Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФОРМАТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ

Л.М. Куцева,
зав. производственной практикой
Минусинского колледжа культуры и искусства
(Красноярский край)

Практикоориентированное обучение - это основа формирования про­фессиональных компетенций. Сегодня нужны новые форматы взаимодействия образовательных организаций и организаций работодателей социально-культурной сферы. Современное профессиональное образование сегодня не может развиваться как замкнутая система, поэтому необходимо укреплять связи между колледжем, бюджетными и коммерческими структурами, органами местного самоуправления.

Основными документами интеграции являются:


1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
2. Федеральный закон «Об объединениях работодателей».
3. Постановление Правительства РФ «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
4. Федеральные государственные образовательные стандарты по спе­циальностям.
5. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные про­фессиональные образовательные программы среднего профессионально­го образования.

Интеграция образования и организаций социально-культурной сферы представляет собой многосубъектную программу социального партнерства. Основными задачами взаимовыгодного партнерства являются:
1. Формирование механизмов взаимодействия колледжа с работодателями.
2. Разработка локальных нормативных актов, форм соглашений, договоров о сотрудничестве и т. п. регламентирующих деятельность колледжа и отдельных подразделений колледжа по взаимодействию с работодателями.
3. Привлечение работодателей к участию в учебной, научно-исследовательской, профориентационной деятельности, в процедуре трудоустройства выпускников.

В колледже система взаимоотношений с работодателями выстроена на основе заключаемых договоров с учреждениями и организациями социально-культурной сферы разных форм собственности:

- ежегодно только на организацию и проведение учебной и производственной практики заключается более 150 договоров по всем специальностям очного и заочного отделений;

- ежегодно согласовываются программы учебной и производственной практик;

- ежегодно утверждаются листы согласования;

- организована система со-руководства практикой.

В практику взаимодействия внедрены собрания, совещания с руково­дителями организаций (учреждений), руководителями творческих коллективов, преподавателями образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, организаторами социально-культурной деятельности по проблемам организации практики. За истекшие три года было проведено множество собраний и совещаний с руководителями производственной практики на базе колледжа и вне его. Например, совещание преподавателей колледжа специальности 53.02.01 Музыкальное образование с руководителями практики дошкольных учреждений города, таких как МДОБУ «Детский сад № 18 «Хрусталик» комбинированного вида» (музыкальный руководитель М. А. Чернышева), МАДОУ «Детский сад № 16 «Колосок» комбинированного вида» (музыкальный руко­водитель О. А. Архипова) и МДОБУ «Детский сад № 2 «Метелица» комбинированного вида» (музыкальный руководитель Л. К. Трунова), проводилось с целью выявления и решения проблем исполнительской подготовки практикантов. На этом совещании также обсуждался вопрос о проведении демонстрационного экзамена по профессиональному модулю на базе детского сада.

Инструктивное занятие с руководителями производственной практики по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество, вид: Театральное творчество было приурочено к конкурсу чтецов, в котором приняли участие будущие практиканты. Присутствовали: режиссёр театра-студии «Эгоист» городской библиотеки им. А. Т. Черкасова А. А. Охальников, заместитель директора по организационно-воспитательной работе Детского дома творчестваО.А. Полежаева, педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии ДДТ «Куклы оживают» В. И. Машанова, руководитель театральной студии «Все свои» СДК с. Малая Минуса Н. В. Кузнецова, руководитель некоммерческого объединения - детской театральной студии «Созвез­дие» г. Абакан Л. Я. Образцова, ИП, руководитель академии креативного искусства «Калейдоскоп» Л. В. Косович.

Специалисты МБУК «Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова»: Е. А. Никифорова - заведующая отделом по музейно-образовательной деятельности; Е. М. Лясковская - заведующая отделом «Картинная галерея»; Е. Ю. Сидорина - заведующая отделом; И. И. Негодина - заведующая отделом «Музей декабристов» и преподаватель МОБУ СОШ 3 им. А. С. Пушкина дисциплины «Мировая художественная культура» Л. В. Клеймёнова - провели для будущих практикантов специальности 50.02.01 Мировая художественная культура обучающий семинар-совещание по исследовательской и проектной деятельности.

Поиск новых форматов сотрудничества особо обозначен в ФГОС чет­вёртого поколения. В стандарте упор сделан на учёт современных и пер­спективных требований к обучающимся и выпускникам, предъявляемых со стороны работодателей. Привлечение представителей работодателей к разработке учебно-программной документации, совместному ее редакти­рованию является самым проблемным моментом. Сегодня представители работодателей реально должны привлекаться к процедурам промежуточной аттестации по МДК, ПМ, на демонстрационные экзамены, отчёты по итогам практики по всем специальностям, а также к экспертизе оценочных средств (аттестационных листов). Участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки - одна из сложных проблем. В принципе, это хорошо и правильно, однако взаимодействие системы образования и работодателей не до конца проработано на законодательном уровне.

Обеспечение открытого результата образования - основное в работе с организациями-работодателями. Обязательным является и их присутствие на мероприятиях колледжа (концерт, выставка, спектакль, конкурс). Все наши взаимодействия, результаты этих взаимоотношений должны найти отражение в документах, таких как протокол, отзыв, резолюция, ведомость, экспертное заключение, утверждение планов-заданий и отчётная документация обучающихся. Заключение разного рода договоров, проведение совместных проектов, участие в «соавторстве» с представителями работодателей обязательно должны быть отражены на сайте колледжа.

В других сферах производства острый дефицит специалистов высокой квалификации уже заставил ряд организаций активно взаимодействовать с учебными заведениями и вникать в вопросы обеспечения качества образования. В СПО работодатели сегодня не видят гибкой структуры подготовки кадров. По исследованиям других отраслей, запросы на подготовку кадров приходят в основном из крупных корпораций, да и те часто предпочитают инвестировать в свои корпоративные образовательные программы, а не в обучение на базе образовательных учреждений. Кроме того, существуют отрасли, в которых преобладают представители малого и среднего бизнеса. С ними взаимодействие осуществляется через систему личных связей руководителей.

Запросы работодателей организаций культуры и искусства выражаются в заявках на выпускников колледжа. Проведённый мониторинг востребованности выпускников 2018 года показал, что на 108 выпускников количество заявок на трудоустройство по специальностям составило 188. Наименьшее количество востребованных специальностей за прошлый год получил вид «Театральное творчество», специальности: «Мировая художественная культура», «Декоративно-прикладное творчество и народные промыслы», «Библиотековедение».

ФГОС четвёртого поколения, утвержденные по новой концепции, предлагают повысить адапгированность образовательных программ к рынку труда, динамичность в подготовке специалистов среднего звена. Так, при формировании содержания профессионального учебного цикла в идеале должны учитываться требования стандартов и требования конкретных учреждений (организаций), на которые предполагается трудоустройство выпускников. За последние пять лет к нам постоянно обращаются: МБУК Театр кукол «Золотой ключик»» города Железногорска для трудоустройства артистов-кукловодов, продюсерский центр АРТ-шоу «Затея» города Железногорска для трудоустройства выпускников-аниматоров.

Новые форматы взаимодействия с организациями очень широки и разнообразны по всем направлениям. Возможным является проведение генеральных прогонов и репетиций программ итоговой аттестации с при­глашением специалистов организаций. Так, на генеральный прогон ИГА по специальности «Народное художественное творчество» по виду «Театральное творчество» был приглашен зам. главного режиссёра Ачинского драматического театра Д. А. Нуянзин. Сегодня в труппу Ачинского драматического театра вошли и успешно работают выпускники 2018 года Андрей Никонов и Софья Карасевич (мастер курса - В. Т. Аторкина).

Идея открытия театрального отделения - как будущей базы педагоги­ческой практики для специальности «Актёрское искусство», была предложена городской детской музыкальной школой. Для поддержки этой идеи обучающимися группы «Актёрское искусство» и преподавателем Е. В. Израэльсон для учащихся школы был подготовлен и показан поэтический спектакль и проведены тренинги. Также у обучающихся по специальности «Актёрское искусство» находится з разработке проект «Театральные уроки». Соучредителем этого проекта является Шошинская общеобразовательная школа Минусинского района. В дальнейшем на базе школы планируется проводить уроки театральной культуры, мастер-классы, тематические показы.

Реальные социальные заказы поступили в этом году от работодателей. Отдел культуры, спорта, туризма и молодёжной политики администрации Минусинского района заключает соглашения на совместную реализацию социально-культурных проектов — выпускных квалификационных работ по специальности «Социально-культурная деятельность». В дополнительном соглашении на проведение ВКР будут обозначены конкретные обязательства по материально-технической, творческой, организационной поддержке мероприятий. На базе МОБУ СОШ № 3 в этом году практиканты специальности «Мировая художественная культура» включены в проект школы по творчеству А. С. Пушкина. Обучающиеся 3—4 курсов с преподавателями специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» побывали на мастер-классе по современным технологиям у Н. Н. Дмитриевой - руководителя художественной студии «Пилигримы». Результативным на специальности «Музыкальное звукооператорское мастерство» является проведение для обучающихся краткосрочных технических семинаров специалистами Хакасской государственной филармонии, частной звукозаписывающей студии и других организаций. На базе Хакасской государственной филармонии и других частных звукозаписывающих студий города Абакана запланирована стажировка преподавателей специальности.

«Меньше теории, больше практики» - девиз сегодняшнего дня. Сегодня мы должны обеспечить обучающемуся эффективную самостоятельную работу под управлением преподавателей и руководителей практики. На разных этапах образовательной программы обучающиеся самостоятельно могут повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональных сертификатов удостоены участники «Творческой лаборатории» г. Красноярск, краевого молодёжного инфраструктурного проекта «Новый Фарватер» южных территорий Красноярского края. Ежегодно до десяти обучающихся принимают участие в работе краевой проектной школы «Тер­ритория 2020», которая проходит на базе МБУ МЦ «Защитник». За три дня бесплатно участники проектной школы проходят курс социокультурного проектирования.

Выпускник колледжа 2018 года Даниил Леонтьев выиграл два гранта и получил финансовую поддержку для постановки своей выпускной ква­лификационной работы.

Совместная деятельность с руководителями практики осуществляется через Viber, где созданы группы: «практика - актеры», «практика - хореографы», «практика - прикладники», «практика - музыкальное образование», «практика- заочники».

Формами взаимодействия колледжа с организациями (учреждениями) являются:

-  образовательные экскурсии;

-  встречи работодателей с обучающимися;

- стартапы (лектории, открытые уроки, мастер-классы, современные технологии, которыми делятся участники в группах вКонтакте, Вай-бере. Инстаграмме);

Мы можем отправлять работодателям запросы на материалы для заданий по дисциплинам, запросы для ВКР; формировать актуальную тематику курсовых работ (проектов) и выпускных квалификационных работ по заказу и предложениям учреждений; проводить совместные научно-практические конференции по специальностям; создавать профессиональные сообщества - хореографов, театралов, аниматоров, исполнителей др.

В 2017 году колледжем был проведён мониторинг работы школ юга Красноярского края по реализации задач в профессиональной подготовке абитуриентов среднего специального звена, который способствовал фор­мированию системы взаимоотношений колледжа с работодателями в рамках краевых педагогических чтений. Проведение конкурсов исполнителей на базе колледжа, курсов повышения квалификации, выездных мероприятий колледжа благоприятствует взаимодействию субъектов профессионального образования, формирует систему эффективного сотрудничества колледжа с работодателями в деле подготовки конкурентоспособных специалистов.

Построенный в г. Минусинске новый центр культурного развития, укомплектованный современным механическим, световым и звукоза­писывающим оборудованием, станет площадкой для практического обучения студентов и стратегическим партнёром в подготовке кадров. Сегодня мы заключаем договоры на проведение практики, согласовываем разного рода документы, приглашаем представителей работодателей на мероприятия. Но по факту приглашенные или подписавшие соглашения не являются в конечном итоге теми организациями, которые предлагают рабочие места нашим выпускникам, а выступают только в качестве социальных партнёров. Необходимо расширять спектр взаимодействия, географию организаций, развивать направление «колледж - работодатель».

Взаимодействие с работодателями является сложным и, главное, мно­гогранным процессом, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов. Цель его - подготовка специалистов, ориентированных на инновационную деятельность. Сегодня работодателей стал больше интересовать уровень подготовки потенциального работника. Отдел практики предоставляет информационные письма о количестве выпускников по специальностям и резюме выпускников в районы Красноярского края, республик Хакасия и Тыва.

Многие работодатели хотят видеть выпускника колледжа на произ­водственной практике. Практика по специальностям искусства, согласно стандартам, проходит параллельно с учебным процессом на базах организаций города Минусинска. Процент прошедших практику вне колледжа и трудоустроенных в эти же учреждения очень мал. Работа по трудоустройству наших выпускников должна начинаться с первого года обучения.

Проблема, осложняющая взаимодействие колледжа с работодателями, — это отсутствие информации о порядке участия работодателей в образовательном процессе. Новый стандарт четвёртого поколения будет увеличивать объём часов на практическое обучение, на привлечение работающих специалистов для преподавания специальных дисциплин, проведение экспертизы учебной документации, на определение новых трудовых функций, на разработку инновационных технологий и других форм взаимодействия. Необходимо расширять формы взаимодействия с учреждениями других территорий, приглашать их к любым видам сотрудничества, чтобы быть всегда востребованным учебным заведением.