важно отметить, что обучающийся может пройти элективные курсы предпрофильной подготовки и далее продолжить обучение в кружке по данному профилю или выбрать иное направление (с 9 класса). Так же обучающийся может начать обучение по выбранному направлению (10-11 класс).

Для более результативной работы необходимо привлечение ресурсов учреждений профессионального образования,  организация сетевого взаимодействия школы и учреждения профессионального образования в виде практико-ориентированного взаимодействия, в том числе для организации профессиональных проб, моделирующих деятельность рабочего или специалиста на рабочем месте, предоставление старшеклассникам доступа к ресурсам учреждения профессионального образования, реализации отдельных элементов или полных программ систематических курсов прикладного характера, а также элективных курсов с использованием материально-технического и кадрового ресурса учреждений профессионального образования. 

Количество занятий и форма обучения определяются образовательной организацией в соответствии с содержанием программы и условиями обучения. Часы на получение профессиональной подготовки выделяются из школьного компонента часов учебного плана среднего общего образования. Родитель и обучающийся заключают дополнительное соглашение к договору с образовательной организацией на получение профессиональной подготовки, где оговаривается оплата расходных материалов за счет гранта или средств родителей.

С преподавателями оформляется трудовой договор с обязательным указанием на то, что педагог принимается на работу по совместительству. Оплата преподавателям осуществляется из средств субвенций Республики Саха (Якутия).

По итогам защиты инновационного проекта «Интеграция общего, дополнительного и профессионального образования путем сетевого взаимодействия «Школа-техникум» (срок реализации 2018-2021 гг.) на республиканском Конкурсе инновационных проектов на Гранты Главы РС(Я) (г. Якутск) приказом Министерства образования и науки РС(Я) № 01-10/557 от 10.04.2018 г. МБОУ Вилюйской СОШ №3 им. Н.С. Степанова школе присвоен статус Республиканской инновационной площадки.

Таким образом, организация сетевого взаимодействия в плане решения задач профессионального самоопределения школьников занимает важное место в школе, что в дальнейшем позволит обеспечить:

- преемственность между общим и профессиональным образованием;

- формирование у обучающихся первичных профессиональных компетенций по выбранной профессии;

- создание оптимальных условий для разностороннего развития и самореализации обучающихся.

Интеграция общего, дополнительного и профессионального образования успешно реализует современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование. Увеличение возможности творческой самореализации в образовательном процессе, что позволяет разрешить противоречие между необходимостью с одной стороны осваивать образовательный стандарт, а с другой создать условия для свободного развития личности и его самореализации.

Литература

1.    Безрукова В.С. Интеграционные процессы в теории и практике.- Екатеринбург: СГИПИ,1994.-152с.

2.    Кондаков Н.И. Логический словарь – справочник - М.:Наука.-1975.-720 с.

3.    Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (на примере Республики Саха(Якутия)):Дис…д-ра пед.наук13.00.01: Москва,2000.-357 с.

4.    Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 320 с.

5.    Рекомендации по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа/ ЦНИИЭП учебных заведений - М.: Стройиздат, -1984. - 52 с.

6.    Решетникова М.И. Этопедагогические особенности выбора учащимися будущей профессии (на примере Республики Саха(Якутия)): Дис…канд.пед. наук: 13.00.01: Якутск, 2001. - 183 с.

7.    Софронеева В.В. Организационно-педагогическое обеспечение формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях профильного бучения: на примере гимназического образования в Республике Саха (Якутия): дис.канд.пед. наук: 13.00.01: Якутск, 2008. - 144 с.

8.    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Издательство «Омега-Л», 2014. -134 с.

9.    Закон «Об образовании в Республике Саха (Якутия) (с изменениями на 26 апреля 2018 г.)» от 15декабря 2014 г. №1401-З №359-V

URL:http://docs.cntd.ru/document/423902254(дата обращения:09.03.2019)

10.Панина С.В. Становление и развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в Республике Саха(Якутия) // научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015.-Т.26.-С.36-40.URL: http://e-koncept.ru/2015/95292.htm.(дата обращения 18.03.2019)