Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

И. В. Рекко,
учитель начальных
классов СОШ № 30
г. Пятигорск, Ставропольский край)
 

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Чтобы выполнить социальный заказ современного общества, введены Федеральные государственные стандарты второго поколения, в которых  на вопрос « Как получить новый образовательный результат?»  дан лаконичный ответ: «На первое место выходит не передача суммы знаний, а развитие личности на основе освоения способов деятельности». А это,  как  мне кажется, отвечает и основному назначению ТРИЗ-педагогики,  главной сутью  которой является развитие сильного мышления и творческого воображения.Я считаю, что применение  приёмов ТРИЗ-педагогики  способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. 

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель. Целью использования приемов ТРИЗ - педагогики в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой - поисковой  активности, стремления к новизне. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Приемы ТРИЗ – педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с использованием отдельных приемов этой технологии. 

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать. Кроме того приемы ТРИЗ-педагогики позволяют сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ  позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Основное назначение ТРИЗ – развитие сильного мышления и творческого воображения – вполне можно реализовать уже в младшем школьном возрасте.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Чтобы выполнить социальный заказ современного общества, введены Федеральные государственные стандарты второго поколения, в которых  на вопрос « Как получить новый образовательный результат?»  дан лаконичный ответ: «На первое место выходит не передача суммы знаний, а развитие личности на основе освоения способов деятельности». А это,  как  мне кажется, отвечает и основному назначению ТРИЗ-педагогики,  главной сутью  которой является развитие сильного мышления и творческого воображения.Я считаю, что применение  приёмов ТРИЗ-педагогики  способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. 

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), ученый, изобретатель, писатель. Целью использования приемов ТРИЗ - педагогики в своей работе считаю развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, с другой - поисковой  активности, стремления к новизне. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Приемы ТРИЗ – педагогики используются давно, но у меня сложилась своя система с использованием отдельных приемов этой технологии.

Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики, которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать. Кроме того приемы ТРИЗ-педагогики позволяют сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества. Приёмы ТРИЗ  позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Основное назначение ТРИЗ – развитие сильного мышления и творческого воображения – вполне можно реализовать уже в младшем школьном возрасте.

          Прием  «Морфологический ящик»

          Универсальный приём, используется на всех уроках. На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа:

 

Имя сказочного героя

Баба-Яга

Где живет?

В лесах, в избушке – на – курьих ножках

Волшебные свойства

Колдовать

Что умеет делать?

Летать на метле, летать в ступе, превращать

На кого похож?

На старушку

С кем дружит?

Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора

В каких сказках встречается?

?

После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна, встречается ли в сказках других народов похожий персонаж,  откуда взялся этот персонаж, мог ли в реальной жизни существовать прототип этого сказочного персонажа?  Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. Собирая сведения, наш «морфологический ящик» начал пополняться, т.к. ребята стали фиксировать свои наблюдения. Этот приём, я считаю, является толчком к исследовательской работе учеников начальных классов. Со временем наша поисковая деятельность  выльется в исследовательскую работу группы участников, которую мы представим сначала на школьном заседании Малой Академии Наук, а затем и   на городских Кирилло-Мефодиевских чтениях, которые традиционно проводятся на базе нашей школы в мае и посвящены Дням славянской письменности.

       Этот же прием помог организовать исследовательскую работу по теме «Путешествие по молочным продуктам», итог  работы был представлен учителям края в рамках проведения федеральной стажировочной  площадки «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса».

Rekko 5

Ученики начальной школы очень любознательны. В этом мы не раз убеждались на экскурсиях, которые совершали в окрестности  школы. Побывали мы и на берегу реки Подкумок. Ребята задавали много вопросов. Но вот с ответами я не  спешить. Мне хотелось, чтобы ребята сами начали искать информацию и ответы на интересующие их вопросы.  Систематизировать вопросы детей и ответы мне помог очень простой прием ТРИЗ-педагогики «Морфологический ящик».  Слева фиксировали вопросы, справа ответы, которые находили ребята в различных источниках:

 

Объект

Река Подкумок

Исток реки

г. Гум-Баши (Карачаево-Черкесия)

Длина реки

155 км

Устье реки

Р. Кума, с. Краснокумское Георгиевского района Ставропольского края

Где протекает?

Ставропольский край

Характер течения

Горный

Города, которые находятся на реке

Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки,…

Образует ледостав?

Нет

Экологическое состояние

Удовлетворительное, но требуется вмешательство людей

Собрав интересующую информацию, мы выехали  к устью нашей реки в с. Краснокумское. Сопровождали нас в этой экскурсии  ученики старших классов и учитель  химии нашей школы Л.В. Белова 

Во время экскурсии мы не только гуляли, осматривали окрестности, но и  проводили исследования на месте при помощи модульной системы экспериментов PROLOG.

Работа на этом не остановилась.  Собранный материал мы использовали при проведении разновозрастного внеурочного  занятия совместно со старшеклассниками, пригласив учителей нашей школы и города.

Ребята работали по группам:

     Научная группа (учащиеся 3 класса) сообщила сведения о реке Подкумок, о её протяженности, географическом положении, характере течения. Затем с детьми и гостями была проведена мини-викторина.

       Группа фотокорреспондентов (учащиеся 3 класса)  составила краткий фоотчет о проведенных экскурсиях к реке Подкумок в районе школы, на электростанцию «Белый уголь», к месту впадения Подкумка в реку Куму в районе с. Краснокумское Георгиевского района. Кроме того, был предоставлен фотоотчет об экологической обстановке в районе реки.

   Исследовательскую группу представили уч-ся 9 –го класса, члены Малой Академии Наук нашей школы. Группа исследователей познакомила детей с определением интенсивности запаха воды по шкале интенсивности характеристики запаха, определили, что интенсивность запаха воды из реки Подкумок равна 1-2 баллам, т.е. очень слабый запах, не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами.

    Кроме того,  все учащиеся провели опыт по нахождению примесей в воде из реки. Ребята сделали вывод о том, что присутствие остатков грязи и песка на фильтрах после фильтровании воды допустимо, т.к. река горная.

    Затем учащиеся 2-го класса, представители творческой группы, показали небольшой фрагмент из экологической сказки «Река Подкумок», которую написали сами школьники в рамках проекта «Экологическая сказка».

          А представить сценку по написанной сказке помог ребятам приём «Эмпатия». 

         Группа экологов (учащиеся 3 класса) высказала тревогу об экологическом состоянии реки. Учащиеся 2-3-х классов при помощи заготовок выполнили коллаж по теме «Какой я хочу видеть реку Подкумок». Совместно с учащимися  9-х классов выпустили листовки с предложениями о сохранении благополучной обстановки Подкумка в районе нашей школы. 

     Презентацию этого проекта мы представили учителям города в рамках педагогической площадки «Экологическая направленность проектной деятельности как способ организации учебно-воспитательной работы.

О проекте «Экологическая сказка»

 Алгоритм составления сказок я также нашла в ТРИЗ-педагогике:

 

Герои

Злодеи

Цели или желания

Волшебные предметы

Превращения героев

Волшебные места

Алёнушка

Баба-Яга

Вернуть домой

Шапка-невидимка

В комара, муху, шмеля

Страна Лжецов

Гулливер

Кощей Бессмертный

Достать живую воду

Волшебная палочка

Во льва, мышку

Королевство Кривых Зеркал

Айболит

Бармалей

Найти волшебный предмет

Цветик-семицветик

Карлика

Лилипутия

Красная Шапочка

Мачеха

Вылечить друга

Скатерть-самобранка

Козлёночка

Изумрудный город

Золушка

Леший

Спасти

огниво

 

Страна Чудес

       На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку. Сочинение сказок учит детей и фантазировать, а фантазия, как считал один из последователей  и учеников Г.С.Альтшуллера, является одним из простейших приемов изобретательства.

          Rekko 1

Используя этот прием,  ученики попробовали свои силы в написании сказок на экологические темы. Кроме того сказки собственного сочинения еще и были проиллюстрированы самими авторами.   Эти сказки были напечатаны в нашей школьной типографии,  и ребятам было очень приятно видеть результаты своего труда.  С  этим выпуском школьного журнала мы познакомили участников городского семинара для руководителей и участников международной конференции «Инновационные подходы к формированию здоровьесберегающего пространства в общеобразовательных учреждениях».

Работая над этими темами,  мы преследовали одну из важных и актуальных целей: воспитать бережное отношение к окружающей природе, формирование понимания необходимости охраны природных объектов, содействие улучшению экологической обстановки в нашем городе. Ведь от того, что мы заложим сегодня в наших маленьких граждан, зависит и наше с вами будущее.

 Rekko 2

Я пришла к выводу, что благодаря этому приёму, ребята делают свои первые шаги в исследовательской работе, и уже потом ребятам легко выбрать и тему, и определить цели своей работы, выдвинуть гипотезу, познакомиться с технологией написания исследовательской работы.

         На уроках математики прием «Морфологический ящик» помогает решать логические задачи. Например:

        У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

 

 Куклы

Цвет волос

Светлые

Рыжие

Черные

Белянка

-

+

-

Чернушка

+

-

-

Лисичка

-

-

+

     Прием «Системный лифт»  представляет собой вертикаль многоэкранной схемы,  позволяет отследить различные признаки.

   Эта модель строится во время прохождения нового материала, добавляя каждый раз что-то новое, помогает актуализировать и систематизировать знания учащихся.

     Приём учит анализировать информацию, учит самостоятельно работать с этой информацией, учит моделированию, учит видеть картину в целом, а это важно для целостного восприятия окружающего мира.

Rekko 3 

      На уроках русского языка и литературного чтения использую «Алгоритм сочинения загадок», который учит сочинять загадки . Именно такое задание получают дети уже в первом классе. Хорошо, если ребёнок творческий от рождения. А если, нет?  И такое задание вызывает у него,по меньшей мере,  недоумение. В худшем случае, просто отторжение. Этот приём ТРИЗ-педагогики позволяет научить сочинять каждого ребенка. Начинаем сочинять вместе с детьми по заданному алгоритму.

       Например, придумай загадку о расческе:

 

На что похоже?

Чем отличается?

 забор

нельзя перелезть

пила

не пилит

трава

не растёт

зубная щётка

не чистит зубы

       Последовательность работы:

1. Выбрать объект, записать;

2.Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: на что похоже?

3. Заполнить правую часть таблицы, ответив на вопрос: чем отличается от расчески?

4. Вставь слова связки «как…», «…но не…»

5. Составить загадку: «Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растёт?»                       

Rekko 4

Загадка о пуговице:

 

На что похоже?

Чем отличается?

обруч

нельзя крутить

 с дырочками

не сыр

очки

без стекол

    Что это: как обруч, но нельзя крутить, с дырочками, но не сыр, как очки, но без стекол?» 

    Динозавр

 

Какой?

Что такое же?

огромный

но, не подъемный кран

страшный

но, не приведение

опасный

но, не огонь

дикий

но, не волк 

Крот

 

Что делает?

Какой объект делает так же?

роет

экскаватор

выкапывает

лопата

    Прием составления загадок учит детей классифицировать, проводить сравнение, анализ, развивает воображение, творческое мышление. 

        Приёмы ТРИЗ-педагогики помогают мне  сделать увлекательным такое нелёгкое путешествие по океану Знаний, превратив каждый урок в маленькое открытие. 

Литература

 

1.    Воронцов А.Б., Заславский В.М, Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

2.    Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

3.    Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9.

4.    Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.  Начальная школа.  2004. - №2. 

5.    Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. -  М: ИВЦ Минфина, 2007.

6.    Гин С.И. Мир загадок. – М: Вита-Пресс, 2008.

7.    http://triz.natm.ru