Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

ЭСТАФЕТА ЗДОРОВЬЯ: «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ЖИТЬ АКТИВНО – ЭТО СТИЛЬНО, ПОЗИТИВНО»

По данным проведенной диспансеризации, в нашей школе очень высок процент детей с нарушениями осанки: 20-30% от числа обследованных ортопедом. Остается высоким процент детей с пониженной остротой зрения, причем с тенденцией к увеличению. По результату «Диспансеризации» среди детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации распределение по группам здоровья следующее: в 2017 г. количество учащихся со 2 группой здоровья, с 3 группой – возросло, 3 детей имеют 1 группу здоровья.

Результаты научных исследований показали, что сама по себе медицина решить проблему сохранения и укрепления здоровья современного человека не в состоянии. Ей необходима помощь педагогики, так как все основные «факторы риска» заболеваний имеют поведенческую основу. Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием, в данном случае речь должна идти о воспитании соответствующих мотивов здоровья.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта "Школа за здоровый образ жизни!"

Продолжительность проекта – 8 месяцев. Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.

Подготовительный этап  (сентябрь).

В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы. Указываются мероприятия на каждую неделю, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций, к теоретическим конкурсам. Проводится анализ существующей ситуации.

Организационный этап  (сентябрь - октябрь).

Формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся.

Практический этап  (октябрь - март).

Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.

Заключительный этап  (апрель).

На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся и публичная презентация полученных результатов.

Оценка проекта

Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование) которое проводится в конце года.

Основные результаты проекта представлены в следующих материалах

Что такое ЗОЖ? 

· Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

· Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

·  В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Что способствует сохранению и укреплению здоровья:

·    Правильное питание

·    Закаливание

·    Соблюдение режима труда и отдыха

·  Психическая и эмоциональная устойчивость

·    Личная гигиена

·    Оптимальный уровень двигательной активности

·   Безопасное поведение дома, на улице, на работе

·   Отказ от саморазрушающего поведения.

Здоровое питание

·Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.

Правильное питание

·  Строгое соблюдение ритма приема пищи. Отучаться насыщаться пищей до предела. Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевывать и почувствовать вкус.

Закаливание

· Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи,

Всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет,

А может быть, и более.

Микстуры, порошки

К здоровью ложный путь.

Природою лечись                                                              

В саду и чистом поле

· На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

- интеллектуальное самочувствие : способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.

- духовное самочувствие : способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

- Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

·    социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;

· инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

·   личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

 «Здоровье — залог успеха»

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Скажите, пожалуйста, отчего зависит здоровье. Физическая культура- составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Заниматься физкультурой - это значит систематически выполнять физические упражнения, соблюдать режим жизни и правила гигиены, закаливать организм, умело пользуясь солнцем, воздухом и водой. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья. Главные факторы здоровья – движение, закаливание, питание, режим. Факторы, ухудшающие состояние здоровья – употребление алкоголя, курение, наркомания.

Здоровое питание – одна из основ здорового образа жизни . Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни .

 1. Вставай всегда в одно и то же время!

 2. Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

 3. Утром и вечером тщательно чисти зубы!

 4. Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!

 5.Одевайся по погоде!

 6. Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

 7. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

 8. Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, и развитие у них самостоятельности и ответственности.

«Здоровье-это вершина, на которую человек должен подняться сам». (И. Брехман)

 

Ric. 3 Terenteva

 

 

Правила составления комплекса закаливания

Что же такое закаливание? Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий. Закаливание является довольно сильным оздоровительным средством. В школах предусмотрена работа отделений закаливания, оздоровительного бега, лечебной физкультуры.

Структура уроков сохраняется круглый год. Однако содержание частей урока по общефизической подготовке, подбор упражнений, их дозировка и интенсивность должны соответствовать уровню физической подготовленности занимающихся и климатическим условиям. В начале занятий применяются простые упражнения обучающего характера с постепенным увеличением нагрузки и интенсивности. В основную часть включаются парные, групповые упражнения, упражнения с резиновыми лентами, разновидности ходьбы и бега слабой и средней интенсивности на дистанцию от 500—800 м до 2 км.

Контрольные упражнения этого периода: кросс но нормативу и 12 минутный бег (по Куперу). В зимний период все упражнения выполняются в движении. Основное внимание уделяется бегу и лыжной подготовке. В весенний период общая физическая нагрузка для всех групп в основной части занятия несколько снижается. Включается больше упражнений общего воздействия. Широко практикуются упражнения на скамейках, с гимнастическими палками, гантелями, набивными мячами, разные виды ходьбы и бега слабой и средней интенсивности. Осуществляется подготовка, сдача норматива по кроссу. В летний период и первый месяц осени в основную часть включаются подвижные игры — волейбол, баскетбол, а также подготовка, сдача нормативов по лёгкой атлетике. Дополнительно в школе предусмотрены соревнования и спортивные праздники.

 

Ric. 1 Terenteva       Ric. 2 Terenteva 1

 

Упражнения

1. «Знаю — не знаю». Из положения стоя. Положите руки на пояс, поднимите плечи — вдох, опустите — выдох. 
       2. «Самолет». Из положения стоя. Руки разведите в стороны — вдох, поверните корпус влево — выдох, вернитесь в исходное положение, не опуская рук, — вдох, затем поворот вправо — выдох.
       3. «Дерево под ветром». Из положения стоя. Поднимите руки вверх — вдох, потянитесь и наклонитесь влево — выдох, выпрямитесь — вдох, наклонитесь вправо — выдох.
       4. «Дровосек». В положении стоя с разведенными на ширину плеч ногами. Поднимите руки вверх и сцепите их в замок — вдох, наклонитесь и опустите сцепленные руки между ногами — выдох.
     5. «Надеваем шляпу». Для этого упражнения вам понадобятся либо шляпа, либо — небольшой гимнастический обруч. Поднимите руки с обручем или шляпой над головой — вдох, согните руки в локтях — выдох.
        6. «Лев». Сядьте на стул, выпрямите спину, руки положите на колени. Сделайте глубокий вдох и при выдохе откройте рот — как можно шире, а также очень сильно вытяните пальцы вперед. При выдохе можно порычать, как настоящие львы!
        7. «Аленушка». Сидя на стуле, разведите руки в стороны — вдох, подтяните согнутую в колене левую ногу к груди и обнимите ее руками — выдох, опустите ногу, разведите руки в стороны — вдох. Повторите то же самое с правой ногой.
       8. «Мишка». В положении стоя на коленях поднимите руки вверх — вдох, опустите руки на пол — выдох, походите на четвереньках, остановитесь, поднимите вверх левую руку и разверните ее ладонью наружу — вдох, поверните голову и корпус в ту же сторону (влево) — выдох. Выполните то же самое с правой рукой.  
        9. «Качалка». Встаньте на четвереньки, сделайте вдох, находясь в этом же положении, согните руки в локтях — резко выдохните.

     10. «Рыбка». Лежа на животе, вытяните руки в стороны и назад — вдох. Слегка приподнимите верхнюю часть тела — выдох.
       11. «Кобра». Лежа на животе, подбородок на полу, ладони уприте в пол около плеч, согните локти. Вдохните, выпрямите локти, выгните спину и медленно поднимите голову. Выдохните, вернитесь в исходное положение.    
      12. «Обними себя». Сядьте на пол, руки резко разведите в стороны — вдох, затем перекрестным движением рук (левая сверху) обнимите грудную клетку — выдох, разведите руки в стороны — вдох, обнимите грудную клетку (правая сверху) — выдох.
      13. «Хлоп-хлоп». Из положения стоя поднимите руки над головой, хлопните в ладоши — вдох, опустите руки вниз. Потрясите кистями — выдох.

Правильное питание

Правильное питание детей является определяющим фактором в их полноценном развитии, хорошем самочувствии, высоких умственных и физических способностях. Правильное питание для школьников заключается в соблюдении правил здорового питания, повышая умственную деятельность, физическую активность и снижая утомляемость.

Многие родители часто сталкиваются с проблемой составления правильного рациона питания школьника, не зная, какие именно продукты принесут их ребенку максимальную пользу.

Принципы правильного питания для школьников:

1. Детям школьного возраста нужно обеспечить сбалансированное питание. Детское здоровье, главным образом, зависит от соотношения питательных веществ. Ребенок должен получать не только белки, жиры и углеводы, но также витамины, аминокислоты, минералы и микроэлементы.

2. Питание должно быть оптимальным. При выборе меню для ребенка нужно учитывать потребности его организма.

 3. Продукты, употребляемые ребенком, должны быть натуральными и полезными.

4. В меню школьника должно присутствовать горячее питание, оказывающее благоприятное воздействие на органы пищеварительной системы.

Не рекомендовано перекармливать школьника, поскольку детский организм также имеет свойство не расходуемые калории превращать в жировые отложения. А лишний вес в детском возрасте может стать причиной многих заболеваний.

Правильное питание для школьников, основанное на соблюдении основных принципов и правил гигиены питания, позволит ребенку вырасти здоровым и хорошо развитым.

Правильное питание детей-школьников целиком зависит от родителей. Приучить ребенка к здоровой пище можно только личным примером. Исключите из рациона все продукты с искусственными добавками и красителями, разнообразьте меню мясными и рыбными блюдами, добавьте овощей. Здоровое питание является залогом успешной учебы в школе.

Анкета «Едим ли мы то, что следует есть?»

Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты.

Анкета для учащихся

Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас.

1. Сколько раз в день Вы едите?

1) 3-5 раз,

2) 1-2 раза,

3) 7-8 раз, сколько захочу.

2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1) да, каждый день,

2) иногда не успеваю,

3) не завтракаю.

3. Что Вы выберите себе для быстрого завтрака на перемене?

1) булочку с компотом,

2) сосиску, запеченную в тесте,

3) кириешки или чипсы.

4. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1) всегда, постоянно,

2) редко, во вкусных салатах,

3) не употребляю.

5. Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1) каждый день,

2) 2 – 3 раза в неделю,

3) редко.

6. Какие напитки вы предпочитаете?

1) сок, компот, кисель;

2) чай, кофе;

3) газированные.

7. Любите ли сладости?

1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

8. Нравится ли Вам питание в школе?

а) да

б) иногда

в) нет

Результаты анкетирования позволили сделать нам выводы:

1.      Среди ½ части опрошенных популярность принадлежит  фаст-фуду;

2.   Если учащимся захотелось перекусить, то большинство из них выберут далеко не продукты правильного питания;

 3.     Употребляемая пища в рационе сбалансирована, но в большей степени за счет употребляемой еды дома, а не в учебном заведении;

4.   На вопрос нравится ли вам питание в школе, многие ответили что да. Но если попросить конкретику, то многие выделяют пиццу, выпечку и соки, хотя ассортимент столовой очень разнообразен и представлен разными блюдами.

Но на полученных результатах мы не останавливаемся. Нам очень интересна данная тематика в свете современных тенденций перехода к здоровому образу жизни и правильному питанию.