Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ООО

 

Н.Н. Сивакова,
зам. директора по УВР,
канд. биол. наук, доцент
(СОШ № 43 им. Героя РФ В.Д. Нужного, г. Ставрополь)

Приоритеты и направления развития системы образования на современном этапе и до 2025 года определены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г № 1642. Одной из целей этой программы является создание на всех ступенях образования условий, соответствующих требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В связи с этим научный и практический интерес исследователей и педагогических работников лежит в плоскости изучения, обоснования и оценки эффективности этих условий, включая нормативно-правовые, управленческие, организационно-педагогические, социальные, психологические, информационные, финансовые и иные. [4]

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?». Важнейшим условием обеспечения формирования социально активной личности является непрерывность образования, которая обеспечивается преемственными связями на всех этапах обучения. Важнейшей характеристикой качества преемственности связей является технологическая преемственность.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

Начальная ступень школы – подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.

Средняя ступень школы, как преемник, опирается на самостоятельность и мышление ребёнка, его способности, на умение быстро определять ход своих действий.

 Старшая ступень школы – способствует самоопределению личности. И выпускник школы - это результат педагогического труда учителей и внимания родителей. [3,5]

Очевидно, что внедрение и реализация ФГОС в образовательную практику не может осуществляться только на основе простого знакомства с ними. Руководители и педагогические работники должны совершить значительный шаг в своем профессиональном развитии, теоретически и практически подготовиться к реализации структурных, содержательных, процессуальных и технологических компонентов стандартов.

В Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года физическая культура и спорт – наряду с развитием здравоохранения, образования, повышением экологической безопасности – рассматриваются как фактор развития человеческого потенциала. Именно здоровье нации выступает мерилом качества жизни. Здоровье подрастающего поколения – один из важнейших показателей, определяющий потенциал страны, её национальную безопасность. К счастью, сегодня кардинально меняется отношение к самому образу жизни у детей и взрослых через пропаганду физкультуры и спорта в средствах массовой информации; популяризацию семейного активного отдыха; мотивацию к занятиям различными видами спорта и подготовке к сдаче нормативов ГТО в школе.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др. В качестве условия освоения педагогами нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиска эффективных путей обучения и воспитания, реализации гуманистической парадигмы рассматривается непрерывное развитие профессиональной компетентности руководителя и учителя, под которой понимается интегративная характеристика, включающая в себя не только научно-теоретическую, методическую и психолого-педагогическую подготовку, профессиональные умения, но также умения творческой и исследовательской деятельности. Актуальным становится сбережение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, внедрение в педагогическую практику инновационных здоровьесберегающих педагогических технологий как качественной характеристики образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных   качеств,       способствующих его сохранению и        укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. [7]

Согласно ФГОС система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в общеобразовательных учреждениях должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

На протяжении 10 лет особого внимания заслуживает работа с дневниками и паспортами здоровья школьника в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края.

Разработанный авторами Сиваковой Н.Н., Поштаревой Т.В. (2008г.), Жуковской Г.В. с соавт, (2011г.) «Паспорт здоровья школьника» для учащихся 1-4, 5-9 классов - это новая форма организации здоровьесберегающей деятельности, направленная на охрану и укрепление здоровья ребёнка, формирование мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Содержание материала для каждого класса носит преемственный характер с учетом возрастных особенностей школьника.

Особую значимость проблема здорового образа жизни приобретает на этапе начального школьного образования, что обусловливается возрастными особенностями младших школьников и их восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Подтверждением тому является то обстоятельство, что в примерной основной образовательной программе начального общего образования выделен 6 раздел – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся», представляющая собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся начальной школы, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Разработанный в 2011 году Жуковской Г.В. с соавторами «Дневник здоровья учащихся 1-4 классов» предусматривает:

-  получение учащимся начальной школы знаний, в области физической культуры, гигиены, культуры здоровья, гармоничного развития детского организма;

-  воспитание осознанной необходимости в занятиях физической культурой,

- соблюдение режима дня, правил здорового питания и здорового образа жизни.

Технология  дифференцированного физкультурного образования  с помощью «Дневника здоровья учащихся 1-4 классов» предполагала следующие виды деятельности:

• чтение стихов, сказок, рассказов;

• разучивание и исполнение песен, и стихов;

• развитие творческих способностей: рисование и раскрашивание рисунков, составление и решение кроссвордов, придумывание загадок, составление пословиц о здоровом образе жизни, составление режима дня и правила здорового питания (табл.1, 2);

• выполнение утренней гигиенической гимнастики, физических упражнений в течение учебного дня на расслабление, концентрацию внимания;

• доброжелательные отношения со сверстниками «Советы доброты» (табл. 3).

Дневник здоровья является личным документом ученика. Заполняя и регулярно просматривая этот документ под руководством классного руководителя и родителей, ребёнок приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, учится анализировать свое состояние здоровья, выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих  образа жизни.

Таблица 1

Режим дня младшего школьника

 

  

   Режим дня

Время (начало и окончание), дни недели

Замечания по выполнению режима дня

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Сб.

Вс.

Подъём

               

Зарядка

               

Утренний туалет

               

Завтрак / (1, 2)

               

Занятия в школе

               

Прогулка

               

Обед /( Полдник)

               

Прогулка

               

Занятия спортом

               

Отдых

               

Подготовка уроков

               

Ужин

               

Отдых

               

Сон

               

Таблица 2

Правила здорового питания

 

Советы

Дата

   

Мою перед едой руки

   

Не говорю с полным ртом

   

Хорошо пережёвываю пищу

   

Пользуюсь салфеткой

   

Пользуюсь столовыми приборами

   

Не объедаюсь

   

Не ем на ходу, стоя

   

Не тороплюсь во время еды

   

Мою фрукты и овощи перед едой

   

Ем не реже 4 раз в день

   

Ем только полезные продукты

   

Таблица 3

«Советы доброты»

 

Советы

Дата

   

Я никогда не повышаю голос на других

   

Я всегда здороваюсь

   

Я говорю добрые слова

   

Я никогда не дерусь

   

Я помогаю старшим

   

Я вежлив

   

 

Согласно требованиям ФГОС ОО у учащихся необходимо сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, о правильном (здоровом) питании, о вредных привычках и их пагубном влиянии на здоровье.

Технология  дифференцированного физкультурного образования  с помощью  «Паспорта здоровья учащихся 5-9 классов» была направлена на решение следующих задач в соответствии с ФГОС ОО:

- научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; физическое развитие, уровень физической подготовленности;

- выполнять правила личной гигиены; здорового питания;

- формировать элементарные навыки физической и эмоциональной разгрузки (релаксации);

- планировать и организовывать свой досуг;

- формировать потребность ученика безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В «Паспорт здоровья» учащихся 5-9 классов вносят показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности, полученные в ходе мониторинга, проводимого учителем физической культуры и  медицинским работником школы. Результаты тестирования учащийся анализирует в соответствии со шкалой контрольных нормативов и определяет свой уровень физической подготовленности.  

 Ric. 3 Civakova          Ric. 2 Civakova

 Рис. 1. Паспорт здоровья                Рис. 2. Дневник здоровья

 В «Паспорте здоровья учащихся 5-9 классов» также представлены задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, фиксируется участие школьника в физкультурно-оздоровительных мероприятиях класса, школы.

 По результатам этапной диагностики классные руководители, учителя физической культуры, педагоги-психологи дают рекомендации для учащихся и родителей. Появляется возможность разработки оздоровительных программ, организации профилактической работы с учащимися и контроля со стороны взрослых по выполнению ребенком конкретных рекомендаций. [6]

         Логическим продолжением дифференцированного физкультурного образования учащихся является «Паспорт здоровья класса» - электронный банк классного руководителя об уровне здоровья класса (медицинская группа, результаты тестирования физической подготовленности, занятости учащихся в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивных секциях, спортивные достижения класса), который готовит классный руководитель и представляет информацию администрации школы для оформления «Паспорта здоровья школы». [1]

«Паспорт здоровья школы» представляет собой модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении и включает следующие блоки: здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; рациональная организация учебного процесса; организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами, специалистами и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;  профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

Для осуществления мониторинга в школе директор своим распоряжением создает группу мониторинга из состава педагогов, работников медицинских, психологических, социальных служб, обслуживающих школу.

Системный подход к оценке здоровьеформирующего образовательного пространства предполагает взаимосвязь всех компонентов, логически выстроенных в определенной последовательности: паспорт здоровья школьника – паспорт здоровья класса – паспорт здоровья школы. Логически выстроенная последовательность мониторинга и его многогранность позволяют более широко увидеть весь спектр образовательной деятельности школы, внести своевременные коррективы, прогнозировать результат работы всего педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Литература:

 

1.   Безруких М.М., Сонькин В. Д. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений».- М. -2004.

2.   Жуковская Г.В. с соавт. Дневник здоровья школьника - организация здоровьесберегающей деятельности школьника: методическое пособие.- Невинномысск.- 2011.- 60 с.

3.     Обеспечение технологической преемственности на ступени дошкольное образование – начальная школа как условие развития личности.- Педагогическое обозрение № 9.- 2011 (117)

4.   Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

5.         Преемственность в образовании.-Педагогическое обозрение № 9.- 2011 (117)

6.      Сивакова Н.Н., Поштарева Т.В., Первова Е.А., Загинайло И.Н. «Паспорт здоровья школьника - организация здоровьесберегающей деятельности школьника»: методическое издание.- Ставрополь.- 2008.- 65 С.

7.      Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.