ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С.Б. Захарова, старший воспитатель
детского сада «Гармония»
(г. Нижний Тагил)

 

С введением ФГОС ДО на передний план выходит активность ребенка, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания развивающей ППС, активного включения в него семьи.

Этот подход фокусирует наше внимание на качестве педагогической работы, т.е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условиях: какие возможности для развития мы предоставили детям, как персонал осуществляет коммуникацию и взаимодействие, какая создается эмоциональная атмосфера, как дети общаются друг с другом, т.е. вся совокупность возможностей. То, что дети по завершении дошкольного уровня образования имеют разные способности, заложено в самой сути процессов развития. Нигде в мире не выдвигаются требования, чтобы все дети были готовы к школе. Такая задача означает требование ликвидации индивидуальных различий.

На этом этапе важным было осознание  педагогами того, что основным результатом, продуктом есть не результаты развития воспитанников (обучающихся), а качество условий и процессов, качество предоставляемых образовательных услуг. ФГОС ДО перенес акцент с детских достижений  при реализации образовательной программы ДОО на диагностику их развития, что подразумевает повышение эффективности педагогической деятельности. Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования, названа одним из психолого-педагогических условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста [5, п.п. 3.2.3, 3.2.5].

Для оценки деятельности педагогов государственное образование предлагает нам достаточно оформленных требований с перечислением качественных характеристик и конкретными значениями параметров: Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и ГОСТ Р 52113-2003 ( с изменениями 2013 г.).

В определение качества деятельности мы положили гипотезу: качество будет признано высоким, если воспитанники в ДОО: получают возможности и имеют шансы физического, социального, эмоционального, интеллектуального развития; если эти шансы и возможности способствуют хорошему самочувствию  детей, их актуальному и будущему образованию; если эти шансы и возможности служат общему благополучию и позволяют ДОО поддерживать семьи воспитанников, разделяя, тем самым, ответственность по уходу, образованию и воспитанию детей.

Само понятие «качество образования» определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона №  273-ФЗ ДОО осуществляет образовательную деятельность по дошкольным образовательным программам, а также присмотр и уход за детьми. То есть, выделены два основных вида деятельности, которые должны быть положены в основу системы показателей оценки качества образования в дошкольном учреждении. В данном случае определить качество образования в дошкольном учреждении непросто, поскольку стандарта присмотра и ухода за детьми не существует. Однако общая содержательная характеристика этого вида деятельности приводится в п. 34 ст. 2 Закона №  273-ФЗ: присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и  хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Кроме того, Законом №  273-ФЗ отдельно выделяются требования охраны и укрепления здоровья обучающихся, которые распространяются на оба вида деятельности.

Присмотр и уход и образовательная деятельность также регулируются требованиями: СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  15.05.2013 № 26; ППБ-101-89 «Правила пожарной безопасности». Объединенные требования всех указанных нормативных правовых актов могут служить основанием для определения соответствующих частей в составе системы параметров качества образования в дошкольном учреждении.

Поскольку речь идет о потребителях услуг ДОО, мы не прошли мимо Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества»1 (далее - ГОСТ Р 52113–2003) установлен порядок определения перечней показателей, соответствующих целям управления качественными характеристиками, где главным ориентиром выступает удовлетворенность потребителя. В этом документе определены четыре основные универсальные группы показателей качественных характеристик: показатели назначения (где выделяются основные свойства услуги, ее совместимость с другими услугами и требованиями, условия предоставления услуги, специфические характеристики, связанные с конкретным видом услуги);показатели безопасности (где выделяется 10 видов безопасности); показатели надежности предоставления и результатов услуги; и показатели профессионального уровня персонала.  Они являются общим руководством для производителей услуг, и потому их применение в сфере оценки качества образования в дошкольной организации, требует авторской интерпретации. Основываясь на этих четырех группах, можно представить параметры системы оценки качества образования в ДОО с точки зрения удовлетворения требований потребителей следующим образом. Используя показатели, рекомендованные ГОСТ Р 52113–2003, можно существенно расширить то представление о качественных характеристиках образовательной деятельности в ДОО, которое дает ФГОС ДО. Например, появляются показатели, характеризующие основные свойства услуги, которые устанавливаются и контролируются учредителем (собственником). Добавляются показатели надежности и показатели совместимости, на которые ориентируются не только родители воспитанников, но и педагогические работники следующего уровня (школы). Объединив основные группы показателей качественных характеристик, содержащиеся в Законе№  273-ФЗ, ФГОСи ГОСТР 521132003, получимобобщенную схему системы показателей качества образования в дошкольном учреждении.

Таким образом, нормативными правовыми актами установлены оценочные процедуры (мониторинг, самообследование); утверждены отдельные перечни критериев. Однако, содержание перечня показателей, способы и механизмы оценивания адресуются руководителям образовательных организаций и органов управления образованием для самостоятельного поиска решений.

Среди позиций, качество обеспечения которых должно отслеживаться внутренним мониторингом следует выделить: качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность; качество процессов, обеспечивающих образовательную деятельность; качество результатов образовательной деятельности.

К условиям, обеспечивающим образовательную деятельность, относится материально-техническое обеспечение. В соответствии с ФГОС дошкольного образования  данная позиция может быть дополнена следующими объектами: финансовое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, предметно-пространственная развивающая среда.

К процессам, обеспечивающим образовательную деятельность, относятся:

·соответствие основных образовательных программ дошкольного образования требованиям ФГОС дошкольного образования и контингенту воспитанников;

·соответствие дополнительных образовательные программы запросам родителей (законных представителей) воспитанников;

· качество образовательной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками.

         Качество результатов образовательной деятельности характеризуют:

·результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования; Заметим, что запрет высказан в отношении мониторинга целевых ориентиров, но они необходимы как основа для конкретизации

· достижения воспитанников на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

· удовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников качеством образовательных результатов.

         Очевидно, что показателей, которые потенциально укладываются в представленную схему, может быть настолько много, что их сбор и обработка займут значительную часть нашего времени. Чтобы этого не произошло, необходимо ограничить перечень оцениваемых показателей качества предоставляемых услуг, т. е. выделить отдельные ключевые (индикативные) показатели.

Начиная  свою деятельность, рабочая группа по разработке ВСОКО изучила нормативную, научную, методическую литературу и опыт успешных столичных детских садов по направлению. Весь собранный материал систематизирован в электронную папку и содержит презентации, вебинары, семинары, конференции и электронные статьи ведущих специалистов системы образования, и может быть использован в качестве учебного материала.  На основе материала разработана модель ВСОКО ДОО, представленная на педагогическом совете и одобренная с некоторыми исправлениями. Далее было разработано Положение о ВСОКО, график реализации мероприятий и непосредственные механизмы реализации, Программа ВСОКО (составлена с учетом проекта Программы организации внутренней системы оценки качества образования, разработчик: к. психол.н., доцент, зав.кафедрой психологии ФГБОУ ВО ИРНИТУ Ольга Владимировна Пуляевская), в которой описановсесодержаниесистемы: процедуры, технологиикритерииграфик реализациидиагностический инструментарий.

Источниками оценки качества образования определены: образовательная статистика, социологические опросы, посещение образовательных мероприятий, стандартизированное наблюдение с использованием инструментарий шкал ECERS-R. Преимущества шкал – в том, что они не только позволяют провести экспертизу качества, но и расширяют и углубляют компетентности педагогов в различных сферах образовательного процесса.

Анализ ВСОКО проводился каждым структурным подразделением объединения самостоятельно, начиная с декабря 2015 годачто позволило нам исключить конфликт интересов (рабочая группа ВСОКО и коллективы), но не всегда являлось свидетельством надежности и объективности оценок.

Одной из актуальных для решения задач была признана задача преодоления учебно-дисциплинарной модели детского сада, решение которой представлялось в дальнейшем развитии предметно-пространственной cреды,способствующейи направленной на поддержку детской инициативы, и расширении образовательных ресурсов окружения ребенка за счет активного внедрения инновационных технологий.

Анализ организации образовательного процесса выявил показатели, по которым благополучно обстоит дело во всех детских садах: безопасность и деятельность по обеспечению требуемого качества образования по направлениям:

- своевременность и успешность прохождения аттестации педагогами;

- систематичность прохождения ими курсов повышения квалификации;

- участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

   На основании представленных результатов рабочей группы ВСОКО администрацией принималось обоснованное управленческое решение, направленное на улучшение условий для обеспечения полноценного социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей.

     Основным итогом внедрения ВСОКО в 2016-2018  годах можно считать: формирование единой в объединении системы мониторинга состояния качества образования, обеспечивающей определение факторов развития и своевременного выявления изменений, влияющих на качество образования. Важным фактором можно считать открытость внутренней системы оценки качества образования.

Таким образом, следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности дошкольной образовательной организации, проявляющуюся в гарантировании ею такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей (общество, дети и их родители), и соответствует государственным нормативам.

 Zaharova

Рис. 1. Модель ВСОКО