Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО И ООО

М.В. Кузнецова,
учитель информатики и ИКТ
(Средняя школа № 18, г. Ставрополь)

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, подходы, отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.[3]

В Указе Президента Российской Федерации  «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:

- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс.[2]

Каждый  учитель часто сам себе задаёт вопрос  «Интересно ли моим ученикам учиться? Всё ли я делаю для того, чтобы мои ученики были успешными?». При этом вновь и вновь все мы убеждаемся, что универсальных педагогических рецептов для достижения успеха не существует! Поэтому современный учитель находится в постоянном поиске приемов, методов и средств обучения только лишь с одной целью – научить учиться.

Практика показывает, что сегодня в общеобразовательной школе используется широкий спектр педагогических технологий, которые между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют определенную дидактическую систему, призванную обеспечить формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования, а также образовательные потребности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями[1].

Последнее время в лексикон учителя прочно вошёл термин «педагогические технологии».  Но, насколько успешно использование той или иной технологии может определить время и, конечно же, её мониторинг.

Как оценить успешность использования технологии и качество образования в школе в целом - проблема не только сложная, а наисложнейшая в современных условиях. К сожалению, в большинстве случаев оценка деятельности школ до сих пор строится на формальных критериях. Она не обладает необходимой прогностической силой, и поэтому на ее основе невозможно принятие адекватных управленческих решений относительно обеспечения качественного образования. Поэтому необходимо создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, на основе которой можно будет принимать управленческие решения. 

Почему это так важно? Потому что это позволит получить обратную связь и понять, что делается правильно, а что нужно менять. Отмеченные обстоятельства определили выбор темы моего исследования.

Объектом исследования послужили оценка качества образования и управление учебно-воспитательным процессом с целью прогнозирования результатов обучения.

Предмет исследования: сущность, принципы, функции мониторинга, критерии и способы оценки качества образования.

Цель инновационной деятельности: создать единую систему контроля качества и прогнозирования результатов обучения в школе, обеспечивающую эффективную деятельность образовательного учреждения.

Гипотеза исследования заключается в следующем:  мониторинг качества обеспечиваемого школой образования предоставит управлению сущностную, разностороннюю, системную и потому обладающую достаточной прогностической силой информацию, если:

-разработать и внедрить единую систему мониторинга и контроль качества образования, включающую в себя объективную систему учебных достижений обучающихся;

- реализовать полифункциональный характер мониторинга, заключающийся в разносторонности его предназначения — информационного, аналитико-оценочного, стимулирующе-мотивационного, контролирующего, прогностического и корректирующего.

В соответствии с целью и гипотезой была поставлена следующая задача - разработать и апробировать процедуру мониторинга оценки деятельности учителя, активно используя при этом компьютерные технологии. В результате реализации педагогической идеи были созданы готовые продукты – конструкторы-матрицы.

Может возникнуть вопрос, что такое конструктор-матрица? Конструктор-матрица - это набор отдельных готовых блоков, из которых можно собрать, «построить» сравнительный анализ показателей педагогических процессов.

Формула  успеха школьной команды заключается в точной и синхронной работе учителей, классных руководителей, руководителей школьных методических объединений, заместителей директора по учебно-воспитательной работе и директора школы. Поэтому, разработанные конструкторы-матрицы предлагаются для использования представителям всех структурных подразделений образовательного учреждения.

1.           Учитель

- Конструктор-матрица «Экспресс-анализ диагностической работы».

Принцип работы:

Заполнив следующие данные: класс, дату, количество человек в классе и выбрав из предложенного списка вид работы, учитель после проверки заполняет количество «5», «4», «3» и «2». Результаты работы, а также её уровень (повышенный – качество знаний больше 90%, высокий – качество знаний от 75 до 90%, базовый – качество знаний от 50 до 75 % и низкий – качество знаний меньше 50%) появляются автоматически.

Чем удобен подобный конструктор для учителя?

При систематическом заполнении данной таблицы  в течение всего учебного года будет создан мониторинг предметных результатов ученического коллектива по отдельному предмету. Таким образом, будет создана система постоянного наблюдения за классом, что послужит обоснованием для управленческих решений.

Kucnezova konctruktor

Рис. 1. Пример конструктора

- Конструктор-матрица «Полный анализ диагностической работы».

Принцип работы:

Предмет, класс, вид работы выбирается из предложенного списка. Ф.И.О., дата, тема работы и количество человек заполняются непосредственно лично педагогом. После того, как учитель проставит «н» напротив  фамилий учащихся, не писавших работу, пункты «писали работу» и «не писали работу» заполнятся автоматически.

Существует возможность проставить № задания варианта КИМа, если работа проводится в рамках подготовки к ГИА.

Учителю необходимо самостоятельно проставить уровень сложности задания (базовый, повышенный, высокий или 5-бальная система оценивания), а количество баллов (1, 2, 3 или 5) заполнится автоматически.

Педагогу после проверки работы останется лишь проставить количество набранных школьником баллов. Суммирование баллов, подсчёт процентов выполнения задания и рекомендованная оценка появятся автоматически.

После подтверждения или не подтверждения учителем рекомендованной оценки, появляется  «уровень работы». Текст «уровня работы» (низкий, базовый, высокий, повышений) сопровождается цветовой заливкой. Определённым цветом также заливается ячейка с процентом выполнения задания, если он меньше 30,  что помогает оперативно выяснить пробелы в знаниях и умениях учащихся. Полные результаты работы подсчитываются также автоматически.

Суть использования подобного конструктора — выявление признаков нестабильности, позитивных  или негативных тенденций. А также собранные данные предупреждают о затруднениях конкретного ученика или затруднениях по отдельному вопросу либо изучаемой теме.

2.           Классный руководитель

- Конструктор-матрица ««Отчёт классного руководителя», ведущий автоматический подсчёт количества пропусков учащихся в течение всего учебного года.

Принцип работы:

После заполнения количества «н» по учебным дням будет подсчитано количество пропусков, которые классные руководители заполняют на специальных страницах классного журнала на печатной основе. При этом происходит перенос данных о пропусках в отчёт классного руководителя для распечатки на бумажный носитель.

После заполнения педагогом  данных о количестве «отличников» и «хорошистов» полный отчёт за учебный период будет готов, т.к. «% обученности»  и «% качества знаний» подсчитываются автоматически.

Составление анализа классного руководителя - это трудоёмкий и затратный по времени труд, который возможно максимально облегчить!

Kucnezova str 1                 Kucnezova str 2

Рис. 2. Страница 1                                              Рис. 3. Страница 2

3.           Руководитель методического объединения

Универсальный конструктор-матрица «Мониторинг успешности»:

- Мониторинг результатов всех диагностических работ по предмету.

- Мониторинг результатов диагностических работ в рамках подготовки к ГИА.

- Мониторинг результатов ВПР / РПР по предмету.

- Также существует возможность создания рейтинга успешности учителей – членов МО по результатам учебного периода.

Эти все данные необходимо собирать на постоянной основе, что  при необходимости может позволить:

- выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;

- отследить динамику изменений результатов от года к году;

- провести сравнение классов, параллелей по заданным параметрам;

- прогнозировать возможные результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов;

- получить сравнительную оценку качества работы учителей.

4. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе

- Конструктор-матрица «Анализ результатов входного и промежуточного контроля».

Принцип работы:

Классным руководителем заполняется список класса, список учителей и годовые оценки за предыдущий учебный период. Подсчёт показателей качества и обученности за предыдущий год происходит автоматически.

После того, как учителя-предметники выставят оценки по результатам входного контроля, происходит автоматическая цветовая заливка, указывающая на «устойчивость» знаний каждого школьника (устойчивые знания - оценка за год соответствует оценке за результат входного контроля, относительно устойчивые знания - оценка за год отличается от оценки за результат входного контроля на 1 балл, неустойчивые знания - оценка за год отличается от оценки за результат входного контроля на 2 балла).

При этом по каждому предмету идёт автоматический подсчёт количества учащихся с устойчивыми, относительно устойчивыми и неустойчивыми знаниями.

Если годовые оценки по предмету не выставлялись, как например в 5 классе многие предметы только вводятся, то подобный подсчёт не ведётся. Но при этом оценки «2» выделяются отдельным цветом.

Что даёт данный мониторинг учителю, классному руководителю и заместителю директора?  Возможность оперативного получения объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у   учащихся в условиях ФГОС НОО и ООО.

Ещё одно преимущество этого мониторинга – это анализ данных, полученных от педагогов, и сопоставление их с результатами психологической диагностики детей, что позволяет выделить основные трудности, с которыми сталкиваются, например, 5-классники в период адаптации.

Итог внедрения подобных матриц-конструкторов в работу педагогов, руководителей школьных методических объединений и администрации школы  позволяет отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы учителей школы, а, следовательно, и к повышению качества образования.

Литература:

1.   Тарасова Н.В., Пастухова И.П. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: управление и сопровождение. Монография. – М.: ФИРО, 2016. – 144 с.

2.  Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

3.  Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. – М., 2002.