ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.Г. Ямпольская
 преподаватель Медицинского
колледжа № 2 (г. Москва)

 

Слова писателя А.Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» можно считать девизом всей деятельности учебного заведения при подготовке специалиста среднего звена.

Для формирования мотивационной сферы обучающихся СПО необходимо создать практико-ориентированную образовательную среду, направленную на приобретение кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности. Это можно достигнуть путем вовлечения студентов в проектно-исследовательскую деятельность, когда результатом является получение практически значимого продукта, формирование у самих обучающихся предметной основы их деятельности, изменение роли преподавателя с позиции контролера на позицию координатора. Такой подход является деятельностно - компетентностным подходом. При преподавании общеобразовательных дисциплин в СПО уже на первых курсах возможно привлечь обучающихся к их будущей профессии.

Кроме того, хотелось бы отметить что, Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей. Формирование ценностного отношения к здоровью происходит при изучении отдельных учебных предметов на базовом уровне, в частности физики. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса.

Но, к сожалению, преподавание физики в СПО по–прежнему носит информационный характер. В медицинском же учебном заведении физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную функцию. Практически любая изучаемая тема в курсе физики может быть использована для освещения тех или иных фактов, связанных с медициной. Поэтому и заинтересовать студентов проектной работой по той или иной теме совсем не сложно. Сама по себе проектная методика позволяет создать положительный настрой при изучении физики, попробовать себя в совместном виде деятельности (групповой), овладеть навыками общения (развитие коммуникативной компетенции), поисковой деятельности и умения выступать с докладами и презентациями (развитие информационной компетентности).

Таким образом, цель данной работы заключается в установлении целесообразности применения проектных технологий в курсе физики в медицинском колледже.

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи:

1)  Повысить интерес у обучающихся к дисциплине физика.

2)  Развивать информационную компетентность: способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

3)  Развивать коммуникативную компетенцию: владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, овладение различными социальными ролями и т.д.

4) Научиться выявлять и обосновывать экологические последствия бытовой и производственной деятельности, связанной с физическими процессами, в том числе влияющими на здоровье человека.

5)  Способствовать формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью.

6)  Получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни для использования их в своей дальнейшей работе и повседневной жизни.

На основании изложенной теоретической позиции предлагаются разработки двух аудиторных занятий по физике: итоговый урок-конференция по теме: «Вопросы здоровья, изучаемые в курсе физики» и урок–игра: «Применение ультразвука в медицине».

          Первая – это итоговый урок-конференция по теме: «Вопросы здоровья, изучаемые в курсе физики», которая в первую очередь направлена на закрепление материала. Но любая изучаемая тема в курсе физики может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учащихся к своему здоровью. Вот, например, несколько тем входящих в программу физики, которые можно рассмотреть с позиции здоровьесбережения:

 

Тема

Вопросы здоровьесбережения

Масса

Умение измерять вес тела. Ожирение – угроза здоровью

Законы постоянного тока

Оказание первой помощи при поражении током

Виды излучения

Влияние солнечной энергии на организм

Понятие о телевидении

Телевидение и дети

Электромагнитное поле

Влияние компьютера на здоровье человека

Шкала электромагнитных волн

Защитные силы организма и здоровье

Биологическое действие радиоактивных излучений

Ионизирующая радиация и здоровье

Учащиеся выбирают самостоятельно темы исходя из их собственных интересов в реальной жизни, знакомятся с требованиями и основными этапами, характерными для проектной работы. Консультирование по работе над проектом проводится по электронной почте с учетом предоставления возможности самостоятельного решения поставленной задачи. Теоретическая часть каждого индивидуального проекта сопровождается слайдами, а подведение итогов учащиеся оформляют в виде презентаций.

Примерный сценарий урока-конференции

      1.  Сценарий содержит организационно-методический блок, информационный блок, блок контролирующих материалов и раздел подведение итогов конференции.

В организационно-методический блок входит: план проведения конференции, вступительное слово организатора конференции, определение тем докладов и поставленных вопросов для обсуждения в малых группах.

Информационный блок – это выступление обучающихся с подготовленными проектами (докладами и презентациями).

Блок контролирующих материалов - это перечень вопросов в соответствие с темами докладов. Предполагается разделение аудитории на группы, обсуждение поставленных задач и вынесение предложений по профилактике.

В конце конференции участникам озвучиваются результаты их деятельности и выставляются оценки по предложенным критериям.

Организационно – методический блок

 Вступительное слово преподавателя. Преподаватель объявляет о начале конференции, указывает цели и задачи ее проведения, обращает внимание на то, что в подготовке конференции принимали участие обучающиеся из разных групп колледжа. Кроме того, преподаватель приводит слова знаменитого средневекового врача, алхимика и философа Парацельса (15 век): «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Это знаменитое изречение может стать эпиграфом конференции. Преподаватель совместно с аудиторией пытается определить что же такое здоровье. На этот вопрос многие затрудняются ответить, ведь существует немало различных определений данного слова. Все они в той или иной степени соответствуют действительности, и говорят о том, что здоровье - это состояние полного благополучия. Если обобщить физиологический, психологический и нравственный компоненты, то «состояние благополучия» включает в себя:

· высокую работоспособность и устойчивость к заболеваниям; основа этого – нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент);

·  уверенность в себе, основанную на умении управлять своими мыслями и чувствами (психологический компонент);

· стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свой поведение без ущерба для благополучия других людей (нравственный компонент).

Информационный блок (Выступления, сопровождающиеся демонстрацией презентаций)  

             Темы индивидуальных проектов:

1. Рентгеновское излучение;

2. Ультрафиолетовое излучение;

3. Лазер в медицине;

4. Электромагнитные волны в медицине;

5. Электрический ток в медицине;

6. Оценка рациональности питания.

Блок контролирующих материалов (Обсуждение поставленных вопросов в малых группах)

Примерные вопросы для проверки знаний:

 

1.        Каковы методы защиты от различных видов ультрафиолетового излучения?

2.        Как правильно планировать питание?

3.        Каков механизм лечения электрическим током, и что при этом происходит?

4.        Какую помощь надо оказывать при поражении электрическим током?

5.       Какие методы предосторожности надо соблюдать при использовании рентгена? Какова предельно допустимая доза излучения?

6.        Каковы меры предосторожности надо соблюдать при использование бытовой электротехники?

     Рекомендуется заполнение таблицы:

 

Проблема

Цель

Предлагаемое решение

Оценка

       
       

           Критерии оценивания

       Оценка «5» (отлично) ставится, если студент правильно понимает проблему, владеет медицинской терминологией, объясняет физические явле­ния, оценивает риски и может принять продуманное решение в нестандартных ситуациях.

          Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент правильно понимает проблему, но не точно объясняет ее с точки зрения физики, предлагает пути ее решения. 

      Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если студент понимает проблему, но не знает пути ее решения и ту опасность, которую она представляет.

         Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент при ответе искажает смысл проблемы, не пользуется медицинской терминологией, не знает как принимать решение и проявляет полное отсутствие интереса к здоровому образу жизни, не владеет культурой речи.

Подведение итогов конференции (Заключительное слово преподавателя)

Ведущий подводит итоги конференции; благодарит участников - экспертов, которые приняли участие в проекте и поделились своими знаниями, смогли квалифицированно оценить выступления студентов, отвечающих на вопросы; выражает надежду, что главным критерием такого мероприятия является желание обучающихся вновь встретиться с уроком физики, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.

Вторая разработка – это урок – игра: « Применение ультразвука в медицине»  

         В курсе физики изучается вся шкала электромагнитных волн, начиная с частот ультразвукового диапозона (УЗ). Всем известно, что УЗ очень широко применяется в медицине. Поэтому общей тема проекта «Применение ультразвука в медицине». В течение определенного времени учащиеся работают над темой: изучают интернет-ресурсы, электронные пособия, посещают выставку «Медицинская техника» и готовят рефераты. Консультации ведутся в основном по системе он-лайн. А вот защиту проектов (итоговый урок) предлагается провести в виде деловой игры и в форме пресс-конференции, чтобы еще и закрепить материал по теме «Практическое использование ультразвука в медицине». К конференции обучающиеся готовят доклады, которые сопровождаются наглядными презентациями.

 Вся аудитория предварительно делится на группы специалистов: историки, инженеры, эксперты и отдельная группа - представители прессы. Это «журналисты» из медицинских журналов, которые задают вопросы специалистам. Присутствующим раздаются программки, как положено на научных конференциях, где указаны темы будущей конференции.

Примерный сценарий урока-игры

1. Слово преподавател

2. Представитель журнала «Хочу все знать»: Что такое ультразвук? Каковы его основные свойства? Что представляет из себя ультразвуковая установка.

 Ответ инженера-физика. Рассказывает и показывает презентацию.

3. Представитель журнала «Наука и жизнь»: Когда начали использовать УЗ-колебания и в каких областях науки и техники.

Ответ специалиста-историка. Рассказывает и показывает презентацию.

4. Представитель журнала «Медицинская техника»: Хотелось бы узнать: можно ли применять УЗ для очистки медицинских инструментов?

Ответ эксперта: Применение ультразвука для дезинфекции инструменто

5. Представитель журнала «Вестник новых медицинских технологий»: Всем известно, что основное применение УЗ - это в диагностических целях. Хотелось бы поподробнее об этом узнать.

Ответ эксперта: Применение УЗ в диагностике и т.д.: в физиотерапии, хирургии, косметологии, офтальмологии, кардиологии, для сварки костей.

По каждой теме проекта составляются вопросы. Докладчик – эксперт сопровождает свое выступление презентацией. В своих докладах студенты уделяют особое внимание преимуществам и недостаткам использования ультразвука в той или иной области медицины с точки зрения нанесения вреда здоровью, экономических показателей, простоты использования и т.д.

В процессе конференции главным экспертом составляется таблица.

            Например:

 

Область применения УЗ

Используемое особое свойство УЗ

Основные преимущества

использования

Основные недостатки

использования

УЗ для дезинфекции инструментов

Механическое воздействие в специальной ванне

Сокращение времени обработки

Невозможность использования для большого количества инструментов

УЗ в физиотерапии

     

УЗ в косметологии

     

УЗ в хирургии

 

Быстрое заживление

 

УЗ в физиотерапии

     

УЗ в кардиологии

     

УЗ в офтальмологии

     

УЗ в диагностике

     

УЗ в акушерстве

     

УЗ в гинекологии

     

УЗ для сварки костей и мягких тканей

     

       Так как мероприятие носит учебный характер, то при подведении итогов каждый эксперт, готовивший доклад, задает вопросы аудитории. Происходит обсуждение этих вопросов в малых группах и выносится ответ, за который ставится оценка преподавателем.

        В конце мероприятия ведущий подводит общий итог, благодарит за участие. 

    Таким образом, как показывает практика, предлагаемые мероприятия и методика их проведения способствуют формированию у обучающихся не только учебной мотивации, но и способности к инновационной, аналитической, творческой и интеллектуальной деятельности. 

     Можно также заключить, что проектная деятельность, в основе которой лежит деятельностно - компетентностный подход, является таким видом познавательной деятельности обучающихся, которая позволяет им в дальнейшем самостоятельно применять приобретенные в среднем медицинском учебном учреждении знания при решении различных вопросов, касающихся здоровья и их будущей профессии. А это позволяет решить одну из основных задач СПО – повышение качества подготовки будущих специалистов.

Литература:

1. Андреева И.Г. Человек и его здоровье в содержании образования. «Педагогика». - 2011. - № 10.

2. Разумовский В.Г. Проблема научной грамотности и школьный учебник. «Физика». - 2010. - № 16.

3. Лащенко О.В. Физика помогает лечить и диагностировать. «Физика в школе». – 2007. - №3. – с.48.

4. Алфимова А.С. Как рождается проект. «Математика». – 2016. - №2. – с.4.