РОДИТЕЛИ – АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Е. А. Шерашова,преподаватель,
К.Ю. Шерашов, мастер
производственного обучения
(Елецкий колледж экономики,
промышленности и отраслевых технологий)

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий» является государственным образовательным учреждением, реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения, дополнительные образовательные программы.
Учреждение создано в 1900г. как Елецкая земская ремесленная мастерская.

Специальности и профессии, реализуемые в Елецком колледже экономки, промышленности и отраслевых технологий ориентированы на социальный заказ населения и государства: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Гостиничный сервис, Технология машиностроения, Компьютерные системы и комплексы, Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, Автомеханик, Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), Станочник (металлообработки). Для реализации основных профессиональных образовательных программ СПО в колледже имеется современная материально-техническая база и кадровый состав, регулярно проводится работа по повышению квалификации персонала. Связь колледжа и семьи осуществляют классные руководители, социальный педагог и педагог психолог.

В каждом образовательном учреждении существуют свои механизмы реализации программы воспитания: план воспитательной работы, программа студенческого самоуправления, программа гражданско-патриотического воспитания. Быть воспитанным значит быть всесторонне развитым, быть личностью. Воспитанный человек – это человек, в первую очередь, культурный, образованный.Образ такого человека складывается из множества критериев и качеств личности: культура поведения, мотивация к знаниям, стремление к самосовершенствованию, целеустремленность.Сфера образования является сферой, где предлагаются образовательные услуги. «Потребителями» образовательного процесса являются обучающихся, их родители, социальные партнеры. Мы хотим, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса.  

Качество образования  это важнейшая составляющая социальной сферы, которая определяет результативность образовательного процесса в обществе, степень его соответствия потребностям и ожиданиям в плане развития и создания как гражданских, так и профессиональных компетенций человека как личности.Определить, насколько родители удовлетворены качеством образовательного процесса, можно, используя две группы критериев: личностные и процессуальные. Группа  личностных критериев дает возможность изучать характер изменений  в человеке. Процесс может изучаться по таким критериям, как удовлетворённость субъектов жизнедеятельностью в образовательном учреждении, его статусом, характером управления, в том числе обеспечения ресурсами. Таким образом, важно понять, в какой степени образовательный процесс создает условия для качественного образования и благоприятного развития студента; насколько удовлетворены этими условиями сами субъекты этого процесса: обучающиеся и их родители.

Изучая отношение «потребителей» к профессиональным образовательным учреждениям, мы исходили из следующих критериев:

·     характер социальной роли родителя и степень его удовлетворенности качеством образования в ПОУ;

·  возможность проявления родителями субъектной позиции: высказать свое мнение, внести предложение, участвовать  в процессе совершенствования, жизни, колледже.

Представление об удовлетворенности родителей и обучающихся качеством образовательного процесса можно получить  на основе вопроса: «Что привлекает и радует вас в жизни колледжа?». (Максимальный балл – 4,5).

Ric. 1 Sherashov pdf.io -1

 

Данный опрос поможет нам решить поставленные перед педагогами задачи:

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности обучающихся,

·     мотивировать родителей к полноценному общению со своими детьми,

·    расширить объём знаний родителей о формах и методах решения возникающих проблем с их детьми.

Если мы хотим, чтобы у наших детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать по решению этой проблемы. Речь идет о необходимости полноценного общения родителей и детей, более ответственного подхода к их воспитанию и развитию.

Можно проследить некоторые сильные стороны и противоречия, возникающие в образовательном процессе в колледже. Представление о характере проблем, волнующих родителей, получено на основе вопроса «Какая проблема у вашего ребенка, связанная с обучением в  колледже, волнует вас больше всего?». Выделяемые проблемы подтверждают и четко обозначают неудовлетворенные потребности.

Таблица 1. Проблемы, волнующие студентов и их родителей (процент от числа опрошенных)

 

№п/п

Содержание проблемы

Родители

Обучающиеся

1.   

Ухудшение состояния здоровья

11

15,7

2.   

Страх перед экзаменом

52,5

37

3.   

Отсутствие ощущение  безопасности

4,8

7,5

4.   

Сложность совмещения учебы и дополнительных занятий

22,1

16,9

5.   

Взаимоотношения с родителями

4,6

8,3

6.   

Взаимоотношения с преподавателями

18,4

22,4

7.   

     Взаимоотношения с одногруппниками

11,4

8,6

Анализируя данные таблицы можно обозначить следующие выводы:

·  Низкая удовлетворенность результатами учебного труда. Прослеживается зависимость удовлетворенности результатами деятельности студента от характера взаимоотношений с преподавателями, выборов формы контроля результативности – экзамен, зачет,тест.Выделяется проблема сохранения здоровья и, прежде всего, психологической его составляющей.

·        Страх перед экзаменами  как проблему для себя выделили 53% детей и 37% родителей.

·    Значимость деятельности колледжа как образовательного учреждения, призванного дать знания, сохраняется. Но родителей все в большей степени волнует вопрос о «цене» знаний. Поэтому значимость таких факторов, как атмосфера, сотрудничество, взаимопонимание, возрастает.

По данным исследователя А.Маслоу известно, что наибольшую удовлетворенность от образовательного процесса испытывают люди, активно проявившие себя в деятельности, имеющие возможность корректировать происходящие. Важно выяснить, насколько высоко субъекты воспитательного процесса способны оценивать собственную активность.

Анализ характера активности родителей показал, что 68% считают себя партнерами колледжа. Актуальные проблемы взаимодействия колледжа с родителями:

· Недостаточная удовлетворенность атмосферой колледжа и высокий уровень беспокойства родителей о благоприятном развитии детей, о его здоровье, успешности, осознанном выборе профессии.

·  Низкий уровень включенности родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Изучая взгляд родителей на образовательный процесс в колледже, можно выделить потенциалы родительского коллектива:

·  Позитивная направленность родителей в отношениях с педагогами;

·  Высокий уровень взаимоотношений обучающихся и родителей;

·  Родители как партнеры колледжа, ориентация на закрепление и развитие взаимодействия.

По А. Маслоу, благоприятное развитие человека возможно только в условиях отношений высокого уровня: понимания, доверия, искренности, теплоты, близости. Большое значение имеет первая встреча с родителями, подготовленность к ней педагога, начиная от знания имени – отчества родителей и заканчивая владением различных форм мотивации деятельности взрослых. Недостаточный уровень готовности педагогов к изучению и формированию  родительского коллектива отражает и взаимосвязан с уровнем качества образования в системе СПО. Анализ характера взаимоотношений родителей с детьми показал, что уровень этих отношений достаточно высок.  И дети, и родители адекватно оценивают особенности своих отношений. Имеет смысл использовать этот потенциал в образовательном процессе колледжа.  

Ric. 2 Sherashov        Ric.3 Sherashov

Рис. 1. Анкетирование                            Рис. 2. Беседа

Существует взаимосвязь качества образования с социальными установками и отношением родителей к образовательному учреждению.От степени сотрудничества образовательного учреждения с родительской общественностью  зависит качество образования. Изучение удовлетворенности родителей качеством воспитательного и образовательного процесса дает возможность совершенствовать  образовательную и воспитательную систему  СПО.