Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «СВАРКА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Н.Л. Зашляпина, Н.А. Харитонов,
преподаватели Нижнетагильского
техникума металлообрабатывающих
производств и сервиса
(Свердловская обл.)

Сварка – это один из самых распространенных процессов, используемых практически во всех отраслях народного хозяйства. Поэтому сварщики и специалисты сварочного производства востребованы на рынке труда. Повсеместно на предприятиях происходит модернизация производств, где внедряются новые технологи, высокотехнологичное оборудование, в том числе и зарубежное. Отсюда, возникла острая необходимость в такой системе подготовки практико-ориентированных специалистов, которые были бы способны быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие при создании новых видов производств и технологий. Современный рынок труда требует специалистов со знаниями технического английского языка, который умеет вести беседу на профессиональные темы и читать специальную литературу. 

В связи с этим особое значение приобретает проблема органичного сочетания профессионального и общего образования на базе междисциплинарной интеграции.

          Интеграция (лат. integer - «целый») - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. 

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение. Она связана с проблемой структурирования содержания образования, узловыми вопросами по вычленению профессионально-значимых структурных элементов содержания образования и определению системообразующих связей между ними. 

Педагогические наблюдения и опыт показывают, что студенты, получив подготовку по общеобразовательным дисциплинам, затрудняются применять полученные знания при изучении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Им не хватает умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации, что говорит о недостаточной самостоятельности мышления. Связи между компонентами дисциплин разнообразны и зависят от содержания элементов, между которыми они устанавливаются. 

Междисциплинарная интеграция может иметь два направления: во-первых, это создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире (здесь интеграцию можно рассматривать как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
       Знания и навыки, полученные студентами в процессе организации данных занятий, являются важным элементом подготовки квалифицированных специалистов в области сварочного производства и позволяют готовить выпускника нового качества, что требуют программы, которые реализуются в Нижнетагильском техникуме металлообрабатывающих производств и сервиса.
     Необходимо отметить, что в техникуме применяются инновационные виды занятий: интегративное занятие, деловые игры, проблемные лекции, работа в малых группах и др.
Для данного занятия применяем проблемное обучение, интегрированные и информационно-коммуникационные технологии.
     Уникальность проблемного обучения состоит в его многофункциональности, эффективном решении совокупности задач:
         - развитие мотивации обучения;

         - повышение познавательного интереса, активности;
         - развитие коммуникативных компетенций;
         - освоение общих, метапредметных, профессиональных компетенций;
         - формирование ценностных ориентаций. 

В методической разработке представлен материал занятия по теме «Сварка: вчера, сегодня, завтра»» с использованием технического английского языка. 

Данное занятие носит интегративный характер, то есть на этом занятии осуществляется связь содержания междисциплинарного курса «Технология сварочных работ» и дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык. Интегративная система предполагает равноправное соединение родственных тем дисциплин, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе занятия, позволяя достигать цели занятия. 

На занятии осуществляется сотрудничество между студентами малой группы, между студентами разных групп, индивидуальная работа обучающихся. При этом роль преподавателей сводится к направлению деятельности студентов для достижения целей и задач. Выполняя задания, студенты не только повторяют изученный материал, получают новые знания, но и определяют возможность интеграции содержания учебного материала разных дисциплин. 

Рефлексивный этап позволяет обучающимся осознавать собственную активность, оценивать уровень освоения учебного материала, достижения цели и задач занятия. 

Цель методической разработки – осуществление интеграции знаний из различных предметных областей для освоения общих, метапредметных и профессиональных компетенций специалистов ППССЗ «Сварочное производство» со знанием технического английского языка. 

Применение методов проблемного обучения и интеграции содержания дисциплины «Иностранный язык» и междисциплинарного курса «Технология сварочных работ» способствуют получению новых результатов образования:
         - знания обучающихся становятся системными;
         - развиваются познавательные интересы;

         - развиваются умения обобщать имеющуюся информацию и переносить ее из одной предметной области в другую;
         - формируются убеждения обучающихся и достигается всестороннее развитие личности.

Методическая разработка представляет интерес для педагогов, которые стремятся организовать занятия так, чтобы деятельность обучающихся была успешной и познавательной. 

Приводим пример интегрированного занятия по теме «Сварка: вчера, сегодня, завтра» в условиях реализации требований ФГОС с использованием технического английского языка. 

Тема: «Сварка: вчера, сегодня, завтра». 

Таблица 1 -  Интегративная карта

  

Тема интегративного занятия

   

    -       технические термины для сварщиков

    -       основные методы сварки

    -       сварочное оборудование

Раздел 4. Перспективные способы сварки и резки металлов

Тема.4.1. История развития сварки

Тема 4.3. Лазерная сварка

Тема 4.7. Современные способы сварки давление 

Продолжительность занятия: 1 ч 20 мин 

Цель занятия:систематизировать знания о сварке в России и развить умений по использованию технического английского языка 

Формируемые компетенции: 

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.  

Умения ОК 4, формируемые на занятии:  

-        проведение анализа полученной информации, выделяет в ней главные аспекты; 

-        применение технического английского языка при чтении технической литературы. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. 

Умения ОК 6, формируемые на занятии:  

-        участие в  деловом общении для эффективного решения деловых задач; 

-        планирование профессиональной деятельности. 

ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами. 

Метапредметные : пользоваться текстом на английском языке 

Методическая цель занятия: Создать условия для  успешного освоения обучающимися общих, профессиональных и метапредметных компетенций 

Задачи:

 1.    Образовательные 

 =-    -           систематизировать знания студентов по истории развития сварки в России, основным видам сварки с использованием технического английского языка; 

-           формировать у обучающихся способы действий по изучению специальной английской терминологии; 

-           формировать умения по организации профессиональных коммуникаций на русском и английском языке. 

 2.    Развивающие 

          развивать у обучающихся интерес к специальности через активную практическую деятельность. 

 3.    Воспитательные 

                воспитывать профессионально-важные качества: ответственность за результаты своей деятельности, организованность и дисциплинированность при выполнении профессиональных обязанностей, коммуникабельность. 

Тип занятия: систематизация и закрепление знаний и умений. 

Вид занятия: интегративное занятие 

Форма занятия: индивидуально-групповая 

Место проведения: кабинет теоретических основ теории сварки и резки металлов

 

Методы обучения

Применяемые технологии

Материально-техническое оснащение

      индивидуальная работа;

      актуализация знаний;

      групповая работа;

      демонстрация слайдов;

      демонстрация видео;

      решение проблемных задач;

      самостоятельная работа;

      педагогическая поддержка;

      создание ситуации успеха;

      презентация результатов деятельности.

      проблемное обучение;

      информационно-коммуникационные технологии

      ПК;

      телевизор

      тексты, составленные на техническом английском языке

      тестовое задание

 

Планируемый результат: 

Обучающийся в ходе занятия на основе полученных знаний: 

       об истории развития сварки в России;

       об основных способах сварки, применяемых в промышленности;

       об английских технических терминах по теме 

демонстрирует умения:

- использовать приобретенные знания для выполнения заданий;
- понимать английскую речь по теме;
- отвечать на вопросы преподавателя на русском и английском языках;

- работать с информацией (текстовой) на русском и английском языках;
- формировать позитивный стиль общения;
- общаться в коллективе;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль собственной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Структура

занятия

Деятельность на занятии

преподавателя

обучающегося

$11.   Ориентировочно-мотивационный

этап

Мотивация

Зашляпина Н.Л. приветствует обучающихся.

 Харитонов Н.А. на английском языке приветствует обучающихся, сообщает тему и цель занятия.

Приветствуют преподавателей.

Слушают.

Записывают тему занятия в тетрадь

Зашляпина Н.Л. и Харитонов Н.А. делят обучающихся на три группы.

Обучающиеся делятся на три группы.

$12.   Операционно-исполнительный

этап

Актуализация

На слайде приведена схема этапов развития сварки. Зашляпина Н.Л. комментирует данную схему, поясняет ход занятия.

Слушают.

Анализируют.

Приобретение новых знаний и умений

Харитонов Н.А. на английском предлагает обучающимся по группам выполнить первое задание: прочитать и перевести на русский язык текст об основоположниках сварки в России (1-я группа о Петрове В.В., 2-я группа о Бенардосе Н.Н., 3-я группа о Славянове Н.Г.)

Харитонов Н.А. на английском языке предоставляет слово обучающимся групп, при необходимости совместно с Зашляпиной Н.Л.корректирует чтение и перевод.

Зашляпина Н.Л. предлагает записать в тетрадь новые термины

Групповая работа по чтению и переводу на русский язык теста с помощью краткого словаря терминов по теме, предложенного по каждой теме.

Обучающиеся групп поочередно читают и переводят на русский язык предложенный текст.

Записывают в тетрадь новые термины на английском и русском языке.

Проговаривают вслух.

Харитонов Н.А. на английском предлагает обучающимся по группам выполнить второе задание: прочитать и перевести на русский язык текст о традиционных способах сварки путем жеребьевки:

- ручная дуговая сварка;

- газовая сварка;

- сварка вольфрамовым электродом в инертных газах.

Харитонов Н.А. на английском языке предоставляет слово обучающимся групп.

Харитонов Н.А. и Зашляпина Н.Л. при необходимости корректируют чтение и перевод.

Зашляпина Н.Л. предлагает записать в тетрадь новые термины

Разыгрывают варианты задания.

Читают и переводят на русский язык тест с помощью краткого словаря терминов по теме, предложенного по каждой теме.

Обучающиеся групп поочередно читают и переводят на русский язык предложенный текст, работая со схемой процесса на слайде.

Записывают в тетрадь новые термины на английском и русском языке.

Проговаривают вслух.

Зашляпина Н.Л.поясняет условия выполнения третьего заданияпо альтернативным видам сварки:

- лазерная сварка

- сварка взрывом

Поочередно предлагает посмотреть видео об этих способах сварки. В процессе просмотра комментирует сюжет.

После просмотра каждого видео Харитонов Н.А. на английском предлагает обучающимся прочитать и перевести на русский язык единый для всех обучающихся текст о лазерной сварке, о сварке взрывом.

Харитонов Н.А. на английском языке предоставляет слово обучающимся, при необходимости совместно с Зашляпиной Н.Л. корректирует чтение и перевод.

Зашляпина Н.Л. предлагает записать в тетрадь новые термины

Слушают

Смотрят, воспринимают информацию видео

Обучающиеся читают и переводят на русский язык тест с помощью краткого словаря терминов по теме.

Читают и переводят на русский язык текст о лазерной сварке и сварке взрывом.

Записывают термины в тетрадь. Проговаривают вслух.

Харитонов Н.А. предлагает студентам выполнить тест по теме. Комментирует условия выполнения теста

Студенты самостоятельно выполняют тест по узнаванию новых записанных на занятии терминов.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Контроль и коррекция

Зашляпина Н.Л. выводит ключи ответов на экран.

Студенты проверяют правильность своих ответов, подводят итоги.

Рефлексия

Совместно с обучающимися подводят итоги занятия. Харитонов Н.А. и Зашляпина Н.Л. объявляют оценки. Объясняют домашнее задание.

 

  ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеева Е.А. Английский язык для сварщиков: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.А.Агеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 240 с.
            2. Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
            3. Балясникова Т.С. Методическое пособие «Применение технологии проблемного обучения в образовательном процессе». - НТТМПС, 2014.
            4. Балясникова Т.С., Залманов Я.П. Эффективная система профессионального образования// Профессиональное образование и рынок труда №3 – 2013.
            5. Овчинников В. В. Современные виды сварки: учеб. пособие для нач. проф. образования / В. В. Овчинников. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 208 с.
            6. Рабочая учебная программа дисциплины ПМ. 01. Подготовка и осуществление технологических процессов изготовления сварных конструкций, НТТМПС, 2016.
            7.Рабочая программа ОГСЭ.03 Иностранный язык. - НТТМПС, 2016.
            8. Чернышов Г.Г. Технология электрической сварки плавлением: учебник для студ.учреждений сред. проф.образования/ Г.Г. Чернышов - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 496 с.