Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Я.А..Дедюхина,
ст. воспитатель детского сада №33 
(г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)
 

Проблема формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна во все времена.  В настоящее время просматривается глубокий дефицит чтения у детей, выход из которого не возможен без решения проблем раннего приобщения ребёнка к книге и чтению. В век компьютерных технологий, дети чаще обращаются к электронным текстам, чем к обычным книгам. При этом в отечественной науке детское чтение рассматривается, как важнейшее средство познания окружающего мира. 

Дошкольный возраст - сенситивный для включения ребёнка в читательскую деятельность, так как именно в эти годы у него формируется интерес к книге, и закладываются основы разносторонней читательской деятельности. 

Развитие основ книжной культуры как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. 

Интерес к книжной культуре, желание общаться с книгой формирует общество, в котором ребёнок воспитывается. 

Развитие книжной культуры в рамках литературного образования детей дошкольного возраста регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» предусматривается овладение детьми речью как средством общения и культуры, знакомство с книжной культурой, детской литературой, а в художественно-эстетическом развитии – восприятие художественной литературы и фольклора. 

Одним из приоритетов государственной политики в области воспитания (в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ» до 2025 г.) является формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения. В качестве одного из основных направлений реализации выделяется взаимодействие с родителями по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста. 

В качестве одного из направлений воспитания выделяется использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности, также создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком. Данное обстоятельство актуализирует проблему формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста. 

Научно-теоретическую основу проблемы составляют положения о необходимости литературного образования детей дошкольного возраста, выраженные в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.И. Никифоровой, Е.А. Флёриной, Е.И.Тихеевой и др. 

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.). 

В дошкольном возрасте закладываются основы общей культуры личности, одним из важных компонентов которой выступает книжная культура. 

Под «книжной культурой» понимается исторически обусловленная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги. Книжная культура дошкольника - это осознанное отношение, чуткое восприятие и интерес ребёнка к книге. Книжная культура, как наука о книге приобретает роль связующего звена, позволяет сохранить не только духовные традиции прошлого, но и обеспечить их адаптацию в современных условиях развития информационных технологий. 

Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей. 

Литература была и остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его чувств, мыслей. Именно она создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества. 

Входя в жизнь человека в раннем детстве, книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. 

Художественная литература всегда признавалась основным средством речевого развития детей: знакомство с литературными произведениями вызывает интерес и воспитывает любовь к родному языку, его богатству и красоте, обогащает образную лексику, способствует развитию выразительности речи дошкольников. 

Назначение литературы и фольклора К.Д. Ушинский видел во введении « дитя…в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [12,с. 389]. Не случайно ознакомление детей с произведениями народной словесности и литературы он считал одной из целей первоначального преподавания родного языка. Только усвоив мысль и чувство, создавшие формы языка, дитя…получает ключ к сокровищнице народного духа [12,с. 390]. Перефразируя классика педагогики можно сказать, что приобщение детей к родной и мировой литературе даёт им ключ к сокровищницам мировой культуры. 

Для Я.А. Каменского также было характерно подчеркивание роли родного языка как орудия познания человеком самого себя и окружающего его мира. При этом особое значение для раннего развития ребёнка имеет родной язык, который малыш осваивает, слушая и повторяя небольшие фольклорные тексты. Поэтому основными средствами развития маленьких детей он считал подражание образной речи взрослых, ритмические прибаутки, стихи, басни, сказки о животных. 

По словам Е.А. Флериной, произведения художественной литературы дают готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребёнок [2,с.342]. Средствами художественного слова ещё до школы, до усвоения грамматических правил ребёнок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. 

Из книги ребёнок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений. 

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство «чувствующего» и «мыслящего» [9, с.123]. 

Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать не только героям, но и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, осваивать идею произведения [5, с.364]. 

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом- силой воздействия художественного образа. По словам А.В. Запорожца, «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые мотивы» [2, с.341]. 

В своё время С.Я. Маршак писал в «Большой литературе для маленьких»: «Если в книге есть чёткая незаконченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних своих героев и противник других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если вывод из книги не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода фактов, да ещё ко всему этому книгу можно разыграть, как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней новые и новые продолжения, то это значит, что книга написана на настоящем детском языке» [ 11,  с.31] 

Л.С. Славина показала, что при соответствующей педагогической работе уже у малыша- преддошкольника можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить ребёнка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства. У преддошкольников можно наблюдать лишь зачатки такого содействия и сопереживания героям художественного произведения. Более сложные формы восприятие произведения приобретает у дошкольника. Его восприятие художественного произведения носит чрезвычайно активный характер: ребёнок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, особенно в начале дошкольного возраста, по психологической природе очень близка к игре. Но если в игре ребёнок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые [3, с.55-61]. 

В течение дошкольного возраста развитие отношения к художественному произведению проходит путь от непосредственного наивного участия ребёнка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуют умение занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны. 

Таким образом, литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности. 

Выстраивая работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и художественной литературой необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и в соответствии с этим формулировать ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом  возрастном этапе. 

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия книги. 

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: 

- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; 

- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; 

- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; 

- эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. 

В среднем дошкольном возрасте дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. Также на пятом году жизни появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. 

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком смысла произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). 

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 - 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. 

В возрасте 6 - 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. 

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать особенности художественной выразительности формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. 

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. 

Анализ рекомендаций, содержащихся в методическом сопровождении образовательных программ последнего поколения, выявил преобладание классических методов в работе с книгой и художественным текстом. К относительно новым можно отнести моделирование и метод проектов. 

Все методы можно разделить на три группы (Таблица 1) .

Таблица 1 

Классификация методов ознакомления дошкольников с художественной литературой

 

Название метода

Словесный

Практический

Наглядный

Приемы работы

     - Чтение произведений;

    - Рассказывание произведений;

     -   Вопросы по содержанию произведений;

     -  Заучивание наизусть;

     -  Беседа по произведению;

     -  Прослушивание аудиозаписей

     - Элементы инсценировки;

     Игры- драматизации;

     - Дидактические игры;        

     - Театрализованные игры;

     -  Использование        различных видов театров

      - Показ иллюстраций,  картин, игрушек 

     - Элементы инсценировки;

      - Схемы;

       - Просмотр видеофильмов;

     - Оформление выставок

 

Основным методом организации работы было и остаётся чтение. Сложившаяся с лёгкой руки К.Д. Ушинского технология чтения детям за последние полтора века принципиально не изменилась. Она предполагает предварительную подготовку ребёнка к восприятию литературного текста, его смысла, непосредственно само чтение художественного произведения и последующую беседу, призванную помочь более глубоко осмыслить его содержание [12]. Главное, чтобы стремление педагога помочь детям понять произведение, не убило эмоциональную сторону его восприятия. 

О.В. Чиндилова выделяет три обязательных этапа занятия по чтению, построенного «с опорой на природосообразную технологию продуктивного чтения». 

1. Рассматривание книги с детьми с целью вызвать у детей желание прочитать книгу. Обсуждение с ними названия текста, иллюстраций к нему и пр. 

2. Чтение текста взрослым в режиме «диалогового» чтения, позволяющем взрослому уже на этапе первичного чтения читать текст с возможными остановками (что-то комментируя, задавая упреждающие вопросы, фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию, включая читательское воображение), задача которых- помочь маленьким читателям «войти» в текст, установить коммуникацию с автором. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самих детей на чтение взрослого. 

3. Работа с текстом после чтения (беседа- обсуждение, эмоциональное проживание прочитанного и пр.» [14]. 

При слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на ребёнка, а их взаимодействие, так как источник действия исходит и от взрослого и от ребёнка. Это позволяет превратить слушание из «неполноценной», временной (пока ребёнок не умеет читать сам) в полноценную деятельность, субъектом которой он является. В данном случае можно говорить о чтении- общении взрослого и ребёнка через книгу. Позицию ребёнка в таком взаимодействии можно обозначить как позицию значимого и влиятельного участника, а позицию взрослого как двойственную позицию организатора и участника образовательной деятельности. 

Читая литературное произведение необходимо учитывать возраст детей. 

Для ребёнка младшего дошкольного возраста предпочтительным будет   утрированно выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего. 

В средней группе детского сада своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голоса и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение. 

При чтении детям 5-7 лет педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребёнку большей свободы фантазирования и формирования «видений» событий и героев литературного текста. 

При повторном рассказывании в работе с детьми 3-5 лет эффективно инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол. 

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках, становится целесообразным в старшем дошкольном возрасте. 

Беседа является основным методом целенаправленного литературного развития. Обсуждение после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в беседу включатся разные группы вопросов (на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей. О логике следования событий, вопросы и задания, обращающие внимание на наиболее традиционные средства языковой выразительности). 

В беседе с детьми 3-5 лет важно активизировать их желание эмоционально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Малышу необходимо помочь наводящими вопросами, обращёнными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщённую характеристику (добрый, хитрая). 

Организуя беседы с детьми 5-7 лет для активизации процесса восприятия, воспитатель должен помочь выразить своё отношение к содержанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять логику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков; обратить внимание и осознать значение в  художественном тексте некоторых средств языковой и интонационной выразительности рассказчика. 

Следующим методом является рассматривание иллюстраций. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам- картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми 3-5 лет решает несколько задач: они ориентируют детей в последовательной связи событий, напоминают содержание текста в процессе его пересказывания, помогают представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения. Детей 5-7 лет педагог побуждает рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своём отношении к рисунку. 

Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного. 

Литературные игры - эффективный метод развития речевых и литературных способностей детей. 

Одним из относительно новых методов знакомства дошкольников с детской литературой является метод моделирования. Чаще всего этот метод используется как «опорная схема», наглядный план для запоминания последовательности событий произведений при их пересказе. То, что этот метод помогает осмыслить литературный текст, выделить в нём узловые моменты, не вызывает сомнений. Однако насколько он эффективен при формировании интереса к чтению, этот вопрос остаётся открытым. 

Что касается метода проектов, то при правильной организации проектной деятельности он действительно вызывает у детей интерес к книге и чтению и способствует воспитанию читателя. Метод проектов целесообразен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трёх крупных идей: 

- детское книгоиздательство- изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями (например, «Сказка- ложь, да в ней намёк», «Как писатель помог мне понять…», «Что узнали мы из книг» и пр.); 

- детская библиотека (организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе); 

- выставка книг- подготовка тематических выставок для детей разных возрастных групп (возможные темы: «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе»). 

Проектная деятельность старших дошкольников по созданию рукотворной книги побуждает детей более внимательно слушать чтение литературных произведений и вдумываться в их содержание, анализировать структуру текста и средства художественной выразительности, более пристально рассматривать книги, замечать особенности их оформления, шрифта, иллюстраций. 

В ходе проектной деятельности по созданию тематической книжной выставки у детей закрепляются элементарные представления о фольклорных и литературных жанрах, видах книг, формируется уважительное отношение к книге. 

К проектной деятельности можно отнести и создание аудиокниг, содержащих как пересказы литературных произведений детьми (в том числе по ролям), так и записи собственных сочинений. Прослушивание таких аудиозаписей вызывает у детей искренний интерес, активизирует дальнейшее словесное творчество и стремление к воспроизведению литературных текстов. 

Ещё одним из эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к литературному чтению является организация творческих недель, посвящённых творчеству детских писателей и поэтов, литературным жанрам и ведущим темам детской литературы. (8, с.95). 

В рамках творческой недели всё учреждение работает над одной темой, которая раскрывается в каждой возрастной группе через разнообразные виды и формы организации деятельности детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей. 

Планирование творческой недели осуществляется командой педагогов и предполагает: 

1. Сбор информационного материала по теме. 

2. Определение цели, образовательных задач творческой недели и содержания работы на каждый день. 

3. Составления перечня возможных видов и форм организации деятельности детей как в учреждении, так и за его пределами 

4. Определение форм взаимодействия детей разного возраста между собой, а также способов участия родителей и социальных партнёров в творческой неделе. 

Темы творческих недель предлагаются педагогами на итоговом педсовете и утверждаются на установочном педсовете накануне нового учебного года. В течении года оптимально проведение четырёх творческих недель, поскольку подготовка к ним занимает довольно продолжительное время. 

Творческие недели погружают дошкольников в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению. 

Важную роль в формировании у дошкольников книжной культуры играет организация книжных выставок, книжных уголков. 

Cokolova 1    Cokolova 2   

Cokolova 3    Cokolova 4

Книжный уголок- особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее, «перечитывает». Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. 

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей. 

Рассмотренные средства и методы ознакомления дошкольников с художественной культурой и детской литературой расширяют и углубляют читательские интересы детей, способствуют активному использованию литературных текстов в различных видах творческой деятельности, формируют будущего талантливого читателя. 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  

1.    Акулова О.В. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /  Под ред. А.Г. Гогобидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013.С. 363-375. 

2.    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов средних пед. заведений.- М.: Академия, 1997-400с. 

3.    Выготский Л.С., Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. //- Вопросы психологии. 1976. №4. С.55-68. 

4.    Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. СПб.: Акцидент. 1996. 

5.    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогобидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер,2013. 

6.    Детский сад: теория и практика.2015. №3. 

7.    Книжная культура и воспитание: Круглый стол // Отечественные записки. 2004. №3. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2004/3/2004 3 21.html/. 

8.    Колупаева Н.И., Куминова У.И. Творческая неделя как форма приобщения дошкольников к детской литературе // Детский сад: теория и практика. 2015. №3. С 94.

9.    Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь/ Б. Мещеряков, В.Зинченко- М.: Прайм - Еврознак. 2003- 672с.

 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «{Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html . 

11. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками/ Л.Н. Рожина- М.: Просвещение,1987-158 с. 

12. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей / Сост. Н.Г. Ермолина. Новосибирск: Детская литература, 1994. С. 381-392. 

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз. 

14.Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. Челябинск. 2011. 

15. Чуковский К.И. От двух до пяти. Глава пятая. Как дети слагают стихи //Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т.2.М.: Терра-Книжный клуб, 2001. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/ot2do5/glava5/htm/