Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОУЧИНГ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ (Практико-ориентированный проект)

Л.С. Мельник, директор,
С.В. Мурашова,
зам. директора по УВР,
О.А. Зенич, педагог-психолог
(Гимназия № 1, г. Кемерово
) 

 Развитие психолого-педагогических компетентностей педагогов – одно из условий эффективной деятельности современного учителя и напрямую связано с ожидаемыми результатами ФГОС НОО и ООО. Вопросам роли учителя в системе образования, смысла и содержания его деятельности посвящены работы ряда ученых П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, Б.Д. Эльконина, А.Р. Лурия и др. 

 Понятие «психолого-педагогическая компетентность» определяется чаще всего как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных и личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучаемых. К психологическим компетентностям учителя можно отнести: компетентность в общении, интеллектуальную компетентность и социально-психологическую компетентность [2, с. 3] . 

Также следует отметить проблему нарастающего профессионального выгорания среди педагогов, решение которой, возможно через психологические тренинги. Л.М. Митина в своей модели профессионального развития учителя отмечала, что движущей силой в этом является процесс саморазвития, понимаемого как внутренняя активность учителя по качественному преобразованию себя самого [3, с.13]. 

В связи со всем вышеизложенным был и задуман проект развития психолого-педагогических компетентностей педагогов МБОУ «Гимназия №1». 

Цели проекта: развитие готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС посредством формирования у них рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков 

Данный проект помогает решить следующие задачи: сформировать у членов педагогического коллектива гимназии личностную потребность в здоровом образе жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью; дать необходимые в этой области знания, умения и навыки; научить педагогов применять знания ЗОЖ в профессиональной деятельности и личной повседневной жизни; повысить культуру самосохранения здоровья на личностном уровне. 

Участники проекта – коллектив педагогов МБОУ « Гимназия №1», г. Кемерово. 

Ожидаемые потенциальные результаты от реализации данного проекта: повышение индивидуальной «жизнестойкости» каждого участника, повышение мотивации к самопознанию, активизация профессионального и человеческого потенциала, улучшение психологического климата в учреждении, прояснение или решение индивидуальных психологических проблем, наработка коммуникативной профессиональной компетенции, применение здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности. 

Результативность психологической работы отслеживалась посредством следующих приемов и методов: наблюдение, анализ групповой динамики и индивидуальное тестирование в рамках тренинговых занятий, обратная связь от участников проекта, отслеживание опосредованных изменений через профессиональную деятельность педагогов (анализ педагогических достижений), рефлексия личностных изменений в жизни педагогов через консультативное взаимодействие, опрос по завершению проекта, коллективное обсуждение итогов реализации проекта и совместное перспективное планирование дальнейшей работы психолога с педагогами. 

Инновация проекта заключается в использовании психологического коучинга как формы и метода, нацеленного на укрепление соматических и психических составляющих здоровья педагогов и поиск резервов для более эффективной работы. В практике используются апробированные методики, техники, оптимальные практические решения; их мягкая компиляция позволяет комфортно и эффективно взаимодействовать с коллективом, эффективно структурировать групповую и индивидуальную психологическую деятельность. 

Практичность и эффективность данного проекта в том, что задействованы все уровни взаимодействия психолога и педагогов: групповой и личностный. При этом использован индивидуальный подход, соблюдена личностная экология, реализуется разнообразие форм обучения, полученные теоретические знания применяются на практике в групповой и индивидуальной работе, каждому участнику предоставляется возможность прояснить, уточнить и скорректировать свою позицию в любом заявленном вопросе, разрешить свои психологические проблемы, пополнить свой профессиональный арсенал знаний, навыков, приемов. 

Проект достаточно технологичен, так как руководители ОО, психологи системы (дополнительного, дошкольного, школьного) образования могут воспользоваться предоставляемыми материалами в полном объеме или модульно, взять за основу идею такой разноплановой работы с педагогическим коллективом, добавив свои наработки. 

В современной программе модернизации образования приоритетными являются задачи оздоровления и культивирование у педагогов, учащихся здорового образа жизни. Сохранение здоровья непосредственно самого педагога – есть залог выполнения поставленных перед образованием задач по воспитанию и обучению детей, сохранению физического, психического и социального благополучия каждого ребенка. 

Концептуальной основой проекта является системно-деятельностный, личностно-ориентированный подход. 

Методической основой проекта являются труды: Л.С. Выготского,А.Н., Леонтьева, Д.Б. Эльконина, К. Рудестама, К. Роджерса, В.П.Захарова, Ю.В. Макарова, И.В. Вачкова , А.Г. Асмолов, Амонашвили, Ж. Годфруа, А.А. Александрова, Л.А. Петровской, В. Ясвина, А.Б. Орлова, А.З. Шапиро и др.

 

Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения педагогов по формированию психолого-педагогических компетентностей педагогов:

 Одним из условий построения личностно-деятельностного образования в школе является развитие психолого-педагогических компетентностей (ППК) педагогов в следующих областях:

1. Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности, умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся, умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

 4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности: компетентность в предмете и методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

5. Компетентность в области организации учебной деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, умение организовать учебную деятельность обучающихся, умение реализовать педагогическое оценивание.

Реализация проекта проходит в четыре этапа: 1 этап - диагностический этап: подготовка диагностического материала, тестирование педагогов, определение профессиональных потребностей, запросов, анализ уровня ППК педагогов; 2 этап - организационный этап: сбор информации, планирование, индивидуальная работа с педагогами, формирование групп; 3 этап - практический:проведение тренинговых занятий, повышение психологической грамотности педагогов в рамках семинаров, педагогических советов, методических объединений, проведение практико-ориентированных занятий с педагогами в рамках «Школы администратора», «Школы молодого специалиста», консультации педагогов о причинах и признаках выгорания, выработка индивидуальной стратегии профилактики синдрома профессионального выгорания; 4 этап - обобщающий этап:анкетирование педагогов, планирование. 

 

В рамках заявленного проекта в МБОУ «Гимназия №1» реализуется программа развития психолого-педагогических компетентностей педагогов в форме психологического коучинга «Успешный учитель». Данная программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели. Цель: осознание своей индивидуальной педагогической деятельности, поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. 

 Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного обучения, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя. Коучинг предполагает движение к цели, полное раскрытие потенциала человека и команды. Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе своего развития. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует цели, нарабатывает стратегии и осуществляет наиболее удачную из них. [1, с.12] 

 Ожидаемые результаты реализации программы: мониторинг личностного развития должен показать динамику эмоционально-волевых качеств (развитие самоконтроля, саморегуляции, эмпатии), ориентационных качеств (развитие самоорганизации, повышение интереса к результатам профессиональной деятельности), поведенческих качеств (снижение уровня конфликтности, формирование конитивной модели - тип сотрудничества), личностных качеств (повышение самосознания и понимания других). 

 Программа коучинга рассчитана на 25 часов. Тренинговые встречи проводятся в каникулярное время. В работе используются различные методы: дискуссионные методы, ролевые игры, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции, метод направленного воображения. 

Частота проведения: один раз в четверть в каникулярное время. Продолжительность: 3-4 часа. Количественный состав групп: 10-12 человек. 

Содержание программы 

$1

1.    Коммуникативный тренинг 

Цель: создание условий для знакомства участников друг с другом, принятие групповых правил, выяснение ожиданий и опасений педагогов, конкретизация и прояснение личных и групповых целей. 

Методы: игровые, дискуссионные, методы саморегуляции 

Структура тренинга: 

1. Принятие правил работы в группе; 2. Упражнение «Знакомство»; 3. Игра - активатор «Друг к дружке»; 4. Игра на взаимодействие « Поймай мяч»; 5. Упражнение «Мой правый стульчик опустел»; 6. Упражнение «Узнай своего коллегу»; 7. Рефлексия. 

2. Тренинг сензитивности 

Цель: содействие осознанию участников группы своих жизненных целей, поиску внутренних ресурсов и изменению отношения к проблемной ситуации. 

Методы: игровые, дискуссионные. 

Структура занятия: 

1. Упражнение-активатор «Ритм жизни»; 2. Упражнение «Социальные роли»; 3. Упражнение «Мне 80 лет»; 4. Рефлексия. 

3. Тренинг для педагогов "Стресс и способы регуляции эмоционального состояния" 

Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов, выявление степени стрессогенного состояния, освоение способов управления эмоциональным состоянием, способов улучшения настроения. 

Методы: игровые, дискуссионные, арт-методы. 

Структура занятия 

1. Упражнение на коммуникацию: «Я и мое имя»; 2. Упражнение-разминка “Карандаши”; 3.Самодиагностика «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?»; 4.Упражнение “Похвали себя и других”;5. Упражнение «Я – дома, я – на работе»; 6.Упражнение: «8 ассоциаций»;7. Упражнение “Путешествие” (медитация); 9. Упражнение «Звуковая гимнастика»; 10. Упражнение «Дружественная ладошка»; 11. Упражнение Сюжетная сказка « Разноцветные звезды»; 12. Рефлексия: упражнение «Чему я научился?». 

4. Ресурсный психотренинг "Капля на стекле" 

Цели: 

1.    Создание диссоциированного взгляда на жизненные проблемы, изменение их восприятия; 

2.    Расширение поля вариантности поведения в кризисных и трудных ситуациях; 

3.    Повышение уверенности в себе и личностный рост участников тренинга. 

Методы: метод направленного воображения, дискуссионные, арт-методы. 

Структура занятия: 

1. Обозначение актуальности занятия. 2. Упражнение «Говорю, что вижу»; 3. Проведение экспресс диагностики кризисных состояний (З. Королева); 4. Медиативное упражнение « Капля на стекле»; 5. Работа с рисунком-схемой своей проблемы; 6. Раздача памяток; 7. Рефлексия. 

 Ric.1 Melnik Ric.2  Melnik

5. Психологическая игра «Распределение сердец» 

Цель: развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий. 

Структура занятия: 

1. Обозначение необходимости освоения приемов эффективного общения для педагогов; 2. Инструкция к психологической игре; 3. Ход игры; 4. Обсуждение итогов игры; 5. Знакомство с приемами эффективного общения; 6. Обсуждение видеозаписи игры. 

6. Психологическая игра «Судьба» 

Цель: создание условий для осознания участниками группы степени притязаний каждого члена группы на лидерство, распределения ролей внутри группы, уровня допустимой агрессии, возможности выражения своих желаний и намерений в группе.
Методы: игровые, дискуссионные, арт-методы. 

Структура занятия

1. Упражнение «Граница». Цель: прочувствовать каждого участника группы. Определить психотип участника (основываясь на психогеометрический тест); 2. Упражнение «Распределение ролей»; 3. Ход игры: 3 этапа; 4. Рефлексия: «Связующая нить». 

В ходе реализации программы тренинга педагогической осознанности мы планировали получить: положительную динамику развития эмоционально-волевых качеств (развитие самоконтроля, саморегуляции, эмпатии), ориентационных качеств (развитие самоорганизации, повышение интереса к результатам профессиональной деятельности), поведенческих качеств (снижение уровня конфликтности, формирование конитивной модели - тип сотрудничества), личностных качеств (повышение самосознания и понимания других). 

В целях изучения уровня развития личностных и коммуникативных педагогических компетентностей педагогов МБОУ "Гимназия №1" психологической службой гимназии было проведено анкетирование, основанное на самооценке педагогов своей профессиональной деятельности, а также оценке администрацией педагогических компетенций работников гимназии. 

Диагностика развития ППК учителей гимназии в 2015 г. показала, что в области личностных качеств у них наименее сформировано умение самоорганизовываться, а в области коммуникативных качеств наименее развито умение устанавливать субъект-субъектные отношения, что порой приводит к деструктивным конфликтам. 

Исходя из результатов диагностики, намечены цели по развитию следующих педагогических компетентностей: 

1. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений: умение принимать решения в педагогических ситуациях; 

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач; 

3. Развитие коммуникативных компетентностей: умение устанавливать субъект-субъектные отношения, формирование модели поведения в конфликтной ситуации – сотрудничество. 

 Повторная диагностика, проведенная в 2018 г., по результатам реализации тренинговой программы с педагогами, показала рост психолого-педагогических компетентностей в области личностных качеств учителей. Эмпатийность выросла на 1,1 балл (с 3,4 до 4,5 балла), самоорганизаванность возросла на 1,7 балла (с 2,6 до 4,3 баллов). Повысилась и общая культура педагогов на 1,2 балла (с 3,2 до 4,5 баллов) [См. приложение, диаграмма 1]. 

 Значительно возрос уровень развития компетентности педагогов в области организации учебной деятельности: учителя развили в себе умение устанавливать субъект-субъектные отношения. Уровень данной компетентности возрос на 1,4 балла (с 3.2 до 4,6 баллов). 

 В целом, мы наблюдаем положительную динамику развития психолого-педагогических компетентностей учителей гимназии (ППК). Общий уровень ППК возрос на 1,3 балла (с 3,2 до 4,5 баллов). [См. приложение, диаграмма 2]. 

 Для успешного развития психолого-педагогических компетентностей учителей огромное значение имеет их психо-эмоциональное состояние. Программа коученговых встреч была нацелена на профилактику профессионального выгорания - синдрома, развивающегося на фоне хронического стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Психологические занятия призваны были снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения. 

 Результаты повторной диагностики ПВ по методике Бойко показали положительную динамику: фаза эмоционального выгорания «Напряжение» в 2018г. не сформировалась у 88% респондентов. Динамика составила по сравнению с 2015 г. – 56%. Если в 2015 г. у 52% педагогов фаза «Напряжение» была в стадии формирования, то в 2018 г. таких педагогов только 8%. Cформировавшаяся фаза «Напряжения» в 2015г. лишь у 4% (в 2015г. -16%). 

Сформировавшаяся фаза «Резистенции» в 2018 г. составила лишь 4% (в 2015 г. -50%). Наблюдается значительная положительная динамика в формировании фазы «Истощения». Сформировавшаяся фаза выявлена лишь у 1% респондентов (в 2015 г. - 9%). [См. приложение, таблица 1]. 

Занятия с педагогами в форме психологического коучинга способствовали развитию у них навыков эффективного общения, умения осознавать и регулировать свое эмоциональное состояние, способности к рефлексии. Результаты экспертной оценки субъектов образовательной деятельности указывают на то, что большинство педагогов гимназии способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Им свойственно позитивное самовоспитание, творческое недогматичное мышление, способны создавать на уроке атмосферу живого общения. 

В заключение хочется пожелать, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно–педагогической деятельности. 

Список литературы 

1. Аткинсон М, Чойс Р. Т. Наука и Искусство коучинга : Внутренняя динамика коучинга... Компас для коучей. [Текст] / М. Аткинсон, Р. Т. Чойс. — М. : Международная Академия Трансформационного Коучинга и Лидерства, 2008. — 278 с. 

2. Болотов В.А, Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков – Педагогика, №10, 2003. - С. 8-14. 

 3. Битянова, М. Наши учителя [Текст] / М. Битянова //Школьный психолог. 2002.- №6. 

4. Дауни М. Эффективный коучинг: уроки для коучей. – М.: Добрая книга, 2008. – 288 с. 

5. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки [Текст] / Т. Казарницкая, И. Головина, Л. Каплич, И. Уварова, Т. Цветкова – Директор, 2002, №6. - С. 16-25. 

6. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев - Школьные технологии. 2004, №5. - С.  3-9.

Приложение 

1.    Результаты диагностики педагогического коллектива МБОУ «Гимназия №1».

 

 Таблица 1 Стадии формирования фаз эмоционального выгорания (методика Бойко)

 

ФАЗЫ

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ

Не сформировавшаяся фаза

Фаза в стадии формирования

Сформировавшаяся фаза

2015

2018

2015

2018

2015

2018

 Напряжение

31,8 %

88 %

52,3 %

8 %

15,9 %

4 %

Резистенция

9,1 %

76 %

40,9 %

16 %

50 %

4 %

Истощение

40,9 %

87 %

50 %

10 %

9,1 %

1 %

 

Таблица 2. Симптомы фазы «Напряжение» (методика Бойко)

 

 

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Переживание психотравмирующих обстоятельств

2015

18,2 %

29,5 %

15,9 %

36,4 %

2018

71 %

17 %

8 %

4 %

Неудовлетворенность собой

2015

56,8 %

31,8 %

2,3 %

9,1 %

2018

91 %

8 %

1 %

0 %

«Загнанность

в клетку»

2015

75 %

15,9 %

0 %

9,1 %

2018

92 %

8 %

0 %

0 %

Тревога и депрессия

2015

43,2 %

29,5 %

13,6 %

13,6 %

2018

98%

2 %

0 %

0 %

 

 Таблица 3. Симптомы фазы «Резистенция» (методика Бойко)

 

 

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

2015

4,5 %

34,1 %

15,9 %

45,5 %

2018

76 %

15%

8 %

1 %

Эмоционально-нравственная дезориентация

2015

43,2 %

25 %

15,9 %

15,9 %

2018

85 %

15 %

0 %

0 %

Расширение сферы экономии эмоций

2015

31,8 %

31,8 %

6,8 %

29,5 %

2018

67 %

20 %

4 %

8,3 %

Редукция профессиональных обязанностей

2015

20,5 %

18,2 %

25 %

36,4 %

2018

77 %

15 %

4 %

4 %

 

Таблица 4. Симптомы фазы «Истощение» (методика Бойко)

 

 

Не сложившийся симптом

Складывающийся симптом

Сложившийся симптом

Доминирующий симптом

Эмоциональный дефицит

2015

61,4 %

25 %

4,5 %

9,1 %

2018

84 %

15 %

1 %

0 %

Эмоциональная отстраненность

2015

59,1 %

27,3 %

6,8 %

6,8 %

2018

86 %

10 %

2 %

2 %

Личностная отстраненность

2015

56 %

18,2 %

11,4 %

13 %

2018

90 %

8 %

2 %

0 %

Психосоматические и психовегетативные нарушения

2015

31 %

22 %

27 %

18,2 %

2018

86 %

8 %

4 %

2 %

 

Диаграмма 1. Уровень педагогической компетенции учителей гимназии №1 в области личностных качеств

 

 Melnik 1

Диаграмма 2. Уровень педагогической компетенции учителей гимназии №1 в области организации учебной деятельности

 

Melnik 2