ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО

 

И.Е. Скобелева,
Нижневартовский нефтяной техникум
(Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

Процессы динамичного развития информационного общества, диктующие во всем мире свои новые правила социального взаимодействия и создающие новое социально-культурное пространство, нашли активное отражение в профессиональном и повседневном дискурсе. Так, в современной повседневной речи, в научных, профессиональных и публицистических материалах можно встретить различные понятия, отражающие активность влияния расширяющегося информационного пространства на все сферы человеческой жизнедеятельности: Всемирная паутина, информационная сеть, медиапространство, медиакультура, медиаобразование и другие. В педагогической науке, особого внимания заслуживает понятие медиакультуры. Логико-семантический анализ содержания данного понятия приводит к заключению, что первый корень, от латинского - «media», «medium», переводится как средство, посредник. Собственно, в широком понимании медиа в общественном сознании как раз и воспринимается как средство, посредник, проводник информации, культуры, коммуникаций. Широкое и активное распространение термина «медиа» связано с потребностью человечества в выражении нового типа культуры информационного общества для обозначения феномена массовой культуры («massmedia») [6]. Известно, что понятие «культура», от латинского «colere», в философских и культурологических источниках переводится как возделывание, воспитание, развитие, культ, почитание.

Таким образом, медиакультура в современном прочтении выступает как новый тип человеческой культуры, при этом именно медиа, по мнению многих ученых, формирует данный тип новой культуры и выступает главным фактором информационной глобализации [6, 10]. Данные рассуждения позволяют понимать медиакультуру в широком смысле, как новый тип культуры современного общества. О качественно новой культурной среде, детерминирующей формирование новых форматов социального взаимодействия, отмечается в работах В.А. Возчикова, М.Г. Кашкиной, Н.Г. Миловановой и других. Так, Н.Г. Милованова считает, что глобальные информационные изменения создают качественно новую социальную реальность; В.А. Возчиков доказывает, что субъектность современного человека сегодня обусловлена макромиром медиакультуры; М.Г. Кашкина полагает, что несмотря на доминирующее влияние технических средств на межличностную коммуникацию в современном мире, человечество еще не готово к беспрепятственному межкультурному взаимодействию в глобальном (мировом) масштабе [1, 3, 5]. Следовательно, проблема развития медиакультуры личности имеет принципиальное педагогическое значение, и, прежде всего, – в пространстве профессионального образования.

Данное понимание медиакультуры позволяет ее рассматривать в узком смысле педагогического аспекта – как медиакультуру личности. Педагогический аспект изучения феномена медиакультуры охватывает поиск возможностей, средств и условий формирования и развития медиакультуры личности в образовательном пространстве. Безусловно, образовательное пространство как часть социального пространства, испытывает на себе любые проявления социального, культурного и технологического влияния, но, прежде всего, в наиболее ее доступной и массовой форме – в форме влияния медиакультуры.

О влиянии медиакультуры на подрастающее поколение, причем нередко в негативном, деструктивном характере, сегодня отмечается как в педагогической научной литературе, так и в публицистике на всех уровнях. Например, по мнению А.В. Федорова, актуальность влияния медиакультуры на подрастающее поколение отражается в педагогическом сознании широким арсеналом семантически близких понятий, как то: «медийная культура», «информационная культура», «аудиовизуальная культура», «медиаграмотность», «информационная грамотность», «аудиовизуальная грамотность», «медиаобразованность», «информационная образованность», «аудиовизуальная образованность», «компьютерная грамотность», «мульти/медийная грамотность», «информационная компетентность», «информационная компетенция», «медиакомпетентность», «медийная компетентность», «аудиовизуальная компетентность», «медиакомпетенция», «медийная компетенция» и других. [7]. В педагогических исследованиях изучение медиакультуры связано в основном с вопросами педагогических средств, технологий и условий, а также с вопросами организации социального, педагогического или информационного сопровождения формирования и развития медиакультуры обучающегося в образовательном пространстве .В. Жилавская, A.A. Новикова, С.Н. Пензин, A.B. Федоров, Н. Хилько, И.В. Челышева, A.B. Шариков, др.).

Значительное число педагогических исследований последнего десятилетия, посвящено изучению данного процесса. Так, В.В. Недбай, Д.В. Кортиева исследуют процесс развития медиакультуры подростка; Е.В. Мурюкина – медиакультуры старшеклассника; О.Л. Шор – медиакультуры педагогов в системе повышения квалификации; Е.А. Столбникова исследует развитие критического мышления в процессе медиаобразования. В педагогической науке в последнее время активно развивается такое самостоятельное направление, как медиапедагогика, предметом которой является медиаобразование (О.А. Баранов,  В.Н. Романенко, А.В. Спичкин, А.В. Федоров, Е.И. Худолеева и др.).

В рамках нового научного направления изучаются социальные условия информационного общества, детерминирующие традиционные задачи образования – воспитание, образование, развитие и социализация подрастающего поколения в условиях доминирующего медиапространства. В растущем потоке объемной, неконтролируемой информации педагогическое управление информационным воздействием на обучающихся становится важнейшей задачей современной педагогики. Нередко в литературе можно встретить характеристику масс-медиа как угрожающего фактора воспитанию и социализации (А.В. Мудрик, А.А. Плешаков, др.). В частности, О.Л. Шор подчеркивает, что аморфная структура современных потоков информации «пошатнула привычные ранее традиции, идеалы, нормы морали и этики, а сама их социальная значимость поставлена под сомнение» [8].

Таким образом, педагогический аспект изучения медиакультуры заключается не только в уточнении ведущих понятий, но и в решении насущных педагогических задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой в современном расширяющемся, в том числе средствами медиакультуры, информационном пространстве. Сегодня для российской педагогической науки по-прежнему актуальными проблемами остаются причины медиаобразования, выдвинутые теоретиком медиа Л. Мастерманом еще в прошлом столетии, а именно: неуклонный рост уровня потребления медиа; насыщение информационно-коммуникационными средствами; рост потенциала неконтролируемого идеологического воздействия медиа; интенсивный и неуправляемый рост объема медийной продукции; активное проникновение медиа во все сферы человеческой жизнедеятельности; доминирование визуальной коммуникации средствами медиа над непосредственной человеческой коммуникацией; дефицит медийной компетентности не только у детей, но и у взрослых; интенсификация национальных и международных процессов приватизации информации в современном мире [9].

Влияние современной медиакультуры на формирование ценностей, мировоззрения, на становление новых традиций общества, на процессы развития и творческой самореализации личности, на становление критического мышления у подрастающего поколения обосновывается в трудах многих отечественных идеологов медиаобразования (В.А. Возчиков, Л.А. Иванова, Н. Б. Кириллова, Н.Г. Милованова, А.В. Фролов, А.В. Федоров, др.). В частности, Н.Г. Милованова подчеркивает, что анализ реальной педагогической практики и, в том числе в системе среднего профессионального образования, показывает, что дидактические и методические вопросы медиаобразования будущих специалистов остаются сегодня остро актуальными и мало изученными [5].

На фоне широкого применения информационных средств, как педагогами, так и обучающимися, вопросы развития критического восприятия различных источников информации, вопросы применения средств медиа в образовательном процессе по-прежнему носят декларативный характер. Иными словами, теоретические вопросы медиаобразования в современном образовательном пространстве отстают от практического опыта, что актуализирует проблему формирования индивидуальной медиакультуры у обучающихся. Необходимость развития данного направления подчеркивает и Н.Б. Кириллова, считающая, что только включение медиаобразования в процесс профессионального образования позволит выпускнику войти в иносферу XXI века компетентным специалистом [4].

Таким образом, современные разработки в области медиапедагогики, касающиеся средств и технологий, оказываются недостаточными для учета идеологического воздействия медиакультуры на подрастающее поколение. Сегодня перед педагогической наукой стоит актуальная задача изучения и аналитического осмысления влияния медиакультуры на становление личности обучающегося и разработки теоретических и методологических основ медиаобразования в современном образовательном пространстве, что выступило целью проведенного исследования. В ходе данного исследования на основе теоретического анализа были выявлены внешние и внутренние факторы развития медиакультуры.

Внешними факторами являются следующие: информатизация общества и становление медиареальности, развитие информационно-коммуникационных технологий, расширяющих коммуникационные возможности. К внутренним факторам относятся - становление открытого и непрерывного образования; тенденция быстрого устаревания знаний; развитие медиаобразования (медиапедагогики); изменение формата коммуникации в образовательном пространстве; расширение факторов социализации, включая фактор киберсоциализации; рост самостоятельности обучающегося в приобретении знаний.

Выявленные внешние и внутренние факторы определили совокупность педагогических условий развития медиакультуры личности обучающегося среднего профессионального образования, которые были реализованы в практике образовательного процесса СПО. Первая группа педагогических условий заключалась в теоретической и технологической подготовке педагогов к развитию медиакультуры обучающихся. Для педагогов СПО на базе Нижневартовского нефтяного техникума проводятся семинары по освоению теоретических положений о медиакультуре и медиаобразовании, информационно-коммуникационных образовательных технологий, технологии развития критического мышления (рис. 1.).

Ric 1. Ckobeleva

 

Рис. 1. Семинар «ИКТ в образовательном процессе: теория и практика», 2018

В результате реализации данного условия, в образовательном процессе СПО педагогами стали активно применяться инновационные технологии (веб-квест, синхронной интернет-коммуникации  и др., рис. 2).

    Ric 2. Ckobeleva

Рис. 2. Использование технологии веб-квест для создания презентационных материалов по производственной практике (по профилю специальности) обучающимися специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Вторая группа педагогических условий способствовала созданию медиакультурной образовательной среды в образовательном пространстве СПО, как то: реализация в образовательном процессе ИКТ, создание и широкое использование электронных и открытых образовательных ресурсов, современных наукоемких информационных технологий; актуализация и интеграция практико- и медиа- ориентированности содержания образовательных дисциплин. В результате реализации данной группы педагогических условий были созданы банки информационных ресурсов для каждой преподаваемой дисциплины; электронные задания (гипертексты, интерактивные задания, рис. 3, 4.) для самостоятельной работы обучающихся, интегрирующие учебное и профессиональное содержание; электронные образовательные ресурсы (например, электронные курсы и учебные пособия, рис. 5).

Ric 3. Ckobeleva

Рис. 3. Практико-ориентированное задание для Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Рабочие стипендиаты Газпромбанка» для обучающихся специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Рис. 4. Разработка и применение интерактивных заданий для Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Рабочие стипендиаты Газпромбанка» для обучающихся специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Ric 5. Ckobeleva

Рис. 5. Электронный курс «SIKE. Вводный инструктаж рабочих» (разработчиками данного курса является компания SIKE)  

Реализация следующей группы педагогических условий обеспечивала самостоятельную, творческую и продуктивную деятельность самих обучающихся СПО в пространстве медиакультуры, включающую критическое осмысление и создание собственных медиатекстов и медиапродуктов; применения комплекса профессиональных ценностно-ориентированных заданий на основе вариантов программной и технологической поддержки; изменение характера образовательной деятельности обучающегося от репродуктивно-потребительского к проективно-творческому в процессе создания собственных медиапроектов, медиапродукции учебно-профессиональной направленности, что способствовало активной самостоятельной информационно-коммуникационной деятельности и развитию субъектности обучающегося в медиакультурной образовательной среде.

Эффективность реализации теоретически обоснованных педагогических условий определялась в системе критериев, показателей и уровневой оценки развития медиакультуры обучающихся СПО. В основу критериальной оценки были положены теоретически обоснованные компоненты личностной медиакультуры, а именно: мотивационно-ценностный, информационно-когнитивный, операционно-технологический, информационно-коммуникативный, проектно-творческий, информационно-аналитический. Оценка развития личностной медиакультуры обучающихся СПО выявила три уровня (репродуктивный, поисково-продуктивный, творческий). Сравнительный анализ эмпирических данных по результатам констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента показал положительную динамику всех показателей развития медиакультуры обучающихся. Так, совокупный показатель репродуктивного уровня развития медиакультуры обучающихся снизился с 44,3 % до 11%; в то время, как совокупный показатель творческого уровня, напротив, вырос с 16% до 56% от выборки (n=213 человек). Важным в данном исследовании представляется роль подготовки педагога. Поскольку, по мнению И.В. Григорьевой, Л.А. Ивановой, только подготовленный педагог, обладающей личностной и профессиональной медиакультурой, способен обеспечить актуализацию и развитие субъектной позиции обучающихся в работе в медиасреде, в которой в стремлении развития личностной медиакультуры он приобретает ценности и проходит этапы от поиска информации через ее оценку, анализ, критику, выбор, интерпретацию до творческой проекции и создания собственных медиапродуктов [2].

Таким образом, в проведенном исследовании была обоснована правомерность понимания медиакультуры в широком смысле, как качественно новой культуры социальной реальности, и в узком смысле - как личностной культуры; были выявлены внешние и внутренние факторы развития медиакультуры обучающихся в современном образовательном пространстве среднего профессионального образования; была обоснована структура личностной медиакультуры, позволившая обосновать совокупность критериев оценки ее развития; эмпирические данные определили три уровня развития медиакультуры у обучающихся среднего профессионального образования (репродуктивный, поисково-продуктивный, творческий); обоснованные группы педагогических условий развития медиакультуры обучающихся в практике образовательного процесса СПО нашли экспериментальное подтверждение, показав положительную динамику роста всех показателей медиакультуры обучающихся.

 

Библиографический список

1. Возчиков, В.А. Философское образование и медиакультура информационного общества: дис. ... д-ра филос. наук / В.А. Возчиков. - Санкт-Петербург, 2007. - 432 с.

2.Григорьева, И.В. Философско-педагогический анализ категорий медиакультуры (на примере понятия «медиаобразовательное пространство» / И.В. Григорьева, Л.А. Иванова // Вестник Томского государственного университета. 2013. - №369. - С. 141–146.

3. Кашкина, М.Г. Современная медиакультура в информационном социуме / М.Г.Кашкина // Аналитика культурологи: электронное научное издание. - 2010. -№ 3 (18).

4.Кириллова, Н.Б. «Media syudies» в контексте теоретических исследований прикладной культурологии / Н.Б.Кириллова // Человек в мире культуры. - 2012 - № 4 -С.35-42.

5.Милованова, Н.Г. Социальные аспекты информатизации образования / Н.Г. Милованова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2016.- Том 2. -№4. – С.212-221.

6. Пискорский, Д.М. Техническая медиакультура / Д.М. Пискорский // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические науки. – 2012. №2. - С.312-313.

7. Федоров, А.В. Терминология медиаобразования / А.В. Фролов // Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.

8. Шор, О.Л. Телекоммуникационные технологии в системе повышения квалификации как средство развития медиакультуры педагогов / О.Л. Шор : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.

9. Masterman, L., Marіet, F. Medіa Educatіonіn 1990s’ Europe / L.Masterman, F.Marіet - Strasbourg: Councіl of Europe, 1994. - P.6–59.

10.  Scholte, J. Globalization. A Critical Introduction / J.Scholte – J. New York: St. Martins Press, 2000. - 361 p.