Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

И.А. Шакарянц,
директор,
Г.В. Еремина,
зам директора по УПР,
С.В. Ерлыкова,
зав. отделением
(Балашихинский техникум,
Московская обл.)

  Основной задачей профессиональных образовательных организаций является подготовка квалифицированных кадров. Кадры необходимо готовить под запросы рынка труда, а чтобы понимать эти запросы необходимо выстраивать коммуникации между образовательными учреждениями и работодателями. При отсутствии в образовательной организации четких ориентиров на запросы работодателей увеличивается риск подготовки так называемых обезличенных специалистов. Дуальное обучение позволяет образовательным учреждениям избежать таких проблем. Организация учебного процесса с использованием дуального образования дает возможность осуществлять подготовку кадров непосредственно "под заказ", обеспечив их максимальное соответствие требованиям работодателя.

  Дуальное обучение является основой практико-ориентированной модели профессионального образования. Практико-ориентированное обучение представляет собой процесс в результате которого происходит освоение обучающимися образовательных программ с целью формирования навыков практической деятельности за счет выполнения реальных практических задач.

  Основной целью практико-ориентированного обучения в профессиональном образовании является подготовка студентов к выполнению конкретных трудовых функций, основанных на использовании полученных ими практических умениях и знаниях.

 Преимуществами дуального образования, как основы практико-ориентированного обучения, являются заинтересованность заказчиков как потребителей кадров, привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных сотрудников предприятий, возможность использования в образовательном  процессе современного оборудования в условиях реальных производств, учет образовательными учреждениями требований работодателей, предъявляемых к будущим специалистам.

   ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» более шести десятилетий обеспечивает ракетную и авиационную технику агрегатами взлетно посадочных устройств и гидравлических систем. Решению вопросов кадровой политики руководство завода уделяет особое внимание. Предприятие активно сотрудничает с ГБПОУ МО «Балашихинский техникум», понимая необходимость усиления производства молодыми кадрами.

  В ГБПОУ МО «Балашихинский техникум» совместно с ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» реализуется проект подготовки кадров по укрупненной группе специальностей 15.00.00 "Машиностроение" с использованием элементов дуального обучения. Данный проект взаимодействия предприятия и образовательной организации - это проект адресной подготовки специалистов.

  Техникум сотрудничает с ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» длительное время, но в прошлом выпускники техникума тяжело адаптировались на производстве, демонстрировали низкую степень самостоятельности в работе и, к сожалению, недолго оставались работать на заводе. В результате перехода на дуальную систему образования данная проблема была решена. Плавное вхождение в трудовую деятельность позволило студентам безболезненно адаптироваться к условиям реального производства.

   С целью повышения эффективности подготовки кадров в 2014 году на базе ПАО «Авиационная корпорация «Рубин» был создан учебный центр подготовки рабочих кадров. Создание подобного центра позволило решить две основные задачи: подготовка и переподготовка сотрудников предприятия и профессиональная подготовка студентов техникума с элементами дуальной системы образования.

   Механизм реализации организационной модели взаимодействия техникума и предприятия по дуальной системе образования постоянно совершенствуется. Организационная модель взаимодействия ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" и ПАО АК "Рубин представляет собой следующую структуру: (см. рис.1).

               1      

Рис.1

    Для реализации проекта была разработана нормативно-правовая база по дуальному обучению, которая отвечает интересам интеграции образования и производства и учитывает нормативно-правовые, организационные, кадровые, программно-методические и материально-технические условия обучения.

 Весь учебный процесс основан на технологии концентрированного обучения. Первоначально обучающиеся сосредотачиваются на более глубоком изучении каждого предмета общепрофессионального и профессионального циклов и после этого направляются на учебную практику. Практика проводится концентрировано на всех этапах обучения с учетом требований работодателя. Учебный процесс выстраивается таким образом, что на 1 курсе идет освоение основ профессии на базе учебной токарной мастерской под руководством мастеров производственного обучения. Со 2 курса реализация учебной программы происходит через сочетание работы на оборудовании учебно-производственного участка учебного центра ПАО АК «Рубин» под руководством мастеров-наставников и изучения теоретических вопросов в техникуме с постепенным усложнением учебных и практических задач. Учебная практика студентов 3 курса основана на индивидуальном подходе. Практика максимально приближена к реальным условиям предприятия, проходит в производственных подразделениях ПАО АК «Рубин» под руководством наставников предприятия.

 Ric 2. Shicaranz.

Фото 1. Теоретические занятия в техникуме

  На базе учебного центра ПАО АК «Рубин» идет формирование профессиональных компетенций по специальности «Технология машиностроения» по профессиональному модулю "Выполнение работ по профессии «Оператор станков с ЧПУ», согласование с ПАО АК «Рубин» тем выпускных квалификационных работ, программ государственной итоговой аттестации и проведение выпускных практических и выпускных квалификационных работ по профессии «Токарь -универсал».

       Ric3. Shicaranz.

   Фото 2. Производственная практика на ПАО АК "Рубин"

  Осуществляется наставничество - назначение специалистов (наставников) ПАО АК «Рубин» для проведения учебной практики с обучающимися 1-2 курсов и производственной практики с обучающимися 3 курса обучения и привлечение к образовательному процессу в качестве педагогов профессионального обучения высококвалифицированных сотрудников предприятия, достигших вершин профессионального мастерства.

Ric 4. Shicaranz.

Фото 3. Наставник П.С. Прохоров со своим учеником

    В рамках этого проекта для студентов появилась возможность получения полного представления о своей профессии и условиях труда, а у работодателя - получение специалиста, обладающего всеми необходимыми умениями, навыками и уже с опытом работы на конкретном оборудовании предприятия в конкретных условиях производства.

   Привлечение в образовательный процесс представителей реального сектора экономики способствовало повышению качества обучения и эффективности профессиональной подготовки. В рамках реализации данного проекта работодатель перестал быть пассивным потребителем готовых кадров, а стал активным участником самого процесса подготовки этих кадров от начала и до конца.

  Работодатель включается в образовательный процесс уже на этапе формирования учебного плана, графика учебного процесса, согласования рабочих программ, разработки фонда оценочных средств. К образовательному процессу в качестве специалистов профессионального обучения привлекается высокопрофессиональный персонал предприятия, развивается институт наставничества. В учебном процессе используется современное оборудование в условиях реальных производственных площадок. Предприятие оказывает социальную поддержку обучающимся, поощряет успевающих обучающихся, выплачивая корпоративную стипендию.

  Для образовательной организации переход на данную систему образования позволил решить такие проблемы, как устаревшая материально-техническая база, отсутствие квалифицированных преподавателей профессиональных дисциплин, низкая мотивация к обучению у студентов.

 Таким образом, стали очевидны преимущества дуальной системы обучения по сравнению с традиционными формами образования (см. табл. 1)

                      Таблица 1

ПРЕИМУЩЕСТВА ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЕ

СТУДЕНТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Снижение финансовых затрат на обучение персонала

Экономия времени на поиск сотрудников

Развитие института наставничества

Повышение мотивации к обучению

Социальная адаптация к условиям реального производства

Экономия времени на поиск работы

Модернизация материально-технической базы

Привлечение к образовательному процессу квалифицированных сотрудников предприятий

Повышение квалификации педагогов путем проведения стажировок на предприятии

  Опыт дуального образования привлекателен своей конкретностью. В процессе дуального обучения теория сразу же подкрепляется практикой, практика проходит непосредственно на будущем рабочем месте и специалиста готовят к конкретной должности. У предприятий появляется возможность снизить финансовые затраты на переобучение персонала, сэкономить время на подбор кадров. У студентов повышается мотивация к качественному обучению, они чувствуют заинтересованность будущего работодателя и собственную ответственность перед предприятием. После выпуска из образовательного учреждения у обучающихся не возникает необходимости в поиске работы, ряды безработных или работающих не по профессии молодых специалистов не пополняются. Образовательные учреждения имеют возможность укомплектоваться профессиональными кадрами за счет привлечения к педагогической деятельности сотрудников предприятия и развития института наставничества, повысить квалификацию своих педагогов путем проведения стажировок на предприятии, а также использовать материальные ресурсы предприятия, организовывая учебные мастерские, лаборатории, образовательные центры.

   За время реализации данного проекта удалось достичь следующих результатов:

– ориентация профессионального образования на реальное производство;

– укрепление материально-технической базы;

– развитие системы независимой оценки качества;

– развитие системы прогнозирования кадровых потребностей;

– рост количества студентов, обучающихся по договорам о контрактно-целевой подготовке (175 договоров в 2018-2019 учебном году);

– гарантия трудоустройства выпускников;

– повышение престижа рабочих профессий.

  Применение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели образования – это одно из эффективных средств повышения качества профессионального образования.

   Список информационных источников

1.  Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64.

2.  Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С.112-123.

3. Югфельд Е. А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр. 49-62.