Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, РАБОТОЙ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

И.Н. Иваненко, директор
гимназии №39 им. Ф. Шиллера

С 2010 года  МБОУ – гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла работает в пилотном режиме в условиях реализации ФГОС НОО, с 2013 года в условиях реализации ФГОС ООО, с 2018 года реализуем ФГОС СОО. Учителя гимназии на основе системно – деятельностного подхода совершенствуют УУД, обеспечивают метапредметность, компетентность. 

Мы разработали дорожную карту по переходу на ФГОС СОО. Учителя нашей гимназии в течение последних нескольких лет наработали позитивный опыт работы в условиях реализации ФГОС СОО, вооружают обучающихся технологиями получения знаний. 

Эффективно конструировать урок, отвечающий формату ФГОС и обеспечивающий развитие обучающихся, могут только те учителя, которые овладели видами анализа современного урока. 

В нашей гимназии ведется оригинальная работа по овладению технологиями анализа урока. 

Учителя гимназии успешно проводят и профессионально анализируют все типы урока формата ФГОС.

 

Ric. 1. Ivanenko

Рис. 1. Занятие проводит кандидат педагогических наук В.Я. Гурова

На базе гимназии 4-й год функционирует РИП «Виды анализа современного урока» (научный руководитель - кандидат исторических наук, заместитель директора БУОО ДПО «Институт развития образования» Жиронкина Л.Н.). Её цель мы обозначили так: формирование эффективной системы критериев анализа современного урока, обеспечение системного подхода к анализу урока, который позволит рассматривать анализ выделенных систем компонентов урока как системы в целостности, выделить многообразие связи, и одновременно выделить многообразие типов связей, не расчленять этапы урока, рассматривать их в единстве, обеспечить системный подход к анализу урока.

Над проектом работала творческая группа. Практической задачей этого проекта, ценностью следует считать то, что учителя, задействованные в его реализации, осмысленно подходят уже и к планированию самого урока. В нашей практике применяются структурный, системный и аспектный виды анализа урока. В рамках аспектности урока мы вычленяем воспитательный аспект, психологический анализ, анализ урока с позиции здоровьесберегающих технологий, валеологический анализ, анализ урока с позиции личностно – ориентированного образования, предметно – ориентированного, компетентностно – ориентированного уроков и урока в рамках ФГОС НОО, ООО и СОО.

Из всех существующих типов уроков мы выбрали следующие  типы:

- урока усвоения новых знаний и способов действий;
          - урока комплексного применения знаний и способов действий;
          - урока актуализации знаний и способов действий;
          - урока обобщения и систематизации знаний;
          - комбинированного урока;
          - урока проверки, оценки и коррекции  знаний и способов действий;
          - урока коррекции знаний, умений и навыков.

Наш проект позволил учитывать: 
          - ориентированность и новизну методики и технологии урока;
          - гибкость сочетания традиционных и инновационных форм и методов обучения, содержание уроков;
          - степень использования средств педагогической диагностики, позволяющей выявить эффективность педагогической новации;
          - технологичность, возможность для воспроизведения педагогической инновации учителями ОО.

К работе над нашим проектом мы привлекаем учителей города, региона и страны в формате ВНОП «Гимназический союз России» на основе использования современной образовательной технологии – ВКС – технологии.  Опыт работы по анализу современного урока мы применяем повседневно при посещении уроков, проводимых в ходе различных семинаров, курсов в рамках стажировочных площадок ИРО.

Оригинальность нашего проекта заключается  в том, что он реализуется посредством ВКС – технологий, обеспечивающих участие во ВНОП «Гимназический союз России», с одной стороны, что позволяет нам в качестве объектов исследования  использовать ВКС – интерактивные уроки. Сетевое взаимодействие, в свою очередь, делает наш проект масштабным и востребованным, обеспечивает инновационный подход к анализу урока. С другой стороны, наш педагогический коллектив осуществляет работу по освоению новых видов анализа современного урока в формате инновационной региональной площадки, функционирующей на базе ИРО. Каждый ВКС – интерактивный урок завершается его самоанализом и анализом коллег других студий.

Мы смогли освоить методический инструментарий для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов при освоении программ по предмету, оценили содержательные стороны урока, реализации воспитательной цели урока.

 

Ric.2. Ivanenko

Рис. 2. Подготовка учащихся к ВКС уроку проходит в читальном зале гимназии

Мы конструируем достижение результатов для администрации: система критериев анализа современного урока, которая в конечном итоге направлена на повышение качества образования.

Для учителей: диссеминация педагогического опыта в области использования технологий системно – деятельностного подхода, формирование практических наработок инструментария по анализу современного урока, повышение квалификации в области методики  и педагогики.

Мы выстроили систему обучения конструирования уроков и их анализа на основе овладения современными образовательными технологиями, поэтому нашей площадки «Виды анализа современного урока» мы трансформировали под углом «Формирование модели сетевого взаимодействия на основе ВКС для внедрения современных образовательных технолог

Ric. 3. Ivanenko

Рис. 3. Методическая выставка в гимназии

Обучение современным технологиям анализа урока мы ведем через заседания ШМО, НМК, НМС, педагогического совета. Кроме того, проводятся обучающие семинары.

Мы выработали схемы анализа уроков разных типов, которыми овладели учителя, активно участвуя в работе всех методических служб ОО.  Молодые учителя осваивают современные виды анализа, активно участвуя в работе школы молодого учителя, присутствуя на ВКС – интерактивных уроках, сами проводят их.

Проведенные уроки завершаются подробным анализом одного из компонентов инновационного урока ФГОС НОО и ООО с позиции системно- деятельностного подхода: целевой анализ урока, анализ структуры и организации урока, анализ организации познавательной деятельности обучающихся, ретроспективный анализ с позиции системно – деятельностного подхода, анализ содержания урока с позиции реализации системно – деятельностного подхода, анализ урока с точки зрения педагогического обсуждения, анализ работы обучающихся на уроках, анализ формирования УУД на уроках, выборочный анализ деятельности отдельных учащихся или групп учащихся, анализ контрольно – оценочной и рефлексивной деятельности на уроке, анализ домашнего задания, полученного детьми, психологический анализ урока, анализ реализации личностно – ориентированного подхода в рамках урока.

Приведу примеры анализа рефлексивной деятельности учащихся на уроке литературы в 9 «Б» классе учителя высшей категории Кручинкина А.В. по теме «Изображение подлинно русского национального характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Рефлексия осуществлялась на разных уровнях: рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности, рефлексия эмоционального состояния. Рефлексия содержания учебного материала производилась следующим образом: дети обращались к эпиграфу урока «Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу», отвечали на вопросы и определяли основные черты национального характера, сделали мини – вывод, вспомнили о сайте «Подвиг народа». Затем девятиклассники соотнесли судьбу Андрея Соколова с жизнью своих прадедов и дедов. Поделились впечатлениями и переживаниями от их участия в акции «Бессмертный полк».

Таким образом, дети пришли к самостоятельному выводу: цели и задачи урока были реализованы.

Примером анализа домашнего задания служит фрагмент с урока литературы в 9 «А» классе учителя Гуровой В.Я. по теме «Тема «маленького человека» в русской литературе». Учитель провел детальный анализ трехуровневого домашнего задания:

 1). Дать развернутый ответ на вопрос «Почему «маленький человек» относится к «вечным образам»?

 2). Написать эссе «Кто он сегодня, «маленький человек»?

 3). Создать буктрейлер «Образ «маленького человека».

Именно такой подход к анализу урока позволяет развивать детей, обеспечивает их компетентность, а в конечном итоге – качество образования.

По итогам работы мы подготовили сборники уроков и их анализа, схемы анализа в качестве продукта работы над проектом «Виды анализа современного урока».

В 2016 – 2017, 2018-2019  учебных  годах работу по реализации проекта «Виды анализа современного урока» мы конкретизировали так: «Системно-деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС и успешной подготовки к ГИА, обеспечения качественных результатов». В 2017 – 2018, 2018-2019  учебных годах над видами анализа уроков мы работаем по теме  «Формирование модели сетевого взаимодействия на основе ВКС для внедрения современных образовательных технологий».

Инновационная деятельность определяет умение построения уроков с опорой на технологические карты. Я не буду оригинальным, если еще раз повторю: качество урока во многом определяется умением учителя его спланировать, реализовать и проанализировать, а качество урока, в свою очередь, определяет качество образования.

Наши учителя освоили современные образовательные технологии, применение и использование которых обеспечивает реализацию ФГОС, должное качество образования и подготовки к ГИА.