ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

А.Ф. Муслимова,
канд. пед. наук
(Уфимский медицинский колледж)
 

Нет в мире прекраснее чувства,
чем ощущение, что ты сделал людям
хоть каплю добра.

Л.Н. Толстой 

В рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» от 21 марта 2017 г. на период до 2025 года утвержден приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни («Укрепление общественного здоровья»)».

Культура поведения, гигиены, отношение к своему здоровью, будущему своих детей должны быть заложены в раннем возрасте в семье, в школе и колледже. В этом процессе должны быть задействованы образование, здравоохранение и культура. Формирование ЗОЖ у студентов-медиков в колледже происходит в рамках проекта «Добрые дела – добрые сердца».

Студенты-волонтеры способны помочь здравоохранению при работе в первичном звене в проведении профилактической, санитарно-просветительской работы с малышами детского сада, детских домов, с подростками школ, колледжей и налаживанию длительного ухода за пожилыми.

Цели и задачи

1.   Формирование у студентов ответственного отношения к своему здоровью, осознание личной значимости здоровья через пропаганду ЗОЖ.

2. Формирование активной жизненной позиции через участие в волонтерской деятельности, пропагандирующей ЗОЖ.

3.   Взаимодействие с государственными образовательными и медицинскими учреждениями в пропаганде ЗОЖ через организацию и проведение мероприятий.

4.    Развитие и формирование нравственно-этических качеств, доброты, милосердия, сострадания,чувства ответственности за себя и свои действия, стрессоустойчивых личностных установок.

Методы реализации

Деятельность по направлениям: информационная, просветительская, культурно-массовая, общественно-полезная, физкультурно-оздоровительная.

Структура проекта

Ric 1 Muclimova

·         «Самоконструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

·         «Социоконструкция» — построение вышеперечисленных элементов проекта.

·     «Социализация» — все, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны и все гипотезы рассмотрены.

·         «Афиширование» — презентация, демонстрация стенгазет.

·         «Рефлексия» — самоанализ, анализ движения собственных мыслей, чувств.

Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего творческой атмосфере

В разные годы ценностные ориентиры развития образования касались интеграции основного и дополнительного образования, физической культуры, спорта, здоровьесбережения, культуры, информатизации и т.п.

Одной из актуальных проблем педагогической науки стала готовность будущего специалиста к самостоятельной деятельности, направленной на совершенствование профессиональных знаний в течение всей активной жизни.

Это свойство специалиста-медика может быть сформировано в процессе профессиональной подготовки в колледже, когда студенты активно вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность. А.М.Новиков подчеркивает, что принцип самоорганизации учебной деятельности становится одним из ведущих принципов отечественного образования. Вопросы организации самостоятельной работы, самоорганизация учебной деятельности студентов рассматриваются в исследованиях А.М.Новикова, В.С.Безруковой, Г.И.Ибрагимова, Л.Г.Семушиной и др.

Доминантой для развивающейся системы образования должно быть создание условий для развития личности студентов. Студенты, занимающие активную гражданскую позицию, способны к творческой деятельности, стремятся познать и изменить современный мир. При вовлечении студентов в волонтерскую деятельность происходит приобщение студентов к выполнению работ, моделирующих их профессиональную деятельность под девизом: «Через образование к здоровому образу жизни!»

На первом этапе – организационно-адаптационном – важно обеспечить мотивацию продуктивной деятельности через ЗОЖ, что предполагает создание условий, формирующих заинтересованность студентов в обучении, понимании необходимости получаемых знаний, умений, навыков при выполнении будущих профессиональных обязанностей.

На втором этапе – деятельностно-активном – преподаватель формирует дидактические условия в содержании систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выполняя вариативные работы, моделирующие профессиональную деятельность и развивающие профессиональные ценности ЗОЖ.

На третьем этапе – творческом – студенты вовлекаются в активную волонтерскую деятельность, проводя пропаганду ЗОЖ среди одногруппников в колледже, на практике в лечебно-профилактических учреждениях, участвуя в разработке программ «Школ здоровья» при различных заболеваниях, пропагандируя ЗОЖ среди населения.

Творческая деятельность по формированию ЗОЖ организуется по правилам:

·         диалог в сотворчестве;

·         свобода выбора, действия;

·         равенство всех участников;

·         «благоустройство» пространства;

·         отсутствие оценки;

·         право на ошибку.

Продуктивность обучения студентов зависит от внутренних стимулов – мотивов обучения. Организуя самостоятельную работу студентов-волонтеров по пропаганде ЗОЖ, преподаватель мотивирует их на поддержание и укрепление собственного здоровья.

Формируя ценности здорового образа жизни, студенты принимают участие в научно-исследовательской работе «О вреде табакокурения, наркомании» на первом курсе, проводя анкетирование и различные мероприятия по пропаганде ЗОЖ.

73% студентов считают, что для предупреждения курения необходимо запретить рекламу сигарет, 32%- ввести штрафы за курение, а 19% не знают.

70% студентов отметили, что наиболее интересна форма работы по профилактике наркомании являются отделенческие мероприятия.

75% ответивших считают, что нужно проводить мероприятия по профилактике наркомании, однако 25% сомневаются и отвечают отрицательно.

Анализ анкет показывает, что среди студентов необходимо проводить разъяснительные и профилактические мероприятия по формированию здорового образа жизни и выступать на родительских собраниях с докладами о вреде курения, употребления алкоголя и успокаивающих препаратов.

На старших курсах студенты выполняют выпускные квалификационные работы, участвуя в работе «Школ здоровья», видят результаты своей профессиональной деятельности.Анкетируя отношение медсестер стационаров и поликлиник к созданию «Школ здоровья»,студенты выяснили, что 88% респондентов считают нужным создание школ. Хотели бы участвовать в работе школ 50% опрошенных, что является неплохим показателем в отношении медсестер к своему делу и профилактике различных заболеваний в целом.

Ric 2 Muclimova

Победители конкурса стенгазет и рисунков “Профилактика наркомании”

Ric 3 Muclimova

Работа в библиотеке с журналами «НаркоНет»

Ric 4 Muclimova

Акция “Мы против наркотиков, мы выбираем...” в форме диалога со студентами

Выводы

1. Исследование по формированию профессиональных ценностей ЗОЖ показало, что наиболее эффективными являются круглые столы, диспуты и др., когда студенты обсуждают эти проблемы, формируют установки на здоровый образ жизни.

2.  Волонтеры-медики, моделируя профессиональную деятельность, должны активно проводить работу по профилактике наркомании, табакокурения, употребления алкоголя в детских домах, школах, других колледжах среди сверстников, так как наш опыт показывает, что это наиболее интересно сверстникам студентов, а значит будет иметь положительные результаты, поможет им стать самостоятельными, преодолевать жизненные трудности.

 

Список литературы

 

1.     Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Монография. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

2.  Муслимова А.Ф. Дидактическая эффективность сетевого планирования в самостоятельной работе студентов средних специальных учебных заведений: автореф. дис. канд. пед. наук. Казан. гос. университет, Казань, 2007.

3.     «Наркомания: лучше предотвратить» // Журнал «НаркоНет». №11 (163). Ноябрь 2018. С.8.

4.     «Гигиена - приносящая здоровья» // Журнал «НаркоНет». №12 (152). Декабрь 2017. С.47-48.