Журнал «СПО» ISSN 1990-679Х  

   

МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СПО ПО ФГОС

Т.П. Голохвастова
зам. директора по учебной работе
В.Т. Тертычная,
преподаватель,

И.С. Якименко,
ст. методист
(Новосибирское училище
(колледж) олимпийского резерва)

 

Высокие темпы изменений, происходящих в России и мире, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах.

Развитие системы профессионального образования осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям:

- во-первых, расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведения оценки качества образования;

- во-вторых, формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ;

- в-третьих, реализация компетентностного подхода. Модульно-компетентностный подход выступает концептуальной основой ФГОС-3.

Ведущая идея компетентностного подхода – интерпретация содержания образования, формируемого от результата. Бондарева С.Р.) 

  Целью нашего исследования является определение сущности ведущих положений практического обучения в СПО с позиции ФГОС.

   Задачи:

- характеристика организации практического обучения;
- определение  особенности участия работодателей в практическом  обучении в ГАПОУ НСО НУ(К)ОР;
- расчёт практикоориентированности учебного процесса в ГАПОУ НСО НУ(К)ОР;
- содержание и основные принципы построения аттестационного листа  как основного документа контроля по учебной и производственной практикам в СПО.

Раскроем содержание основных понятий в связи с целью нашего исследования.

   Практическое обучение

    Практическое обучение является центральной частью профессионального образования. Оно направлено:

-   на понимание социальной значимости  выбранной профессии;
- упорядочение системы научных знаний о сущности, закономерностях, взаимозависимостях и взаимосвязях явлений и процесса;
- отработку умений, навыков и опыта;
- формирование компетенций, которые являются основой для эффективной профессиональной  деятельности.

  Организация процесса обучения

  Содержание понятие «организовывать» включает упорядочение в целостную систему с чётко определёнными характеристиками, логической структурой и процессом её осуществления.

К основным понятиям компетентностного подхода относятся:

- компетенция;
- ключевые (общие) компетенции (ОК);
- профессиональные компетенции (ПК);
- компетентность.

Понятие компетенция определяется как знание, опыт, осведомлённость в какой либо области.

Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает научными познаниями, опытом.

Выяснение сущности основных понятий даёт нам возможность рассмотреть состав элементов практического обучения в совокупности их взаимосвязей. С точки зрения требований ФГОС практическое обучение в схематическом виде выглядит следующим образом (табл.1) (п. 7.14 ФГОС)

Таблица 1

Состав системы практического обучения

 Tab 1-3 Goluhvustova pdf.io

 

 

 

Раскроем организацию практического обучения в СПО с позиции ФГОС. Организация практического обучения  в СПО производится на основе принципа системности. Системный подход предполагает рассматривать практическое обучение, как целый, единый и многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющих шаг за шагом, поэтапно достичь требуемого результата по практической подготовке и освоению профессии и специальности в соответствии с требованиями ФГОС. Системный подход как один из базовых принципов ФГОС в совокупности с другими  требованиями стандарта позволяет спроектировать включение различных видов практик в содержание учебных модулей ( табл.2) (П.7.14 ФГОС).

                                                                                                                            Таблица 2

                                        ВПД-1                 ВПД-2                 ВПД-3

Виды практик

          Виды производственной деятельности

УП

+

+

+

ПП

+

+

+

ПДП

Интеграция ВПД-1, ВПД-2, ВПД-3

При этом согласно учебному плану, УП (учебная практика) проводится на  втором курсе, ПП (производственная практика) проводится на 3 и 4 курсе и ПДП (преддипломная практика) - на 4 курсе. (П.7.14 ФГОС)

Для отражения организации процесса практического обучения в СПО в его целостном виде больше всего подходит компоновка материала из разных его подсистем в форму единой таблицы. Именно такую таблицу  мы приводим ниже (табл.3)

Таблица 3

Отработка требований ФГОС и рекомендации ФИРО при проектировании практик в рамках ППССЗ

 Tab 3-3.Goluhvustova pdf.io pdf.io

 

                                                                                                                              

Как мы уже указывали выше, одним из ведущих положений ФГОС является расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведения оценки качества образовании. Этот принцип на практике реализуется в двух направлениях. Первое из них предусматривает согласование содержания договоров  о проведении практик с администрацией базовых учебных заведений, где эти практики организуются. Второе направление участия работодателей реализуется посредством включения их в состав экзаменационных комиссий, осуществляющих контроль результатов обучения по каждому из модулей (п. 8.3 ФГОС).

Обратим своё внимание к преломлению представленных выше документов в процессе организации практического обучения в ГАПОУ НСО НУ(К)ОР. Для оценки эффективности функционирования рассчитаем практикоориентированность учебного процесса в этом ОУ. Согласно «Разъяснениям разработчикам ОПОП о порядке реализации ФГОС НПО и СПО» рекомендуемые значения практикоориентированности для ОПОП СПО (углубленной подготовки) – 50-60%.

Для расчета применим следующую формулу:

              ЛПЗ+ ( УП+ПП+ПДП)+КР

 ПрО   =   ____________________   .  100

                 УНобщ.+(УП+ПП+ПДП)+КР

Где:

ПрО- практикоориентированность;

ЛПЗ- суммарный объём  лабораторных и

практических занятий (в часах);

УП- объём учебной практики (в часах);

ПП- объём производственной практики (в часах);

ПДП- объём преддипломной практики (в часах);

КР- объём часов на курсовую работу (проект);

УНобщ.- суммарный объём общей учебной нагрузки (в часах)

         Результат расчёта практикоориентированности по этой формуле для специальности 49.02.01 «Физическая культура» в НУ(К)ОР  равен 70,59%. Это достаточно высокий показатель. Выявленный нами факт свидетельствует о рациональности организации практического обучения в ГАПОУ НСО НУ(К)ОР.

Рассмотрим содержание и основные принципы построения аттестационного листа как основного документа контроля по учебной и производственной практикам в СПО.

По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики. Аттестационный лист - основной документ подтверждающий  уровень сформированности ПК и ОК. Этот документ должен выдаваться обучающимся на начальном этапе практик. Наличие положительного аттестационного листа, является основанием допуска к экзамену по профессиональному модулю, преддипломной практике и государственной итоговой аттестации. 

Виды аттестационных листов:

-   по учебной практике;
-   по производственной практике (по профилю специальности);
-   по преддипломной практике

     Структура аттестационного листа включает определённый ряд компонентов, среди которых: заглавная часть, оценка сформированности ПК через виды и качество выполненных работ, характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося, через оценку общих компетенций во время учебной практики, заключение.

    Заглавная часть содержит сведения об обучающемся, объем часов практики, период прохождения практики,  сведения об организации (базы практики).

      Оценка сформированности ПК через виды и качество выполненных  работ содержит следующие графы:

- наименование профессиональных компетенций;
- виды работ на учебную и производственную практики (по требованию  уметь и опыт);
- основные показатели оценки результата сформированности ПК;
- оценка (да, нет).
 

Характеристика учебной и профессиональной деятельности  обучающегося через оценку общих компетенций во время учебной практики включает следующие графы:

- наименование общих компетенций;

- основные показатели оценки результата сформированности ОК;

- уровень сформированности ОК ( высокий, средний, низкий).

Заключение аттестационного листа содержит дихотомическую таблицу оценки сформированности ПК и ОК студента, рекомендации студенту.

Аттестационный лист подписывает руководитель практики и ответственное лицо организации - базы практики (директор учебного заведения).

Ниже представлен пример заполненного аттестационного листа по итогам производственной (по профилю специальности) практики студента 4 курса ГАПОУ НСО НУ(К)ОР:

Attestat 7 pdf.io-0         Attestat 7 pdf.io-1

 Attestat 7 pdf.io-2          Attestat 7 pdf.io-3 

Attestat 7 pdf.io-4