ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Е.М. Манакина,
педагог-психолог
(Медицинский колледж № 5,
г. Москва)

Деятельность педагога-психолога в медицинском колледже имеет множество методических, организационных и психологических аспектов. В рамках данной статьи мы хотели бы обратиться к одному из них – профессиональной адаптации будущих специалистов среднего звена на основе инновационных форм работы, в названиях которых звучат заимствованные из различных языков слова, которыми очень часто оперируют студенты.

 Заимствование иностранных слов - один из способов развития родного языка. Учёные считают, что язык всегда очень быстро реагирует на потребности развивающегося общества и профессий, в которых занята огромная масса людей. А молодежь? А современная молодёжь ещё быстрее включает в свой активный словарный запас прямые заимствования. Например, такие названия выходных, как «weekend» или называние денег –«mone»-мани, понятно всем с малого возраста. Наиболее активно применяются и, так называемые, «гибриды». Которые образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки или окончания. Так, например, среди молодёжи вообще и наших студентов в колледже можно услышать такие слова, как «аськать», то есть «осведомиться», «поговорить», «обсудить», заимствованное от английского слова «расспросить», «переспросить»; «бузить»- «беспокоиться», «суетиться» заимствованное от английского «busy» - «злоупотребление», «брань» и т.д.

 Проходит время, и мы забываем, что многие слова, ставшие родными, например, « глобус» или « цирк» произошли от латинских слов «globus»-шар и «circus»- круг. Практически все студенты нашего колледжа, да и вся молодёжь (и не только) носят «рюкзаки» - от немецкого «Rucken»-спина и «Sack»-« мешок». И даже не задумываются о происхождении этого слова.

 Уже давно нашими коллегами используются, как свои «родные», слова «варьировать», например, методы обучения или «скрупулёзный» подход к составлению КОС. А это – заимствованные от немецкого «variieren »-«изменять» и французского «varier»- «разнообразить» и латинское «skrupulosus»- «особо тщательный», «точный».

А наши «сессии», переживаемые и преподавателями, и обучающимися? Латинское «sessio»-«заседание». «Практика», на которую отправляются обучающиеся не один раз за всё время обучения? Оно произошло от латинское слово «practika» , озгначающее ни что иное, как «деятельность». А «экзамен»,- спросите Вы… Конечно, оно тоже заимствовано от латинского «examen»-«оценка» и «испытание».

Волнующее всех работников образования слово «проблема», сигнализирующее о необходимости срочного вмешательстве и активизации деятельности, используемое для обозначения педагогических и психологических вопросов, пришло в Россию в петровскую эпоху через Польшу из латыни, а в латынь из греческого « provlima» - «задача».

 В психолого-педагогическом сопровождении сложных адаптационных процессов, в работе с преподавателями и обучающимися используется большое количество терминов, произошедших от заимствованных слов. И все эти слова понятны профессионалам и активно ими используются.

 В нашей практике проводятся «Психологические квесты» - от английского«quest» - «поиск», «игра», «развлечение»,т.д.Приключенческие игры по психологии направлены на закреплении положительного эффекта адаптационного периода. Ответы на опросы, которые предстоит решить обучающимся показывают, на сколько первокурсники ориентированы в новом учебном заведении, в новой учебной деятельности, в группе, в той профессии, которую выбрали. Так, в психологическом квесте «Студенческий навигатор» в игровой форме первокурсники называют имена преподавателей, которые работают с ними; выбирают и правильно описывают помещение, в котором хранятся зачётные книжки и учебные журналы; называют длительности перемен и учебных занятий, правильно называют изучаемые учебные дисциплины и решают задания по этим дисциплинам; называют особенности графика учебного процесса; рисуют знакомые медицинские инструменты и выбирают слова успокоения, которыми необходимо пользоваться в ряде случаев при профессиональном общении. Квесты проводятся после обязательной подготовки, после получения обучающимися информации, при создании специальной мотивации, формировании интереса и желания проявить свои знания и умения, несмотря на начало обучения.

Большой популярностью в нашем колледже пользуются различные психологические акции от латинского «action»-«действие», «выступление», «публичные действия», ставящие целью привлечь внимание. В этих случаях «выступает » малая группа так называемых «активных участников» и большая часть – участников- зрителей, для кого и проводятся психологические акции. Как правило, к данным выступлениям готовятся только активисты. Они же вместе с педагогом-психологом выбирают тематику действий.

В нашем колледже – это большой перечень тем, адаптируемых обучающихся к будущей профессии . Они так и называются: « Шаги в профессию». Это 10-15 минутные встречи, которые проводятся в самом начале занятия, на которых старшекурсники учат первокурсников социальному способу мытья рук, правильному способу надевания одноразовых перчаток. Во время таких акций к первокурсникам «приходит» чумной доктор, который рассказывает об особенностях лечения в средневековье, о самом известном чумном докторе - Нострадамусе, об опасности не соблюдения гигиенических норм.

В другой раз гостем первокурсников становится последователь Н.И. Пирогова. И он рассказывает о том, как помогали пациентам до того момента, когда был изобретён гипс. В эту встречу будущие медработники испытывают на себе иммобилизацию повреждённого участка с помощью « дедовского» метода с помощью коры дерева и с помощью современных средств оказания помощи, например, при переломе.

На других встречах в рамках психологических акций «Шаги в профессию» старшекурсники проводят обучение по складыванию и хранению медицинского халата для сохранения его аккуратного вида; обсуждают необходимость следить за своим внешним видом, аккуратной причёске. Психологические акции проводятся и во Всемирные дни. Например, во Всемирный день красоты, когда очень актуальны напоминания о соблюдении требований к внешнему виду; Всемирный день благодарности, толерантности, когда следует особое внимание уделить тем, кто находится рядом и др. Во время этих встреч происходит важное воздействие на душевные переживания. Подростки вспоминают о тех, кто испытывает дефицит внимания, ласки, добрых слов. Таким образом, происходит некое воздействие на развитие эмоционального интеллекта, который не всегда проявляется у современных подростков.

 Большое внимание в психолого-педагогическом сопровождении студентов во время их обучения уделяется психологическим тренингам от английского « train» - «обучать», «воспитывать». Это - очень популярный метод активного психологического сопровождения обучающих, направленный на развитие важных для студентов навыков поведения и общения, социальных установок и т.п. Это - метод, направленный на коррекцию или на формирование важных личностных или профессиональных аспектов личности обучающихся, находящихся длительное время в группе, в колледже. Известны тренинги, направленные на поддержание благоприятного микроклимата, профилактику конфликтных ситуаций, группообразования, повышению успешности и т.д. Тренинги проводятся педагогом-психологом только после специальной подготовки на основании диагностической работы с группой илил по запросу.

 Ещё один из видов психологической работы, название которого заимствовано из английского языка - коучинг - «coaching» - метод, в процессе которого обучающемуся помогают достичь некоторых жизненных или профессиональных целей. На наш взгляд, эти методы позволяют в игровой ( иногда немного жёсткой) форме сначала определить проблемы, например, с помощью ранжирования по некоторым параметрам (кто лучший/худший успевающий; кого можно представить медицинским работником, а кому сложно доверить здоровье; как каждый отреагирует на опаздывающего медицинского работника или профессионала с неаккуратной внешностью и т.д.). Следует отметить, что коучинги требуют большой предварительной подготовки педагога-психолога и знания им индивидуальных особенностей всех участников, их результативности в учёбе, поведении, взаимоотношениях в триаде « обучающиеся-преподаватель-классный руководитель»

 С недавнего времени в практике педагога-психолога проведены Психологический баттл - от английского «battle»-«сражение», «поединок», «схватка». И психологический ивент - от английского «event»- « событие», «случай».

PHOTO-Manakina

Рис. 1. Психологический баттл

Если баттл проводится на основе названной темы. И участникам известно, что для победы следует пройти определённые этапы, в которых важна не только теоретическая или практическая подготовка, но и фактор везения может повлиять на успешность. Так, нами был проведен психологический баттл «Познай самого себя», где участникам предстояло пройти через блиц, где нужно было решить видео вопросы и теоретические задания по общей и социальной психологии, затем 5 верно ответивших играли в следующем этапе и лишь три участника, вышедшие в финал испытывали себя на правильность решения практической задачи. Так как баттл проводился для обучающихся медицинских колледжей Департамента здравоохранения города Москвы, эта задача была связана с использованием игроками практических умений по психологии.

Ивент - это событие, которое готовят все желающие. Так, например, ивент, посвящённый Всемирному дню кошек, позволили всем участникам проявить себя: кто-то готовил вернисаж фотографий владельцев замечательных животных, кто-то подбирал песни и стихи о кошках, кто-то изучал породы и особенности поведения кошек, некоторые искали положительные «медицинские» воздействия четвероногих на людей, некоторым удалось найти интересные факты о положительном общении кошек с людьми, например, во время военных действий. И, конечно, были найдены факты о необходимости переселения кошек из разных областей СССР в блокадный Ленинград. Перед кем-то встала задача приготовиться к проведению « кошачьего» макияжа, а кто-то вместе с педагогом-психологом разрабатывал мини-викторину и т.д. И только после такой массивной подготовки был проведен ивент, который длился всего 45 минут. Но участников и зрителей было больше 100 человек. Потому что такие психологические фрагменты профессиональной деятельности педагога-психолога проводятся в популярном месте нахождения студентов во время перерыва между занятиями и благодаря мягким неформальным способам привлечения внимания всех к участию в психологическом ивенте.

 Следует упомянуть и о таких мероприятиях с заимствованными названиями, как флеш-моб от английского «flash mob» - «миг», «мгновенье» и «толпа». Это - выполнение какого-то заранее придуманного сценария в установленное время в заранее продуманном месте. В нашем опыте флешмобберы выступают, как правило, за активизацию здорового образа жизни.

 Всё перечисленное из использованного в нашей психолого-педагогической деятельности, очень важно для комфорта обучающихся, главное то, с какой целью это проводится. А работа со справочной литературой и поиск определений тех или иных заимствований по словарям, позволяет сделать общий вывод по приведённым примерам названий: это МЕРОПРИЯТИЯ. Мероприятия, проводимые для достижения определённых целей. И совсем не стоит пугаться для кого-то новых слов и понятий.  

 Главное - суть работы, направленной на социальную, академическую и профессиональную адаптацию, формирование личности будущего профессионала, готового применить свои умения и навыки. С чувством уверенности, ведущему к успеху благодаря своим компетенциям и активной жизненной позиции и желанием понять и помочь пациентам, нуждающимся в понимании и сочувствии.   

Деятельность педагога-психолога в медицинском колледже имеет множество методических, организационных и психологических аспектов. В рамках данной статьи мы хотели бы обратиться к одному из них – профессиональной адаптации будущих специалистов среднего звена на основе инновационных форм работы, в названиях которых звучат заимствованные из различных языков слова, которыми очень часто оперируют студенты.

 Заимствование иностранных слов - один из способов развития родного языка. Учёные считают, что язык всегда очень быстро реагирует на потребности развивающегося общества и профессий, в которых занята огромная масса людей. А молодежь? А современная молодёжь ещё быстрее включает в свой активный словарный запас прямые заимствования. Например, такие названия выходных, как «weekend» или называние денег –«mone»-мани, понятно всем с малого возраста. Наиболее активно применяются и, так называемые, «гибриды». Которые образованы присоединением к иностранному корню русского суффикса, приставки или окончания. Так, например, среди молодёжи вообще и наших студентов в колледже можно услышать такие слова, как «аськать», то есть «осведомиться», «поговорить», «обсудить», заимствованное от английского слова «расспросить», «переспросить»; «бузить»- «беспокоиться», «суетиться» заимствованное от английского «busy» - «злоупотребление», «брань» и т.д.

 Проходит время, и мы забываем, что многие слова, ставшие родными, например, « глобус» или « цирк» произошли от латинских слов «globus»-шар и «circus»- круг. Практически все студенты нашего колледжа, да и вся молодёжь (и не только) носят «рюкзаки» - от немецкого «Rucken»-спина и «Sack»-« мешок». И даже не задумываются о происхождении этого слова.

 Уже давно нашими коллегами используются, как свои «родные», слова «варьировать», например, методы обучения или «скрупулёзный» подход к составлению КОС. А это – заимствованные от немецкого «variieren »-«изменять» и французского «varier»- «разнообразить» и латинское «skrupulosus»- «особо тщательный», «точный».

А наши «сессии», переживаемые и преподавателями, и обучающимися? Латинское «sessio»-«заседание». «Практика», на которую отправляются обучающиеся не один раз за всё время обучения? Оно произошло от латинское слово «practika» , озгначающее ни что иное, как «деятельность». А «экзамен»,- спросите Вы… Конечно, оно тоже заимствовано от латинского «examen»-«оценка» и «испытание».

Волнующее всех работников образования слово «проблема», сигнализирующее о необходимости срочного вмешательстве и активизации деятельности, используемое для обозначения педагогических и психологических вопросов, пришло в Россию в петровскую эпоху через Польшу из латыни, а в латынь из греческого « provlima» - «задача».

 В психолого-педагогическом сопровождении сложных адаптационных процессов, в работе с преподавателями и обучающимися используется большое количество терминов, произошедших от заимствованных слов. И все эти слова понятны профессионалам и активно ими используются.

 В нашей практике проводятся «Психологические квесты» - от английского«quest» - «поиск», «игра», «развлечение»,т.д.Приключенческие игры по психологии направлены на закреплении положительного эффекта адаптационного периода. Ответы на опросы, которые предстоит решить обучающимся показывают, на сколько первокурсники ориентированы в новом учебном заведении, в новой учебной деятельности, в группе, в той профессии, которую выбрали. Так, в психологическом квесте «Студенческий навигатор» в игровой форме первокурсники называют имена преподавателей, которые работают с ними; выбирают и правильно описывают помещение, в котором хранятся зачётные книжки и учебные журналы; называют длительности перемен и учебных занятий, правильно называют изучаемые учебные дисциплины и решают задания по этим дисциплинам; называют особенности графика учебного процесса; рисуют знакомые медицинские инструменты и выбирают слова успокоения, которыми необходимо пользоваться в ряде случаев при профессиональном общении. Квесты проводятся после обязательной подготовки, после получения обучающимися информации, при создании специальной мотивации, формировании интереса и желания проявить свои знания и умения, несмотря на начало обучения.

Большой популярностью в нашем колледже пользуются различные психологические акции от латинского «action»-«действие», «выступление», «публичные действия», ставящие целью привлечь внимание. В этих случаях «выступает » малая группа так называемых «активных участников» и большая часть – участников- зрителей, для кого и проводятся психологические акции. Как правило, к данным выступлениям готовятся только активисты. Они же вместе с педагогом-психологом выбирают тематику действий.

В нашем колледже – это большой перечень тем, адаптируемых обучающихся к будущей профессии . Они так и называются: « Шаги в профессию». Это 10-15 минутные встречи, которые проводятся в самом начале занятия, на которых старшекурсники учат первокурсников социальному способу мытья рук, правильному способу надевания одноразовых перчаток. Во время таких акций к первокурсникам «приходит» чумной доктор, который рассказывает об особенностях лечения в средневековье, о самом известном чумном докторе - Нострадамусе, об опасности не соблюдения гигиенических норм.

В другой раз гостем первокурсников становится последователь Н.И. Пирогова. И он рассказывает о том, как помогали пациентам до того момента, когда был изобретён гипс. В эту встречу будущие медработники испытывают на себе иммобилизацию повреждённого участка с помощью « дедовского» метода с помощью коры дерева и с помощью современных средств оказания помощи, например, при переломе.

На других встречах в рамках психологических акций «Шаги в профессию» старшекурсники проводят обучение по складыванию и хранению медицинского халата для сохранения его аккуратного вида; обсуждают необходимость следить за своим внешним видом, аккуратной причёске. Психологические акции проводятся и во Всемирные дни. Например, во Всемирный день красоты, когда очень актуальны напоминания о соблюдении требований к внешнему виду; Всемирный день благодарности, толерантности, когда следует особое внимание уделить тем, кто находится рядом и др. Во время этих встреч происходит важное воздействие на душевные переживания. Подростки вспоминают о тех, кто испытывает дефицит внимания, ласки, добрых слов. Таким образом, происходит некое воздействие на развитие эмоционального интеллекта, который не всегда проявляется у современных подростков.

 Большое внимание в психолого-педагогическом сопровождении студентов во время их обучения уделяется психологическим тренингам от английского « train» - «обучать», «воспитывать». Это - очень популярный метод активного психологического сопровождения обучающих, направленный на развитие важных для студентов навыков поведения и общения, социальных установок и т.п. Это - метод, направленный на коррекцию или на формирование важных личностных или профессиональных аспектов личности обучающихся, находящихся длительное время в группе, в колледже. Известны тренинги, направленные на поддержание благоприятного микроклимата, профилактику конфликтных ситуаций, группообразования, повышению успешности и т.д. Тренинги проводятся педагогом-психологом только после специальной подготовки на основании диагностической работы с группой илил по запросу.

 Ещё один из видов психологической работы, название которого заимствовано из английского языка - коучинг - «coaching» - метод, в процессе которого обучающемуся помогают достичь некоторых жизненных или профессиональных целей. На наш взгляд, эти методы позволяют в игровой ( иногда немного жёсткой) форме сначала определить проблемы, например, с помощью ранжирования по некоторым параметрам (кто лучший/худший успевающий; кого можно представить медицинским работником, а кому сложно доверить здоровье; как каждый отреагирует на опаздывающего медицинского работника или профессионала с неаккуратной внешностью и т.д.). Следует отметить, что коучинги требуют большой предварительной подготовки педагога-психолога и знания им индивидуальных особенностей всех участников, их результативности в учёбе, поведении, взаимоотношениях в триаде « обучающиеся-преподаватель-классный руководитель»

 С недавнего времени в практике педагога-психолога проведены Психологический баттл - от английского «battle»-«сражение», «поединок», «схватка». И психологический ивент - от английского «event»- « событие», «случай».

Если баттл проводится на основе названной темы. И участникам известно, что для победы следует пройти определённые этапы, в которых важна не только теоретическая или практическая подготовка, но и фактор везения может повлиять на успешность. Так, нами был проведен психологический баттл «Познай самого себя», где участникам предстояло пройти через блиц, где нужно было решить видео вопросы и теоретические задания по общей и социальной психологии, затем 5 верно ответивших играли в следующем этапе и лишь три участника, вышедшие в финал испытывали себя на правильность решения практической задачи. Так как баттл проводился для обучающихся медицинских колледжей Департамента здравоохранения города Москвы, эта задача была связана с использованием игроками практических умений по психологии.

PHOTO-2-Manakina                PHOTO-3 -Manakina

Рис. 2."Шаги в профессию":                    Рис. 3. Психологический ивент "Личность                                          чумной" доктор                                             медицинского работника. Какой я?"

Ивент - это событие, которое готовят все желающие. Так, например, ивент, посвящённый Всемирному дню кошек, позволили всем участникам проявить себя: кто-то готовил вернисаж фотографий владельцев замечательных животных, кто-то подбирал песни и стихи о кошках, кто-то изучал породы и особенности поведения кошек, некоторые искали положительные «медицинские» воздействия четвероногих на людей, некоторым удалось найти интересные факты о положительном общении кошек с людьми, например, во время военных действий. И, конечно, были найдены факты о необходимости переселения кошек из разных областей СССР в блокадный Ленинград. Перед кем-то встала задача приготовиться к проведению « кошачьего» макияжа, а кто-то вместе с педагогом-психологом разрабатывал мини-викторину и т.д. И только после такой массивной подготовки был проведен ивент, который длился всего 45 минут. Но участников и зрителей было больше 100 человек. Потому что такие психологические фрагменты профессиональной деятельности педагога-психолога проводятся в популярном месте нахождения студентов во время перерыва между занятиями и благодаря мягким неформальным способам привлечения внимания всех к участию в психологическом ивенте.

PHOTO-4 -Manakina          PHOTO-5 -Manakina

Рис. 4. "Шаги в профессию":                  Рис. 5. "Шаги в профессию": 
"Учимся надевать 
медицинские перчатки"        Знакомство с пиявками    

Следует упомянуть и о таких мероприятиях с заимствованными названиями, как флеш-моб от английского «flash mob» - «миг», «мгновенье» и «толпа». Это - выполнение какого-то заранее придуманного сценария в установленное время в заранее продуманном месте. В нашем опыте флешмобберы выступают, как правило, за активизацию здорового образа жизни.

 Всё перечисленное из использованного в нашей психолого-педагогической деятельности, очень важно для комфорта обучающихся, главное то, с какой целью это проводится. А работа со справочной литературой и поиск определений тех или иных заимствований по словарям, позволяет сделать общий вывод по приведённым примерам названий: это МЕРОПРИЯТИЯ. Мероприятия, проводимые для достижения определённых целей. И совсем не стоит пугаться для кого-то новых слов и понятий.

 Главное - суть работы, направленной на социальную, академическую и профессиональную адаптацию, формирование личности будущего профессионала, готового применить свои умения и навыки. С чувством уверенности, ведущему к успеху благодаря своим компетенциям и активной жизненной позиции и желанием понять и помочь пациентам, нуждающимся в понимании и сочувствии.