СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ГАПОУ АО «АРХАНГЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает, что ключевым фактором роста страны является повышение эффективности национальной экономики, в том числе – за счет обеспечения высокого качества подготовки квалифицированных специалистов.

ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» занимается подготовкой среднего медицинского персонала уже более 140 лет. В настоящее время обучение проводится по нескольким специальностям – Лечебное дело, Сестринское дело, Акушерское дело, Фармация и Лабораторная диагностика. За многолетнюю историю существования колледжа в его стенах подготовлено более 20 000 специалистов, сформированы традиции качественной подготовки.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по укрупнённым группам специальностей Клиническая медицина, Сестринское дело и Фармация предусматривают обязательные требования к обучающимся по наличию практического опыта и обязательные требования к образовательным организациям по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [1-5]. Приобрести практический опыт студенты могут при непосредственном контакте с пациентом или работая на тренажёрах и симуляторах.

При использовании симуляционного обучения определяется ряд преимуществ:

       -  приобретение дополнительного опыта, закрепление полученных ранее профессиональных навыков без риска для пациента, снижения стресса для обучающихся при первых самостоятельных манипуляциях;

 - возможность воссоздать ход реальной ситуации в режиме реального времени и отработать алгоритм действий, в том числе при редких клинических случаях;

      - продолжительность и режим обучения могут варьировать и не зависят от времени работы медицинской организации;

   - возможность отработать взаимодействие в команде;

      - возможность неограниченного повторения упражнения до приемлемой качественной и количественной оценки, выставляемой автоматически компьютером и не зависящей от субъективных факторов;

  - возможность оценить динамику обучения через систему обратной связи.

Симуляция в медицинском образовании сегодня – современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели [6].

Архангельский медицинский колледж с 2008 года оснащен уникальным симуляционным оборудованием, на котором студенты могут отработать манипуляции по уходу за пациентами разного возраста, навыки диагностики и оказания помощи при неотложных состояниях, созданы рабочие места фармацевтов и лаборантов. В 2013 году создан и оборудован кабинет симуляционного обучения для подготовки специалистов в области скорой и неотложной медицинской помощи. Кабинет разделен на несколько зон: имитирована квартира-студия, ванная с туалетом и автомобиль скорой медицинской помощи класса В. Каждая зона оснащена системами видеонаблюдения с трансляцией изображения и звука в кабинет теоретической подготовки, используются цифровые камеры высокого разрешения и микрофоны. Это позволяет детально отслеживать оказание медицинской помощи, выявлять недостатки, в том числе при проведении манипуляций, оценивать выполнение стандартов медицинской помощи. Для разрешения спорных вопросов применяется система записи и последующего воспроизведения, что дает возможность избежать конфликтных ситуаций между преподавателем и студентами, провести взаимную оценку студентами друг друга методом экспертного контроля.

Внедрение симуляционного обучения невозможно без развития информационных технологий. В колледже функционирует несколько компьютерных классов, подключённых к сети Интернет и объединённых в локальную сеть, активно используются электронные образовательные ресурсы, в том числе, компьютерные обучающие программы и программы компьютерного тестирования: мультимедийные обучающие системы «Сестринское дело в педиатрии» и «Сестринское дело в хирургии»; программы «ИнфоАптека3» (Касса, Склад), «R+» (выписка рецептов), «Иммунизация населения», «Диспансеризация», «Медицинская статистика»,  медицинская информационная система «Комплекс программных средств «Система автоматизации медико-страхового обслуживания населения» (КПС «САМСОН»).

В 2016 году в колледже проведена модернизация: увеличена площадь симуляционных кабинетов, помещения оснащены современными манекенами-симуляторами пациентов различных возрастных групп, позволяющими отрабатывать различные практические навыки, современной лабораторной техникой, а также виртуальными симуляторами, профессиональной системой видеонаблюдения и аудио контроля. Созданный симуляционный центр является мультидисциплинарным. Разработана программа симуляционного обучения в Архангельском медицинском колледже.

Ресурс симуляционного центра широко используется и в профориентационной работа со школьниками. В симуляционных кабинетах каждый потенциальный абитуриент может ощутить себя специалистом со средним медицинским или фармацевтическим образованием и сделать профессиональный выбор.

В ГАПОУ АО «Архангельский медицинский колледж» с 2016 года стало традицией проводить областные конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональныхобразовательных организаций Архангельской области по специальностям Лечебное дело, Сестринское дело, Лабораторная диагностика и Фармация. Организаторами выступают Министерство здравоохранения и Министерство образования и науки Архангельской области. Жюри конкурса – потенциальные работодатели, представители скорой медицинской помощи ведущих больниц и ФАПов Архангельской области, главные медицинские сестры Архангельска, Северодвинска, специалисты аптечных организаций Архангельска, а также опытные сотрудники медицинских лабораторий. Выполнение практических заданий конкурсов по всем специальностям проходит в условиях мультидисциплинарного симуляционного центра Архангельского медицинского колледжа. Для оценки практических манипуляций используется методика стандартизированного пациента (пациентами были студенты колледжа, которые скрупулезно изучили заболевания и, как актеры, сыграли роль больного) и чек-листы [6].  Победителями конкурсов по всем специальностям ежегодно становятся студенты Архангельского медицинского колледжа, что подтверждает, высокий уровень образования будущих специалистов. С 2018 года в соревновательную часть открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) Архангельской области включена компетенция «Медицинский и социальный уход». Студенты нашего колледжа приняли активное участие в чемпионате по данной компетенции и показали высокие результаты – в прошлом году заняли призовое место, а в 2019 году одержали победу! Выйти на такой уровень подготовки обучающихся было бы невозможно, если бы в колледже не было современного симуляционного центра, в котором охотно занимаются и получают уникальный опыт студенты.

В июне 2018 года все выпускники колледжа успешно прошли процедуру первичной профессиональной аккредитации и подтвердили высокий уровень подготовки. Свои практические навыки будущие медицинские работники демонстрировали на симуляторах, поскольку именно симуляционные технологии позволяют реализовать принцип «Докажи, что знаешь, покажи, что умеешь!»

Список литературы:

1.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 501.

2.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармация: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 502.

3.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 514.

4.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 969.

5.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика: Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 970.

6.    Симуляционное обучение в медицине /ред.: проф. А.А. Свистунов – Москва: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013 – 228 с.