ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ GOOGLE ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

И.Г. Лиличенко,
методист, преподаватель
Омского аграрно-технологического
колледжа

Образование на сегодняшний день – одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением. Каждый преподаватель должен понимать: для того, чтобы быть успешным и востребованным, надо работать способами, присущими эпохе. 

Поколение Z — это дети, которые родились, начиная с 200-х годов. Они те, кто родился с «кнопкой на пальце» - цифровое поколение, дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве, как рыба в воде. На наш взгляд, очень важно понимать, что это за люди, каково их мировоззрение и природа, чтобы успешно с ними сотрудничать. 

Если еще несколько лет назад преподаватели преимущественно использовали ресурсы сети Интернет с целью поиска материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета – разработка преподавателями собственных ресурсов, совместная работа над ними со студентами, а также создание электронных учебно-методических комплексов по дисциплине. 

Наиболее популярны и доступны, в этом отношении, являются сервисы Google. Сервисы Google - это целостная система, доступ к которой получает любой владелец аккаунта Google. После регистрации в Google диске пользователю предоставляется до 15 ГБ свободного места для хранения любых данных. Сервисы Google помогают организовать совместную работу коллектива пользователей в режиме on-line, т.е. сформировать новую образовательную среду, способствующую активизации познавательной деятельности студентов, развитию их аналитических и творческих способностей [2]. 

Сегодня Google предлагает пользователю 48 сервисов и 14 инструментов [3]. Сервисы Google – это чаще всего веб-приложения, требующие от пользователя наличия браузера и интернет-подключения. Это позволяет использовать данные в любой точке планеты и не быть привязанным к одному компьютеру. 

Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Gmail – бесплатная электронная почта, Google Документы – онлайновый офис, Google Сайт – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Карты – набор карт, YouTube – видеохостинг, Classroom – сервис организации обучающих курсов. Эти Google-приложения предоставляют студентам и преподавателям образовательных учреждений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и студентам более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться» [2]. 

Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения преподавателей: 

·   наличие централизованного хранилища данных и продуманный интерфейс; 

·  минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет); 

· google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера); 

· google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и образовательными учреждениями; 

·  возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ студентов к сайту в качестве соавторов или наоборот; 

·    все инструменты Google бесплатны. 

В настоящее время одной их самых главных тем в образовании является тема проектов. С проектами мы сталкиваемся во многих областях деятельности – в экономике, культуре, спорте и других, но термин «проект» актуален и в образовании, возможно в первую очередь. 

Работа над проектом гармонично дополняет учебную деятельность, позволяет работать над формированием личностных и метапредметных результатов в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных занятий. 

Начиная с 2016 года студенты нашего колледжа обязаны выполнить индивидуальный проект по любой дисциплине на 1 курсе обучения. 

Работа над индивидуальным проектом выполняется в 3 этапа: разработка индивидуального продукта; описание индивидуального проекта; презентация индивидуального проекта. 

Для экономии времени и организации совместной работы со студентами выполнение индивидуального проекта по дисциплине «Информатика» я осуществляю с помощью сервисов Google. В прошлом учебном году совместно со студенткой 1 курса по специальности 19.02.03. «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» Алиной Мишайкиной мы работали над проектом «Сайт как эффективная форма профориентационной работы». 

Продукт данного проекта - это сайт «Музей профессии», который будет полезен для потенциальных абитуриентов и их родителей. На сайте они могут познакомиться с актуальной информацией по специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» нашего коллежа: ознакомиться со сроками обучения в колледже, с характеристикой специалиста, с основными видами деятельности технолога, с переченью профессиональных и общих компетенций специалиста, а также с местом будущей работы, а также получить информацию о профессиональном празднике. 

Сайт разработан с помощью сервиса Google-Сайт с добавлением видео о специальности, которое Алина монтировала сама и разместила на канале YouTube, с добавлением анкеты «Книга отзывов и предложений», разработанной с помощью Google-Формы, а также с добавлением Google-Карты, для наглядного представления расположения колледжа.

Ссылка на ресурс:  https://sites.google.com/view/museu190203oatk.

Ric. 1 Lilicenko 

Рис. 1. Скриншот сайта «Музей профессий» 

Заключительным этапом работы над индивидуальным проектом была подготовка презентации и защита проекта. Презентация была создана с помощью приложения Google-Презентации. Данную работу студентка не раз представляла на областных научно-практических конференциях студентов, где занимала призовые места, также ее работа была представлена на мероприятии «День открытых дверей» в нашем колледже.

В этом учебном году для студентов 1 курса мною разработан электронный курс «Информатика» с помощью сервиса Classroom. Курс предназначен для всех студентов 1 курса по специальности 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, а также для студентов, которые отсутствуют длительное время на занятиях, студентов с ОВЗ и инвалидов. В разработанном курсе размещены презентации к урокам, которые студенты могут изучить самостоятельно, если пропустили занятие, отобраны обучающие видео с каналов YouTubeпо темам дисциплины в качестве дополнительного материала. Тесты по темам, разработаны с помощью Google– форм, которые студенты выполняют на занятиях или в свободное от учебы время и автоматически получают отметку. В разделе «Развлечения» представлены игры и задания из on-lineприложений, таких как LearningApps, Jigsawplanet для усвоения материала в игровой форме. В разделе «Нормативные документы» представлена рабочая программа дисциплины «Информатика» на 2018/2019 учебный год и календарно-тематический план. Код курса 58fcbcn.

 

Ric. 2  Lilicenko

 

Рис. 2. Скриншот курса

К курсу присоединились 28 студентов группы Тх-11, помимо этого практически каждый студент установил на свой смартфон мобильное приложение Classroom для быстрого доступа к курсу.

Как показывает опыт использования сервисов Googlе Интернет является стимулом культурного и эстетического развития студентов. Более того, Интернет позволяет создать условия для формирования у студентов основ информационной культуры, что в современном контексте развития общества имеет важнейшее значение.

В заключение отмечу, что для студентов поколения сервисы Googlе, несомненно, обладают высоким потенциалом в сфере саморазвития, самообразования и развития творческого потенциала.

Список используемой литературы:

1.  Использование возможностей Google в деятельности учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://solncesvet.ru/ispolzovanie-vozmozhnostey-google-v-deyate/ Дата доступа: 20.09.2018.

2.  Сервисы Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.google.by/intl/ru/about/products/ . – Дата доступа: 5.04.2018.

3.  Список служб и инструментов Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1_%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_Google – Дата доступа: 05.09.2018.

4.  Поколения Z в цифровом мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://adindex.ru/news/researches/2017/04/18/159288.phtml Дата доступа: 14.09.2018.