Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГИИ «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  

Л.Ю. Козлова, воспитатель
детского сада № 78
(г. Нижний Тагил, Свердловская обл.)
 

 

Проблема познавательной активности - одна из самых значимых в современном обществе. К сожалению, в настоящее время всё большее количество детей ориентированы на цифровые технологии, почти у каждого ребёнка есть свой телефон, планшет, гаджеты. Это неплохо для человека XXIвека, но всё должно быть в меру. Ребёнка не должна интересовать компьютерная игра больше, чем игра со сверстниками или наблюдения за окружающим миром. Поэтому, я считаю, что одной из главных задач педагога дошкольного образования является повышение познавательной активности детей через применение различных инновационных педагогических технологий.

Одним из главных документов, регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций, является ФГОС ДО, согласно которому познавательное развитие трактуется как образовательная область, включающая развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности и др. В рамках непрерывности и преемственности дошкольной и школьной ступенями образования, я бы акцентировала внимание педагогического сообщества на важность и значимость формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к универсальным учебным действиям. Разделяю взгляд на миссию дошкольного образования - «Научить учиться».

Кольца Луллия – это дидактическое пособие многофункционального характера, обогащающее условия для интеллектуального развития детей и формирования познавательной активности дошкольников, их творческого мышления и воображения.

Цель использования пособия:формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений.

Задачи:

- расширять познавательные способности ребенка;

- развивать креативные способности дошкольников;

- развивать навыки фантастического преобразования объектов;

- формировать потребность к активной умственной деятельности.

 

1. Описание пособия

 

Пособие (Рис 1.) представляет собой круги диаметром 70, 50 и 30 см, нанизанные на стержень с возможностью свободного вращения. Сверху конструкции устанавливается стрелка. Особенностью моего дидактического пособия является металлическое покрытие колец, что позволяет с помощью магнитной ленты, закреплённой на разделителях, менять количество секторов на кольцах в зависимости от возрастных особенностей детей и выбранной тематики игры.

 

Ric 0 Kozlova

 

Рис 1. Дидактическое пособие Кольца Луллия

Работать с данным пособием можно с детьми от 4-го года жизни. Рекомендуемое количество кругов и секторов показано в Таблице 1.

Таблица 1

 

Возраст детей

Количество кругов

Максимальное количество секторов на одном круге

4-5 лет (средняя группа)

2

4

5-6 лет (старшая группа)

3

8

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

3

10

Примечание. Количество кругов и секторов на Кольцах Луллия зависит от возрастных особенностей детей.

2. Методические рекомендации по построению системы игр

Условно игры с Кольцами Луллия можно разделить на два типа:

1. Игры на подбор соответствия.

2. Игры на развитие творческого воображения с элементом случайности в установке кругов.

Причём одну и ту же игру можно проиграть с детьми по двум типам. Например, игры «Волшебная сказка», «Времена года», «Кто, где живёт и чем питается», «Обозначь цифрой» (смотри Таблицу 2. Комплект дидактических игр для Колец Луллия).

Ric 1 Kozlova       Рис. 2. Обучение счету 

 Ric 2 Kozlova     Рис. 3. Такие нужные профессии

Данное дидактическое пособие можно использовать в совместной с детьми организованной и свободной деятельности, в том числе как игровые упражнения (индивидуально или с подгруппой детей) по образовательным областям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие.

Технологическая цепочка проведения игры:

1. Раскладка предметных картинок по всем секторам и кругам.

2. Постановка задачи.

3. Раскручивание кругов.

4. Познавательная деятельность детей.

4.1. Установка соответствия путём поворота кругов таким образом, чтобы под стрелкой расположились требуемые изображения. Составление правдивого рассказа или формулировка ответа.

4.2. Составление фантастического рассказа по случайно «выпавшим» под стрелкой изображениям.

5. Рефлексия и подведение итогов.

Также дидактическое пособие Кольца Луллия можно использовать как рабочее поле для самостоятельного выбора ребёнком («Доложи…», «Подбери…», «Обозначь…») требуемого изображения из предложенного множества. Дети более старшего возраста сами комбинируют задания, определяют цели и правила, предлагают новые варианты развития игры.

        3. Комплект дидактических игр для Колец Луллия

Таблица 2

 

№ п/п

Название

игры

Цель игры

Количество секторов

Организация игры

Варианты заданий

1

Обозначь цифрой

Закреплять умение соотносить цифру и количество предметов

10 секторов

1 круг – цифры

2 круг – карточки с разным количеством точек

3 круг – карточки с разным количеством предметов

     1.    Подобрать количество предметов и точек к заданной цифре.

     2.    Подобрать количество предметов и цифру к определённому количеству точек.

     3.    Подобрать количество точек и цифру к определённому количеству предметов.

     4.    Подбери к цифре карточку с таким же количеством точек, а карточку с предметами на 1 больше (меньше).

    5.    Второй круг оставить свободным.

Выложить из счётного материала столько кружков, сколько обозначено цифрой и подобрать карточку с таким же количеством предметов.

     6.    Используется 2 круга: 1 круг – цифры, 2 круг – карточки с разным количеством предметов.

Соедини любые цифры и предметы и объясни необычное сочетание (Например: цифра 8 и картинка слона. «У слона 8частей тела – 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост»).

     7.    Заменить карточки с точками на втором круге на места обитания из игры «Кто, где живёт и чем питается». Выбирается случайное сочетание всех трёх кругов.

Придумай фантастическую историю или сказку (Например: цифра 4, поле, слон. «Семья из четырёх слонов пошла гулять в поле»)

2

Соседние числа

Закреплять умение определять последующее и предыдущее число

10 секторов

1 круг – цифры в случайном порядке

2 круг – цифры в случайном порядке

3 круг – цифры в случайном порядке

     1.    Подбери младшего и старшего соседа (предыдущее и последующее число) для заданной на среднем круге цифры.

     2.    Подбери два предыдущих числа для заданной на большом круге цифры.

     3.    Подбери два последующих числа для заданной на малом круге цифре.

3

Составь число

Закреплять навык определения состава числа

Количество секторов можно увеличивать по мере изучения темы

1 круг – цифры в случайном порядке

2 круг – цифры в случайном порядке

3 круг – цифры в случайном порядке

    1.    Определи состав числа для заданной на большом круге цифры (Например: для цифры «3» - состав числа включает три варианта, поэтому цифра «3» задана на большом круге три раза).

4

Найди геометрические фигуры

Закреплять навык счёта и умение определять геометрические фигуры

8 секторов

1 круг – цифры в случайном порядке

2 круг – карточки с геометрическими фигурами (в сочетании)

3 круг – сюжетные картинки из геометрических фигур

     1.    Определи, из каких геометрических фигур составлена сюжетная картинка и подсчитай их количество

     2.    На втором круге заменить карточки на отдельные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, полукруг, овал, треугольник).

Определить количество кругов (овалов, треугольников…) на сюжетной картинке и обозначить их количество цифрой.

    3.    Эту игру можно использовать для определения варианта изготовления аппликаций.

5

Кто, где живёт и чем питается

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Млекопитающие»); закреплять навык составления рассказа по картинкам.

10 секторов

1 круг – карточки с изображением животными

2 круг – карточки с изображением мест обитания

3 круг – карточки с изображением рациона питания животных

     1.    Установить соответствие животного, его места обитания и рациона питания. Составить правдивый рассказ о животном.

      2.    Устанавливается случайное сочетание всех трёх кругов.

Составь фантастический рассказ о животном.

6

Составь дерево

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Деревья»).

10 секторов

1 круг – карточки с изображением деревьев

2 круг – карточки с изображением плодов деревьев

3 круг – карточки с изображением листьев деревьев

     1.    Установить соответствие дерева, характерных для него плодов и листьев. Назвать дерево.

7

Такие нужные профессии

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Профессии»); закреплять навык составления рассказа по картинкам.

8 секторов

1 круг – карточки с изображением людей на рабочем месте

2 круг – карточки с изображением назначения профессии (предмет труда)

3 круг – карточки с изображением материалов и оборудования

      1.    Установить соответствие профессии, предмета труда, материалов, инструментов и оборудования.

Составить рассказ о профессии.

8

Времена года

Расширять представление детей об объектах окружающего мира (тема «Времена года»); закреплять навык составления рассказа по картинкам.

4 сектора

1 круг – карточки с изображением пейзажа, характерного для определённого времени года

2 круг – карточки с изображением занятий людей

3 круг – карточки с изображением признаков времён года

     1.    Установить соответствие времени года, признаков и занятий людей, характерных для этого времени года.

Составь рассказ о времени года.

     2.    Устанавливается случайное сочетание всех трёх кругов.

Составь фантастическую историю о событии, происшедшем летом (зимой, весной…).

9

Где спрятался звук

Закреплять умение определять местоположение звука в слове (начале, конце, середине)

8 секторов

1 круг – буквы

2 круг – карточки с изображением предметов

3 круг – карточки с изображением схем расположения звука (начало, середина, конец слова)

    1.    Установить соответствие предмета, буквы и её местоположения в слове.

     2.    Определить по заданной схеме и предмету звук в слове и обозначить его буквой.

    3.    Определить местоположение звука по заданным предмету и букве.

10

Волшебная сказка

закреплять навык составления пересказа известных сказок и фантастических историй по картинкам

8 секторов

1 круг – карточки с изображением сказочных героев

2 круг – карточки с изображением места, где происходят сказочные события

3 круг – карточки с изображением сказочных предметов

     1.    Соедини картинки. Отгадай сказку. Расскажи о главных героях. Какие события происходят в сказке? Чем закончилась сказка?..

      2.    Устанавливается случайное сочетание всех трёх кругов.

Составь новую сказку с «выпавшими» героем, предметом и местом событий.


Список литературы

1. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З.А. Богомолова //Дошкольная педагогика. - 2011. - № 2.

2. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 c.

3. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - С.22.

4. Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. - №5.-56-60 с.

5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд. — М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.

6. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2009.- С.32.

7. Сидорчук, Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ, 2017. – 40 с.

8. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. - 2010. - № 2. - 234 с. 

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).